ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ ДОУ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ
статья (средняя группа)

организация двигательно-познавательной активности детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ ДОУ

ДЛЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

 

Воспитатель средней группы «Капельки»

Хвалова Елена Викторовна

Рязань 2015


Важным вопросом в работе дошкольного оздоровления является организация двигательно-познавательной активности детей. Привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

Важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием.

Моя задача – активизировать интерес к движению,  научить управлять движениями, обогащать состав движений и содержание двигательно-познавательной активности в целом,  развивать двигательное творчество.

Двигательно-познавательная активность способствует:

- повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

-  росту физической работоспособности;

- нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

- появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Первое место в двигательно-познавательном режиме детей принадлежит общеизвестным видам двигательной активности: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы  и т.д.

Для организации двигательно-познавательной активности воспитанников в режиме дня необходимо создать все возможные условия для развития и оздоровления детей.

Традиционные методы двигательно-познавательной активности воспитанников в режиме дня:

- прием детей в утренние часы на улице;

- индивидуальная работа с детьми  в утренние и вечерние часы;

Хвалова Е.В.

- утренняя гимнастика;

- физкультминутка – динамическая пауза в зависимости от вида и содержания занятий;

- двигательная разминка, ежедневно во время перерыва между занятиями;

- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

- физкультурное занятие;

- гимнастика пробуждения, самомассаж;

- пальчиковая гимнастика;

- точечный массаж;

- физкультминутка на занятии учителя-логопеда;

- дыхательная гимнастика;

- самостоятельная двигательная активность детей.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на  поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

- разминка в постели и самомассаж;

- гимнастика игрового характера;

- с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

- пробежки по массажным дорожкам.

Физкультминутки повышают и сохраняют умственную активность детей, улучшают работоспособность дошкольников во время занятия.     

Пребывание дошкольников на свежем воздухе укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.

Хвалова Е.В.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

При правильной организации и содержании подвижных игр у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому я стараюсь подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.

Я, воспитатель, руковожу организованной двигательно-познавательной активностью детей на прогулке. В любую минуту могу оказать детям помощь – при уточнении правил игры, распределении ролей, команд. Некоторые упражнения (езда на самокате, ходьба по узкой дорожке) требуют непосредственного моего внимания и помощи – страховка, поддержка, совместное выполнение движений.

Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательно-познавательная активность детей, организованная без явного вмешательства педагога.

Самостоятельная двигательно-познавательная активность детей дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей и является важным источником активности и саморазвития ребенка.

На детской площадке группы «Капельки» находится физкультурный уголок, в котором дети могут самостоятельно выбрать себе спортивный инвентарь – мячи, прыгалки, обручи, кегли, самокат, мешочки для метания.

В повседневной жизни я стараюсь предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству. Участвую с воспитанниками в играх: личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности, позволяет мне ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка.

В нашем «Теремке» территория на свежем воздухе по расположению разделена на зоны:

- асфальтированная территория вокруг здания детского сада;

Хвалова Е.В.

- спортивная площадка;

- непосредственно прогулочные участки групп;

- зелёные зоны территории детского сада.

Асфальтированная территория вокруг здания детского сада предназначена для стимулирования разнообразной двигательно-познавательной активности детей – игры с самокатами и велосипедами, подвижные игры-бродилки, игры-прыгалки, рисунки на асфальте и т.д.

На территории детского сада оборудована спортивная площадка. Здесь есть всё необходимое для занятий и двигательно-познавательной активности детей: волейбольная и баскетбольная площадки, беговая дорожка, шведские лестницы разной высоты, гимнастические брёвна, скамейки, дуги для подлезания, оборудование для развития координации движений.

На участке группы «Капельки»  имеются крытая веранда, скамейки, беговые дорожки, аттракцион «ракета», лестница с мишенями, качели, деревья, цветочные клумбы, газон и т.д.

Территория детского сада озеленена насаждениями по всему периметру. На территории учреждения имеются различные виды деревьев, где в жаркое время можно укрыться. Имеются кустарники, газоны, клумбы, цветники, огород.

