Доклад Тема: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
статья

Будет интересно воспитателям, студентам, родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад431.04 КБ

Предварительный просмотр:

                 Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №112 Невского района Санкт-Петербурга

Доклад

Тема: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

                                                   Составила: воспитатель

                                                                  Языкова Любовь Вячеславовна

                                                    Санкт-Петербург

2020г.

Оглавление

Введение        3

1.1.Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья!        4

1.2. «Закаливание детей воздухом, водой, солнцем»        8

Заключение        15

Список литературы        16

ВведениеC:\Users\любовь\Desktop\Новая папка\Новая папка\271bb65c3688f96d4a5f758fe2f8bdd1_800.jpg

 Земля единственная планета, на которой есть жизнь (солнце, воздух и вода). Огромное значение имеет широкое использование естественных сил природы: солнца, воздуха, воды. Ведь человек сам — частица этой природы, он почти на 80% состоит из воды, и во взаимосвязи с ее другими частями она дает человеку естественные, природные здоровье и красоту.

Как писал об этом      Ю.С. Энтин.

Как не стыдно человеку

Чуть чего бежать в аптеку!

Ты прими хоть сто пилюль,

Все равно здоровья- нуль!

Зато у матушки – природы

            Полным, полно других   даров.

Прими леса, поля и воды,

И гор хребты, и неба своды-

И ты практически здоров!


1.1.Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья!

Они на самом деле наши лучшие друзья! Как и любому живому организму, ему необходимы солнце, воздух, вода. Они способствуют укреплению здоровья человека, но иногда могут вредить.

Солнце- с лучами солнца до нас доходят тепло и свет. Уже только за это можно любить наше солнышко! Солнечные лучи своим теплом стимулируют кровообращение и во много крат улучшают общее самочувствие. Солнце также воздействует на нервную систему, снимает стресс, улучшает настроение. Вы не замечали, что летом все ранки и ссадины у нас затягиваются быстрее, чем зимой? Так вот, происходит это благодаря солнцу! Под влиянием солнечных лучиков в коже у нас образуются биологически активные соединения. Они усиливают восстановительные процессы в поврежденных тканях, улучшают защитные свойства кровяных клеток. Таким образом, солнце обладает бактерицидным (дезинфицирующим) действием. А еще летом быстрее растут волосы, ногти, укрепляется костная ткань. Дело не только в том, что мы летом потребляем больше витаминизированной пищи. Опять-таки солнце – наш помощник! Вот детям очень важен для косточек витамин Д. Ведь без витамина Д в крови не будет поддерживаться постоянный уровень кальция, будет вымываться кальций из косточек, а они будут истончаться. А в итоге – остеопороз, рахит. Вот для профилактики рахита этот витамин врачи и рекомендуют даже здоровеньким деткам до года принимать этот витамин зимой по одной капельке каждый день, а летом – через день-два. Летом под влиянием ультрафиолетового излучения солнечных лучей в организме витамин Д синтезируется (вырабатывается) самостоятельно. Так что принимайте с детками солнечные ванны – это уже профилактика рахита. Вот такая польза человеку от солнца. Теперь перейдем к свежему воздуху.польза солнца для человека

Воздух — тоже мощный природный фактор здоровья. Человек ежеминутно делает 15-17 вдохов и выдохов, зачастую не обращая внимания на то, что во время дыхания в организм могут попасть вредные вещества.Главная польза воздуха – это насыщение нашего организма кислородом, большая польза от воздуха идет к нам, когда мы прогуливаемся и двигаемся. Недаром говорится: Жизнь – в движении! Во время прогулки на свежем воздухе у нас в организме происходит немало изменений. Мы двигаемся, и в связи с этим увеличивается частота наших дыхательных движений, следом – увеличивается частота сердечных сокращений. Происходит это не резко, а постепенно, и таким образом наше сердце тренируется переносить физические нагрузки. А это – уже профилактика заболеваний сердца. Также во время прогулки улучшается кровоснабжение организма, что хорошо сказывается на его общем состоянии. А если касаться пользы воздуха не во время прогулки, то на ум сразу приходят воздушные ванны. Для детей это и отдых от подгузников, и питание кожи кислородом, и профилактика лечение опрелостей. А для кормящих мам показаны воздушные ванночки для профилактики трещин на груди. Вот почему прогулка на свежем воздухе – это один из важнейших пунктов в режиме дня? польза воздуха для человека

