«Оснащение среды групп и физкультурного зала для самостоятельной двигательной деятельности детей»
консультация

Смолина Анастасия Владимировна

Теоретический вопрос

на тему:

«Оснащение среды групп и физкультурного зала для самостоятельной двигательной деятельности детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskiy_vopros_osnashchenie.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Теоретический вопрос

на тему:

«Оснащение среды групп и физкультурного зала для самостоятельной двигательной деятельности детей»

Подготовила:

Смолина Анастасия

Владимировна, воспитатель

Рубцовск, 2020

        Цель: Дать понятие педагогам об оснащении среды групп и физкультурного зала для самостоятельной двигательной деятельности детей.

Задачи:

  1. Рассказать воспитателям об использовании:
  • стандартного оборудования;
  • нестандартного оборудования;
  • тренажеров простейшего типа.

  1. Познакомить с приемами повышения эффективности использования физкультурного оборудования.

          Существуют разные формы организации физического воспитания. Их совокупность создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. К формам организации двигательной деятельности детей относятся:

  • физкультурные занятия;
  • физкультурно — оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;
  • активный отдых: детский туризм (прогулки и экскурсии, физкультурный досуг, физкультурный праздник, дни здоровья, каникулы;
  • самостоятельная        двигательная        деятельность        детей;

индивидуальная работа с детьми;

  • задания на дом.

Из перечисленных форм организации физического воспитания больше всего времени в распорядке дня дошкольника занимает заранее спланированная физкультурно — оздоровительная работа, а также его самостоятельная деятельность, и если для первой в ДОУ обычно созданы все необходимые условия, то вторая подчас пускается на самотек.

Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость д.) ребенок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность детей ведет к дефициту познавательной активности, знаний умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма, т. е. приводит к гиподинамии. Гиподинамия (от «гипо» - сила) -нарушение функций организма (опорно—двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограниченной двигательной активности, снижения силы сокращения мышц. Только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие. При этом большое значение имеет создание необходимых условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в режиме дня.

Несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства, так как в группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. Таким образом, наша задача научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади, т. е. в групповой комнате.

Качественному улучшению самостоятельной двигательной деятельности детей всех возрастных групп поможет организация в группе физкультурного уголка. Рациональный подбор спортивно - игрового оборудования позволит наиболее широко применять его в самостоятельной двигательной деятельности детей.

        В        физкультурном         уголке        должны        быть мелкие

физкультурные пособия: мячи разных размеров (от маленького теннисного до большого надувного мяча для малышей и набивного мяча массой 1 кг для детей постарше, обручи (диаметром 15-20 см, 50-60 см, гимнастические палки разной длины, скакалки). Можно самим сшить и набить мешочки. Маленькие (6 на 9 см, масса 150г) метают в горизонтальную и вертикальные цели, а большие (12 на 16см, масса 400г) используют, для развития правильной осанки, нося их на голове.

Интересен для упражнений цветной шнур — косичка (длиной 60 — 70см). Он сплетается из трех шнуров разного цвета, концы обшиваются; на одном из них пришивается пуговица, на другом петля. С таким шнуром выполняют упражнения как с

гимнастической палкой, а, сделав из него круг, можно использовать для прыжков, пролезания.

В каждой возрастной группе желательно иметь так называемое надувное бревно длиной 1 - 1, 5м. Его можно сделать из старого матраца или одеяла. Готовое «бревно» обтянуть сшитым чехлом из моющегося материала. Ребенок через него сначала переползает, затем перешагивает, ставит игрушки, сидит на нем, катает, отталкивает.

Текстильные коврики разных цветов 25х25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре (варианты оформления лицевой стороны ковриков могут быть различными). Нижняя сторона ковриков должна быть сделана из нескользящего материала. Целью игр с ковриками, такими как «Классики», «Гигантские шаги», «Веселая дорожка», «Займи свое место» - является развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений; закрепление знаний цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.

        «Тихий тренажер» - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в произвольном порядке от пола и до 1, 5 м, силуэты ножек от пола и до 70 см; на стене, выше силуэтов ладошек, наклеивается изображение ягод. Целью игр с «тихим тренажером» является: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, тренировка мышц плечевого пояса и рук; развитие пространственного воображения и восприятия.

Одно из самых увлекательных и необходимых пособий - это лесенка-стремянка. Оно оказывает общеукрепляющее воздействие на организм ребенка. Лесенка — стремянка состоит из двух пролетов, соединенных друг с другом зубчатой планкой, допускающей установку стремянки наклонно под разным углом, Ширина каждого пролета 45см, высота 100-150 см, расстояние между перекладинами 12 — 15см, диаметр их 2, 5 Зсм. Высота вертикальной лесенки 150 — 200см.