В нашем «Теремке» все привлекательно, эстетично, оригинально и подчинено единому стилю. Территория нашего детского сада благоприятна и комфортна для пребывания в нем дошкольников. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый уголок детского сада позволял моим воспитанникам узнать что-то новое, вызывал интерес и желание к самостоятельной и коллективной деятельности, помогал находить ответы на важные в дошкольном детстве вопросы.

Но на мой взгляд, для более безопасного, комфортного, познавательного пребывания моих воспитанников в нашем детском саду было бы целесообразно добавить некоторые изменения, такие как:

Хвалова Е.В.

1. На асфальтированной территории вокруг здания детского сада сделать ремонт, т.е. уложить новый асфальт, поставить новые бордюры, сделать дорожно-транспортную разметку (пешеходный переход, разделительную полосу и т.д.), приобрести выносные дорожные знаки и светофор.

2. На спортивной площадке – на волейбольно-баскетбольной зоне положить современное безопасное покрытие, на беговой дорожке уложить новый асфальт, нанести разметку («старт», «финиш» и т.д.), добавить яму с песком для прыжков в длину, заменить старые шведские лестницы новыми, современными, соответствующие ФГОСТ.

3. Прогулочный участок группы «Капельки» – на крытой веранде положить резиновое модульное покрытие, соединение веранды с прогулочной территорией выровнять (убрать ступеньку, она достаточно опасна для детей), беговые дорожки покрыть специальным бесшовным напольным покрытием из резиновой крошки и каучука, вокруг клумб поставить безопасные газонные ограждения, прогулочную площадку дополнить новым оборудованием – качалка на пружине, скамейки, столик, домик, машинка или кораблик, крытая песочница, безопасная горка и карусель, беседка.

Дополнить выносной спортивный инвентарь – мячи разных размеров и назначений, батут, тоннели, гантели, разметчик для спортивных игр, флажки, атласные гимнастические ленты, стойки для прыжков, барьеры, дуги для подлезания, всевозможные балансиры (балансиры-дорожки, балансиры-качели, балансировочная доска, балансир «воронка» и т.д.), тактильные диски и дорожки, бассейн, велосипеды, самокаты, беговелы, ледянки, санки, снегокаты, лыжи, мини-лыжи, клюшки, лопаты.

4. Зелёную зону территории детского сада дополнить альпийской горкой.

В мои планы, оптимизации двигательной активности и закаливания детей, входит внедрение дополнительных видов занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий. Хочу внести нетрадиционные формы и методы их проведения.

Хвалова Е.В.

Сюда входит:

- оздоровительный бег на воздухе;

- двигательная разминка во время перерыва между занятиями;

- индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательно-познавательной активности детей на прогулке;

- двигательно-познавательные игры на асфальте с применением велосипедов, самокатов, беговелов и т.д. (правила дорожного движения);

- двигательно-познавательные игры в зимний период с применением ледянок, санок, снегокатов, лыж.

- прогулки-походы в парк.

Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием  гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.

Движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Когда он движется – ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т.д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и развития.

Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому мне, как и всем педагогам, необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья  детей, закаливанию организма  и совершенствованию его функций, при тесном взаимодействии с семьёй.

При правильной организации двигательной активности в семье и  в детском саду ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.

Хвалова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ из опыта работы "Использование территории детского сада для развития двигательной активности и оздоровления детей в летний период"

      Одним из необходимых компонентов организации двигательной активности детей, закаливания босохождением, профилактики и коррекции плоскостопия является создание дорожек здоро...

Использование территории детского сада для оптимизации двигательной активности детей дошкольго возраста

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период, укрепление и закаливание детского организма, летняя оздоровительная работа с дошкольниками....

Использование современного физкультурного оборудования в условиях ДОО как средство приобретения опыта двигательной активности воспитанников

Для успешной реализации оздоровительных задач, решаемых в ДОО, необходимо соблюдение многих условий, одним из которых является создание и использование в НОД предметно-пространственной спортивно - озд...

Доклад на тему "Использование территории ДОУ для двигательной активности воспитанников"

laquo;Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку....

Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»

     « Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...

Из опыта работы "Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности воспитанников"

1.  Мастер - классы с использованием нестандартного оборудования для физкультурно - оздоровительной работы с дошкольниками....

Использование Фольклора в развитии двигательной активности воспитанников

Использование Фольклора в развитии двигательной активности воспитанников...