Применение элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
статья

Анастасия Андреевна Туловьева (Кораблева)

В течение всего периода работы с детьми дошкольного возраста искала способы организации физкультурно-оздоровительной работы. Сейчас наработала свою систему по сохранению и укреплению здоровья детей  с применением  элементов различных здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.33 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Применение элементов здоровьесберегающих технологий

в работе с детьми дошкольного возраста»

Дети дошкольного возраста очень любознательны и активны. В последнее время увеличилось количество детей с ухудшением здоровья и проблемами в физическом развитии. Возросло число детей, часто болеющих простудными заболеваниями, с нарушениями осанки, а также   с особыми возможностями здоровья.

По мнению специалистов, дошкольный возраст является основной базой формирования физического и психического развития детей.

Задача педагога - создать условия для сохранения и укрепления здоровья дошкольников на протяжении всего периода пребывания в детском саду. С этой целью использую в своей работе элементы различных здоровьесберегающих технологий, учитывая индивидуальные потребности каждого ребенка.

Начиная новый учебный год, определяю наиболее эффективные формы и методы работы для укрепления здоровья детей данного возраста, учитывая особые возможности здоровья воспитанников группы.

Организую свою работу, начиная с полной адаптации детей в первой группе раннего возраста.  

Со второй группы раннего возраста утро начинаем с утренней гимнастики. Для удобства работы создана картотека с комплексами упражнений на 2020 – 2021 учебный год.

Дети с удовольствием выполняют упражнения с кубиками, мячами, с платочками и другим инвентарем. Все движения выполняются под бодрую, веселую музыку из любимых мультфильмов детей. В ходе выполнения утренней гимнастики у детей улучшается настроение, а после ее выполнения появляется чувство бодрости и повышается работоспособность.

Одним из материалов, благоприятно влияющих на развитие детей дошкольного возраста, является кинетический песок, который я активно использую в работе, начиная с младшей группы. Кинетический песок – уникальный материал для развития сенсорных представлений, мелкой моторики рук, речи, творческих способностей детей. Применение этого материалы дает возможность снимать мышечное напряжение и стресс у детей с особыми образовательными потребностями.

В ходе режимных моментов выполняем с детьми пальчиковую гимнастику. По моим наблюдениям, воспитанникам нравится выполнять задание под стихотворную рифму, потому что они стараются не только выполнять движения в соответствии с текстом, но и запомнить его и самостоятельно проговаривать слова. При выполнении различных пальчиковых упражнений у детей развиваются не только интеллектуальные и речевые способности, но и внимание, память и воображение.

Во время организованной образовательной деятельности использую физкультминутки, которые выполняются не только в стихотворном варианте, но и под музыку. Так же, как и пальчиковая гимнастика, физкультминутка озвучивается в стихотворном варианте для того, чтобы научить детей правильному дыханию при ее выполнении, что способствует снижению утомляемости во время занятия

Для улучшения настроения после дневного сна выполняем гимнастику пробуждения.  Гимнастика важна для развития дыхательной системы, укрепления сердечно-сосудистую и нервной систем, мышц спины и стопы.

Для профилактики плоскостопия использую «коврик здоровья». Есть купленные на группу комплекты и изготовленные своими руками. Я чередую их использование, чтобы создавать для детей игровые ситуации прохождения, например, тропой через болото. Применение «коврика здоровья» с раннего возраста способствует формированию правильного свода стопы. Происходит стимулирование функциональности мозга, так как на зонах стоп находятся нервные окончания, которые связаны с корой головного мозга, а включение в работу элементов игры – желание детей правильно выполнить задание.

Еще одной эффективной здоровьесберегающей технологией является гимнастика для глаз. Для ее проведения во время организованной образовательной деятельности, особенно у старших дошкольников, использую наглядно-дидактические пособия. Целью гимнастики является способствовать укреплению мышц глазного яблока и снятия глазного напряжения. Данные упражнения можно проводить ежедневно и в ходе режимных моментов или в любое свободное время.

Еще один вид гимнастики, которую рекомендую проводить с детьми - это артикуляционная гимнастика. Упражнения артикуляционной гимнастики провожу вместе с детьми в свободной деятельности или в ходе режимных моментов. Такой вид здоровьесберегающей технологии полезен не только для детей, у которых наблюдаются нарушения речи, но и для всех детей, так как она помогает обогащать их словарный запас, тренировать четкое произношение звуков, развивать гибкость губ, языка и щек.

В летний период проводятся такие закаливающие мероприятия как: солнечные и воздушные ванны, умывание прохладной водой, омывание ног прохладной водой, босохождение. В результате закаливания у детей наблюдается положительная динамика в укреплении здоровья, бодрость, хороший аппетит, крепкий сон, а также снижаются болезни простудными заболеваниями.

Таким образом, работа с детьми с использованием комплекса элементов здоровьесберегающих технологий является ведущим фактором в формировании крепкого здоровья и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время ост...

Применение фитнес - технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Первые программы детского фитнеса начали появляться в России в конце 90-х годов прошлого столетия. Это было связано с тем, что фитнес-программы для взрослых достаточно уверенно реализовывались в фитне...

Применение здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста...

Применение ТРИЗ технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Ум детей не ограничен "глубоким опытом жизни" и традиционными представлениями о том, как должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на ...

Особенности применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Данная статья содержит информацию касательно здоровьесберегающих технологий, их видов и особенностей применения в работе с детьми дошкольного возраста, с учетом возрастных и индивидуальных особенносте...

"Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в совре...

"Применение здоровьесберегющих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...