УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
план-конспект занятия

Сердюкова Марина Владимировна

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastiki_i_massazhi.docx44.67 КБ

Предварительный просмотр:

1-я группа УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

упражнений

1.        «Птичка».

Ребенок сидит, скрестив ноги так, чтобы пальцы коснулись плеч и превратились в «крылышки». Взрослый помогает ребенку держать спину прямо и протягивает локти назад, близко к телу. Затем ребенок прыгает на месте.

2.        «Подсвечник».

Стоя на коленях на мягком коврике, ребенок разводит руки в стороны, затем сгибает их в локтях. Взрослый следит за тем, чтобы предплечья находились в вертикальном положении, а локти были отведены назад. Далее упражнение выполняется с поворотами в стороны.

3.        «Кто сумеет».

Из положения «лежа на спине» ребенок при помощи взрослого садится. По мере овладения упражнением помощь взрослого проявляется только в прижимании ступней ребенка к полу. Из сидячего положения производится наклон вперед с опусканием лица на колени и дотягиванием рук до носков.

4.        «Самолет».

Ребенок сидит, скрестив ноги, руки разведены в стороны. Наклоны поочередно в обе стороны до касания пола рукой. Взрослый корригирует вертикальное положение корпуса.

2-я группа упражнений

Содержит элементы акробатики, способствует совершенствованию таких физических качеств, как гибкость, ловкость, быстрота двигательных реакций.

1.        «Казачок».

Ребенок держится за руки взрослого и сгибает колени, затем поочередно одну ногу выбрасывает вперед и ставит на пятку. Далее упражнение выполняется с подскоками. Это упражнение хорошо выполнять под музыку.

2.        «Балерина».

Ребенок стоит на одной ноге, другую сгибает и отводит назад так, чтобы ее носок можно было захватить рукой, затем движения проводятся с другой ногой. Взрослый придерживает ребенка за вытянутую вперед руку для сохранения равновесия.

3.        «Щеночек служит».

Ребенок с согнутыми перед собой руками приседает, опираясь на обе ступни, затем поочередно выпрямляет ноги. Взрослый придерживает ребенка за руки.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

Комплекс 1

Ходьба по кругу на носках, на пятках, с высоким подниманием колен. Подскоки.

Ходьба «солдатским шагом» в течение 1-3 минут. Дыхание произвольное.

1. «Часики».

И. п. - руки на поясе, ноги на ширине плеч.

1-2 - наклон туловища вправо - «тик» - вдох;

3—4 - наклон туловища влево - «так» - выдох.        6 раз.

2.        «Пошипим».

И. п. - руки с гимнастической палкой внизу.

1-2 - поднимаясь на носки, одновременно поднять гимнастическую палку над головой и посмотреть на нее - вдох;

3-4 - медленно присесть с прямой спиной, ноги в коленях разведены в стороны, одновременно, опуская палку перед собой на уровне груди, произносить звук «ш-ш-ш» - выдох.       6 раз.

3.        «Дровосек».

И. п. - руки над головой сцеплены «в замок», ноги на ширине плеч, глубокий вдох.

1-2 - наклон туловища вперед с одновременным опусканием рук и произнесением звука «ух» с глубоким выдохом;

3-4 - и. п.        6 раз.

4.        Звуковые упражнения (глубокий вдох, на выдохе -упраж-
нение):

  • дует ветер: «У-у-у»;
  • кричит ворона: «Кар-кар-кар»;
  • лает собака: «Гав-гав-гав».

По мере удлинения выдоха увеличивается количество произносимых звуков.        1-3 раза.

5.        Бег на месте с переходом на ходьбу.

Дышать через нос - 20 секунд.

6.        «Велосипед».

И. п. - лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища.
Поочередное сгибание и разгибание ног в коленях и тазобедренных суставах.        6 раз.

7.        «Плавание брассом».

И. п. - лежа на животе, ноги вытянуты.

1-3 - приподнять голову и совершить плавательные движе-
ния руками типа «брасс».        2-6 раз.

8.        Спокойная ходьба на месте - 30-40 секунд. В комплекс упражнений можно включить подвижную игру продолжительностью от 1 до 3 минут.

Ком плекс 2

Спокойная ходьба по залу с переходом на ходьбу с высоким подниманием ног, согнутых в тазобедренных и коленных суставах, в течение 1 минуты. Дыхание через нос. Сохранение правильной осанки. Бег «самолетики» - руки разведены в стороны на уровне плеч. Время бега от 10-15 секунд увеличивается на каждом занятии на 8-10 секунд до 1 минуты. За 10-15 секунд до окончания темп бега постепенно замедляется. При беге произносится звук «у-у-у».

Ходьба по гимнастической скамейке. При этом надо поддерживать ребенка за руку. В конце скамьи - спрыгивание на мягкое покрытие.

1. Произнесение звуков и слогов с двукратным повторением (на выдохе).

Дыхание через одну ноздрю.

  • дует ветер: «Фу» (тихо, сильно);
  • жужжит жук: «Ж-ж-ж»;
  • поет петушок: «Ку-ка-ре-ку»;
  • лает собака: «Гав-гав-гав»;
  • кукушка: «Ку-ку».

Повторить 2-4 раза.

При выполнении упражнения ребенок указательным пальцем поочередно закрывает ноздрю. Осанка правильная.

2.        «Дерево качается».

И. п. — ноги врозь, руки внизу. 1-2 - легкий наклон назад - вдох;

3-4 - легкий наклон вперед - выдох.        6 раз.

3.        «Большие - маленькие».
И. п. - основная стойка.

«Маленькие» - присесть, руками обхватить колени, произносить звук «ах».

«Большие» - встать, руки поднять над головой, произносить
звук «ох».        6 раз.

4.        «Покосим травку».

И. п. - ноги слегка расставлены.

1-2 - имитация движения косца, на выдохе произносить слог «кух».

Упражнение выполняется в правую и левую стороны. 6 раз.

5.        Перешагивание через палку, удерживаемую на высоте
40-50 см.  Выполнять 2 раза.

6.        Проползание под гимнастической скамейкой. Выполнять 2 раза.

7.        Подтягивание на руках вдоль гимнастической скамей-
ки лежа на животе.

Малоподвижная игра, ходьба или танцевальные элементы.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК

Данные упражнения целесообразно включать в комплексы утренних гимнастик или использовать в физкультминутках и в перерывах между занятиями.

1. Сжимание и разжимание пальцев.        20 раз.

Варианты: держать руки ладонями вверх, вниз, сжимать поочередно правую и левую руку, одновременно обе руки.

2.        Вращение кистью правой руки в разные стороны (вправо, влево).

Повторить то же левой рукой. Вращать одновременно обе кисти рук вовнутрь и наружу.        10 раз.

3.        Выгибание и прогибание кистей рук. Упражнение выполнять одновременно обеими кистями рук
или поочередно правой и левой рукой.        15 раз.

4.        Чередование выгибания и прогибания кистей рук.15 раз.

5.        «Пальчики здороваются».Подушечки пальцев правой (левой) руки соприкасаются с
большим пальцем той же руки.        10 раз.

6.        Сгибание и разгибание пальцев.Согнуть по очереди все пальцы правой руки, затем разогнуть их. То же с левой рукой, затем двумя руками одновременно. 15 раз.

7.        «Ножницы».Развести пальцы правой руки в стороны. То же с левой рукой. Затем двумя руками одновременно.        15 раз.

8.        «Замок».Соединить ладони вместе, пальцы переплетены. Проделать следующие упражнения:

а)        с силой сдавить ладони;

б)        наклонять «замок» вправо, влево;

в)        вывернуть «замок» наружу (не расцепляя пальцев).По 10-20 раз.

9.        «Солнечные лучики».Руки в «замке» поднять вверх, ладони крепко прижаты друг к другу. С силой сжимать и разжимать пальцы.        10 раз.

  1. «Игра на фортепиано».
  2. «Фонарики».Вращение кистями рук (вверху, внизу, впереди, на уровне груди).        10 раз.
  1. Свободное постукивание кистями рук по столу сначала одной рукой, потом другой рукой, затем обеими руками одновременно.        10 раз.
  2. Разведение пальцев рук врозь и сведение их вместе. 10 раз.

