Картотека игр по здоровьесбережению для детей 2-3 лет.
картотека (младшая группа)

Осипова Надежда Евгеньевна

Картотека игр по здоровьесбережению для детей 2-3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopilka.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по здоровьесбережению для детей 2-3 лет.

Здоровьесберегающие технологии – это разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.                

Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.

Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет.

Развитие мелкой моторики рук имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка и имеет большое значение. Положительные моменты гимнастики - это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи. Значительное взаимодействие этих зон играет большую роль в возрасте от 0 до 3 лет, когда идет активное формирование речи ребенка поэтому заниматься с ребенком необходимо с младенчества. Сгибая-разгибая пальчики с ребенком, массируя кисти рук, выполняя различного вида движения, мы посылаем импульсы в речевые центры. 

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук

Задачи:

- развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

- совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в пространстве.

- совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.

- совершенствовать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи.

- совершенствовать произвольное внимание, зрительную память,воображение.

Пальчики просыпаются.
Утром встали пальчики - маленькие мальчики
Друг другу обрадовались, Здороваться начали.
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….
(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)
Мышки спрятались.
(Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак- норку).
Один, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять!

Семья.
Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

Пальчики.
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков.
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний.
Палец безымянный - с колечком ходит чванный,

Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.
Усложнённые игры:

Репка.

Слова Действия.

Репку мы сажали

(понарошку роем своими руками лунку на ладони ребёнка)

Репку поливали

(его ручкой изображаем будто вода льется из лейки)

Вырастала репка

(выпрямляем его пальчики по очереди)

Хороша и крепка!

(цепляем свои пальцы за ручку малыша и тянем каждый в свою сторону)

Вытянуть не можем!

Кто же нам поможет?

Тянем - потянем, тянем - потянем. Ух!

(расцепляем руки и трясем кистями).

 Колобок.

Я, колобок, колобок,

(катают в руках воображаемый колобок)

По сусекам скребен,

(правой ладонью скребут по левой ладони)

По амбару метен,

(имитируют подметание пола)

На сметане мешан,

(делают круговые движения кистью правой руки)

В печку сажен,

(показывают обе руки, вытянутые вперед)

На окошке стужен.

(рисуют руками окошко)

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел.

(перебирают указательным и средним пальцем

Теремок.

На полянке теремок

(ладошки соединяем домиком)

дверь закрыта на замок

(пальцы сомкнуты в "замок")

Из трубы идет дымок

(сомкнуть пальцы в колечки)

вокруг терема забор

(руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)

чтобы не забрался вор.

тук-тук-тук

тук-тук-тук

(кулачок стучит по ладони)

Открывайте, я ваш друг!

(Руки развести в стороны)

Курочка Ряба.

Курочка Ряба, бабе и деду

Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)

Били яичко и баба, и дед

Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)

Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)

Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)

Плакали горько баба и дед («Колечки»)

Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)

С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)

Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)

Машина каша.

Маша каши наварила (указательным пальцем правой руки «мешают» кашу в левой ладошке).

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку.( загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название посуды.)

Жучке – в плошку

А коту – в большую ложку

В миску курицам, цыплятам,

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла ( разжимают пальцы).

Все до крошки раздала (сдувают воображаемые крошки с ладони).

Коровушка.

Дай молока, Коровушка, (дети показывают, как доят коровку).

Хоть капельку – на донышке.

Ждут тебя телятки (из пальчиков делают рожки).

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку (загибают пальцы).

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем даёт здоровье (снова доят).

Молоко коровье.

Новый дом.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (ударяют кулачок о кулачок)

Молоток бери, мой друг!

Мы построим новый дом, (руки над головой)

Есть окошко в доме том. (руки рисуют квадрат)

Есть еще одно, повыше, (складывают пальцы треугольником)

Есть труба вверху на крыше. (кулак, большой палец вверх)

Дом готов, зовем гостей: (руки вперед)

«Приходите, поскорей!» (приглашающий жест руками)

Здравствуй.

Здравствуй, солнце золотое! 
Здравствуй, небо голубое! 
Здравствуй, вольный ветерок, 
Здравствуй, маленький дубок! 
Мы живем в одном краю — 
Всех я вас приветствую!
(Т. Сикачева)

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Улитка.

У улитки-крошки 
Подрастают рожки. 
Научу ее ходить, 
Если будут ножки.
Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улит ка» шевелит «усиками».

Белка
(по мотивам народной песенки)
(поглаживаем руку, расправляя кулачок)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.

Кольцо

Выйду на крылечко,
Вынесу колечко. 
Я его вместо игрушки 
Подарить хочу Валюшке.
(Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны).

Зайчик и колечко.

Прыгнул заинька с крылечка 
И в траве нашел колечко. 
А колечко непростое — 
Блестит, словно золотое.
Упражнение основано на  переходе из одной позиции в другую:

а) пальцы — в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
б) большой   и  указательный   пальцы  соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

Очки

Что стряслось у тети Вали?

