Оздоровительные речедвигательные упражнения
картотека

оздоровительные речедвигательные упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechedvigatelnye_uprazhneniya.docx35.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Оздоровительные речедвигательные упражнения.

Упражнения с элементами самомассажа биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний.

«Труба».

Ба-ба-ба, на крыше есть труба.        

(провести всеми пальцами по лбу от середины к вискам – 7 раз)

Бу-бу-бу, надо чистить трубу.

(кулачками провести по крыльям носа – 7 раз)

Бы-бы-бы, валит дым из трубы.

(растереть ладонями уши)

Всех зовем на новоселье, начинается веселье!

(хлопки в ладоши).

«Погреем ручки».

1, 2, 3, 4, 5 – ручки стали замерзать.        Гладят кисти рук.

1, 2, 3, 4, 5 – очень стали замерзать!  

Надо ручки нам согреть, посильнее растереть.       Трут ладонь о ладонь.

Вот так! Вот так! Посильнее растереть.

Чтоб совсем согрелись крошки,         Хлопают в ладоши.

Мы похлопаем в ладошки.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! Вот теперь согрелись. Стоп!

«Согревалочка».

Если замерзают ручки, начинаем их тереть.

Быстро мы сумеем ручки, как на печке разогреть.

(Поглаживать поочередно тыльные стороны кистей рук ладошкой).

Сначала ладошки совсем, как ледышки…

(Медленно тереть ладонь о ладонь).

Потом, как лягушки…

(Движения повторяются с постепенным ускорением).

Потом, как подушки…

И вот понемножку согрелись ладошки,

Горят и взаправду, а не понарошку!

(Очень быстрые и энергичные растирания ладоней).

Я горю, как от огня!

(Легкие покачивания прямыми руками, вытянутыми вперед, ладони вниз).

Вот! Потрогайте меня!

(Руки вытянуты вперед, развернуть ладони вверх. Дети трогают ладошки друг другу, проверяя – согрелись ли).

«Снежинки».

Стою и снежинки в ладошку ловлю…

(Легко касаться указательным пальцем пр.руки ладони левой)

Я зиму и снег, и снежинки люблю…

(Легко касаться указательным пальцем лев.руки ладони правой)

Но где же снежинки? В ладошке вода…

(Ритмично сжимать и разжимать пальцы рук в кулачки)

Куда же исчезли снежинки? Куда?

(Движения повторяются, но в два раза быстрей)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи…

(Энергично трясти кистями обеих рук)

Как видно ладошки мои горячи!

(Энергично растирать ладошки друг о друга).

«Снеговик».

Раз – рука, два – рука,

(вытянуть вперед одну руку, затем другую)

Лепим мы снеговика.

(имитировать лепку снежков)

Три – четыре, три – четыре

(погладить ладонями шею)

Нарисуем рот пошире,

Пять – найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз

(кулачками растереть крылья носа)

Шесть – наденем шляпу косо,

Пусть смеется он у нас.

(приставить ладонь «козырьком» ко лбу, растереть лоб)

Семь и восемь, семь и восемь,

Мы плясать его попросим.

(погладить колени ладошками).

Массаж спины «Суп».

Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего ребенка.

Чики-чики-чики-ща – вот капустка для борща!

(постукивают ладонями по спинам друг друга)

Покрошу картошки, свеколки, маркошки…

(постукивают ребрами ладоней)

Полголовки лучку, да зубок чесноку.

(поколачивают кулачками)

Вот каков, вот каков – вкусный борщ у нас готов!

(поглаживают ладонями).

Массаж ступней и пальцев ног.

Пальчики на ножках

(дети массируют, вращают пальцы ног)

 Как и на ладошках.

Я их смело покручу

И шагать научу.

Разведу вперед-назад

(один палец тянуть рукой на себя, другой от себя)

И сожму руками.

Здравствуйте, пальчики!

(сжимание ладонями пальцев ног)

Гномики лесные.

Здравствуйте, пальчики,

Игрушки заводные!

Логоритмические упражнения.

«Зарядка» (упр-е выполняется под ритмичную музыку).

Каждый день по утрам делаем зарядку.            Движение «силачи».

Очень нравится нам все делать по порядку:     Грозят указ. пальцем, ритмично и легко приседая.                  