14.«Бегуны». Указательным и средним пальцами правой руки «бегать» по
столу вперед и назад. То же левой рукой, двумя руками одно-
временно.        15 раз.

15.«Ручки отдыхают». Потряхивать расслабленными кистями рук. При этом держать руки вверху, затем развести в стороны, согнув в локтях и
опустив кистями вниз.        15 раз.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

«Поиграем пальчиками».

Пианино перед нами, Поиграйте вместе с нами. Сидя на стуле, поднять руки вверх и опустить их на стол, сгибая и разгибая пальцы.        6 раз.

«Разомни спинку».

Очень низко наклонюсь, Выпрямлюсь и улыбнусь. Стоя у стола, наклониться вперед, коснуться кончиками пальцев рук носков ног. Выпрямиться, заложив руки за спину. 6 раз.

«Потягушечки».

К солнышку мы потянулись

И друг другу улыбнулись.

Стоя у стола, поднять руки вверх, одновременно отставив
левую
(правую) ногу назад на носок и хорошо потянуться. Опус-
тить руки, ноги поставить вместе.        6 раз.

«Повороты».

Посмотри-ка ты вокруг.

Рядом ли стоит твой друг?

Стоя у стола, руки на поясе. Делать повороты вправо, влево, выпрямляя правую (левую) руку в сторону поворота.        6 раз.

«Приседания».

Свои ножки разомнем.

 Приседаем и встаем.

Приседания держась за край стола.        6 раз.

«Мячики».

Мы теперь не девочки,

Мы теперь не мальчики.

Превратились на минутку

Мы в цветные мячики.

Прыжки на месте у стола в чередовании с ходьбой. 2 раза по 6 прыжков.

«Котята».

Мы - не шумные ребята,

      Мы — пушистые котята.

 Сидя за столом, свободно положить руки на стол. Поднять предплечья, кисти рук поднять кверху, пальцы развести, отвести плечи назад, выпрямить туловище. Вернуться в и. п.       4 раза.

«Пружинка».

До стола мы дотянулись

И все дружно улыбнулись.

Встать у стола, ноги врозь, руки поднять вверх, пальцы раз-
вести. Наклониться вперед, коснуться локтями стола. Вернуться в и. п.4 раза.

«Ловля комара».

Хлопнем раз и хлопнем два!

Мы поймали комара!

Стоя за столом, руки опустить вниз, повернуть туловище
влево, сделать хлопок над головой и перейти в исходное положение. Повторить в правую сторону.        4 раза.

«Потягушечки».

На носочки встанем, Потолок достанем.

Попытка представить сопротивление потолка пальцами. Подъем на носки с потягиванием, руки развести в стороны, затем поднять вверх над головой, взгляд направлен на кончики пальцев.

«Посчитаем».

До пяти мы все считаем,

 С силой гири поднимаем.

Наклон вперед, с усилием поднимать воображаемую гирю, поднятыми руками как бы фиксировать ее на 2-3 секунды и с силой опускать вниз.

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова разрубим.

Подъем рук, сложенных «топориком», резкий взмах и имитация рубки дров - слева, от колен, справа, между ног.

Сколько клеток до черты

Столько раз подпрыгни ты.

Легкие прыжки на месте на носочках.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

Подъем вытянутых перед грудью рук вверх.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Гимнастика для глаз включает в себя следующие упражнения:

- расслабление глаз;

  • моргание,
  • вращение глаз;
  • повороты глаз;
  • массаж глаз;
  • направление взгляда на горизонт;
  • фиксация взгляда на межбровном промежутке;
  • фиксация взгляда на кончике носа;
  • фиксация взгляда на правом (левом) плече;
  • фиксация взгляда на пальце и на горизонте (поочередно);
  • промывание глаз.

Каждое упражнение необходимо проводить по 10 минут. Однако, если есть свободное время, можно заниматься дольше и чаще.