У нее очки пропали! 
Нет очков у тети Вали — 
Очевидно, их украли!
(С. Михалков)
Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.

Стульчик

Стульчик ты из рук сложи 
И детишкам покажи.
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно па счет «раз», «два».

Флажок

Горит на солнышке 
Флажок, 
Как будто я Огонь зажег.
(А. Барто)

Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

Домик

Дом мы строим 
Выше, выше! 
Есть окошки в нем 
И крыша.
Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».

Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2-3 лет.

Артикуляционная гимнастика − комплекс специальных упражнений, помогающих развивать мышцы речевого аппарата. Вводить занятия можно начиная с 2 лет, когда у ребенка возникает потребность в общении, обогащении словарного запаса. Артикуляционная гимнастика для детей необходима, так как укрепляет мышцы, стимулирует полноценные, правильные движения основными органами, участвующими в говорении (губы, язык, челюсти). Систематическая артикуляционная гимнастика помогает малышу раньше освоить сложные звуки, слова, стимулирует говорение.

Цель упражнений на развитие артикуляции:

- усилить кровообращение в органах, участвующих в говорении;

- тренировать четкость произношения звуков;

- развивать гибкость языка, губ, щек, челюстей;

- подготовить артикуляционный аппарат к произношению отдельных, сложных звуков;

- обогатить словарный запас детей и кругозор.

Упражнения для развития мышц губ:

1.«Улыбнись маме»
Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).

Сами покажите, как нужно улыбаться.
Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.
В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку. Обычно эта игра очень веселит ребят.
2. «Поцелуй маму»
Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!
После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.

Упражнение для щёк «Воздушный шарик».

Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»
Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!
Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.

Упражнения для языка:

1. «Домик для язычка».
Попросите кроху широко открыть рот, показать пасть крокодила.
Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.
Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот

Убираем язычок, рот закрываем.
Следует повторить упражнение 3-5 раз.
2. «Накажем непослушный язычок».
Попросим малыша приоткрыть ротик.
Теперь высовываем язычок
И покусаем его слегка зубками.
3. «Игра с ложечкой» (на развитие чувствительности языка)
Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.

Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.
Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем при¬коснитесь ею к язычку малыша.
Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холод¬ная?». Пусть ответит, как может. Если трудно, назовите нужное слово сами: «Теплая».
Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»

4. «Часики».
Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.
Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.

5. «Горка».
Покажите картинку со снежной крутой горой.
Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в десну за нижними зубами, язык выгните «горкой».
Теперь пробует малыш. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд.
Если язычок беспокойно вертится во рту, помогите ему: прижмите слегка черенком чайной ложки, погладьте. Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай ложечку. Догони ее язычком и не отпускай». Малыш должен упереться в ложечку язычком и держать это положение 5-7 секунд.
Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.

6. «Лопатка».
Покажите малышу картинку с лопатой.
Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.
Теперь пробует малыш.
Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.

7. «Зайчик на ниточке»
Подготовьте: шарик диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например зайчика. Проденьте в дырочку нитку, завяжите.
Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел.
Малыш широко открывает рот и кончиком языка толкает зайчика так, чтобы тот «прыгал».
Теперь наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко по ней скользил.
Язычок малыша совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки к другой.

8. «Снежинки»
Подготовьте; кусочки белой ваты.
Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.
Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!
Сдувайте вату короткими сериями выдохов.
Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.

Гимнастика после сна для детей 2-3 лет.

Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой.

Цель: способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна.
Задачи:

- увеличить тонус нервной системы;

- укрепить мышечный тонус;

- способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;

- способствовать профилактике простудных заболеваний;

- развитие физических навыков;

- сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.

Комплекс №1: «Потягушки».

1.В кроватях

Потягунюшки-потягунюшки!

Поперек-толстунюшки,

А в ножки ходунюшки,

А в ручки хватунюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

(упражнение на сжимание и разжимание пальцев рук)

В прятки пальчики играли

И головки убирали-

Так, так и вот так,

И головки убирали.

2.Возле кроватей

Ходьба

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Качаем головой.

Комплекс №2: «Кошечка»

В кровати

1.«Потягивание»

Наша кошечка проснулась,

Потянулась, оглянулась,

С боку на бок повернулась-

Тете…(имя воспитателя) улыбнулась.

2.Сгибание-разгибание кистей рук

Есть у кошки лапки,

Лапки, цап-царапки.

3.Поочередное поднимание ног, поглаживание их руками.

Сшили нашей кошке

Красные сапожки.

Воле кроватей

Вы шагайте, топайте

По лужицам и шлепайте.

В грязь не заходите,

Сапожки не мочите.

Комплекс№ 3: «Весёлый жук».

В кроватях

1.«Потягивание»

По дороге жук, жук,

По дороге черный.