В течение дня в помещении в воздухе накапливается пыль, иногда люди чихают и кашляют. Так в воздухе накапливаются вредные примеси. Особенно вреден табачный дым. Кроме никотина, пагубно воздействующего на сосуды и головной мозг человека, табачный дым содержит сажу. Сажа оседает в лёгких не только курильщиков, но и тех, кто находится рядом с ними.

Воздух — природный фактор, с помощью которого можно закаляться так же, как и с помощью воды. Такие процедуры называются воздушными ваннами.

Чтобы укреплять здоровье с помощью воздуха, следует помнить правила:

1.летом окна в квартире должны быть открыты так, чтобы не было сквозняков;

2.зимой необходимо регулярно проветривать комнату;

3.спать желательно при открытой форточке;

4.уборка квартиры должна быть влажной;

5.во время работы с красками и лаками необходимо пользоваться специальными респираторами.

 Теперь давайте перейдем к воде…

Вода  вещество, без которого человек не может обходиться в повседневной жизни. Её пьют, ею моются, с ней готовят пищу, в ней плавают, ею любуются. Человек употребляет ежедневно около 2,5 литра воды. Если долго не пить — это вредно для здоровья. О воде и ее полезных свойствах можно говорить бесконечно. Вода – живительная влага, наш источник жизни. Вода замедляет увядание кожи, увлажняя и питая ее. Так что тем, кто выпивает достаточное количество обычной воды в день, не страшны преждевременные морщины. Вода – это природное средство от боли в спине и головной боли! Дело в том, что эта боль часто бывает вызвана обезвоживанием организма. Так что надо просто попить воды! Вода также повышает производительность, питая мозг, который в основном из нее и состоит. Человек, который не испытывает жажду, будет внимательнее и активнее. Также вода регулирует нашу температуру тела, что очень важно, когда мы занимаемся спортом или играем на солнце. Кроме того, вода не только питает наш организм, но и очищает его, выводит из него шлаки, токсины, канцерогенные вещества, уменьшая риск заболеваний. Да и для лечения используется тоже: ингаляции паром, ванночки для ног и др. А еще водичка прогоняет на время чувство голода.
Вода снимает дневную усталость и бодрит (вспомните бодрящий утренний душ и нежную ванну). А еще вода замечательно поднимает настроение. Вы только вспомните, с каким удовольствием мы плаваем и с какой радостью дети играют в игры с водой!


польза воды для человека

1.2. «Закаливание детей воздухом, водой, солнцем»

Если вы хотите видеть своего ребёнка физически крепким и здоровым, закаливайте его. Для этого можно широко использовать естественные факторы природы – воздух, солнце, воду.

Приучайте малыша с ранних лет к свежему воздуху, холодной воде, воспитывайте у него умение преодолевать трудности.

Необходимо помнить, что положительный эффект от закаливания вы получите только в том случае, если оно будет проводиться систематически, без перерывов, с соблюдением всех требований врача и с учётом индивидуальных особенностей вашего ребёнка.

Нужно знать, что длительный перерыв в закаливании (более 2-3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому после болезни ребёнка продолжать закаливающие процедуры надо с более высоких температур, чем те, которые были достигнуты перед болезнью.

Чтобы получить положительный эффект, необходимо:

- Учитывать возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребёнка, его настроение.

- Постепенно проводить закаливающие процедуры, меняя их виды, в зависимости от сезона и погоды.

