Экологическое воспитание дошкольников посредствам проектирования дома и ДОУ.
методическая разработка

Зубко Наталья Викторовна

Экологическое воспитание дошкольников посредствам проектирования дома и ДОУ.

"В природе все одно с другим связано,

и нет в ней ничего случайного. 
И если выйдет случайное явление –

ищи в нем руку человека. "
Михаил Пришвин

 

Любовь к природе - великое чувство. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе, и практические умения, направленные на охрану природы. Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание ребенком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период развития.

Чтобы воспитать экологически грамотного дошкольника я в своей работе использую технологию проектирования.  Используя ее я для себя поставила такие цели и задачи:

Цель- воспитания экологической культуры дошкольников посредством использования проектной технологии.

 

Основными задачами моей работы экологического воспитания дошкольников являются:

- Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.

- Осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.

- Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

 

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность, ведь для того, чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди.

Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, в моей работе это тесное взаимодействие с родителями, личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь детского сада. Моя деятельность в нашем ДОУ реализуется через особые тематические проекты, которые направлены на работу, как с педагога, так и с детьми. Систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями воспитанников.

Чтобы достичь результатов в своей проектной деятельности я проводила:

  Наблюдения, беседы и экологические экскурсии по экологической тропе, созданной на территории ДОУ.

  Образовательная деятельность, включение экологической тематики во все виды деятельности.

  Создание слайд-шоу и презентаций об охране природы;

  Познавательное чтение, просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания, способствующее получению новых, уточнению имеющихся знаний о природе.

  Продуктивная деятельность; создание экологических проектов и ООД; детское творчество на основе полученных впечатлений от природы или деятельности человека

  Опыты и экспериментирование в ДОУ - практическая познавательная деятельность с объектами природы;

  Речевая деятельность (вопросы, участие в беседе), обмен информацией, впечатлениями.

  Выпуск Экологических сказок для детей совместно с родителями воспитанников;

  Экологические, подвижные, дидактические игры, игры-путешествия;

  Эколого-познавательные акции и праздники в ДОУ.

 

 

Экологический проект: «Эти удивительные муравьи…»

Цель работы: осуществить исследование на основе реальных наблюдений за жизнью муравьиной семьи; найти подтверждение теоретическим знаниям, приобретённым при изучении научно-популярной литературы; получить новые знания о строении муравейника, выяснить значение муравьёв для природы и человека.

Задачи: познакомиться с семейством муравьев; изучить особенности строения муравейника; узнать, какие виды муравьев существуют; проанализировать, какую пользу приносят муравьи растениям и человеку.

Использованы следующие методы исследования: метод наблюдения, анализ теоретической литературы и энциклопедических источников.

 

Экологический проект: «Осени чудеса»

Цель: формирование устойчивых представлений о характерных особенностях разных периодах осени (ранняя осень, «золотая осень», поздняя осень); систематизация знаний детей о последовательных изменениях, происходящих осенью в природе.

 

Экологический проект: «Комнатные растения»

Цель: развитие интереса к окружающему миру, формирование реалистических представлений о природе, расширение представлений и знаний о комнатных цветах и их свойствах, привитие ребенку внимательному и бережному отношению к природе.

 Хочется верить, что наши дети когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому. На всю жизнь сохранят любовь к миру природы.

Результатом моего проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.

В ходе реализации проекта «Мы - маленькие хранители природы» были достигнуты следующие результаты: 
- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; 
- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым; 
- появился интерес к явлениям и объектам природы; 
- научились экспериментировать, анализировать и делать выводы; 

Проводимая мною работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение - детский сад общеразвивающего вида №6

ст. Калининской

«Экологическое воспитание дошкольников посредствам проектирования дома и ДОУ»

                                            Воспитатель:

                              Зубко Наталья Викторовна

Экологическое воспитание дошкольников посредствам проектирования дома и ДОУ.

"В природе все одно с другим связано,

и нет в ней ничего случайного. 
И если выйдет случайное явление –

ищи в нем руку человека. "
Михаил Пришвин

 

Любовь к природе - великое чувство. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе, и практические умения, направленные на охрану природы. Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание ребенком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период развития.