Фиксацию взгляда на кончике носа, на межбровном промежутке, различные движения глазами лучше проводить утром или (и) днем. Фиксацию на пламени свечи осуществляют вечером. Упражнения для отдыха глаз и поочередную фиксацию на кончике носа и на горизонте можно практиковать в любое время. Упражнения делают до тех пор, пока они выполняются легко. Нельзя доводить себя до сильного утомления.

Расслабление глаз.

  1. Встать или сесть спокойно и устойчиво, можно лечь на спину, чтобы в поле зрения не было ярких источников света.
  2. Закрыть глаза и расслабить веки. Можно мысленно погладить глаза теплыми мягкими пальцами.
  3. Лицо и тело также пусть расслабляются. Это даст дополнительный отдых, но все внимание сосредоточено на расслаблении глаз. Чувство тепла и тяжести должны сменить легкость, невесомость, а в дальнейшем - полная потеря ощущения глаз.
  4. Время расслабления не ограничено. В промежутках между другими упражнениями для глаз оно может составлять

20-40 секунд, а выполняемое само по себе в течение 3-5 минут расслабление может практиковаться в любое время.

Моргание.

  1. Принять любую удобную устойчивую позу.
  2. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать).
  3. Выполнять от 30 до 60 секунд.
  4. Расслабить глаза.

Эффект: упражнение дает хороший отдых глазам и усиливает их кровоснабжение. Может выполняться в любое время.

Вращение глаз.

1.        Принять устойчивую позу, спину и голову держать прямо.

  1. Посмотреть вверх и очень медленно переводить взор по часовой стрелке, описывая взглядом окружность максимального радиуса. Движения глаз должны быть плавными, без рывков. Голова все время остается неподвижной.
  2. Сначала надо научиться совершать по одному круговому вращению глазами в каждую сторону, не допуская рывков и потери концентрации. Со временем выполнять 2-3 поворота по часовой стрелке и столько же против.
  3. Расслабить глаза. Если вы не устали, то сразу переходить к другому упражнению.

Повороты глаз.

В отличие от вращения глазами, где последовательными микроскопическими сокращениями глазных мышц обеспечивается непрерывность движения, при поворотах глазами происходит быстрое перемещение взгляда с одного края поля зрения на противоположный, с задержкой на несколько секунд в каждом положении.

  1. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, в правый нижний угол, в левый верхний угол, в правый верхний угол, в левый нижний угол. Эти 8 движений составляют единый цикл. В каждой позиции держать взгляд от 1 до 5 секунд.
  2. Повторять от 2 до 5 минут, удерживая голову неподвижно, стараясь поворачивать глаза в самые крайние положения.

3.        Расслабить глаза.

Эффект: упражнения тренируют двигательные мышцы глаз, повышают способность к точной фокусировке, улучшая тем самым зрение.

Массаж глаз.

1.        Сесть прямо за стол, поставить на стол локти.

  1. Не отрывая локти, соединить ребра ладоней и мизинцы, опустить голову, чтобы ладони легли на закрытые глаза, а лоб упирался в верхнюю часть ладоней и пальцы.
  2. Расслабить мышцы шеи. Точкой опоры становится лоб, ладони лишь прикасаются к глазам.
  3. Легко массировать ладонями глаза. Чередовать надавливание, вращение, поглаживание и вибрацию.
  1. Выполнять от 1 до 2 минут.
  2. Расслабить глаза.

Эффект: массаж глаз вызывает активную циркуляцию в них крови, стимулирует нервные окончания и дает прекрасный отдых утомленным глазам.

Направление взгляда на горизонт.

  1. Принять любую удобную позу, спину держать прямо.
  2. Направить расфокусированный взгляд на горизонт. Можно также остановить взор на любом удаленном объекте, не раздражающем глаза (облаке, дереве и т. д.). Требуется не сосредотачиваться на каком-либо предмете, а смотреть как бы сквозь него, не напрягая зрения.

3. Выполнять несколько минут, после чего расслабить глаза. Можно проделывать в любое время - при утомительной для зрения работе желательно не реже, чем раз в 2 часа.

