Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе НОД
консультация (подготовительная группа)

Бусыгина Людмила Генриховна

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для педагогов ДОУ41 КБ

Предварительный просмотр:

Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе  непосредственно образовательной деятельности

Любая непосредственно образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжёлой нагрузкой на организм дошкольников, так для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на её эффективность. В тот момент, когда у детей появляются первые признаки переутомления педагогу целесообразно провести динамическую паузу, смену вида деятельности.

Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности.

Динамические паузы в детском саду - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, зрительные и дыхательные гимнастики, ритмические упражнения, нетрадиционная образовательная деятельность: ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам и т. п.

Требования к динамическим паузам в ходе НОД:

- они должны проводиться на начальном этапе утомления (8-10 мин. занятия, так как более позднее их проведение не даёт желаемого эффекта;

- физкультминутку можно использовать, когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности на другую;

- продолжительность не более 1-2 минут,

-динамическая пауза, физкультминутка должна органично вписываться в ход образовательной деятельности, иметь тематическую связь с ней, создавать необходимую атмосферу, снижающую напряжение; чем максимально ближе приближена физкультминутка к теме занятия, тем дети лучше усваивают материал.

Утро лучше начинать с психологического тренинга «Доброе утро, дети!». Дети становятся в круг. К первому от себя ребенку протягиваем ладони, рядом стоящий ребенок протягивает свои ладони,  говорим: «Доброе утро, Сережа! Он отвечает: «Доброе утро, Татьяна Ивановна». Поворачивается, и рядом стоящему ребенку, встретившись ладонями, говорит: «Доброе утро, Настя» - «Доброе утро, Сережа». По кругу последний ребенок протягивает мне ладони: «Доброе утро, Татьяна Ивановна». «Доброе утро, Софья!». Игра закончилась, а настроение у детей заметно улучшилось, они окончательно проснулись.

    Двигательной деятельностью нужно наполнять перерывы между образовательными деятельностями, если на них большая нагрузка досталась мышцам рук (рисование, лепка), то в промежутках проводится упражнения с движениями рук, их энергичным сжиманием и разжиманием, потряхиванием кистей. Иногда можно использовать хороводные игры, игры соревновательного характера.

Тренинг «Человек к человеку»лучше проводить между образовательными деятельностями, т.к. они положительно настраивают детей. Стоящих в кругу детей делим на пары и начинаем играть: ладошка к ладошке, локоть к локтю, плечо к плечу, спина к спине, щека к щеке, лоб ко лбу, нос к носу, колено к колену, носок к носку, пальчик к пальчику, ладошка к ладошке. Такие динамические паузы-тренинги

           С развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому так важно во время образовательной деятельности в детском саду использовать пальчиковую гимнастику, подвижные игры со словами, скороговорки. При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики.

           Во время образовательной деятельности по развитию речи можно использовать   упражнения по звукопроизношению с движением. Например:

Ча–ча–ча, печка очень горяча. (Три хлопка, руки вперед.)

Чи–чи–чи, печет печка калачи. (Три хлопка, руки в стороны.)

Чу–чу–чу, будет всем по калачу. (Три хлопка по коленям, руки вперед.)

Чо–чо–чо, осторожно: горячо! (Три хлопка, руки за спину.)

Можно использовать скороговорки:

Сорок сорок для своих сорочат

Сорок сорочек, не ссорясь, строчат.

Сорок сорочек прострочены в срок –

Сразу поссорились сорок сорок.

Эффективно использовать виды движения при разучивании стихотворения.

Гуси серые летели,

Да летели, да летели (Взмах руками в такт словам.)

И присели, посидели, (Приседание.)

Да и снова полетели, (Взмах руками.)

За столы тихонько сели.

             Во время образовательной деятельности по ФЭМП можно использовать физкультминутки для закрепления порядкового или количественного счёта, величины и т. д.  Например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько Наташа ударит мячом об пол, или присесть на единицу больше названного числа. Для закрепления порядкового или количественного счета, величины и т. д.

Например: 1 – руки в стороны, 2 – руки вверх, 3 – руки вперед, 4 – присесть и так до 5, 6, 7, 10.

            Во время изобразительной деятельности, например по рисованию применяют подвижные игры со словами:

Мы старались рисовать, (Руки в стороны.)

Трудно было не устать. (Руки вверх.)

Мы немного отдохнем, (Присесть, руки вперед.)

Рисовать опять начнем. (Встать, опустить руки.)

Необходимо обеспечить разные по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно, результативность.

Но нужно учитывать, что физкультминутка не должна мешать успешному проведению НОД.

Не все занятия требуют введения физкультминутки как обязательного элемента. Например, на занятиях по музыкальному воспитанию нет надобности, включать физкультминутку, такие занятия, как правило, насыщены движениями, песнями, которые не дают детям уставать, а, наоборот, бодрят их, повышают эмоциональный настрой детей на работу. Также, если, например, на занятии по изобразительной деятельности детям дана интересная тема для творчества, и они, как правило, не отвлекаясь с увлеченностью, будут работать над ней до достижения результата. Если педагог видит, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует. Однако, если дети рисуют карандашами, то у них быстро устают пальцы из-за еще недостаточно развитой мелкой моторики и в этом случае делать отдых в виде физкультминутки для мышц кистей рук просто необходимо. Она также нужна на занятиях по обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений, требующих большой усидчивости и внимания детей. 

 

Динамические паузы  выполняют следующие функции:

  1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
  2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
  4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
  5. Обучающая – даёт новые знания, умения, навыки, и закрепляет их.
  6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы
  7. Коррекционную – «исправляет» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.

       Таким образом, все двигательно-оздоровительные моменты направлены на развитие и укрепление психического и физического здоровья ребёнка.

ФГОС говорит нам о том, что правильно организованные двигательно-оздоровительные моменты в ходе НОД способствует умственному, физическому и психическому развитию ребёнка.

 Литература:

Организация двигательной деятельности детей

Автор: Соломенникова Н. М., Машина Т. Н.

Издательство: Учитель, 2018 г.

Оздоровительные технологии физического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в образовательных организациях.

Автор: Семенова Т. А.

Издательство: Инфра-М, 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация двигательно-оздоровительных моментов на занятиях дошкольников в группе

Организация оздоровительных моментов на  занятиях дошкольников...

Организация двигательно-оздоровительной работы в ходе режимных моментов

В движении заложены огромные возможности физического, творческого, художественного потенциала личности....

Консультация для воспитателей "Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе образовательной деятельности"

Консультация для воспитателей "Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе обрзовательной деятельности"...

Презентация к консультации на тему: "Организация двигательно-оздоровительных моментов в группе"

Подготовила и провела воспитатель МАДОУ д\с "Березка" г.Когалым  Ганиева Лиана ИльясовнаТема: "Организация двигательно- оздоровительных моментов в группе"...

«Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе организованной образовательной деятельности»

Материалы, которыне напоминают о необходимости ипсользования физкультминуток и динамических пауз  в ходе образовательной деятельности....

««Организация двигательно - оздоровительных моментов в ходе ООД»

В материале подробно описывается применение различных здоровьесберегающих (двигательно-оздоровительных) моментов в ходе ООД. Это могут быть подвижные и  хороводные игры, пальчиковые игры, физкуль...

Доклад "Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе НОД"

Доклад " Организация двигательно- оздоровительных моментов в ходе НОД"...