Консультация для педагогов
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кузнецова Наталья Александровна

План

  1. Актуальность данного подхода.
  2. Цель и задачи интеграции  областей на физкультуре в играх и на занятиях по физической культуре.
  3. Принципы составления  интегрированного занятия.

4    Вывод. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_v_fiz-re_inregratsiya.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

              Консультация для родителей

«Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в играх и на занятиях по физической культуре»

                                 

 План

  1. Актуальность данного подхода.
  2. Цель и задачи интеграции  областей на физкультуре в играх и на занятиях по физической культуре.
  3. Принципы составления  интегрированного занятия.

4    Вывод.  

«Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в играх и на занятиях по физической культуре»

Важным фактором в современном мире является всё большее осознание физической культуры, как части культуры личности и общества. Вместе с обновлением всего дошкольного образования активно меняется содержание физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность детей и т. д.) внимание педагога направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребёнка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем мире. Занимая одно из центральных мест в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, раздел «физического развития и здоровья» в комплексных образовательных программах содержит лишь перечень двигательных действий, которым следует обучать детей. Но ещё П.Ф. Лесгафт, основоположник научной системы физического воспитания, критиковал односторонность образования, научно обосновывая связь между физическим, умственным и нравственным воспитанием. Эффективно решают эту задачу новые формы физического развития - интегрированные занятия.   Интегрированные занятия - это творчество педагога, умение соединить знания из разных предметных областей в одно целое. На мой взгляд, интегрированное занятие даёт детям дополнительные возможности переключения внимания с одного объекта на другие и возможности применения знаний в новых условиях, формированию целостных представлений о здоровом образе жизни, формированию здоровьесберегающей компетентности.

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.

До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.

Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.

5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.

6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

Целесообразно  организовывать образовательный процесс  так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

Перед педагогами стоит следующая цель – достичь целостного представления об изучаемом явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы, на физкультурных занятиях путем интеграции различных видов детской деятельности.

При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

В процессе образовательной деятельности по физическому развитию обращается  внимание на одновременное решение задач разных образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие

1. Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании инвентарём

2. Создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора

3. Развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки

4. Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников

Познавательное развитие

1. Активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт мячей и пр.)

2. Специальные упражнения на ориентировку в пространстве

3. Подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых)

4. Построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования)

5. Просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни

6. Участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования

Речевое развитие

1. Проговаривание действий и название упражнений

2. Поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности

3. Обсуждение пользы закаливания и занятий физической культуры

Художественно-эстетическое развитие

1.Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок

2. Сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек

3. Использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания)

4. Рисование мелом разметки для подвижных игр

5. Ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение

6. Проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение

7. Развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера

Исходя из цели, в такой деятельности  успешно решаются следующие задачи:

1. Формирование осознанного отношения к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре.

2. Повышение уровня физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей.

3. Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.

Занятия интегрированного характера вызывают интерес у детей, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения  их на разнообразные виды  деятельности.

Интеграция направлений представлена следующим образом:

Интегрируя физическое воспитание и речевое развитие у детей активизируется фантазия, развиваются творческие способности в процессе двигательной деятельности, развиваются умения действовать в коллективе, создаётся эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься спортом, формируется правильное дыхание, развивается фонематический слух.

Интеграция физической культуры и познавательной деятельности. На таких занятиях улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных элементарных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.

На физкультурных занятиях дети встречаются и с математическими отношениями: необходимо сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать внимание на разные математические отношения, предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции

Интеграция физкультурных занятий и музыкальных создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок, музыка из мультфильмов и т.д.

Физическая культура и изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

Интегрированные физкультурные занятия и  экологии имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний может быть различным. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могут проводиться в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки.

Интегрированные занятия для детей старшего дошкольного возраста я провожу по традиционной схеме, но включаю в них задания на закрепление и совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях по познавательному и художественно-продуктивному развитию. В зависимости от темы и содержания, выстраиваю единую сюжетную линию занятия. При сочетании разнообразной деятельности детей с физкультурой, я придерживаюсь чёткой структурной последовательности отдельных частей занятия. Структура интегрированных занятий, представлена тремя частями:

1. Вводная часть предполагает организацию игровой мотивации и нацеливание детей на определённую тему. Двигательная деятельность детей (ходьба, бег, перестроения) подобраны согласно содержанию и сюжету занятия. Длительность основной части занятия 3-5 мин.

