Консультация для родителей "10 упражнений для восстановления психического и физического здоровья младших дошкольников"
консультация (младшая группа)

Кульшина Татьяна Васильевна

Как восстановить психическое и физическое здоровье младших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

10 упражнений для укрепления психического здоровья      ребенка

В наше время на подрастающее поколение действует много внешних возбуждающих факторов, которые отрицательно влияют на его развитии. В результате у детей возникают проблемы с поведением, учебой, нарушаются отношения с родителями и сверстниками. Они начинают отставать в развитии речи, письма и счета.

Такая нежелательная тенденция прослеживается и в детских садах, и в школах. Что же нужно делать родителям для укрепления психического здоровья ребенка?

Ученые и практикующие врачи спорят о причинах возникновения и способах коррекции психического онтогенеза - индивидуального развития организма.

Традиционно в таких случаях начинают с мер психологического и педагогического характера. Затем с помощью врачей переходят к медицинским средствам - лекарствам, массажу, иглорефлексотерапии, сенсомоторике и т. д.

На сегодняшний день главным направлением в работе считается всё-таки лечение движением.

Для этого используются упражнения из цигун, йоги, у-шу, традиционной лечебной гимнастики, кинезиотерапии. Внешне для неискушенного взгляда они, возможно, похожи. В действительности дополняют друг друга. У каждой своя цель и теоретическая база.

В 90-е годы XX-го века отечественным нейропсихологом А.В. Семеновичем был создан метод замещающего онтогенеза. В настоящее время он успешно применяется во многих специализированных центрах коррекции здоровья. Говоря обыденным языком, основная его цель - развитие полноценного психического статуса ребенка.

В него входит комплекс упражнений, который выполняется в положении на спине, сидя и на четвереньках. При этом получают необходимую нагрузку все уровни реагирования нервной системы. Максимальный успех достигается при каждодневном выполнении комплексов - не только во врачебном кабинете, но и дома совместно с родителями.

Ниже приводится описание упражнений из такого комплекса.1. Массаж

Массажные движения применяются для улучшения кровообращения, повышения возбудимости, сократимости и эластичности нервно - мышечного аппарата. В данном случае применяется не лечебный, а доступный всем гигиенический массаж - растирание лица, ушек, пальцев.

2. Дыхательные упражнения

Улучшают насыщение крови кислородом, положительно влияют на укрепление здоровья и улучшение самочувствия. Успокаивают нервную систему ребенка и усиливают концентрацию его внимания.

Вначале упражнения ребенку предлагается просто дышать. На вдохе распускаем мышцы живота, на выдохе "сдуваемся". Далее паузы между вдохом - выдохом увеличиваются. Возрастает длительность последнего. Этому очень помогает одновременное проговаривание гласных звуков.

Не всегда дети могут соразмерить ритм дыхания и других движений. Поэтому вместе с нагрузкой на мышцы живота предлагаются движения на одновременное выполнение жестов ногой или рукой.

3. Следующий вид упражнений - на напряжение - расслабление и сжатие - растяжение. Они очень важны для нормального тонуса. Любое отклонение в состоянии мышц от нормы может являться как причиной, так и следствием эмоциональных и соматических проблем.

4. Тренировка равновесия

Именно способность удерживать равновесие высвободила руки человеку и сделала его творцом. При его удержании работает вся опорно - двигательная система и требуется определенная зрелость нервной системы.

Поэтому эти упражнения даются гораздо труднее других. Так как в норме движения и вертикальная установка туловища формируются в направлении от головы к ногам, уже в положении лежа начинается тренировка контроля головы.

Здесь ребенку особенно важно почувствовать свое тело, убрать зажимы из шеи и плеч.

5. Разбитие синкинезий (сопутствующих движений)

Синкинезии встречаются довольно часто. Например, ребенок пишет и помогает себе языком. Их проявление говорит о незрелости нервной и двигательной системы. Они излишне энергозатратны для организма.

Вообще, при выполнении любого упражнения нужно сознательно убирать лишние движения, которые не способствуют достижению результата.

6. Развитие мелкой моторики

Важность этого способа для укрепления нервной системы ребенка переоценить невозможно. Дети любят эти упражнения больше всего, поскольку здесь есть возможность поиграть.

Очень популярна игра "ДА-НЕТ", когда надо ответить движением одного пальца. Остальные при этом нужно придерживать.

Самое большое внимание уделяется работе большого пальца. Важна степень его отведения и амплитуда движений. Аналогичных движений существует много. От повторения поз до сложных манипуляций с карандашом.

Выполнению этих упражнений обязательно должно предшествовать растирание и разогрев кисти.

7. Глазодвигательные упражнения

Одни из самых трудных. Уже лежа на спине начинается слежение за предметом. Сначала в направлении вверх - вниз, затем влево - вправо, далее - во всех обычных зрительных направлениях. Особенно в тех, где они затруднены.

Важно исключить при этом непроизвольные движения шеи и туловища. Для этого голова обязательно фиксируется. Часто после этого дети устают. Поэтому потом желательно ребенку помассировать лицо (лоб, виски) и сделать расслабляющие движения для глаз.

8. Упражнения на укрепление тонуса мышц языка
9. Вращательные движения

Используются элементы традиционной  и суставной гимнастики йогов. Отличие заключается в разнонаправленности движений. Например, язык крутится в одну сторону, глаза - в другую и т.д.

10. Динамические движения

Выполняются лежа, на четвереньках, на бегу. При этом достигаются следующие цели:
- общее укрепление опорно - двигательного аппарата
- формирование мышечного корсета
- исправление осанки.

В этих упражнениях, направленных на укрепление психики ребенка, особенно важно количество повторений, их темп и ритм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое благополучие ребенка – отражение его физического здоровья. Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка.

Здоровые дети дошкольного возраста обладают эмоционально – волевыми качествами, у них достаточно интенсивно формируются элементы нравственных чувств, развивается волевая мотивация действий, самоконтро...

Консультация для педагогов «Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников»

Проблема воспитания и развития здорового ребенка в, современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развит...

Конспект индивидуальной консультации с родителями воспитанников по вопросам психического и физического развития дошкольника "Здоровье ребёнка в наших руках"

Быть здоровым - естественное  желание каждого человека. Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной  в работе любого дошкольного учреждения.В дошкольном детстве закладывается...

Консультация для педагогов на тему: «Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников»

Консультация для педагогов на тему: "Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников"...

Консультация для педагогов на тему: «Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников»

Консультация для педагогов на тему: "Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников"....

Консультация для педагогов «Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников»

Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчи...

Консультация для родителей «Охрана психического и физического здоровья дошкольников во время пандемии COVID-19»

В марте 2020 года ВОЗ сделала заявление о том, что COVID-19 можно охарактеризовать как пандемию. ВОЗ и органы общественного здравоохранения во всем мире принимают меры по сдерживанию вспышки COVID-19....