Весело шагать…               Маршируют.             

Руки поднимать…            Поднимают руки в стороны, вверх, в стороны, вниз

Приседать и вставать…   Приседают и встают (2 р.)

Прыгать , бегать и скакать.     Прыжки и бег на месте.

Взрослый: Здоровье в порядке?   Маршируют.

Дети: Спасибо зарядке!               Поднимают вверх правую, затем левую руки

«Богатырская зарядка ».

Богатырь, он вот таков:

Он силен, он здоров     Движение  «силачи» с поворотом вправо-влево.

Он из лука стрелял      Имитируют движения по тексту.

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко-зорко наблюдал          Смотрят «под козырек» вправо,влево.

Мы ладонь к глазам приставим              Движения по тексту...

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.

Чтобы стать еще сильнее, мы слегка покрутим шеей:

Раз, два, раз, два – закружилась голова!

1,2,3,4.5 – надо руки нам размять!

1,2,3,4,5 – чтоб сильней и крепче стать!

Разминаем поясницу, мы не будем торопиться –

Вправо...влево наклонись...

Потом пониже.... не ленись!

Еще пониже... распрямись!

Подрастаем мы, смотри                            Тянутся вверх.

Станем, как богатыри!                             Кулаки «вбок».

«Военная зарядка».

На военную зарядку становись!

Расправив плечи, как солдаты подтянись!

(встают ноги вместе, плечи расправить, подбородок приподнять)

Ра и два, ходьбу на месте начинай,

Маршируй, колени выше поднимай!

(маршевая ходьба на месте)

Руки вверх, потом к плечам – 1,2,3.

Все под силу силачам, посмотри!

(движения по тексту)

Повернись направо – 1,2,3,

А потом налево команду повтори!

В бинокль посмотри, за танком наблюдай

И самолет на небе, смотри, не прозевай!

Целься из винтовки, уверенно стреляй

И с праздничным салютом праздник наш встречай!

(руки вверх, хлопки в ладоши).

Разминка для будущих воинов.

Наши воины идут :1-2, 1-2 (ходьба на месте)

В барабаны громко бьют: тра-та-та, тра-та-та (игра на барабане)

В море наши корабли: нынче здесь, а завтра - там (качалочка)

Долго плавали вдали по морям, по волнам (круг. движ. Руками)

Пограничник на посту: кто идет, кто идёт? (в бинокль смотрят)

Едут танки по мосту: т-р-р - вперед, т-р-р - вперед (моторчик)

Над землею самолет: у-у-у-у (крылья самолета)

Разрешен ракетам взлет: у-у-х – у-у-х ( приседают, встают )

Наши  пушки точно бьют: бух-бах, бух-бах ( бокс )

Крикнет дружно детвора нашей Армии:

 Ура! Ура! Ура! (подпрыгивают, руки вверх).

Логоритмическая игра «Всем ладошки покажи»

(Движения по тексту под музыку).

Всем ладошки покажи,                Вытянув руки вперед, показывают ладошки

Хлопай, хлопай от души.             Хлопают в ладоши.

Руки выше подними,                   Поднимая руки вверх, потрясывают кистями

На колени урони.                        Шлепают по коленям.

С другом в ладушки сыграй,     Находят соседа – «ладушки».

В пол покрепче ударяй.             Притопывают ноами.

Хлоп! – соседа по плечу,           Постукивают соседа по плечику пр. рукой.

Закружусь и полечу.        Кружатся, разведя руки в стороны.

(говорком): Ну-ка пальчики согни,   Вытянув руки вперед, сжимают и

Повторить хотят они!                                          разжимают пальцы в кулак.

 «Уха».

Будем мы уху варить                 «Тарелочки»

Рыбы нужно положить             Движение ладонями «рыбка»

И картошки покрошить            Правой рукой «рубят» по левой ладошке

И морковки порубить               Левой рукой «рубят» по правой ладошке

Все водичкою залить                «Наливают» из стаканчика

Хорошенько посолить              «Щепотки»

Помешать и поперчить     «Мешают» 2мя руками, кулаки прижаты др.к др.

