Роль пересказа в развитии навыков монологической речи у детей 6 лет.
статья

Статья на тему "Роль пересказа в развитии монологической речи дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.93 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование связной речи является основной задачей речевого воспитания дошкольников. Это связано, прежде всего, с ее "социальной важностью и ролью в воспитании личности дошкольника. Как раз в связной речи развивается главная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития дошкольника. Успешность обучения школьников в школе во многом зависит от уровня усвоения ими связной речи.

Одним из видов связной речи является монологическая речь. Её развитие -  очень важный и необходимый этап формирования речи дошкольников, потому что собственно при построении монолога в наибольшей степени выражаются их речевые умение.      Вопросами развития связной речи занимались отечественные педагоги и психологи: А. А. Леонтьев, Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн,  П.П. Блонский, М.М. Бахтин, Н.И.  Жинкин, Ф. А. Сохин и другие. В своих исследованиях они раскрывают  психологическую природу формирования монологической речи, особенности воспитания  дошкольников".

 Методика формирования связной речи дошкольников раскрыты в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. М. Леушиной, М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Л. А. Пеньевской,  Е. И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А. П. Усовой. Вопросы содержания,  методов формирования монологической речи в детском саду продуктивно исследовались Н. Ф. Виноградовой, А. М. Бородич, В. В. Гербовой, Л. В. Ворошниной, Э. П. Коротковой, Е. А. Смирновой, Н. А. Орлановой, Н. Г. Смольниковой, Л. Г. Шадриной, О. С. Ушаковой и др.

В определении Т.Г. Винокур монолог характеризуется как форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, не рассчитанная  на активную же, сиюминутную словесную реакцию. Т.Г. Винокур подчеркивает  следующие особенности монолога: в его создании участвует один человек, монологическое высказывание более контекстное, оно отличается большей связностью и логической последовательностью,   оно протекает относительно долго по времени. Монологическое высказывание также отличается четким структурным построением.

Владение связной монологической речью происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

Формирование навыков монологической речи  требует обязательного развития таких её качеств, как связность и целостность. Эти умения характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств.

По способу передачи информации или по способу изложения выделяют следующие типы монологического высказывания: описание, повествование, рассуждение.

В настоящее время в теории и методике развития речи детей дошкольного возраста имеется достаточный арсенал технологий, направленных на развитие монологической речи. Одним из методов, которые способствуют формированию монологической речи является – пересказ литературного текста. В процессе обучения пересказу ребенок приобщается к подлинно-художественной речи, запоминает образные, эмоциональные слова и словосочетания, учится владеть живым родным языком. Пересказ литературного произведения способствует последовательному и четкому выстраиванию рассказа, не увлекаясь деталями и не упуская основного, то есть формированию  речевых умений.

Проблема развития связной монологической речи традиционно находится в центре внимания педагогов в связи с ее значимостью и актуальностью. Вопрос развития связной монологической речи – это серьёзная научно-методическая проблема, которой уделяется большое внимание в психолого-педагогической литературе. Развитие связной речи детей – один из важнейших показателей подготовки ребенка к обучению в школе. Изучая особенности развития связной монологической речи у дошкольников необходимо отметить, что этот вид речевой деятельности вызывает наибольшие затруднения у детей.

Анализ научно-методической литературы показал, что любое связное высказывание монологического типа требует развития у детей следующих умений: понимать тему; отбирать материал к высказыванию; систематизировать материал; совершенствовать высказывание; строить высказывания в определенной композиционной форме, выражать свои мысли правильно. Эти общие умения конкретизируются при овладении тем или иным типом связной речи. Все исследователи данной проблемы единодушно подчеркивают роль специального обучения в становлении и развитии монологической речи у детей дошкольного возраста.

Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Развитие речи ребенка дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу.

С этой целью рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, которое показало, что вопросы обучения пересказу рассматривались с разных точек зрения Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, А.М. Бородич. Все авторы подчеркивали важную роль пересказа в умственном, нравственном, эстетическом воспитании детей, его положительном влиянии на связность детской речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность монологической речи дошкольников. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.

Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи  дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...

Роль сюжетной картины в развитии связной монологической речи у детей дошкольного возраста

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формирован...

Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи

Особенности содержания занятия, выбор приемов и способов развития связной монологической речи  должны определяться степенью речевого недоразвития, зрительного нарушения, возрастными психолого-пед...

Статья на тему: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ

В настоящее время в теории и методике развития речи детей дошкольного возраста имеется достаточный арсенал технологий, направленных на развитие монологической речи. Одним из методов, которые способств...

Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР-III уровня речевого развития посредством пересказа сказок

Развитие связной речи – это осмысленное pазвернутое высказывание (логически сочетающихся предложений), которое обеспечивает общение и понимание людей.Она одна из главных задач детского сада.Моно...

Конспект организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми. Развитие навыков монологической речи.

Образовательная область: Речевое развитиеТема занятия: «В гостях у сказки»Возрастная группа: подготовительнаяФорма НОД: интегрированноеФорма организации: групповаяИнтеграция образовательны...

Развитие связной (монологической) речи у детей с нарушением зрения и речи посредством творческих технологий

Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у нормально видящих. Однако динамика развития речи, овладение чувственной ее стороной, смысловой ее наполненностью у детей...