Хорошо иметь пособия для профилактики плоскостопия. Их использование повышает кожно мышечный тонус, улучшает кровообращение и окислительно — восстановительные процессы в мышцах, суставах, тканях. Такие пособия так же можно купить в спортивном магазине или приготовить самим. Плетеная дорожка - дорожка сплетена из шнура диаметром 0, 6 - 0, 7 см способом макраме или вязания.

 Мешочки с камешками. В полотняный мешочек размером 40х40 см насыпать камешки голыши или керамзит в таком количестве, чтобы, положив мешочек на пол, можно было распределить камешки по его площади одним слоем.

Для самостоятельной двигательной деятельности следует приобрести тренажеры простейшего типа. Они являются надежным средством профилактики гиподинамии. К простейшим тренажерам относятся:

  1. Детские эспандеры (для кистей рук и туловища). Детские эспандеры (кистевые) предназначены для укрепления мышц кистей рук, например, ребенок сжимает кольцо, делает наклон вперед и прокатывает его. При выполнении упражнений для брюшного пресса в положении сидя и лежа ребенок зажимает кольцо между ступнями.
  2. Диск «Здоровье» способствует развитию координации движений, укрепляет мышцы туловища и ног.

З. Гимнастический ролик способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса, развитию координации.

  1. Степ платформа развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, осанку, тренирует равновесие.
  1. Шнуры растяжки — это обычные шнуры или широкая резинка с петлями на концах, Они крепятся на противоположных сторонах зала на высоте, соответствующей показателям разных возрастных групп для ползания, подлезания и подпрыгивания. Шнуры съемные и прикрепляются на планки с крючками. Лучше иметь несколько комплектов шнуров, чтобы обеспечить большую плотность занятия и повторность при проведении упражнений.
  2. Мишень для метания— изготавливается из поролона и дерматина размером 70х70 см. На одной или обеих сторонах изображается мишень соответственно размерам, указанным в <<Программе воспитания и обучения в детском саду» для каждой возрастной группы. Мишени крепятся к гимнастической стенке при помощи съемных крючков, мяч, попадая в такую мишень, не отскакивает в сторону.

Приемы повышения эффективности использования физкультурного оборудования:

 Создание эффекта новизны за счет смены переносного оборудования, внесения новых пособий.

  • Размещение (подвешивание, прикрепление и т.д.) на стационарном и переносном оборудовании дополнительных видов пособий, таких как доски, ленты, мишени для метания и пр.
  • Объединение разных пособий в        определенные комплексы, такие как полоса препятствий, игровые и массажные дорожки, заборчики, домики и т.д.
  • Перестановка пособий, различное их пространственное расположение, рациональная смена и чередование.

Создание разных игровых зон для игр с мячом, ракеткой и воланом, со скакалкой, с обручем, с мелкими геометрическими формами, для упражнений с простейшими тренажерами и тренажерами сложного устройства.

Нестандартное оборудование своими руками.

Наряду с обычным оборудованием в физкультурных уголках или в спортивных залах может быть нестандартное оборудование, которое позволяет:

  • Повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр.
  • Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
  • Развивать чувство формы и цвета.
  • Способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.

Хочется вам предложить нестандартные пособия и оборудование, которое можно изготовить своими руками и использовать его для проведения игр, игровых упражнений, общеразвивающих упражнений и занятий на свежем воздухе:

  • «Весёлые мешочки»
  • Стойка
  • Платочки
  • Ходули
  • Повязки на глаза
  • «Аэроглистеры»
  • Ленточки на палочке
  • «Быстрые лошадки»
  • «Лапы утконоса»
  • Цветы
  • Платочек «Огонёк»
  • «Загадочный мешочек»
  • Боевые квадраты»
  • «Ловушки» - Резиночка
  • Носилки
  • Мини - эспандер
  • Весёлый кубик ”Зарик".
  • Игры — моталочки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей...

"Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях группы"

Консультация для воспитателей ДОУ. Как организовать двигательную активность детей в группе и оборудовать физкультурный уголок?...

ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА

Для реализации потребности в самостоятельной двигательной деятельности детей использовалась, в первую очередь, игра....

Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях группы

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важн...

Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группе детского сада

Консультация для педагоговСоздание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группе  детского садаОсновной формой педагогического процесса в детском саду долгое время являлась...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе и в ДОУ, для самостоятельной двигательной активности детей

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально....

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе и в ДОУ, для самостоятельной двигательной активности детей

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально....