Формирование КГН через игровые методы
консультация (младшая группа)

Архипова Юлия Александровна

Описание проекта

Данный проект разработан с целью приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Программное содержание включает в себя также формы организации образовательного процесса, средства и методы освоения этого содержания. Они отличаются многообразием: показ и объяснение, постановка задач проблемного характера, проведение экскурсий, бесед, организация детского экспериментирования как с предметными, с природными объектами, так и с текстами, использование игровых приемов, мотивирующих деятельность детей и пр. Они отвечают как возрастным особенностям детей, так и специфике освоения самого содержания, благодаря чему создаются условия для успешной реализации поставленных образовательных задач.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

  • становление ценностей здорового образа жизни,
  • овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

 

Проблема.

Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребёнка. 

Важной предпосылкой и условием нормального роста и развития ребёнка является не только соблюдение режима дня, регулярное питание и создание оптимальных условий внешней среды, но и наличие у каждого ребёнка привитых с детства культурно - гигиенических навыков и умений.

Но, к сожалению, в жизни мы наблюдаем совершенно другую картину. В современном мире родители очень заняты и постоянно спешат. Поэтому, приводя ребёнка в сад, они делают все за него: раздевают, переодевают и т.д. Родителям проще сделать всё за детей самим, чем ждать, пока это сделает ребёнок. Вечером, когда детей забирают из сада, ситуация не меняется, так как родители устали и спешат домой и опять детей одевают сами, не предоставляя детям самостоятельности. Не исключено, что и дома родители делают за детей то, что ребёнок способен сделать сам.

Результатом такого поведения родителей становится снижение у ребёнка интереса к овладению культурно - гигиеническими навыками и желания выполнять всё самостоятельно; они ждут помощи воспитателя. В связи с этим проблема становится актуальной именно для детского сада, где ребёнок проводит большую часть времени.

Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков у детей занимались такие отечественные авторы как С.Н. Теплюк Об опрятности и аккуратности»), Т.Л. Богина («Режим дня в детском саду»), Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект»), С.В. Петерина Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста») и другие.

 

Актуальность

Культурно – гигиенические навыки в общей системе воспитания ребенка имеет большое значение, т.к. все начинается с детства. Прививая положительные привычки ребенку, мы помогаем сформировать черты характера. Усваивая, при помощи взрослого определенные способы поведения ребенок привыкает поступать в соответствии с этими нормами задолго до того, как сможет осознать их.  («Посеешь привычку – пожнешь характер»).

Освоение гигиенической культуры поведения является частью общей социализации ребенка, которые облегчают освоение ребенком социальных ролей.

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.

Родители недооценивают  значение культурно-гигиенических навыков детей и навыков самообслуживания. У детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.

Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Воспитание культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, как физического, так и психического.

Цель проекта: создание условий для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) через игровые методы.

Задачи проекта:

  • дать детям представления о гигиене  и культуре поведения  в ходе  в режимных  моментов в детском саду,
  • познакомить детей с алгоритмом выполнения КГН,
  • приучать детей следить за своим внешним видом, формировать простейшие навыки  самообслуживания и поведения за столом,
  • побуждать детей к самостоятельности,
  • повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей КГН и навыков самообслуживания.

В процессе активного участия детей в дидактических играх с куклой, благодаря созданию благоприятных условий и использованию разнообразных методических приемов, у детей младшего дошкольного возраста можно успешно сформировать культурно-гигиенические навыки.

В младшей группе проводила работу с детьми по овладению культурно-гигиеническими  навыками. Ведущая деятельность в младшем возрасте - игра. В процессе игры использовала дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, игровые упражнения, беседу, художественное слово.
          Дидактические игры с куклой по воспитанию культурно – гигиенических навыков проводятся на разные темы: игры, направленные на:

1. Овладение навыкам соблюдения чистоты тела.

2. Овладение навыкам культурной еды.

3. Овладение навыкам аккуратного и бережного обращения с вещами личного   пользования.

4. Овладение навыкам поддержания порядка в окружающей обстановке.

5. Овладение навыкам культурного поведения и взаимоотношений детей.
    В игре ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно–следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.

1.Овладение навыкам соблюдения чистоты тела.

Побуждать засучивать рукава, самостоятельно мыть руки, лицо, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом, уметь сухо вытираться.

Дидактическая игра «Искупаем куклу Машу»

Я помогаю запоминать и употреблять в речи названия мыльных принадлежностей, последовательность действий с ними. Обыгрываем с детьми ситуацию. Использую наглядность, игрушки-гости. Дидактическая игра «Научим Мишу-грзязнулю умываться». Дети с удовольствием помогали Мише – Грязнуле привести себя в порядок и потом с ним играли.

Игровые упражнения: «Мы правильно моем руки», «Полотенце пушистое», «Румяные щечки», Приучать тщательно мыть руки, правильно пользоваться индивидуальным полотенцем, вешать его на место, следить за своим внешним видом.