- Постепенно увеличивать силу воздействия природного фактора.C:\Users\любовь\Desktop\Новая папка\Новая папка\154494_59930ca7c363259930ca7c3670.jpeg

Метод 1: Закаливание детей воздухом

Первое требование при закаливании – создание нормальных гигиенических условий жизни ребёнка, чтобы воздух в помещении был чистым, необходимо ежедневно проводить влажную уборку и постоянно проветривать комнату, температура воздуха в которой должна быть около 22 градусов.

Постепенно приучайте детей находиться в помещении сначала при одностороннем, а затем при угловом проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии ребёнка, допуская снижение температуры до 15-17 градусов и прекращая его за 20-30 минут до возвращения ребёнка (время, необходимое для восстановления нормальной температуры).

Одежда малыша должна соответствовать сезону и погоде и обеспечивать ему состояние теплового комфорта.

При температуре воздуха в помещении 22 градуса детей (до начала закаливания) одевают в двухслойную одежду: хлопчатобумажное бельё, платье (можно хлопчатобумажное или фланелевое); на ноги колготы (для детей 3-5 лет) или гольфы (6-7 лет), туфли. При температуре воздуха ниже 19 градусов поверх платья надевают кофту; либо платье заменяется трикотажным или полушерстяным, колготы (для детей уже закалённых могут быть гольфы), туфли или тёплые тапочки с каблуком. Летом при температуре свыше 22 градусов следует облегчить одежду до однослойной (трусы, рубашка с короткими рукавами).

Очень полезен дневной сон на открытом воздухе: на веранде или в саду, в хорошо проветренном помещении, независимо от времени года. В средней климатической зоне дневной сон на открытом воздухе проводится даже при морозе, но при отсутствии ветра.

Одежда во время сна должна соответствовать сезону и погоде. Если ребёнок спит на открытой веранде, то в зимнее время его укладывают в спальный мешок, оставляя открытым только лицо. Весьма важно, чтобы окна на веранде были открыты, даже если она не отапливается. При отсутствии сквозняков во время сна в зимнее время температура воздуха на веранде может достигать – 10 - 15 градусов. Матрац и спальный мешок должны храниться в тёплом помещении.

Если ребёнок спит не на веранде, а в хорошо проветренной комнате, то спального мешка не требуется. В холодное время года лучшая одежда для сна – байковая рубашка с длинным рукавом или пижама, в тёплое – лёгкое бельё с короткими рукавами. После того, как ребёнок улёгся, в комнате открывают форточки или окна; прохладный воздух ускоряет наступление глубокого сна. За 15-20 минут до подъёма можно закрыть окно, чтобы воздух в комнате нагрелся.

Большую роль в закаливании воздухом вне помещения играет прогулка. Здесь важно правильно одеть и обуть ребёнка соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.

При температуре воздуха от +6 до -2 дети должны быть одеты в четырёхслойную одежду – бельё, платье, колготы, трикотажную кофту (свитер), рейтузы, куртку или демисезонное пальто (при зимнем пальто не следует надевать кофту), сапожки. При снижении температуры до -3, -8 демисезонное пальто заменяется зимним, на ноги надевают утеплённые сапоги; при температуре от -1 до -14 градусов дополнительно надевают вторые рейтузы, утеплённые сапоги с носками. В зимнее время важно предупредить переохлаждение организма ребёнка. для этого надо следить, чтобы ноги и руки у него были сухими, промокшие варежки необходимо своевременно заменять. Игры нужно подбирать подвижные, но чтобы ребёнок не перегревался.

С наступлением тепла детей постепенно переводят на двухслойную, а затем на однослойную одежду. Во время подвижных игр одежда должна быть спортивной – тренировочный костюм или трусы и майка.

Благодаря прогулкам и правильно организованному дневному сну даже зимой ребёнок находится на свежем воздухе 4-5 часов.

Летом, в тёплую погоду ребёнка надо приучать ходить босиком.

Воздушные ванны дети получают при смене белья после ночного и дневного сна во время самостоятельного одевания и раздевания. В эти 6-8 минут ребёнок бывает полностью или частично обнаженным. Кроме того, воздушные ванны он получает, находясь в облегчённой одежде (трусы, майка, тапочки) во время ежедневной утренней гимнастики, которая вводится в режим дня детей с начала третьего года жизни.

