Организация двигательно-оздоровительной работы в ходе режимных моментов
консультация (физкультура) по теме

Бугрименко Зоя Сергеевна

В движении заложены огромные возможности физического, творческого, художественного потенциала личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organ._dvig.ozdr_._raboty.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ   ДВИГАТЕЛЬНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ   РАБОТЫ

 В  ХОДЕ  РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

        Жизнь – это система движений.  В движении заложены огромные возможности творческого, художественного потенциала личности.  Использование физических упражнений позволяет формировать у ребенка трудолюбие, самостоятельность в выполнении работы, творческое отношение к делу. Произвольность и осмысление движений позволяют успешно овладевать учебными навыками.

        Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ребенка ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

        Взаимодействие различных движений  обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Неразвитость моторной сферы ребенка может затруднять его общение с другими людьми.

        Двигательная культура влияет на нравственную сферу деятельности человека. Медлительность, неловкость в движениях вызывает насмешки сверстников и порождает комплекс неполноценности, неуверенность в своих возможностях, которая переносится и на учебную деятельность. Поэтому богатство и бедность движений ребенка является характеристикой его познавательного развития, творческого воображения.

        Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой  частью педагогической работы в дошкольных  учреждениях. Большое внимание с раннего возраста уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного ориентирования, развитию физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы и др. Для успешного физического развития ребенка необходимы разнообразные закаливающие мероприятия (сухое, воздушное, водное закаливание), активная двигательная деятельность в течение дня, физкультурное оборудование и инвентарь.

        Комплексное использование и стереотипное повторение всех форм физической работы обеспечивают нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста. Ежедневная двигательная активность дошкольника должна составлять не менее 1 часа в день, а в неделю не менее 5-6 часов. Такую  активность можно обеспечить следующими мероприятиями:

  • Утренняя гимнастика
  • Физкультурные минутки   и физкультурные паузы
  • Три физкультурных занятия
  • Физкультурные досуги  и развлечения
  • Спортивные праздники
  • Подвижные и спортивные игры
  • Организация самостоятельной двигательной деятельности детей
  • Гимнастика после сна
  • Пробежки на перегонки
  • Использование физкультурного оборудования на спортивной площадке
  • Хозяйственно-бытовой труд, поручения: групповые и индивидуальные
  • Игры-пантомимы между занятиями: «Утренняя гимнастика», «Умывание», «Одевание» и т.д.

Остановим свое внимание на организации двигательно-оздоровительной  работе вне физкультурных  занятий  (утренняя гимнастика,  подвижные игры и физические  упражнения на прогулках /утренней и вечерней/, физкультурная  минутка и пауза, гимнастика после сна).

Ежедневная  утренняя гимнастика  укрепляет  и развивает косно-мышечный аппарат, оказывает положительное воздействие на дыхательный аппарат и сердечно-сосудистую систему. Утренняя гимнастика – прекрасное средство профилактики нарушений осанки и стопы. Она создает доброе настроение, хорошее самочувствие, дисциплинирует детей. Начинается утренняя зарядка с построения в шеренгу или колонну, затем идет ходьба, легкий бег, ходьба на носках и пятках и другие виды ходьбы. В основной части – общеразвивающие упражнения для укрепления различных мышечных групп. В зависимости от возраста детям предлагается разное количество О.Р.У. (1-я мл. группа = 3-4упр.;  2-я мл. группа = 4-5 упр; средняя гр. = 4-5 упр.; старшая гр. = 5-6 упр.; подготовительная. гр. = 6-7 упр.) и разное число их повторений (возраст детей + 1). Комплекс утренней гимнастики проводится в течении 7-10 дней, затем меняется частично или полностью.  

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.  Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи,  рисованию, лепки и т.д.). Для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5 – 2 минут.  Продолжительность физкультурных пауз несколько дольше. Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз полезно включать малоподвижные игры, развлечения. Количество упражнений 5 – 8, они должны быть детям хорошо знакомы. Главное значение физкультурных минуток и пауз – активный отдых.

Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей. Участие дошкольников в игровых заданиях и подвижных играх различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. В процессе подвижных игр происходит формирование у детей способности проявлять выдержку, смелость, уверенность в собственных силах, умение действовать в коллективе и индивидуально. При организации подвижных игр в течение дня и на прогулке необходимо учитывать равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц, чередуя игры с бегом, прыжками, метанием и ловлей, ползанием и лазанием, а также элементами спортивных игр. П/и может быть проведена в начале прогулки, если были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие как серсо, кольцеброс, кегли, элементы спортивных игр: баскетбол, бадминтон, настольный теннис и др. помимо п\и и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные упражнения. Летом – езда на велосипеде, самокате, катание на роликовых коньках.  Зимой – катание на коньках, санках, скольжение на ногах по ледяной дорожке, ходьба на лыжах..

К двигательно-оздоровительным моментам относится «Гимнастика после сна». Она проводится после пробуждения от дневного сна. Комплекс, строится  из упражнений, которые сначала  выполняются в постели, а потом около нее. Упражнения начинаем с потягивания, поворотов, различных движений рук ног, стоп. На полу босиком можно выполнить танцевальные движения, ходьбу, бег, приседание, пружинки. Все это способствует укреплению, оздоровлению и закаливания детского организма.

Во время  двигательно-оздоровительных моментах ребенок развивает свою мышечную систему.  Мышечная же работа усиливает обмен веществ, повышает деятельность сердца и легких, вызывает изменения в составе крови.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе образовательной деятельности"

Консультация для воспитателей "Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе обрзовательной деятельности"...

ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ. ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА

Гимнастика после сна (Цели, задачи, схема проведения, методика проведения, продолжительность проведения)...

«Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе организованной образовательной деятельности»

Материалы, которыне напоминают о необходимости ипсользования физкультминуток и динамических пауз  в ходе образовательной деятельности....

««Организация двигательно - оздоровительных моментов в ходе ООД»

В материале подробно описывается применение различных здоровьесберегающих (двигательно-оздоровительных) моментов в ходе ООД. Это могут быть подвижные и  хороводные игры, пальчиковые игры, физкуль...

Доклад "Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе НОД"

Доклад " Организация двигательно- оздоровительных моментов в ходе НОД"...