конспекты игровых занятий «песок и вода» для 2 младшей группы
опыты и эксперименты (младшая группа)

конспекты игровых занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5._konspekty_igrovyh_zanyatiy.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

 конспекты игровых занятий «песок и вода» для 2 младшей группы

Картотека игр «Песок и вода» для младшей группы

Игры с песком доставляют удовольствие и детям и взрослым. Но это не только развлечение. Играя с песком, дети познают окружающий мир, развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, что ведет к развитию речи обогащению словаря, координацию движений. Развивается общение со сверстниками, возможность выражать свои эмоции.

Материалы  подготовила  воспитатель МАДОУ № 75 Поджарова В.В.

Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установления психологического комфорта.

«Свойства песка»

Цель: 

Ознакомление  детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок.

Задачи:

Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.

Расширять словарный запас детей.

Воспитывать интерес к окружающему миру

Предварительная работа: игры с песком на прогулке, рассматривание фотографий с видами построек из песка.

Оборудование: песок (для проведения занятия в группе, лейка с водой, различные формочки, пластмассовые бутылочки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем ставить различные опыты с песком. Но сначала, давайте вспомним, какой бывает песок и что можно из него построить?

Дети по очереди рассказывают, что знают о песке

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень наблюдательны. А сейчас давайте проведем первый опыт.

Дети садятся полукругом вокруг большого стола. Если занятие проводится на улице, то вокруг стола около песочницы.

1. Пропустить песок через  воронку. Почему от не остается в  воронке. Песок  высыпается, он сыпуч.

2. Полить песок из лейки.

3. Сделать различные куличики  из  песка. Почему они у нас полкчились, потому что песое сырой.

Итог: Почему мы смогли сделать куличики  из песка?     Песок мокрый из него хорошо образуются формы.

«Почему не получился куличик?»

Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики.

Ход занятия:

Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.

Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод:

сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики.

«Делаем дорожки и узоры из песка»

Цель: Ознакомление  со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор на поверхности, из мокрого – нет.

Ход занятия:

Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочки наполненные сухим и мокрым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различные узоры. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок свободно высыпается из бутылочки. Далее, воспитатель с детьми рисуют коллективную картину песком.

В заключении дети подводят итоги: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки.

Физминутка:

Мы песчинки, мы песчинки

Покружиться мы не прочь.

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь.

Встанем дружно все в кружок

Получается песок.

«Движение песка».

Цель: ознакомление со свойствами песка.

Ход занятия:

Как вы думайте, песок может двигаться? А как это проверить?

Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на сухой песок.

А теперь подуйте на сырой песок? Что происходит?

Вывод: Песок сухой движется, а сырой нет.

Игра «Топчем дорожки»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Ход:

Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п.

Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!»

Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы.

Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

Вывод: на песке остаются следы

Игра «Я пеку, пеку, пеку»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Ход:

Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.

Вывод:песок сырой из него хорошо пекутся пирожки. Булочки ..

Игра «Волшебные отпечатки на песке»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, проявление творчества.

Ход:

Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.

Вывод: расскажите как мы это сделали? Что у тебя получилось?

Игра «Угадай, что спрятано в песке»

Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию

Ход:

Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает?». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.

Вывод: После завершения работы дети  рассказывают  о том, что получилось.

Игра «Пересыпание сухого песка через воронку»

Цель: Формирование у детей представлений   о свойствах сухого и влажного песка.

Ход:

Воспитатель подводит группу детей к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки.

Показывает, как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму.

Воспитатель показывает детям, как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».

Вывод: из какого песка можно лепить, а почему нельзя лепить из сухого?

Игры с решетом

Цель: Развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка.

Ход:

Воспитатель показывает, как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки. (например, из «Киндер- сюрприза»)

Вывод: сухой песок хорошо просеивается, потому что он сыпется.

Игра «Норки для мышки»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Ход:

Ребенок вместе с Воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем воспитатель  озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.

Вывод: подвести детей к пониманию, чем больше игрушка, тем  глубже  ямка.

Игра «Заборчики»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движения

Ход:

Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.

Вывод: почему мы смогли построить заборчик руками, потому что песок был  мокрый и хорошо лепился.

Игра «Что я закопала в песок?»

Цель: Развитие внимания, памяти, наблюдательности.

Ход:

Воспитатель показывает 2-3 игрушки, спрашивает у детей по очереди, как называются эти игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к песочнице и одну из них закапывает в песок.

По сигналу: «Готово!», «Можно!», дети поворачиваются и отгадывают, какая игрушка зарыта в песок.

Отвечает тот ребенок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если ребенок правильно назвал, ему все хлопают в ладоши.

Игра повторяется, постепенно увеличивается количество игрушек.

Вывод: кто был самым наблюдательным из нас? Из какого песка мы доставали игрушки: сырого или мокрого? Почему из сухого? Потому что игрушки чистые, а если бы был песок мокрый, то игрушки были бы грязные.

Игры с водой.

