Рекомендации для родителей по воспитанию ребёнка с нарушением зрения
консультация

Колушева Валентина Николаевна

Ребёнок с нарушением зрения, в силу искаженного зрительного восприятия окружающего, не имеет возможности увидеть всё чётко, в полном объёме, со всеми деталями. Его возможности резко ограничены. Поэтому, чтобы научить ребёнка со зрительной патологией действовать с каким-либо предметом или играть с какой-то игрушкой, родителям необходимо сначала вместе с ним обследовать этот предмет или игрушку (с помощью зрения, осязания и прочих анализаторов, познакомить с тем, какие действия можно с ним производить, чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретёт ребёнок в дошкольном и младшем школьном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по воспитанию ребёнка с нарушением зрения

Ребёнок с нарушением зрения, в силу искаженного зрительного восприятия окружающего, не имеет возможности увидеть всё чётко, в полном объёме, со всеми деталями. Его возможности резко ограничены. Поэтому, чтобы научить ребёнка со зрительной патологией действовать с каким-либо предметом или играть с какой-то игрушкой, родителям необходимо сначала вместе с ним обследовать этот предмет или игрушку (с помощью зрения, осязания и прочих анализаторов, познакомить с тем, какие действия можно с ним производить, чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретёт ребёнок в дошкольном и младшем школьном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни.

Я предлагаю вам использовать следующие рекомендации:

- Больше разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые вы сможете наглядно продемонстрировать ребенку. Например, называя предметы домашнего обихода, надо давать их ребенку в руки для обследования, показать, для чего он предназначен.

- Вас не должно удивлять, что нередко приходится повторять обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения. Это связано с неустойчивостью внимания, свойственной, как правило, детям с нарушением зрения. Учите своего ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.

Воспитывайте у своего ребенка привычку выполнять различные действия в определенной последовательности. Например, сначала надо вымыть руки, затем почистить зубы, прополоскать рот, вымыть лицо и т. д. Приобретенные навыки практической деятельности автоматизируются, что позволяет ребенку выполнять их самостоятельно.

- Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте. Например, «Сейчас мы будем умываться. Вот мыло» (возьмите руки ребенка в свои и ощупайте мыло; обратите внимание ребенка на его цвет, форму, запах. Покажите как намыливать руки и смывать мыло водой. Сделайте это вместе с ним).

- Не только сами проговаривайте все свои и совместные с ребенком действия, но и учите этому ребенка. Сначала предлагайте ему повторять за вами.Задавайте также вопросы«Что ты сейчас делаешь?»«Как называется этот предмет?»«Для чего он нужен?» и т. д.

- Когда вы впервые показываете ребенку какие-то действия, возьмите его руки в свои и покажите, что и как надо делать, направляя руки ребенка. После нескольких упражнений предложите ребенку сделать это самостоятельно.

- Учите своего малыша обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания (т. е. на ощупь). Делается это так. Возьмите руки ребенка в свои и проведите по предмету сверху вниз. Например, это стул,проговаривайте: «Это стул. А это у стула спинка, это – сиденье, это ножки стула. Давай посчитаем, сколько их». Направляйте своими руками руки ребенка для обследования частей стула.

- Когда вы даете ребенку для знакомства куклу, сначала проведите его руками по всей кукле (сверху вниз, затем покажите голову куклы, туловище, руки и ноги. Также знакомят детей с мишкой, зайцем и др. Каждую новую игрушку не просто дайте ребенку в руки, а вместе с ним рассмотрите, обследуйте с помощью осязания, покажите и расскажите, как с ней играть.

- Обследование всех предметов проводите с ребенком от основных частей к деталям.

- Обращайте внимание ребенка на различные признаки и качества предметов, игрушек (их цвет, форму, величину, особенности строения, материал, из которого они сделаны и другие материальные признаки). Например,при обследовании пластмассового кубика: «Это кубик (возьмите руки ребенка в свои и обхватите кубик). Посмотри глазками внимательно – кубик красного цвета. Потрогай, какой кубик гладкий. Подержи кубик одной рукой, на ладошке. Кубик легкий, потому что он пластмассовый».Затем направьте руки ребенка для обследования углов и сторон кубика«У кубика есть углы. Вот они. И стороны. Вот они».

- Упражняйте ребенка в различении предметов и игрушек по величине. Для этого подберите, например, два мяча, две пирамидки, две ленточки, две тарелки разной величины.Совместное обследование этих предметов сопровождайте объяснениями: «Это мяч большой, а этот маленький; это пирамидка высокая, а это низкая; это ленточка длинная, а это короткая; это тарелка глубокая, а это мелкая».

- Учите ребенка ориентироваться на собственном теле. Ребенок должен знать название частей своего тела и их расположение.Сначала дотрагивайтесь своей рукой до называемой вами части тела ребенка«Это голова. Она вверху» и т. д. Затем предложите ребенку самому показать и назвать части своего тела.

- Научите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на поверхности стола). Предложите ребенку положить руки на стол ладошками вниз.Объясните: «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правом руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от ребенка.

- Во время еды обратите внимание ребенка на то, что тарелка стоит перед ним, ложка лежит справа, а хлеб слева от него. Свои слова сопровождайте совместными обследующими действиями.

- Обращайте внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учите различать их и определять, с какой стороны расположен звучащий предмет.Например«Послушай внимательно, с какой стороны от тебя звонит телефон». Попросите ребенка показать рукой в сторону звучащего предмета.

Уважаемые родители, Вы должны знать, что низкое зрение делает ребенка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша поддержка действий ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительная оценка того,что он делает«Какой ты молодец!»«Ты очень старался, молодец!»«Как красиво ты поставил игрушки!» и т. п. Это поможет ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье"

В материале рассказывается о том, какие ошибки допускают родители при воспитании детей с нарушением зрения. Даны  рекомендации по воспитанию ребенка с нарушением зрения среднего возраста в семье,...

Рекомендации для родителей «Как готовить ребёнка с нарушениями зрения к поступлению в детский сад»

Поступление в детский сад — сложный этап в жизни любого малыша. Новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования, которые нужно выполнять, — все это может вызвать у него с...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Для организации правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной активности необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада....

Методические рекомендации для родителей по подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе.

Методические рекомендации для родителейпо подготовке детей с нарушением зрения  к обучению в школе:...

Консультация для родителей «Рекомендации по обучению и воспитанию ребенка с нарушением зрения»

В данном материале содержатся базовые рекомендации для полноценного обучения и развития ребенка. Даны рекомендации по воспитанию и  развитию зрительного восприятия ребенка в домашних условиях....

Рекомендации родителям по развитию пространственной ориентировки ребёнка с нарушением зрения

Рекомендации родителям по развитию пространственной ориентировки ребёнка с нарушением зрения...

"Рекомендации родителям, воспитывающим ребёнка с нарушениями зрения"

Рекомендации родителям, воспитывающим ребёнка с нарушениями зрения, со списком упражнений для зрения...