Эффект: упражнение предназначено для отдыха. Служит профилактикой против ухудшения зрения.

Фиксация взгляда на кончике носа.

  1. Зафиксировать взгляд на кончике собственного носа. При хорошей подвижности глазных яблок должны быть видны и крылья носа, и полоска кожи над верхней губой.
  2. Смотреть не отрываясь, не отрывая глаза и мышцы век и, по возможности, не моргая.
  3. Вначале упражнение выполнять 10-20 секунд, до легкой слезливости и рези в глазах. В дальнейшем развивается способность смотреть на кончик собственного носа 3-5 мин без всякого напряжения.

4.        Расслабить глаза.

Фиксация взгляда на правом (левом) плече.

  1. Сидя или стоя прямо и держа голову неподвижно, направить взгляд в сторону плеча.
  2. Сосредоточиться на плече и внимательно, по возможности не моргая, смотреть только на него. Голову в сторону плеча не поворачивать, спину держать прямо.
  3. При появлении неприятных и болезненных ощущений в глазах, расслабить их, немного отдохнуть и повторить упражнение. Постепенно довести время фиксации до 2-4 минут.

Поочередная фиксация на пальце и на горизонте.

  1. Принять устойчивую позу и установить руКУ с поднятые указательным пальцем на уровне головы перед собой примерно в 30 см от глаз.
  2. Поочередно переводить взгляд с кончика пзЛьЧа на линшо горизонта или на любую удаленную точку, задер#иваясь в кал-дом положении на 2-3 секунд. Палец должен быть в примерно одном направлении с выбранной точкой, чтобы пРи переводе взгляда глазные яблоки почти не двигались. И на палец, и на горизонт нужно смотреть внимательно, добиваясь чеТк°го сосредо-точения.

4. Выполнять от 1 до 3 минут, после чего перейти к следующему упражнению.

Промывание глаз.

1.        Наполнить широкую кастрюлю или таз холодной водой.

  1. Опустить лицо в воду, не закрывая глаз. Уже через несколько попыток это не будет вызывать никакие Неприятных ощущений.
  2. Вариант 1. Держать лицо погруженным, пока длится задержка дыхания. Глаза все время широко открыты. Если нет возможности погрузить лицо в воду, можно воспользоваться другим способом.

Вариант 2. Наполнить холодной водой ладони  и плеснуть в широко раскрытые глаза. Повторить несколько раз.

Эффект: промывание отлично тонизирует глаза улучшает их кровоснабжение, снимает усталость. Можно применять как последнее упражнение в ежедневных занятиях, а также самостоятельно при любом утомлении глаз. В этом случае  продолжать работу можно сразу после промывания.

Кинезиологические упражнения для глаз

Быстро-быстро поморгай,

Потом глазкам отдых дай

(Быстро моргать в течение 1-2 минут.)        10 раз.

Чтобы зоркими нам быть -
Нужно глазками крутить.
(Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды.)        10 раз.

Глазки влево, глазки вправо,
Вверх и вниз все сначала.
(Повернуть глаза влево, вправо, вверх, вниз.)        10 раз.

Зорче глазки чтоб глядели -Разотрем их еле-еле. (Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз 1 минуту.)

Треугольник, круг, квадрат

Нарисуем мы подряд.
(Нарисовать глазами геометрические фигуры (треугольник,
круг, квадрат, овал), сначала по часовой стрелке, потом про-
тив.)        
10 раз.

Нужно глазки открывать,
Чудо чтоб не прозевать
(Широко открывать и закрывать глаза с интервалом
в 30 секунд.)        
10 раз.

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА

Комплекс 1

1. «Глазки просыпаются».

Глазки нужно открывать,

Чудо чтоб не прозевать.

И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища.

1-2 - зажмурить глаза;

3—4 - широко открыть глаза.        6 раз.

2.        «Ротик просыпается».

Ротик должен просыпаться,

Чтоб пошире улыбаться.

И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища.

1-2 - открыть широко ротик;

3-4 - закрыть ротик и улыбнуться.        6 раз.

3.        «Ручки просыпаются».

Ручки кверху потянулись,

До солнышка дотянулись

И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища.