2. Основная часть решает задачи физического развития (формирование умений и навыков основных видов движения) и познавательного развития (формирование представлений у детей об основах безопасного поведения в конкретной ситуации, представлении о себе как человеке). Длительность основной части занятия 15-20 мин.

3. Заключительная часть решает задачи приведения функциональной деятельности организма детей к норме и закрепления полученных знаний и умений с помощью расслабления. Эта часть сопровождается рассказом педагога по данной теме занятия. Длительность заключительной части занятия 2-5 мин.

Интеграция разных видов деятельности и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных,  так  и оздоровительных  задач. Интегрированный подход соответствует одному из требований дошкольной дидактики: образование должно  быть небольшим  по  объёму,  но  ёмким, а также занятия интегрированного характера вызывают интерес у детей, способствуют снятию у них перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения внимания воспитанников на разнообразные виды детской деятельности.

При планировании и организации интегрированных физкультурных занятий важным компонентом является взаимодействие и сотрудничество инструктора по физической культуре с воспитателями и другими специалистами ДОУ. Темы занятия, игр, досугов, развлечений подбираю с учётом содержания воспитательно-образовательного процесса по познавательному развитию в конкретной возрастной группе. Педагог-психолог ДОУ помогает мне в подборе игр-тренингов,  в разработке проблемных ситуаций. При организации двигательной деятельности на физкультурных занятиях дети закрепляют знания и правила безопасного поведения на улице и в быту

В структуре занятий я стараюсь использовать различные виды двигательной деятельности: общеразвивающие упражнения, основные виды движений, дыхательную гимнастику, разнообразные виды самомассажа, упражнения на релаксацию. Я стараюсь учить детей чувствовать и ощущать процесс своих движений, тщательно разъяснять детям, как способ, так и цель выполнения упражнения, а для этого необходимо соединять движения и сознание, т.е. осознано выполнять движения. Для развития познавательной деятельности мною используются игровые, имитационные движения, сюжетно-творческие зарисовки, которые усиливают, а соответственно, помогают полнее и всестороннее решить поставленные задачи. Сказки, беседы, чтение стихотворений или отрывков из художественной литературы, пословицы, поговорки, которые помогают осмысливать поставленные перед детьми задачи и сознательно выполнять двигательные упражнения, самостоятельно применять эти упражнения в различных ситуациях.

При проведении интегрированных занятий я заметила, что необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала, свободное и продуманное размещение наглядного материала, привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей   детей.

При проведении интегрированных занятий я руководствуюсь следующими правилами:

1. Самое главное условие эффективности этих занятий - добровольное участие в них детей.

2. Занятия не должны утомлять детей. Они заканчиваются чем-то приятным, весёлым, радостным (пусть это будет игра, релаксация или просто сюрприз)

3. На занятиях царит дух соревнования, но на первом плане не критика, а стремление быть лучше.

Анализируя свою практическую работу по проведению интегрированных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, я сделала следующие выводы:

- интегрированные   занятия   по   физической культуре способствуют формированию у детей целостной картины мира;

- у детей формируется интерес к занятиям «умной» физической культурой и занятия дают высокую результативность, т.к. ребёнок вовлечён в активный процесс движения и познания;

- развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации данного занятия;

- интегрированные занятия обогащают детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;

- организация и проведение интегрированных занятий способствует творческому взаимодействию специалистов и педагогов детского дошкольного учреждения.

Физическая культура перестает восприниматься как узкая дисциплина. Разнообразие двигательных действий позволяет расширить кругозор детей, помогает формировать целостную картину мира, что по большому счету и является главной целью познания. Интеграция  помогает объединить   образовательные области, разные виды деятельности, формы  и методы  в единое целое и выступает ведущим средством реализации поисково – исследовательской  деятельности с дошкольниками.

Подводя итог  можно сделать вывод, о том, что основным является принцип интеграции содержания различных образовательных областей и принцип адаптивности предметно-развивающей среды к  конкретным целям и задачам занятий по физической культуре.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....