Посмотрите на него-

Вот какой проворный!

2.Лёжа на спине, круговые движения ногами.(Звуковое сопровождение

«ж-ж-ж»)

Он на спинку упал,

Лапками задрыгал,

Крылышками замахал,

Весело запрыгал.

3.«Качалочка»: лежа на спине, подтянуть за колени ноги к животу, раскачиваться с боку на бок.

Возле кроватей

Ходьба по «дорожке здоровья».

Комплекс №4: «Заинька-зайка»

1.«Потягушки»

Это кто уже проснулся?

(Потереть глазки кулачками).

Кто так сладко потянулся?

(Потянуться , подняв руки вверх)

Потягушки-потягушки

(Потянуться вверх одной рукой, другой).

От носочков до макушки

(Присесть , показывая носочки).

Уж мы тянемся –потянемся,

(Потянуться вверх одной рукой, другой).

Маленькими не останемся,

(Движение пальчиком из стороны в сторону).

Вот уже растём, растём…

(Из положения приседа постепенно вставать, поднимая руки вверх).

Возле кроватей

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так!

(Дети присаживаются на корточки и покачивают головой)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапоньки погреть.

 Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

(Хлопают в ладоши).

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать:

Скок-скок, скок-скок!

(Прыгают на обеих ногах).

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг -и ускакал.

(Убегают по ребристой дорожке из спальни).

Комплекс №5: «Мишка косолапый».

В кроватях

1.«Потягивание»

Потягушки, потянулись!

Поскорей, скорей проснулись

(Дети поднимают руки вверх в положении лёжа).

День настал давным-давно,

Он стучит в твое окно.

(Поднимают ноги вверх в положении лёжа).

2.Возле кроватей

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает, песенку поёт.

(Ходьба и бег под музыку)

Вдруг упала шишка

Прямо мишке в лоб!

Мишка рассердился

И ногою топ!

(Прыжки на обеих ногах).

Комплекс № 6: «Петушки».

В кроватях

1.«Побудка»

Кто там спит в постели сладко?

Всем давно пора вставать.

Все пойдете на зарядку,

А потом со мной гулять.

«Погреем крылышки на солнышке».

 И.п.-лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх со словом «погреем», опустить.

«Спрячь ножки».

И.п.-лежа на спине. Ноги поднять вверх ословами «спрячь ножки» опустить на кровать.

Самомассаж головы.

Петя, петя, петушок-

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь, голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Возле кроватей.

Ходьба.

Вот шагает петушок-

Золотистый гребешок.

Он цыпляток догоняет

И в курятник загоняет.

Комплекс №7: «Лягушки»

В кроватях

1.«Потягивание»

Упражнение на расслабление мышц лица «Лягушка»: показать движение губ, соответствующее артикуляции звука «и».

Мы- весёлые лягушки.

Тянем губы прямо к ушкам!

2.Возле кроватей

«Лягушки-попрыгушки»

Мы лягушки-попрыгушки,

Неразлучные подржки

(Подняться на носки, потянуться, сделать полуприсед).

Животы зелёные,

С детства закалённые

(Повороты в стороны).

Мы не хнычем, мы не плачем

(Наклоны в стороны)

Целый день по лужам скачем,

Спортом занимаемся!

(Прыжки на месте).

Ходьба по «дорожке здоровья».

Комплекс №8: «Мышки».

В кроватях

1.«Потягивание»

Дети совершают движения в соответствии с текстом.

Мышки глазки открывали

И зарядку начинали:

Мышки лапки поднимали,

А потом их опускали.

И сгибали быстро ножки,

Словно мчались по дорожке.

А потом тренировались:

На животике качались.

2.Возле кроватей

Дружно мышки все вставали,

Ловко прыгать начинали.

(Прыжки на обеих ногах).

Мышки, мышки, поспешите:

Ножками потопочите,

(Ходьба на месте с поворотом головы влево-вправо)

Друг на друга посмотрите

И опять потопочите.

Ходьба по «дорожке здоровья».

Мышки низко приседают

И по камешкам шагают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по здоровьесбережению для детей младшего дошкольного возраста

Систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память....

Картотека дидактических игр по здоровьесбережению для детей старшего дошкольного возраста.

Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укреления.  Этому искусству и должно уделяться как можно больше...

Картотека дидактических игр по здоровьесбережению для детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС в ДО.

Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащени...

Картотека дидактических игр по здоровьесбережению для детей

приучение к здоровому образу жизни, соблюдению режима дняполучение представления о человеческом теле, его работе и потребностяхзнакомство с гигиеническими правилами, приучение к чистоте и опрятностифо...

Картотека дидактических игр по здоровьесбережению для детей раннего возраста

Систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни...

Картотека бесед по здоровьесбережению для детей старшего возраста

Способствовать формированию у детей представлений о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....