Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников
статья (подготовительная группа)

Борисова Надежда Сергеевна

Русские народные игры в физическом воспитании дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya_narodnye_igry.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны: игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.

Русские народные подвижные игры - это наше богатство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Особенно популярны были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.

         Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.  А. П. Усова, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей.  Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.         

В течение долгого времени игры по традиции передавались в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. Русская народная игра — это наша историческая память. По словам А. В. Луначарского «Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры».

 В жизни Древней Руси различные игры и игрища, как составные части народных и храмовых праздников, занимали видное место. В празднествах участвовали люди всех возрастов, но особенная роль отводилась детям, они были самыми активными их участниками. На Святках они ходили славить Христа, поздравляли соседей колядной песней, и в конце зимы встречали и провожали Масленицу. Ребятишек посылали с Первовы печёнными блинами на огород, где они, скача верхом на кочерге, кричали: «Прощай, зима счастливая! Приходи, лето красное!» Вместе со взрослыми дети взбирались на крыши построек, на деревья и заклинали птиц.

Наблюдая жизнь взрослых, дети в своих играх часто имитировали календарные и семейные обряды, исполняли при этом соответствующие песни. Мальчишки и девчонки любили вместе со взрослыми приходить на вечерки, собирались на деревенской улице, за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; с песнями катались на лошадях.

Во всех народных играх проявлялась любовь русского человека к веселью, удальству. Так подвижная игра перешла от взрослых к детям. Однако игру не следует рассматривать только как средство развлечения. Игра— это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

         Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.  В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.

Целью моей работы является использование русских народных игр в процессе физического воспитания дошкольников.

Подвижные игры, собраны из множества источников. Они достаточно разные по своему содержанию, тематике и организации игры; отличаются свободой применения игровых движений, большими возможностями для проявления инициативы и творчества в двигательной сфере. Существующие в этих играх правила регламентируют не только движения, но и структуру игры в целом. В каждой игре есть установка на достижение результата. Даже в такой незамысловатой игре, как пятнашки, дети бегают не ради простого удовольствия от процесса бегания. У каждого играющего есть своя цель. Она-то и ориентирует его на достижение определенных результатов. Игры отличаются богатством интеллектуального содержания, требуют от играющих внимания, сообразительности, волевого напряжения. А сколько новых впечатлений черпают дети в народной игре! Дети спрятались, а ищет их «палочка-застука», играя, они встречают «дедушку Пыхто», узнают, кто же такие кум и кума. Да и водящих, оказывается, называют по-разному. В одной игре — это «юлушка-юла»; в другой — «квасик-торгасик», а в третьей — «огарышек»! В играх есть дразнилки, поддевки-остроты. Перед началом или по ходу игры дети нараспев произносят прибаутки, все вместе поют детские песенки. В прибаутках о ком только не узнаешь и кого только не встретишь! Что ни прибаутка, то яркая и динамичная сценка в действии! Вот дети глядят и дивятся, как летят «кокушки» (кукушки), вместе с бабушкой Ульяной едут на базар, просят Иванушку-братца «состроить» избушку, рассказывают Назару, какой он должен купить им сарафан. Все прибаутки, дразнилки, считалки и песенки отличаются ритмичностью.

Каждая игра, практически начинается с выбора водящего и проходит с помощью считалки. В народных считалках особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение трудом рук человеческих, как нигде сохранились особенные черты характера. Дети очень быстро запоминаются веселые, шутливые стихи — считалки, например, «Раз, два, три, четыре, пять нам друзей не сосчитать! А без друга в жизни туго, Выходи скорее из круга!», «Петушок, петушок, Покажи свой кожушок. Сколько перышек на нем? Раз, два, три, четыре, пять невозможно сосчитать.»   

Русские народные игры я разделила на четыре раздела.

Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе, к животному миру. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Серый волк», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки”» «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо», «Хромая лиса», «Филин и пташки», «Лягушата»,  «Зайки и ежи», «Лисички и курочки», «Хромой цыпленок», «Кот и мыши», «Оса» и др.

С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел – «Быт русского народа», в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят народные игры: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись рыбка», «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи» и др.

С большим интересом современные дошкольники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: «Бабки», «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Палочка-выручалочка», «Лапта», «Ляпки», «Пятнашки», «Третий – лишний», «Кто первый?», «Чижик», «Чехарда», «Кто вперед возьмёт флажок? «Отгадай, чей голосок», «Веревочка под ногами» и др.

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Тяни за булавы», «Борющаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Кто первый возьмёт флажок?», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг», «Кто первый?», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и др.

Русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству. В игре удовлетворяется потребность в действии, закладывается стремление преодолевать неудачи, радоваться успеху, умение постоять за себя, чувство справедливости.  

Народные игры, используемые как на занятиях, так и в самостоятельной игровой деятельности дошкольников способствуют формированию у детей устойчивого интереса к физкультурной деятельности, что проявляется в высокой активности дошкольников в процессе игровых действий, включении народных игр в повседневную деятельность. С их помощью развиваются физические качества, прежде всего быстрота и ловкость, закрепляются и совершенствуются двигательные навыки и умения. В играх заключён залог полноценной духовной жизни в будущем. Не играющий в детстве ребенок, став взрослым, не сможет полностью реализовать свой человеческий потенциал. Главная забота родителей заключается в том, чтобы игры развивали в детях не простое стремление к получению удовольствия, а помогали ему ощущать, воспринимать и творчески отображать мир в своей игровой деятельности, учили ребенка всматриваться в жизнь.

Литература

1. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - с. 61-64.

2. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. - 256 с.

3. Гусарова Л. Развитие движений детей 3-4 лет / Дошкольное воспитание. - 1994. - № 1. - с. 19-22.

4. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 4. - с. 10-14.

5. Пищикова Н. Занятия-игры по физической культуре в летнее время / Дошкольное воспитание. - 2004. - № 6. - с. 30-41.

6. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры. Спб.: Речь, 2011. - 184 с.

7. Кенеман А.В., ОсокинаТ.И. Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение; Владос, 1995. - 224 с.,

8. Ушинский К.Д. Педагогика. Избранные работы – Москва, Издательство Юрист, 2019г – 258с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"

Консультация для родителей поможет осознать им важность воспитания у детей активности, сноровки, инициативы с пощью русских народных подвижных игр....

"Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольника"(консультация для родителей).

Консультация для родителей в ДОУ по физической культуре "Русские на родные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"....

Статья. Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

В статье раскрыто значение народных подвижных игр в развитии дошкольников....

"Русские народные подвижные игры в физическом воспитании детей"

В играх заключен залог полноценной духовной жизни в будущем. Не играющий в детстве ребенок, став взрослым, не сможет полностью реализовать свой человеческий потенциал.Главная забота родителей заключае...

Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны: игры с игрушками, игры с движениями, и...