Организация работы с детьми подготовительной группы по профилактике заболеваний.
консультация (подготовительная группа)

Якимец Наталья Николаевна

Формы , методы и средства оздоровления детей в группе.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального тонуса детей, является утренняя гимнастика, физкультминутки, гимнастика после дневного сна и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №60 Калининского района Санкт-Петербурга

Воспитатель

подготовительной группы

Якимец Наталья Николаевна

Организация работы с детьми подготовительной группы по профилактике заболеваний.

Цель: системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Разработать комплекс организационных, методических и практических мероприятий на основе использования здоровьесберегающих технологий.
  2. Организовать предметно - пространственную развивающую среду, расширить возможности «зоны оздоровления».
  3. Создать информационно-консультативное пространство по вопросам использования здоровьесберегающих технологий для всех участников образовательных отношений: воспитанники – педагоги – родители (законные представители).

Формы, методы и средства оздоровления детей в группе.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, проводятсяфизкультминутки. Физкультминутки проводятся  по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т.д. Длительность составляет 3-5 минут.

Гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики.

Пробежки по массажным дорожкам сочетаются с контрастными воздушными ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут. Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег (1-1.5мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями.

Используется наглядный материал

  • Модели точного выполнения основных движений.
  • Картотеки прогулок.
  • Картотеки физкультминуток.
  • Картотеки  подвижных игр по всем возрастам.
  • Схемы видов построения.
  •   Картотека индивидуальных  заданий для закрепления основных движений.
  •   Пособия для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, правилам ухода за своим телом, культурой и безопасностью приёма пищи.
  •   Атрибуты, стимулирующие и активизирующие двигательную активность.
  • Фильмы и слайды о спорте, активном отдыхе.
  • Литература валеологического содержания.
  • Наглядный материал в «Центре здоровья» в группе

Дыхательная гимнастика - Дыхание – основа всего живого. Дыхание – основа процесса образования речи; речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения; речевое дыхание – это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. Основной метод развития дыхания – это дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика: улучшает носовое дыхание, ликвидирует заболевания верхних дыхательных путей, улучшает состояние сердечнососудистой системы, улучшает зрение, память, ликвидирует различные неврозы, улучшает работу органов пищеварения, укрепляет сосуды на ногах, улучшает звучание голоса.

Гимнастика для глаз - проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращению. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

 Пальчиковая гимнастика - проводится ежедневно. Развивает речь ребенка, двигательные качества, повышает координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, лепке, письму), соединяет пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формирует образно-ассоциативное мышление.

Используется наглядный материал

  • Картотека дыхательной гимнастики
  • Пособия для дыхательной гимнастики
  • Картотека пальчиковой гимнастики
  • Наглядные пособия
  • Картотека гимнастики для глаз

Развивающая среда.                                                                                                    

Необходимым   условием для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей является создание развивающей среды. В группе оборудован «Центр здоровья».

Он оснащен как традиционными пособиями, так и нестандартным оборудованием:
1. «Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса.
2. Коврик из пробок, пуговиц, крупы - для массажа стопы ног. 

3. Султанчики, вертушки - для развития речевого дыхания и увеличения объема легких.

4. Различные массажеры, в том числе и самодельные. Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма.

5. Коврики: веревки с узелками, нашитые фломастеры - для массажа ступней ног и развития координации движений

6. Спортивные мешочки и др.

Дети, занимаясь этими предметами, незаметно для себя укрепляют свое здоровье.

В «Центре здоровья» находятся картотеки подвижных и малоподвижных игр,  считалок. Также находятся книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы, рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью; дидактические игры: «Структура человеческого тела», «Спорт – это здоровье», «Чистим зубы правильно», «Бережём уши» и т.д. Все эти игры научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в группе - это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Консультация для родителей на тему:

 «Профилактика заболеваний у детей дошкольного возраста»

Уважаемые родители, помните, что здоровье ваших детей находится в ваших руках! Поэтому основной задачей  должна стать профилактика заболевания. Есть несколько способов, которые помогут вам и вашим детям укрепить организм в целом и сделать его менее подверженным риску инфекционных заболевании. В  целом, совокупность профилактических мероприятий можно сформулировать следующим образом:

- ежедневно  проводите влажную уборку;

- ежедневные прогулки,

- не переутомляйте вашего малыша,

- ночной и дневной сон по возрасту,

- одежда должна быть по погоде.