Игры с водой очень полезны для малыша. Вода – совершенно уникальная среда. Она очищает, успокаивает, расслабляет, дарит всевозможные тактильные ощущения: может быть холодной и горячей, бежать тоненькой струйкой или разлетаться в стороны веселыми брызгами.

Игра «Уточки плавают»

Цель: дать представление о том, что предметы «плавают», о числовом определении «один», «много».

Ход:

Воспитатель пускает в воде резиновые игрушки. «Смотрите, как уточка плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде (делает круговые движения палочкой). Уточка двигается. Вот как интересно!

А теперь, Коля, на тебе палочку, покрути ей, и т. д. другим детям.

Была одна уточка, а теперь сколько?

После воспитатель предлагает вынуть игрушки из воды. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они стали сухими.

Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.

Вывод: почему игрушки сырые, потому что они  плавали в  воде.

Игра «Что как плавает?»

Цель: Знакомство детей со свойствами материалов.

Оборудование: набор предметов из разных материалов.

Ход:

Воспитатель предлагает детям постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в путешествие, в плавание. Отпусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас предметов давай их тоже отпустим, они хотят плавать».

Во время игры воспитатель просит малыша называть предметы, опускаемые в воду. Комментировать действия предметов (тонет, плывет, мокнет)

Вывод: что происходит с игрушками в  воде? Они плавают и тонут.

Игра «Капитаны»

Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный, сильный выдохи.

Ход:

Воспитатель наполняет ёмкость водой, дети опускают бумажные кораблики. Взрослый предлагает детям прокатиться на кораблике от одного до другого берега. Объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть просто, вытягивая губы трубочкой, не надувая щеки. Показывает, как это делать. Обращает внимание ребенка на звук, который при этом получается: «Ф». Дети повторяют.

Вывод: почему плывет  кораблик, потому что на него дует ветер.

Игра "Плавает или тонет?»

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов шары, камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д..

 Формировать умение играть с водой, с разными игрушками, закрепить такие понятия, как «тонет - тяжелый», «не тонет – легкий»; расширить словарный запас.

Вывод: «тонет - тяжелый», «не тонет – легкий»

Игра «Горячо - холодно»

Цель: дать представление о холодной, теплой и горячей воде. Активизация словаря: холодная, теплая, горячая.

Ход:

Дети сидят на стульчиках полукругом вокруг стола. Воспитатель ставит таз или ванну и говорит детям, что сейчас кукла Таня будет купаться. Наливает холодную воду и опускает куклу. Кукла «выскакивает». Она не хочет купаться. Почему? Вода холодная. Дети подходят и трогают воду рукой. Я подолью горячей воды, она станет теплая. Дети убеждаются, что вода теплая. Теперь куклу снова сажают в таз, она с удовольствием купается.

Переливание воды из кружки в кружку или через воронку.

Цель: дать представление о свойствах воды: «льется»,  «мокрое», «сухое».

Ход:

Воспитатель зовет детей к тазу с водой, дает каждому по кружке, показывает, как зачерпнуть и вылить воду. «Смотрите, вода льется, сделайте то же самое.

Вывод: вода «льется»,  место «мокрое», полотенце «сухое».

«Вода – жидкость», «У воды нет запаха»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая).

Ход: дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Что происходит с водой? Она льётся. Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Воспитатель предлагает детям понюхать воду. Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.

Вывод: вода льется, вода жидкая, вода чистая, вода без запаха.

Игра «Разноцветная вода»

Цель: закрепить свойства воды

Ход: предложите детям стать «волшебниками» и сделать воду разноцветной.

Возьмите несколько емкостей с прозрачной водой, приготовьте кисть и гуашь. Используя краску, вместе с детьми окрашивайте воду в стаканчиках, как она изменяется.

Предложить рассмотреть  готовые бутылочки с  подкрашенной водой. Предложить детям назвать какого цвета вода.

Предложить расставить бутылочки по оттенку цвета: красный, светлее, светлый.

Вывод: Вода может окрашиваться в разные цвкета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ: «Водичка – водичка» (ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА)

С этим занятием я стала участником Ежегодного Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов "Мой лучшй урок" в 2011-2012 учебном году....

Занятие-наблюдение "Водичка, водичка" ( 1 младшая группа)

Воспитание культурно-гигиенических навыков- один из важнейших аспектов развития в жизни малыша. В представленном материале представлен вариант ознакомления детей со свойствами воды, ее значением в жиз...

Конспект занятия по привитию культурно-гигиенических навыков «Водичка-водичка» (первая младшая группа)

Цель: Продолжать учить детей как правильно мыть руки, пользоваться мылом, насухо вытирать лицо и мыло личным полотенцем. Формировать навык пользования индивидуальными предметами.Закрепить уж...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Песок и вода» (для младшего дошкольного возраста)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  «Песок и вода»(для младшего дошкольного возраста)...

конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе "Песок-вода"

Проводим с детьми младшей группы познавательные опыты на тему свойства воды и песка....