Консультация для родителей "Плоскостопие"
консультация

Дресвянникова Рамиля Накибовна

Плоскостопие — неприятный и довольно опасный диагноз, который нельзя игнорировать. Такой дефект становится причиной нарушений походки, осанки, к негативным изменениям в позвоночном столбе и массе других патологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ploskostopie.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Мне хотелось бы обратить ваше внимание на такое заболевание стопы, как плоскостопие.

В последнее время у детей дошкольного возраста все чаще встречается плоскостопие, а родители нередко проявляют достаточно легкомысленное отношение к этому заболеванию. Многие родители ошибочно думают, что плоскостопие не представляет серьезной угрозы здоровью ребенка, и даже не считают его заболеванием. Такие родители не воспринимают всерьез жалобы малыша на усталость и боли в ногах или спине, считают их просто капризами, не считают необходимым показать ребенка ортопеду.  Однако при кажущейся «безобидности» плоскостопие отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка и может привести к различным тяжелым заболеваниям. Стопа—это опора, фундамент всего организма. Изменение формы стопы вызывает повышенную утомляемость и боль при ходьбе, провоцирует «встряску» костей нижнего отдела позвоночника, поэтому очень часто оно является причиной нарушений осанки. Плоскостопие может полностью нарушить амортизацию стопы, в результате вся нагрузка при ходьбе придется на голень и тазобедренный сустав, что в дальнейшем может привести к развитию артроза.

Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки и т.д. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли; они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии.

Активное формирование функции опорно-двигательного аппарата ребенка происходит до 6 лет. После этого плоскостопие вылечить намного сложнее. Именно по этой причине так важно проводить профилактику плоскостопия у дошкольников. С того момента когда ребенок начинает вставать на ножки, необходимо укреплять мышечно-связочный аппарат голени и стопы, воспитывать навык правильной ходьбы (не разводя носков). Поэтому профилактика плоскостопия и своевременное обнаружение уплощения стопы чрезвычайно важны в период роста и развития опорно-двигательной системы организма.

Ученые установили, что у детей, проживающих в городе, плоскостопие развивается в 3 раза чаще, чем у деревенских детей, имеющих возможность и привычку хождения босиком.

Поэтому для правильного формирования стопы рекомендуется хоть изредка давать возможность ребенку ходить босиком по траве, песку, мелкому гравию (гальке).  Дома можно тренировать развивающуюся стопу хождением малыша в носках по рассыпанному гороху.

Для правильного формирования стопы имеет значение нагрузка на нее: при малой двигательной активности ребенка вероятность развития плоскостопия выше. Это особенно важно в настоящее время, когда дети с малых лет «привязываются» к компьютеру, телевизору и очень мало времени проводят на улице. В итоге формируется не только плоскостопие, но и нарушение осанки.

Не менее важное значение для профилактики возникновения плоскостопия имеет обувь ребенка: она должна иметь небольшой каблучок (0,5 см), мягкий супинатор и жесткий задник. Ребенок не должен донашивать обувь других детей, так как в разношенной обуви неправильно распределяется нагрузка на стопу. «Неправильной» является не только очень плоская (совсем без каблука) обувь, но и слишком узкая или слишком широкая обувь.

Для предупреждения плоскостопия немаловажно правильное питание ребенка, с достаточным содержанием в продуктах кальция, фосфора, витамина D.

Даже если у малыша правильно сформировалась стопа, то ребенку не гарантировано отсутствие плоскостопия в дальнейшем. В некоторых случаях заболевание не выявляется в дошкольном возрасте и продолжает прогрессировать; выявляют его в подростковом возрасте и даже позже.

Родители могут заподозрить развитие плоскостопия у ребенка по таким признакам:

  • при ходьбе ребенок «косолапит»: ступни заворачивает внутрь, тогда как стопы должны располагаться у ребенка при ходьбе параллельно;
  • ребенок наступает при ходьбе на внутренние края стоп;
  • жалобы ребенка на усталость при ходьбе, боль в спине и ногах, отказ от  длительной ходьбы; выраженность жалоб с возрастом ребенка нарастает;
  • неравномерное стаптывание каблуков обуви (больше с внутренней стороны) у детей  после 5 лет.

При обнаружении у ребенка любого из этих проявлений следует получить консультацию ортопеда.

Более наглядным является такой тест на плоскостопие: подошвенную поверхность стоп ребенка смазывают краской или маслом и ставят его на лист бумаги (ножки должны быть прямые и сомкнутые).   Затем поднимают ребенка и рассматривают отпечатанный рисунок.   Если он имеет форму фасоли – свод стопы правильный, если же вся стопа широко отпечаталась, надо обращаться к ортопеду. Тест этот применим только к детям старше 5-6 лет, когда стопа уже сформирована.

Ортопед обычно также использует метод плантографии – изучение отпечатка стоп на листке бумаги после смазывания подошв специальным раствором.

По достижению ребенком 5-летнего возраста необходим обязательный осмотр ортопеда,  даже если никаких жалоб нет.

Предлагаем вам упражнения и игры для профилактики плоскостопия, которые можно выполнять с ребенком дома. Эти упражнения проводятся босиком в комфортной для ребёнка обстановке и не требуют использования специфического оборудования. 