Крышкой плотно все закрыть   Соединяют руки ладонями вниз

Хорошенько поварить               «Моторчик»

И в тарелочки разлить               «Тарелочка» из ладоней

А потом гостей позвать             «Зовут»

И ухой всех угощать                  Развести руки перед собой, «приглашая»

Юнга: Вкусно?        

Дети: Вкусно!                             Большой палец правой руки вперед

Юнга: Сытно?

Дети: Сытно!                              Большой палец левой руки вперед

Мы наелись, сразу видно!         Гладят живот

На рыбалку в другой раз           «Удочка» качается

Позовем с собой и вас!              (махнуть рукой).

Пирожки.

Из пшеничной, из муки испечем мы пирожки.

(Соединяют округленные ладошки перед собой, поочередно меняя положение правой и левой руки – «пекут»)

Тесто месим смело-смело, вот так, вот так!

(«Месят» попеременно правой и левой руками)

Сахар сыплем белый-белый, вот так, вот так!

(Вытянув руки вперед и собирая пальцы в щепоть «сыплют»)

В печку пирожки поставим,

(Резкое движение ладоней от груди вперед – «ставим противень в печь»)

Огонек гореть заставим.

(Соединяя запястья рук перед собой, шевелят пальчиками)

Будем стол мы накрывать и гостей всех угощать!

(Ритмично хлопают в ладоши)

Кушайте, пожалуйста!

(Слегка наклоняясь, разводят руки в стороны).

Игры из серии «Мы ребята-мастера» (логоритмические упражнения на тему «Инструменты»).

Топор.

Наточили мы топор              

(Трут ребром правой ладони о левую ладошку)

И пошли в сосновый бор.    

(Шагают на месте)

Рубим-рубим сосны, елки -  

Испугались даже волки.              

(Ладони прижаты друг к другу, движение «топорик» от правого плеча вниз по диагонали)

Ох, устали! Отдохнем!

(Вытирают лоб тыльной стороной ладони)

И опять рубить начнем.

(Прижатые друг к другу ладони кладут на правое плечо)

У-ух! Э-эх! Мой топор острее всех!

(Движение «Топорик» от правого плеча вниз по диагонали)

У-ух! Э-эх! Мой топор острее всех!

(Движение «Топорик» от левого плеча вниз по диагонали).

Молоток.

Тук-тук, молотком –

Строим-строим новый дом.

(Стучат кулачком о кулачок)

Дом с высокою трубой,

(Выпрямляют руки вверх)

Новой крышей голубой.

(Складывают руки «домиком» над головой)

Вот какой хороший дом!

(Показывают большие пальцы обеих рук)

Мы друзей поселим в нем!

(Хлопают в ладоши).

Гаечный ключ и отвертка.

Крутим гайки, ключ вращаем,

Мебель дружно собираем.

(Левая рука сжата в кулак перед собой, правая рука имитирует вращение гаечного ключа).

Нам работа нипочем!

(«Тарелочки»).

Крутим гаечным ключом.

(Левая рука сжата в кулак перед собой, правая рука имитирует вращение гаечного ключа).

И отверткой крутим тоже,

Мы шуруп вкрутить поможем.

(Левая рука согнута в локте , прижата к корпусу. Правая – «отвертка». Поощередно меняя пальцы, имитируем закручивание шурупа).

 «Пильщики» О.С. Баромыковой (без музыкального сопровождения).

Исходное положение – дети стоят парами лицом друг к другу, взявшись за правые руки. Одна нога выставлена вперед.

Запилила пила, зажужжала, как пчела,

Отпилила кусок, наскочила на сучок,

(Двигают руками вперед-назад, имитируя пилку дров)

Лопнула и встала,

(Хлопают в ладоши один раз и опускают руки вниз броском)

Начинай сначала!

(Меняются местами друг с другом. Упражнение повторяется).

Мы ребята-мастера.

Стул сломали мы вчера!

(Пальцы одной руки приставить к локтю другой)

Мы ребята-мастера,

(Легко и ритмично ударять ладошкой по груди)

Молотком стучали,

(Стучать кулачком о кулачок)

Гвозди забивали.

(Стучать кулачком одной руки по указательному пальцу другой)

Получилось как-то криво,

(Ритмично поднимать и опускать плечи)

Отпилили мы красиво,

(Имитировать движения пилы ребром ладони пр. руки по ладони лев. руки)

Зачищали шкуркой долго,

(тереть ладонь о ладонь)

Покрывали лаком стойким,

(Имитировать движения «красим кистью» пр. рукой)

Верх узором украшали.