   В каждую игровую ситуацию я включаю художественное слово - песенки, потешки, зачитываю отрывки из произведений К. Чуковского «Мойдодыр», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Обязательно поощряю детей, использую к каждому индивидуальный подход.

2. Овладение навыкам культурной еды.

Приучать самостоятельно и аккуратно есть, хорошо пережёвывать пищу с закрытым ртом, пользоваться вилкой, не крошить, без напоминания пользоваться салфеткой, вытирать губы, пальцы.

Дидактическая игра «Напоим гостей чаем», «Накроем стол к обеду». «Кукла Маша обедает», «Посуда».

В каждую игровую ситуацию я включаю художественное слово, потешки «Умница Катенька».

 

На этих занятиях малыши учатся называть чайные и столовые принадлежности, накрывать на стол, учатся правильно вести себя за столом, пользоваться приборами, салфетками.

 3. Овладение навыкам аккуратного и бережного обращения с вещами личного   пользования.

При умывании формировать умение:

·         не мочить одежду, вешать полотенце на определённое место без напоминания,

·         самостоятельно одеваться в определённой последовательности (с небольшой помощью),

·        аккуратно складывать и вешать одежду, исправлять неполадки в костюме (самостоятельно и с помощью взрослого).

   Навыки и привычки самообслуживания – основа для воспитания трудолюбия как черты характера.

   Для закрепления навыков пользования носовым платком, при чихании и кашле рот приучать прикрывать носовым платком, если кто-нибудь находится рядом отворачиваться.

Чтение стихотворения А.Барто «Маша растеряша».

Проводила различные дидактические игры такие как: «Маша простудилась», «Мишка заболел», «Одень куклу на прогулку», «Научим куклу Машу раздеваться после прогулки», «Туфельки поссорились - подружились», «Уложим куклу Машу спать». Знакомила детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом; учить ласково обращаться с куклой.

Использовала игровое упражнение «Причешем кукол», игровую ситуацию «Каждая ножка - в свой домик» (формировать умение самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью). Создавала проблемную ситуацию «Кукла Маша и кукла Миша идут на праздник».

4. Овладение навыкам поддержания порядка в окружающей обстановке.

Приучать убирать игрушки и другие вещи на место. Побуждать выполнять поручения взрослых, направленные на поддержание порядка в групповой комнате, на участке. Воспитывая у ребенка привычку, поддерживать порядок в игровом уголке и в своих вещах, взрослый тем самым закладывает основу для формирования таких черт характера, как аккуратность, опрятность, вежливость, отзывчивость.

 

Для того, чтобы научить убирать игрушки на место, я провела для начала экскурсию по группе и показала ребятам где «живут» игрушки: машинки - в «гараже» на одной полке, куклы - в теремочке на другой, книги, кубики и т.д. – на специально отведённых для них полочках и шкафах. «Дочки матери» привлекала к уборке игрушек, обыгрывая упражнения «Покажем куклам, какой у нас порядок», «Где живут машинки?» и т.д.

 5. Овладение навыкам культурного поведения и взаимоотношений детей.

Формировать привычку выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить. При входе в здание вытирать ноги и переобуваться.

Для установления доброжелательных отношений между детьми и взрослыми также использую разнообразные дидактические игры и упражнения, такие, как:

«Мишка ушиб лапку, пожалей его», «Как утешить куклу». В таких упражнениях я обучаю ребят спокойно разговаривать, сочувствовать другому, обращаться друг к другу по имени.

«Покажем утёнку, как нужно попросить о чём-нибудь», «Научим игрушки здороваться друг с другом». В этих играх обучаю малышей пользоваться словесными формами приветствия, прощания, учу вежливо обращаться с просьбой

"Результаты профессиональной деятельности"
Положительная динамика формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) через игровые методы

1.Навыки по соблюдению чистоты тела

2.Навыки культурной еды

3.Навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования (самообслуживание)

4.Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке

5.Навыки культурного поведения и взаимоотношений детей.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический опыт работы по формированию и закреплению математических представлений средствами игровых методов

Уважаемые педагоги хотелось бы предложить практический опыт работы по формированию и закреплению математических представлений с детьми подготовительной группы....

Консультация для педагогов "Игровые методы и приемы на занятиях по формированию элементарных математическиз представлений"

Игровые методы и приемы на занятиях по формированию элементарных математических представлений ...

игровые методы и приемы в формировании речи детей младшего дошкольного возраста

Как мы можем помочь своему ребенку в развитии звуковой культуры речи......

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.

Цель: максимально использовать свои двигательные возможности в формировании пространственных представлений. Необходимо обеспечить естественную потребность детей в движении,  в ощущении владения с...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Игровые методы и приемы пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование речи детей младшего дошкольного возраста в ГКП.

Для чего необходимо развивать мелкую моторику?Существует прямая и естественная связь между движениями рук и  произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частичноформируются под влия...

Методический справочник для воспитателя "Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Методический справочник для воспитателя «Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений», который включает в себя стихи, пословицы, поговорки, загадк...