1-2 - поднять правую руку вверх;

3-4 - отвести правую руку вверх за голову.

То же левой рукой.        6 раз.

4.        «Ножки просыпаются».

Будем ножки пробуждать,

Их в дорогу собирать.

И. п. - лежа на спине, руки вверху.

1-2 - потянуть на себя правую ногу носком;

3-4 - и. п.

То же левой ногой.        6 раз.

5.        «Вот мы и проснулись».

К солнышку мы потянулись

И друг другу улыбнулись!

И. п. - встать около кровати на коврик.

1-4 - поднять руки вверх, встать на носочки и потянуться вверх.

Комплекс 2

1.        «Потягушечки».

Вот почти мы все проснулись

И в кроватке потянулись.

И. п. - лежа на спине, руки поднять вверх и опустить за головой, глаза закрыты.

1-2 - потянуться одновременно ногами и руками, растягивая позвоночник;

3—4 - и. п.        6 раз.

2.        «Проснулись».

Вот проснулись ручки,

Вот проснулись ножки

И хотят скорей бежать

К маме по дорожке.

И. п. - лежа на спине, руки поднять вверх, за головой, глаза закрыты.

1-4 - поочередно тянуть от себя правую и левую руку;

5-8 - правую и левую ногу (носком, затем пяткой).    6 раз.

3.        «Клубочек».

Не хотим мы простывать,

Хоть и начали дрожать.

Мы совсем уже проснулись,

К солнышку мы потянулись.

И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища.
1-2 - свернуться в клубок, дрожать, изображая, что холодно;
3-4 - раскрыться, расслабиться и потянуться, показывая, что
наступило тепло, улыбнуться.        6 раз.

4.        «Пальчики».

Пальчики хотят проснуться,

Чтоб в водичку окунуться.

3.«Ручки проснулись».

Потянулись мы немножко.

Здравствуй, солнышко в окошке!

И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища.

1 - поднять правую руку вверх;

2—3 - потянуть правую руку;

4 - опустить на постель правую руку.

То же для левой руки.        6 раз.

4.        «Ножки проснулись».

Хотим тоже потянуться

и совсем-совсем проснуться.

И. п. - то же.

1 - прямую правую ногу поднять вверх;

2-3 - потянуть правую ногу;

4 - опустить правую ногу на постель.

То же для левой ноги.        6 раз.

5.        «Ножки совсем проснулись».

И. п. - сидя в постели, ноги скрестно. Растирать ладони до появления тепла.

6.        «Умоемся».

А теперь лицо умоем,

Глазки широко раскроем.

И. п. - сидя в постели, ноги скрестно.

1-4 - «умыть» лицо теплыми руками.

Вот готовы мы вставать,

Бегать, прыгать и играть!

Комплекс 3

1.        «Глазки просыпаются».

Слегка глазки растираем,

 А потом сладко зеваем.

И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-4 - слегка погладить закрытые глаза; 5-8 - сделать расслабляющий звук зевоты.

2.        «Головка проснулась».

Мы почти уже проснулись

И друг другу улыбнулись.

И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - поворот головы на подушке вправо; 3-4 - и. п.;

5-6 - поворот головы на подушке влево; 7-8 - и. п.

При повороте головы улыбаться друг другу.

Ножками мы поболтаем

И до трех мы посчитаем.

И. п. - лежа на животе с опорой на локти аккуратно поддерживать ладонями подбородок.

1-8 - поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.

4 раза.

Умываться мы идем,

Одеваться мы идем –

Очень дружные ребята!

Потом песенку споем.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля!

Вот такие мы, друзья!

ЗАКАЛИВАНИЕ

При правильном проведении закаливания у ребенка постепенно вырабатывается способность легче переносить неблагоприятные воздействия окружающей среды. К традиционным методам закаливания относятся:

  • воздушное закаливание;
  • закаливание солнечными лучами;
  • закаливание водой.

Более эффективны нетрадиционные методы закаливания, к которым можно отнести хождение босиком. Это хорошее средство укрепления сводов стопы и ее связок. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур; осуществляется такое закаливание главным образом путем действия низких температур пола, земли. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже 18 °С. Вначале дети ходят в носках в течение 4-5 дней, затем - полностью босиком по 3—4 минуты, увеличивая время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком может применяться во всех группах, начиная с первой младшей.

Закаливание особенно эффективно, если осуществлять попеременное воздействие пониженной и высокой температуры. Речь идет о контрастных методах закаливания. Начинается закаливающая процедура после дневного сна и продолжается в течение 12-15 минут. Примерно в 15 часов включается тихая спокойная музыка, способствующая постепенному переходу от сна к бодрствованию. Дети просыпаются, откидывают одеяло и, лежа в постели, выполняют в течение 2-3 минут физические упражнения: потягивание всем телом, поднимание рук и ног (поочередно и вместе), подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением и т. д. Затем дети встают с постели, снимают пижамы (или другую спальную одежду), оставаясь одетыми в майки и трусы, и начинают пробежки в другое помещение, в котором температура воздуха поддерживается в пределах +22-23 °С. В спальне («холодном помещении») с помощью открытых фрамуг к концу дневного сна температура поддерживается в пределах +16 °С, а через одну-две недели - температура +14 °С Во время кратковременного пребывания в теплом помещении выполняются различные упражнения. «Перебежки» выполняются под музыку, что имеет большое значение в поддержании интереса детей к закаливающим процедурам, создании положительного эмоционального восприятия. Используются также подвижные игры, танцевальные разминки, разные виды ходьбы, марша. Темп выполнения физических упражнений в теплой комнате более спокойный. Количество «перебежек», длительность пребывания в каждой комнате - 1-2 минуты.

Заканчивается закаливающая процедура в ходе таких игр, как «Самолеты», «Перелет птиц» и т. д. При проведении контрастного воздушного закаливания обязательно соблюдается принцип постепенности увеличения «дозы контраста температуры» от минимального в 3-4 °С в начале проведения процедур до 13-15 °С для детей 3-4 лет и до 15-20 °С для детей 5-6 лет спустя 2-3 месяца.

Далее такой контраст температур поддерживается в течение всего времени закаливания.

Кроме этих видов закаливания, есть и другие нетрадиционные методы. Это и ходьба по ребристым доскам босиком, и ходьба по «дорожкам здоровья», по мокрому песку и пр. В спортивном зале можно сделать разнообразные «дорожки» из бросового материала (нашить на кусок плотной ткани пуговицы, крышки от пластиковых бутылок, колпачки от использованных фломастеров и т. д.).

Эффективность закаливания детей в дошкольном учреждении возрастает, если ребенок получает закаливающие процедуры и дома. Поэтому необходимо проводить разъяснительную работу с родителями (беседы, консультации, статьи в информационных уголках, выпуск бюллетеней о здоровом образе жизни и многое другое).

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Памятка для родителей по оздоровлению часто болеющих детей методом лечебной гимнастики

Одним из простых и доступных способов предупреждения простудных заболеваний у детей являются физические упражнения с элементами дыхательной гимнастики. Занятия с детьми проводятся дома или на прогулка...

Система работы МАДОУ ДСКВ «Сказка» по оздоровлению часто болеющих детей

Число заболеваний часто болеющих детей среди всех детей в возрасте от 0 до14 составляет 38 % по России. В целом каждый 4 ребенок может быть отнесен к  часто болеющим.И именно поэтому контин...

Памятка для родителей по оздоровлению часто болеющих детей

Памятка для родителей по оздоровлению часто болеющих детей...

Дыхательные упражнения для ЧБД (часто болеющих детей)

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯДЛЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ «Аист». На вдохе поднять руки в стороны. Ногу, согнутую в колене, гордо вывести вперед, зафиксировать. На выдохе сделать шаг. Опустить н...

Внедрение нетрадиционной здоровьесберегающей технологии «Фитбол – аэробика» в практическую работу по оздоровлению часто болеющих дошкольников.

Сохранение  и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. В своем выступлении Владимир Владимирович Путин, на заседании Государственного Совета Российской ...