Доклад "Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе НОД"
материал (старшая группа)

Шашлова Ольга Олеговна

Доклад " Организация двигательно- оздоровительных моментов в ходе НОД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dvig-ozd_2.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 г. Пугачева Саратовской области»

Доклад

Организация

двигательно-оздоровительных моментов в ходе НОД

Воспитатель: Шашлова О.О.

г. Пугачев

2019 г.

Любая непосредственно образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжёлой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на её эффективность. В тот момент, когда у детей появляются первые признаки переутомления воспитателю целесообразно провести динамическую паузу, смену вида деятельности.

Динамические паузы я использую и в непосредственной образовательной деятельности, и в режимных моментах.

Требования к динамическим паузам, физкультминуткам:

- они должны проводиться на начальном этапе утомления (8-10 мин.занятия), так как более позднее их проведение не даёт желаемого эффекта;

-так же физкультминутку можно использовать, когда следует провести переход между этапами работы на одном занятии, когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности на другую;

- продолжительность не более 1-2 минут,

-динамическая пауза, физкультминутка должна органично вписываться в ход образовательной деятельности, иметь тематическую связь с ним, создавать необходимую атмосферу, снижающую напряжение; чем максимально ближе приближена физкультминутка к теме занятия, тем дети лучше усваивают материал.

Так в образовательной деятельности по формированию математических представлений можно использовать  физкультминутки для закрепления порядкового или количественного счёта, величины и т .д . Например: 1 – руки в стороны, 2 – руки вверх, 3 – руки вперед, 4 – присесть и так до 5, 6, 7, 10.

На НОД по развитию речи можно использовать  физкультминутки в упражнениях по звукопроизношению. Например:

Ча-ча-ча,  печка очень горяча (3 хлопка, руки вперёд).

Чи-чи-чи, печёт печка калачи (3хлопка, руки в стороны)

 Чу-чу-чу, будет всем по калачу (3хлопка по коленям, руки вперёд),

 Чо-чо-чо, осторожно: горячо! (3 хлопка, руки за спину).

В роли физкультминутки используются скороговорки.

Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек,
Не ссорясь, строчат.
Сорок сорочек
Прострочены в срок —
Сразу поссорились
Сорок сорок.

Иногда планируется физкультминутка с выходом из-за стола организованной группой:

Гуси серые летели,

Да летели, да летели (Взмах руками в такт словам.)

И присели, посидели, (Приседание.)

Да и снова полетели, (Взмах руками.)

За столы тихонько сели.

Дыхательные упражнения

Целесообразность введения дыхательных упражнений. Которые проводятся в увлекательной игровой форме. Обусловлена тем, что в результате их  использования осуществляется полноценный дренаж бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом. Тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний. Считается, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребёнка-дошкольника.

«Обнимашки»

Исходное положение: стоя, руки перед собой.На счет 1 – руки — в стороны, вдох; 2 – ребенок обхватывает свои плечи руками, выдох

 «Хомячок»

Предложите ребенку изобразить хомячка, надув щечки и пройтись так 10 шагов. После чего, повернуться и хлопнуть себя по щечкам, таким образом выпустив воздух. А потом пройти еще несколько шагов, дыша носом, как бы   вынюхивая новую еду для наполненных щечек. Повторите несколько раз. 

Гимнастика для глаз  “Весёлая неделька” 

- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

Пальчиковая гимнастика

Использование в содержании НОД пальчиковой гимнастики обусловлено недостаточным развитием мелких групп мышц у дошкольников. В результате кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Функции руки оказывают большое стимулирующее влияние на деятельность детского мозга, психику дошкольника. Поэтому выполняя пальчиками различные упражнения, развивается не только речь, но и подготавливается рука ребёнка к его дальнейшему обучению в школе. Пальчиковая гимнастика проводиться в рифмованной стихотворной форме их увлекательный характер дети с удовольствием запоминают.

«Фруктовая ладошка»

 Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос.

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик-ананас,

Фрукт для вас и для нас.

(поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Показывают ладошками вокруг и на себя).

Релаксационные упражнения

При использовании релаксационных приёмов как компонента заключительной части НОД стараюсь придерживаться постепенного перехода в состояние расслабления. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабиться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Расслабление вызывается путём специально подобранных игровых приёмов с образным названием.

Релаксация «Сосулька»

Ход: Из положения «сидя на корточках» медленно подниматься вверх, представив, что сосулька «растет», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело, — сосулька «выросла». После команды: «Солнышко пригрело и сосулька начала таять» медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, — «сосулька растаяла и превратилась в лужу». Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.

-упражнения должны быть занимательными, хорошо знакомы детям;

- необходимо обеспечить разные по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.

   Но нужно учитывать, что при большой заинтересованности детей к занятию, особенно когда используются наглядные пособия, физкультминутка может и помешать успешному его проведению. Следовательно, не все занятия требуют введения физкультминутки как обязательного элемента. Например, на занятиях по изобразительной деятельности обязательно нужна физкультминутка, если детям дана интересная тема для творчества, то они, как правило, не отвлекаясь с увлеченностью, работают над ней до достижения результата. Если воспитатель видит, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует. Однако, если дети рисуют карандашами, то у них быстро устают пальцы из-за еще недостаточно развитой мелкой моторики и в этом случае делать отдых в виде физкультминутки для мышц кистей рук просто необходимо. Она также нужна на занятиях по обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений, требующих большой усидчивости и внимания детей.

  Динамические паузы  выполняют следующие функции:

  1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
  2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
  4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
  5. Обучающая – даёт новые знания, умения, навыки, и закрепляет их.
  6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы
  7. Коррекционную – «исправляет» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.

       Таким образом, все двигательно-оздоровительные моменты направлены на развитие и укрепление психического и физического здоровья ребёнка.

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Согласно принципу интеграции, физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр. Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности.

При этом в каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.

Правильно организованные двигательно-оздоровительные моменты в ходе непосредственно организованной деятельности способствует умственному, физическому и психическому развитию ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе образовательной деятельности"

Консультация для воспитателей "Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе обрзовательной деятельности"...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе в ходе режимных моментов: «Физминутка в ходе НОД.

Различные варианты сюжетных физминуток в зависимости от темы и вида НОД. Тема — «Осень».Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речев...

«Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе организованной образовательной деятельности»

Материалы, которыне напоминают о необходимости ипсользования физкультминуток и динамических пауз  в ходе образовательной деятельности....

««Организация двигательно - оздоровительных моментов в ходе ООД»

В материале подробно описывается применение различных здоровьесберегающих (двигательно-оздоровительных) моментов в ходе ООД. Это могут быть подвижные и  хороводные игры, пальчиковые игры, физкуль...

Выступление на методическом обьединении воспитателей в МБДОУ "Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области" на тему: "Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе образовательной деятельности".

Обучение является составной частью целостного педагогического процесса, направленного на формирование всесторонне и гармонически развитой личности....

Организация двигательно – оздоровительных моментов в ходе занятий

Организация двигательно – оздоровительных моментов в ходе занятий...