Утреннюю гимнастику проводят в теплое время года при одностороннем проветривании (фрамуга, форточка, окно); в холодную погоду (зимой) – при закрытых окнах, но сразу после проветривания помещения; летом - на открытом воздухе.

Если дети уже привыкли к прохладному воздуху, то на всё время бодрствования их оставляют в облегчённой одежде (гольфы, короткие рукава) не только летом, но и зимой.

Если появляются признаки охлаждения, то детям надевают колготы, платья с длинными рукавами, кофты.

Метод 2: Закаливание детей водойC:\Users\любовь\Desktop\Новая папка\Новая папка\2790841_large.jpeg

Начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов (местное обтирание, обливание), затем переходят к общему обтиранию всего тела и обливанию.

При местном воздействии начинают с воды в 30 градусов, через каждые 1-2 дня её снижают на 1-2 градуса до тех пор, пока она не достигнет 18-16 градусов. Для общего воздействия начальная температура воды – 35-34 градуса, через каждые 3-4 дня её снижают на 1-2 градуса и доводят до 24-22 градусов.

Закаливание водой детей младшего возраста или ослабленных (часто болеющих) можно начинать с контрастных местных обливаний ног.

Обливание проводят сначала тёплой водой температурой 36 градусов, затем прохладной, начиная с 28 градусов и постепенно снижая до 20 градусов, и вновь тёплой – 36 градусов.

Умывание. При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Летом можно умывать детей прохладной водой из-под крана. Но если такое закаливание начинают в прохладное время года, нужно брать тёплую воду(+28), постепенно (каждые 2-3 дня) снижая ее температуру на 1-2 градуса, доводя до 18-17 градусов. Непосредственно после умывания кожу вытирают полотенцем. Вся процедура продолжается 1-2 минуты.

Обтирание. Действие обтирания намного сильнее, чем умывания. Обтирание проводится варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой нужной температуры. Конечности обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к плечу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: сначала обтирают верхние конечности, затем грудь, живот и спину. Собственно влажное обтирание продолжается 1-2 минуты. Сразу после него кожу вытирают сухим мягким полотенцем с применением лёгкого массажа до появления умеренного покраснения.

Начинать надо с местного обливания. Ноги обливают из ковша (ёмкостью 0, 5 л), воду льют на нижнюю треть голеней и стоп. Обязательно соблюдать правило: прохладную воду лить только на тёплые ноги. Собственно обливание продолжается 20-30 секунд, а затем следует растирание.

Более сильное действие оказывает общее обливание, так как в этом случае вода действует не только температурой, но и давлением своей массы. Обливать ребёнка лучше из кувшина, ёмкостью 1, 5-2 литра так, чтобы сразу облить всю поверхность тела.

Обливание ног может сочетаться с такой гигиенической процедурой, как мытьё ног. После мытья ноги следует облить водой соответствующей температуры.

Игра с водой также может быть использована как закаливающая процедура. Важно соблюдать соответствующую температуру воды (28 градусов). Наблюдая за детьми, можно постепенно снизить температуру воды до комнатной, не допуская, однако, явления охлаждения.

В тёплое время года, после предварительного закаливания воздухом, игру с водой и обливание можно проводить под открытым небом, оградив при этом ребёнка от ветра.

Общие души, ванны и купания не следует проводить раньше, чем через 30-40 минут после еды.

Для детей старше года температура воды для ванны-36-35 градусов, продолжительность ванны – 10 минут. Высота воды в ванне не должна достигать уровня соска сидящего ребёнка. закаливающее действие обеспечивается последующим контрастным обливанием водой температуры на 2 градуса меньше, чем в ванне. Специального подогрева комнаты не требуется, надо лишь быстро вытирать и одевать ребенка.

После предварительного закаливания воздухом и водой целесообразно применение комбинированных воздействий - воздушная ванна с последующим обливанием. Обратная последовательность (воздушная ванна после обливания) вредна, так как даже после тщательного вытирания кожа остаётся повышенно влажная и для предупреждения избыточной потери тепла должна быть защищена одеждой.

