Консультация для педагогов "Детская активность - как показатель творчества"
консультация (младшая группа)

Консультация для педагогов "Детская активность - как показатель творчества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_aktivnost.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Теремок»

                           Консультация для педагогов:

              «Детская активность –

       как показатель творчества»

                                                                                                         

                                                                                                                Разработала:

                                                                            Воспитатель Тахирова О.В.

                                               

                                            Акбулак, 2020                                                    

 Консультация для педагогов

« Детская активность – как показатель творчества»

      Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития. Именно активность закладывает фундамент и дает перспективы роста творческого потенциала ребенка.

      По основным функциям активность условно разделяют на два вида: адаптивную и продуктивную (А.М. Матюшкин), а в рамках детского творчества - на репродуктивную и продуктивную (Л.С. Выготский, М.А. Ветлугина, А.А. Люблинская).

      Множество исследователей имело свое индивидуальное мнение о понятии творчества, об определении данного явления. Поэтому в науке сложилось весьма широкое представление о творчестве человека, в котором можно определить несколько позиций.

С точки зрения первой позиции - объектной - творчество понимается как создание нового, не содержащегося в исходных условиях» материального или духовного продукта деятельности, процесс получения оригинального продукта (Л. Выготский, А. Дауге, Д. Тейлор, А. Шумилин).

Вторая позиция – субъектная - характеризует творчество как определенные качества личности (Дж. Гилфорд, С. Диденко, И. Лернер, А. Медник, П. Торренс, Л. Хаскел).

В соответствии с третьей позицией - субъективной - творчество представляется как характеристика процесса, стиля деятельности (Л. Ермолаева-Томина, Л. Каган, Я. Пономарев, М. Роджерс, Э. Фромм).

Таким образом, понятие творческой активности часто определялось через деятельность и наоборот, тем самым, характеризуя их как идентичные (Н. Гончаров, Г. Шуравиева, М. Каган).

Несмотря на глубокое изучение проблемы творчества, задача формирования творческой активности ребенка до сих пор продолжает оставаться одним из участков «педагогической целины», как ее в свое время называл В.А. Сухомлинский.

Основы творческой активности закладываются в дошкольном возрасте, являющемся наиболее синзитивным для формирования данного качества личности (Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, М.П. Сакулина, И.В. Страхов, Е.И. Флерина).

Существующее определение творческой активности часто сводится к перечислению компонентов данного понятия. Например, В.Д. Баянкина, исследуя творческую активность, обращает внимание на самостоятельность и инициативу в получении, потреблении и передаче новых знаний, устойчивые познавательные интересы и стремление к сотрудничеству в познавательном поиске.

   Особенности творческой активности и проблемы ее формирования получили достаточно широкое освещение в философской, психологической и педагогической литературе.

      Для психолого-педагогической теории и практики, раскрывающей сущность творческой активности с позиции деятельного подхода, особенно важно, что творческое изменение человеком окружающего мира находит отражение и в изменении внутренней среды индивида, его мотивационно - целевой направленности.

       Развитие творческой активности, неразрывно связанное с жизнедеятельностью человека, с осознанием факторов, влияющих

на становление личности, с совершенствованием форм, методов и средств воспитательного воздействия, предусматривает максимальное проявление индивидуальности в процессе преобразовательной деятельности. Поэтому эффективность работы по воспитанию творческой активности личности невозможна без решения вопросов выявления понятия активности.

В психологии «активность личности, обусловленная внутренними побуждениями человека, рассматривается в противопоставлении реактивности - поведению, зависящему главным образом от внешних воздействий и подстраивающемуся под заданные условия».

В обучении существенная роль принадлежит его мотивации, имеющей разные уровни активности:

        Активность воспроизведения характеризируется стремлением ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их в применении по образцу.

         Активность интерпретации связана с желанием ребёнка постичь смысл изучаемого, установить связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

          Творческая активность предполагает стремление ребенка к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявление познавательных интересов .

В основе новых подходов к совершенствованию дошкольного образования лежит идея личностно ориентированного воспитания, сущность которого заключается в гуманизации педагогического процесса, уважительном отношении к личности ребенка как субъекту общения и социального творчества. Такое направление образования требует выявления и развития потенциальных возможностей каждого ребенка, создания условий для проявления его самоценной познавательной, эмоциональной, волевой активности, а также лидерской устремленности, способствующей развитию таких качеств, как: инициативность, самостоятельность, смелость, доброжелательность, высокий уровень эрудиции, целеустремлённости и т.д.

     Активность младших детей носит подражательный характер. Они повторяют в игре действия, показанные воспитателем (строительство, устройство комнаты, ремонт машины) причем, игра несколько раз идёт без изменений.

Активность детей четвёртого года жизни в игре выражается в движениях (действия с игрушками), в речи (ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит за неё, подражает гудению машины, самолета, голосам зверей) и, носит ситуативный, импульсивный, эмоциональный характер. Очень часто малыши прекращают свою игру, чтобы включить в привлекшую их игру товарища или игру, второй участвует воспитатель.

      В старшей группе заметно расширяются представления детей об окружающем, о труде людей. Активность детей носит творческий характер, действия их отличаются самостоятельностью, целеустремленностью.

Итак, активность детей старшей группы в творческих играх выражается в умении самостоятельно выбрать тему игры, роль в ней, заинтересовать товарищей своим замыслом, создать игровую обстановку; она проявляется в целеустремленности детей, их умении преодолевать возникающие в игре трудности, стремлении передавать не только действия, но и чувства, отношения героев.

       Активность в игре детей подготовительной к школе группы проявляется, прежде всего, в том, что они могут самостоятельно наметить сюжетную линию игры и определить роли. Многие могут предложить новые варианты ранее известных игр и что важнее, их темы игры отражают общественную жизнь страны: «Парад»«Встреча космонавтов», «Полет космонавтов на Луну» и др. Однако дети, которые в предыдущей группе не были активными участниками коллективных игр, самостоятельно выбирают только хорошо знакомые им игры, хотя, войдя в роль, иногда проявляют инициативу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Культура поведения - показатель воспитания"

Консультация для родителей.«Культура поведения - показатель воспитания». Конкретные представления о культуре поведения усваивают...

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

«Движения – это жизнь, а жизнь – это есть движение» - так гласит старая поговорка. Уровень развития движений ребенка, а в частности мелкой и общей моторики, один из показателей общего развития детей р...

консультация для родителей на тему "Показатели успешности обучения ребенка первой младшей группы".

Показатели успешности обучения ребенка в первой младшей группе к концу учебного года....

Консультация для родителей "основные возрастные показатели развития речи ребенка четвертого года жизни

В своей работе "Основные возрастные показатели развития речи у ребенка четвертого года жизни" я расскажу об основных этапах развития речи ребенка к четырем годам....

Двигательная активность – основной показатель здоровья ребенка

Движение - это жизнь. Все мы понимаем, что для нормального физического развития ребенку необходима двигательная активность.В режиме дня дошкольника физическим упражнениям уделяется большое внимание. В...