(Рисовать в воздухе импровизированный узор указ. пальцем пр. руки)

Папу посмотреть позвали!

(Смотреть «под козырек», затем выполнять маховое движение пр. рукой к себе).

Физкультминутки.

Экологическая физминутка.

Дружно по лесу идём,                        шагать на месте

Не спешим, не отстаём.

Шаг на месте не спеша,

Как погода хороша!

Заяц головой вращает,                вращение головой по кругу

Мышцы шеи разминает.

И туда, и сюда –                                 повороты головы вправо-влево

Он посмотрит без труда.

Ветер дует нам в лицо,             руки поднять вверх, качать руками и телом,

Закачалось деревцо.                        переваливаясь с ноги на ногу

Раз – наклон, два – наклон,                наклоны вправо-влево

Зашумел ветвями клён.

К нам на длинных тонких ножках                прыжки на месте на двух ногах

Галка скачет по дорожке.

Крутит лихо головой,                                       повороты головы влево-вправо,

Шлет поклоны нам с тобой.                     вверх-вниз

К солнцу тянутся кусты,            поднимать руки через стороны вверх – вдох,

С ними потянись и ты.                    руки опустить - выдох

На носочки поднимись –                движения по тексту.        

И природе улыбнись.

Физминутка «В сказку нас ведет дорога»

(упр-е выполняется с музыкальным сопровождением).

В сказку нас ведет дорога,                     Маршируют по кругу.

Эй, ребята, не зевать!        

Что ведущая покажет,

Будем дружно выполнять!

Как из моря выходили 33 богатыря…         На маршевом шаге, поочередно меняя руки, смотрят «под козырек».

Как скакал Иван-царевич 3 года и 3 дня…  Прямой галоп, руки на поясе

Белоснежка танцевала с гномами в саду…  Легкие поскоки, руки свободные.         

А Кащей над златом чахнет в сказочном лесу..  Остановиться, корпус накло-нить вперед, слегка сгорбившись. Руки вытянуть вперед, слегка потрясывая кистями. Кружиться вокруг себя мелкими притопами.

Мышка хвостиком смахнула         ценное яйцо…  Имиторовать движения «крутим хвостиком», слегка приседая.

Буратино залез носом прямо в полотно…  Наклоны впред, руки вытягивать назад.

А как съела Колобка хитрая Лиса…   Облизывать губы языкам по круговой, максимально вытягивая его. Поглаживать живот руками.

Как варила в котелке снадобья Яга…   Слегка наклонившись вперед, имитировать движение «мешаю в котелке».

А как Золушка спешила поскорей домой…  Бег на месте.

Как летает Змей Горыныч темною порой…  Поднимать и опускать руки, вытянутые в стороны.

Как рыдает Несмеяна, затопив дворец…  Имитировать движения.

Как считает звезды в небе сказочный мудрец…                                   

Маршируют по кругу до конца звучания музыки.

Мячик мой.

Друг веселый, мячик мой,         (4 прыжка)

Всюду, всюду он со мной.         (по два взмаха пр. и лев. руками – имитация                                                                      ударов по мячу).

1,2,3,4,5...                                     (прыжки на месте)

Хорошо с мячом играть!            (имитация ударов по мячу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речедвигательные упражнения

В  памятке  предоставлен  материал  для  родителей  по  проведению  речедвигательных  упражнений  в  домашних  условиях.  Материал гото...

« Использование речедвигательных упражнений на начальном этапе обучения грамоте детей-дошкольников с нарушением речи».

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым   аналитико – синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, б...

Речедвигательные упражнения

памятка для родителей по проведению речедвигательных упражнений в домашних условиях...

« Использование речедвигательных упражнений на начальном этапе обучения грамоте детей-дошкольников с нарушением речи».

Выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью зрительных и жестовых символов:   - ускоряет процесс фонемообразования,- обеспечивает готовность к усвоению гр...

Конспект занятия по речевому развитию с использованием речедвигательных упражнений

Занятие по развитию речи сиспользованием речедвигательных упражнений...