Купание в открытых водоёмах оказывает наиболее сильное действие, так как здесь имеет место одновременное влияние трёх факторов: свежего воздуха, большой массы воды и солнечной радиации на всю поверхность кожных покровов. При обеспечении благоприятных условий купание в открытом водоёме в безветренную погоду разрешается детям старше трёх лет, уже прошедшим предварительное закаливание воздухом и водой, при температуре воздуха не менее 25 градусов и воды не менее 23 градусов (не более одного раза в день). Хорошо закалённым детям при ежедневном регулярном купании можно позволять купаться и в более прохладной воде, сокращая время купания. Продолжительность купания увеличивается, начиная с трех минут до пяти-восьми минут.

Метод 3: Закаливание детей солнцемC:\Users\любовь\Desktop\Новая папка\Новая папка\1469440245_12.jpg

Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки при обычной деятельности детей.

Иногда неправильно подходят к закаливанию солнцем, требуя, чтобы дети спокойно лежали. Не следует укладывать детей для солнечной ванны на подстилки и поворачивать через определённое время: здоровым детям трудно лежать спокойно.

Детям обязательно надевают светлый головной убор. Начинают прогулку со световоздушных ванн в тени деревьев. Затем на 5-10 минут игру детей перемещают под прямые лучи солнца и вновь – в тень. Так повторяют 2-3 раза в течение прогулки. Необходимо предупредить начало перегревания, поэтому при появлении небольшого покраснения лица ребёнка уводят в тень, занимают спокойной игрой, дают выпить несколько глотков воды. По мере появления загара солнечные ванны становятся более продолжительными.


Заключение

Вот сколько пользы от солнца, воздуха и воды! Берите детей в руки и – бегом эту пользу получать! Только помните, что надо быть осторожным и выполнять некоторые правила, чтобы и не навредить себе и ребенку. 

Правила пользования дарами природы без вреда для организма:

1.не находитесь на солнце долгое время и в пик солнечной активности, с 11 до 17 часов не следует находиться под прямыми солнечными лучами;солнце воздух и вода

2. используйте солнцезащитные крема;

3. не оставляйте ребенка до 3-х лет под прямыми солнечными лучами, повязывайте ему косыночку, надевайте панамку;

4. пейте больше воды (обычной, а не газированной или напитков);

5.вода, которую вы даете пить ребенку, не должна быть холодной;

6. гуляйте подальше от трасс, где большие потоки машин;

7.старайтесь не гулять на сквозняках;

8.не курите и не позволяйте другим курить рядом с вами и вашим ребенком;

9.после купания обязательно вытрите ребенка насухо.

10.закаляйтесь вместе с детьми.

Пусть каждая встреча с солнцем, воздухом и водой, будет вам на пользу и приносит удовольствие! Будьте здоровы!


Список литературы

1. «Воздух вокруг нас.» Москва, обруч 2013г.

2. «Гигиена и экология человека» В.И. Архангельский, В.Ф. Кирилов

3. «По стране воздуха» А.А. Леонтева

4. «Солнце» Г.А. Аристов

5. «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!» Олеся Жукова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Расширять представления детей о важных компонентах здорового образа жизни - солнце, воздухе и воде....

Консультация для родителей на тему: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»

Консультация для родителей на тему:«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» ...

Консультация для родителей на тему: "Солнце,воздух и вода- наши лучшие друзья!"

В воспитании здорового ребёнка огромная роль отводится закаливанию....

Консультация для родителей на тему : "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"

Консультация для родителей о летнем закаливании детей....

Конспект образовательной деятельности в средней группе Тема: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Конспект образовательной деятельности в средней группеТема: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»Образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое р...

Творческий проект на тему «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Для детей 3-4 года

Творческий проект на тему«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»Для детей 3-4 годаСодержание проекта1. Название проекта2. Руководители проекта3. Интеграция образовательных областей4. Вид пр...