- постарайтесь не перегревать малыша,

- сон на свежем воздухе,

-Мойте руки с мылом;

-Ограничьте пребывание ребенка в местах массового скопления людей;

-Проветривайте помещение не менее 3-4 раз в день;

-Соблюдайте режим дня:

Закаливание

В качестве профилактики простудных заболеваний также можно использовать закаливание. Только не начинайте резко процедуру закаливания. Если Вы решили начать закаливаться дома, делайте это постепенно. Например, начните с обливания водой с температурой +36 (температура тела) и через каждые три-четыре дня снижайте температуру воды на 1-2градуса. Желательно остановиться на пороге 12-13 градусов и далее обливаться именно такой водичкой.

Витамины и лекарства

Правильное питание – лучший способ обеспечить витаминам ребёнка. А вот кормить малыша однообразной пищей и компенсировать недостаток витаминов медицинскими витаминными препаратами не стоит.Вообще старайтесь давать малышу как можно меньше лекарств и никогда не занимайтесь самолечением.
А из народных методов с целью профилактики простудных заболеваний используйте натуральные компоты из сухофруктов, отвары из целебных трав. Помните о витамине С, он крайне важен в качестве профилактики простуды.

Частые прогулки на улице

Гулять с малышом на улице нужно как можно чаще. Осень и ранняя весна – не исключение. Пусть это даже будут короткие прогулки по 30-40минут, но пусть за день их будет 2-3. Прохладный воздух и контраст температур оказывают положительное влияние на детский организм. Только при этом, конечно, одевайтесь по погоде.

Увлажнение и доступ свежего воздуха в квартире

В холодное время года особо актуальна тема увлажнения воздуха. Так как различные обогреватели, батареи, как и кондиционер впрочем, высушивают воздух, а это в свою очередь приводит к сухости слизистой оболочки носоглотки и прямому попаданиюмикробов внутрь организма.Поэтому крайне важно увлажнять воздух в квартире: регулярно проветривать помещение, спать с открытой форточкой, делать влажную уборку (при этом избавиться от вещей, активно собирающих пыль) и использовать увлажнитель воздуха. Также рекомендуется промывать носик ребёнка солевым раствором.

Система по профилактике простудных заболеваний и оздоровлению детей в ДОУ включает дыхательную гимнастику, оздоровительную гимнастику после сна

В настоящее время в условиях детского сада применяется и такой метод закаливания, как хождение по влажным солевым дорожкам и контрастное обливание ног в комбинации с босохождением  по массажным коврикам, дорожкам, ребристой доске. В результате проводимой работы у детей происходит не только закаливание кожи стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы. А он стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая устойчивость всего организма.

Физическая активность (утренняя зарядка,подвижные игры на участке) способствует укреплению и развитию  центральной нервной и дыхательной систем, развитию моторики, костно-мышечного аппарата и формированию правильной осанки и способствуют  значительному снижению заболеваемости детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с детьми на автоплощадке по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Основной формой обучения Правилам дорожного движения детей дошкольного возраста является игра. Изучение правил поведения на дорогах, особенно в младших и средних группах, построено в форме познаватель...

Консультация для педагогов «Организация работы с детьми и родителями по профилактике детского травматизма в осенне-зимний период»

В данной консультации рассматриваются вопросы:1) Причины детского травматизма в осенне-зимний период;2) Организация мероприятий с воспитанниками по профилактике детского травматизма в осенне-зтимний п...

Презентация на тему "Организация индивидуальной работы с детьми подготовительной группы на дорожках здоровья."

ЦЕЛЬ: Формировать у детей интерес к двигательной деятельности, поощрять их активность и самостоятельность...

Циклограмма организации работы с детьми подготовительной к школе группы

Данная циклограмма поможет спланировать воспитательно-образовательную работу воспитателя подготовительной группы с учетом требований ФГОС ДО...