Упражнения для профилактики плоскостопия

(стихи для упражнений и игр написаны С.В. Силантьевой)

  • «Ежик»

И.п. — сед на ковре или стуле, под правой стопой массажный мяч любого диаметра, спина прямая.

Этот мячик так хорош! (Катать стопой мяч вперед-назад.)

Он на ежика похож.

Буду ножки укреплять (катать мяч стопой по кругу) —

Мячик ножками катать. Выполнить то же другой ногой.

  • «Лягушата»

И.п. — сед на ковре, ноги согнуть, стопа упирается в стопу, руки на колени, спина прямая.

Жили-были лягушата (руками надавливать на колени и соединять колени вместе). Озорные, как ребята.

Они лапки разминали (упор руками сзади в пол; скользя внешней стороной стоп, разгибать и сгибать ноги). Силу лапок показали.

Могли комариков поймать (приподнять ноги, похлопать стопами):

Раз, два, три, четыре, пять!

  • «Корова»

И.п. — сидя на стуле или кровати, хват руками за край, спина прямая.

У нашей коровы ножки открыты.

Вместо сапог у коровы копыта. (По очереди ставить ноги вперед на пятки.) По лужам шагает смело всегда,

Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед-назад.)

  • «Переложи платок!»

И.п. — сед, ноги врозь, упор руками сзади, спина прямая.

Я платок возьму ногой (захватить платок правой стопой),

Поднесу его к другой. (Медленно перенести его к левой ноге.) Я несу платок, не сплю. Коврик я не зацеплю. Выполнить то же другой ногой.

  • «Йог»

И.п. — сед, ноги скрестно, правая нога сверху, руки на коленях, спина прямая, глаза закрыты.

Ноги скрестно мы сидели (надавливать на колени),

Но не пили и не ели. Спинки ровно мы держали (плечи назад, вытянуться вверх). И о чем-то все мечтали. Повторить упражнение, сменив ноги.

  • «Мои ножки»

И.п. — сед на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.

Эта ножка танцует. (Носочком правой ноги начертить кружок.)

Эта ножка рисует. (То же левой ногой.) Раз, два, три, четыре, пять! (Повторить правой и левой ногой.) Нарисуй кружок опять.

  • «Упрямцы»

И.п. — сед на ковре, упор сзади, согнуть ноги, соединить стопы, спина прямая. Встретились два козленка, Два упрямых ребенка. (Приподнять ноги, давить стопами друг в друга.) Бодались, бодались, Сражались, сражались... Потом они устали. Играть вместе стали. (Опустить ноги, выпрямить, отдохнуть.)

  • «Нарисуй ногами!»

И.п. — сед на стуле или кровати, упор руками о сиденье, спина прямая. Нарисуем мы ногами , как художники, руками. (Рисовать то правым, то левым носочком небольшие картинки в воздухе.) Это высший класс! Получается у нас.

  • «Гармошка»

И.п. — то же, на полу перед ногами расстелена простынка.

Соберу простынку ножкой. Словно ребрышки гармошки. (Собрать правой стопой простынку.) Разглажу быстро стопой. И соберу другой ногой. (Разгладить простынку, удерживая край.)

Игры для профилактики плоскостопия

  • «Мы походим»

Мы походим на носках,

А потом на пятках,

Мы идем, как ребятишки

И как косолапый мишка.

Для игры можно использовать дорожки.

  • «Ча-ча-ча»

Ребенок идет чередуя обычную ходьбу и ходьбу на носках. Ча-ча-ча! (Обычная ходьба.) Печка очень горяча! (Ходьба на носках.) Чи-чи-чи! (И т.д.) Печет печка калачи! Чу-чу-чу!

Будет всем по калачу! Чо-чо-чо! Осторожно, горячо!

Для игры можно использовать дорожки.

  •  «Кузнечик»

Ребенок прыгает на носке одной ноги, на каждую строчку меняя ноги. Кузнечик прыг да скок

С травинки на цветок.

С цветка на землю вмиг.

И снова скок да прыг.

«Трясина»

Ребенок  идет по дорожке, не разводя носков (можно выложенной шнурами, по следам).

Здесь глубокая трясина,

Вся вода покрыта тиной.

Есть лишь узкая дорожка.

Я шагаю понемножку.

Осторожненько пойду

И трясину перейду.

  •  «Собери ногами!»

По комнате раскладывают мелкие предметы (части конструктора, пробки, желуди). ребенку дают коробку. Он ходит по комнате, захватывает стопами предметы и собирает их в коробку.

Захвачу предмет стопой

И возьму его с собой:

Я несу, за ним слежу,

И в коробку положу.

  • «Зоопарк»

Ребенку  предлагают отправиться в зоопарк и изобразить, как ходят различные животные. Например: утки — ходьба на пятках, жираф — поднять руки вверх (шея жирафа) и идти, вытягиваясь вверх и т.д. Для игры можно использовать дорожки.

  •  «Сидячий футбол»

Эта игра выполняется в паре. Необходимо  сесть друг напротив друга, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу, упор руками сзади в пол. Взять  мяч диаметром 20 см. Ловить  мяч руками, а толкать друг другу двумя ногами или одной (то правой, то левой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....