Чтобы воспитать экологически грамотного дошкольника я в своей работе использую технологию проектирования.  Используя ее я для себя поставила такие цели и задачи:

Цель- воспитания экологической культуры дошкольников посредством использования проектной технологии.

Основными задачами моей работы экологического воспитания дошкольников являются:

- Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.

- Осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.

- Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность, ведь для того, чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди.

Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, в моей работе это тесное взаимодействие с родителями, личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь детского сада. Моя деятельность в нашем ДОУ реализуется через особые тематические проекты, которые направлены на работу, как с педагога, так и с детьми. Систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями воспитанников.

Чтобы достичь результатов в своей проектной деятельности я проводила:

  Наблюдения, беседы и экологические экскурсии по экологической тропе, созданной на территории ДОУ.

  Образовательная деятельность, включение экологической тематики во все виды деятельности.

  Создание слайд-шоу и презентаций об охране природы;

  Познавательное чтение, просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания, способствующее получению новых, уточнению имеющихся знаний о природе.

  Продуктивная деятельность; создание экологических проектов и ООД; детское творчество на основе полученных впечатлений от природы или деятельности человека

  Опыты и экспериментирование в ДОУ - практическая познавательная деятельность с объектами природы;

  Речевая деятельность (вопросы, участие в беседе), обмен информацией, впечатлениями.

  Выпуск Экологических сказок для детей совместно с родителями воспитанников;

  Экологические, подвижные, дидактические игры, игры-путешествия;

  Эколого-познавательные акции и праздники в ДОУ.

Экологический проект: «Эти удивительные муравьи…»

Цель работы: осуществить исследование на основе реальных наблюдений за жизнью муравьиной семьи; найти подтверждение теоретическим знаниям, приобретённым при изучении научно-популярной литературы; получить новые знания о строении муравейника, выяснить значение муравьёв для природы и человека.

Задачи: познакомиться с семейством муравьев; изучить особенности строения муравейника; узнать, какие виды муравьев существуют; проанализировать, какую пользу приносят муравьи растениям и человеку.

Использованы следующие методы исследования: метод наблюдения, анализ теоретической литературы и энциклопедических источников.

Экологический проект: «Осени чудеса»

Цель: формирование устойчивых представлений о характерных особенностях разных периодах осени (ранняя осень, «золотая осень», поздняя осень); систематизация знаний детей о последовательных изменениях, происходящих осенью в природе.

Экологический проект: «Комнатные растения» 

Цель: развитие интереса к окружающему миру, формирование реалистических представлений о природе, расширение представлений и знаний о комнатных цветах и их свойствах, привитие ребенку внимательному и бережному отношению к природе.

 Хочется верить, что наши дети когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому. На всю жизнь сохранят любовь к миру природы.

Результатом моего проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.

В ходе реализации проекта «Мы - маленькие хранители природы» были достигнуты следующие результаты: 
- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; 
- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым; 
- появился интерес к явлениям и объектам природы; 
- научились экспериментировать, анализировать и делать выводы; 

Проводимая мною работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности»

Раскрывается теоретическое обоснование необходимости воспитания экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного повежения, бережного отношения и любви к природе с помощью дида...

СИСТЕМА РАБОТЫ "Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологическо...

экологическое воспитание дошкольников посредством игр

Мы работаем по программе  «От  рождения  до  школы»  Авторы:  Н.  Е.  Веракса,  Т.  С.Комарова. М. А. Васильева.Используются парциальные программы:«Юн...

Консультация для педагогов на тему: "Экологическое воспитание дошкольников посредством опытов и экспериментов"

Формирование экологического сознания и культуры природопользования начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования....

План самообразования на тему: «Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности» на 2017-2018 учебный год

Самообразование дает возможность продолжать повышать свой педагогический уровень, профессиональную компетентность, внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей на выбранн...

Выступление для педагогов г. Смоленска "Экологическое воспитание дошкольников посредством участия в проекте экологической организации «Живой Смоленск» «Зелёные офисы города Смоленска»

Наша средняя группа №3 участвует в проекте экологической организации «Живой Смоленск» «Зелёные офисы города Смоленска». В 2018 году в своей подготовительной группе № 7 (теперь ...