Семинар для педагогов "Здоровый педагог - здоровые дети".
план-конспект занятия

Элянова Елена Семеновна

Ученые видят  две основные причины серьёзных  физических и эмоциональных перегрузок педагогов. Во-первых, после большого напряжения требуется длительное восстановление сил, но подчас воспитателю не хватает времени следить за своим здоровьем. Во- вторых наблюдается кризис педагогической профессии: воспитатели «постарели».

68% педагогов женщины старше 40 лет;

32% педагогов женщины до 40 лет;

Педагог должен быть примером для воспитанников. И если он сам не заботиться о своем здоровье, он не сможет дать основы здорового образа жизни детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: формирование у педагогов умения и желание заботиться о своем здоровье,  вырабатывать потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии.

Задачи:                                                                                                                        1 . Создать условия для сохранения и укрепления здоровья педагогов.

 2. Поддерживать благоприятный психологический климат в детском саду.

 3. Сформировать у педагогов навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость.

Предварительная работа: планирование занятий; подготовка оборудования; подбор материала;

Материалы и оборудование: листки бумаги формат А4, по количеству участников;

Методы и приемы: показ, вопросы, беседа, пояснения, объяснения, проблемные ситуации;

Структура и методические приемы:

I. Вводная часть:

а) Упражнение – энергизатор;        

II. Основная часть:

а) выступление медсестры детского сада  «Сохранение и укрепление здоровья педагога» практические советы;

б)  упражнения слогопедам по профилактике ларингита и  фарингита;

в) эстафеты с воспитателями;

III. Заключительная часть:

а) упражнение «Дружеская ладошка»;

Ход семинара-практикума:

Вед: Здравствуйте!  Это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. Здравствуйте, на первый взгляд, это самое обыкновенное слово. Но в нём всё: и свет улыбки, и радость встречи, и пожелания здоровья. Говоря: «Здравствуйте», мы желаем человеку быть крепким, сильным, здоровым. Так давайте поприветствуем друг друга.

Педагоги здороваются друг с другом.

Вед: Наша сегодняшняя встреча посвящена здоровью. Что же такое здоровье?  
Ответы педагогов.

Вед: Итак, здоровье - это красота, это сила и ум, хорошее настроение. Здоровье – это самое большое богатство. Здоровье – это счастье.  Что нужно делать, чтобы быть здоровым?               

Ответы педагогов

Для того, чтобы немного размяться, я предлагаю вам игру. По моей команде вам необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее.

«Постройтесь по росту»,

« По размеру обуви»,

« Про цвету глаз, начиная от светлых».

Все мы разные, но нам весело и интересно вместе.

Сегодняшняя наша встреча посвящена здоровью педагогов.

Медсестра: Здоровье - одна из главных ценностей, данных человеку самой природой. И задача каждого из нас, сохранить здоровье на протяжении своей жизни.

Ученые видят  две основные причины серьёзных  физических и эмоциональных перегрузок педагогов. Во-первых, после большого напряжения требуется длительное восстановление сил, но подчас воспитателю не хватает времени следить за своим здоровьем. Во- вторых наблюдается кризис педагогической профессии: воспитатели «постарели».

68% педагогов женщины старше 40 лет;

32% педагогов женщины до 40 лет;

Педагог должен быть примером для воспитанников. И если он сам не заботиться о своем здоровье, он не сможет дать основы здорового образа жизни детям.

Педагогам необходимо помнить, что они входят в группу риска по различным профзаболеваниям. Вы часто вынуждены находиться в статической позе. Из-за этого уменьшается подвижность суставов, нарушается поступление кислорода к внутренним органам и головному мозгу. Всё это может спровоцировать различные заболевания.

      Статистические данные показывают, что

54% педагогов имеют нарушения массы тела,

70% -нарушение опорно-двигательного аппарата. 

Нарушения в нервно – психическом здоровье имеют: после 10-ти лет работы более 35% педагогов; 

после 15-ти лет стажа – 40%;

 после 20-ти лет – более 50% педагогов. 

Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).                                 

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:  миопия (близорукость), ларингит, синдром хронической усталости, гиподинамия, остеохондроз.

Причинами заболеваний являются: 
 - отсутствие стабильного режима труда и отдыха;                                                                 
- большая учебная нагрузка как  результат низкой оплаты;                                            
 - отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;                                                                                                                     - использование авторитарного стиля руководства;                                                              
- снижение двигательной активности, перенапряжение.

Рекомендации:

  1. Питайтесь регулярно и разнообразно.
  2. Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
  3. Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
  4. Не переедайте на ночь.
  5. Спите не менее 8-ми часов в сутки.
  6. Занимайтесь физическими упражнениями.
  7. Больше двигайтесь, старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
  8. Любите свою душу и тело.

Логопед: Профессия обязывает нас много говорить. Перенапряжение голосовых связок  может спровоцировать болезни горла: ларингит, фарингит. Выполнение несложных упражнений поможет укрепить мышцы гортани. Предлагаю вам  выполнить комплекс дыхательно- голосовых упражнений для укрепления мышц гортани.

- Поцокайте языком громко и быстро, тихо и медленно.

- Несколько раз постарайтесь дотянуться языком до подбородка.

-Постарайтесь зевнуть с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.

-Откройте рот максимально широко, немного расслабьте мышцы и мягко опустите голову вниз. Вернитесь в исходное положение.

 - Прижмите указательные пальцы к переносице. Представьте, что вы набрали в рот воды, помычите и почувствуйте в пальцах резонирование.

- Выполните движения губами, мысленно произнося «а-о-э».

Педагоги выполняют комплекс упражнений.

Педагог:  Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме. 

Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга; 

Указательный – улучшает работу желудка; 

Средний – кишечник и позвоночник;  

Безымянный – улучшает работу печени;                                                               

Мизинец – помогает работе сердца.

Массируются  пальцы каждый отдельно  по направлению к его основанию по тыльной, ладонной  и  боковой поверхностям. Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём - разминание и заканчиваем снова поглаживанием.

Педагоги  выполняют пальчиковый массаж.   

Инструктор ФИЗО: Снять мышечное и психологическое напряжение помогут упражнения, выполнение которых не займёт много времени и  не потребует специального оборудования. Сейчас мы их выполним.

Педагоги выполняют комплекс упр. для снятия мышечного и психологического напряжения.

Инструктор ФИЗО: Все движения выполняйте очень медленно, плавно, не допуская болевых ощущений. Дышите ровно и спокойно.

            Чтобы быть здоровым, необходимо научиться чередовать работу с активным отдыхом. Например, когда вы детям предлагаете разминку или физкультминутку, делайте её вместе с детьми. На прогулке не просто организовывайте подвижные игры, а играйте в них вместе с детьми.

        Сейчас мы заменим нашу статическую позу в положении сидя на активный отдых.

           Педагоги, подходят к корзине, берут жетоны,  по которым распределяются на две команды: «Ловкие» и «Быстрые». 

 Девиз мероприятия:  В детском садике сегодня   Шум и суета.       

 Педагоги все решили:  Здоровье красота! 

     - Конкурс « Ласточка»  (Кто дольше простоит на одной ноге в позе ласточки.)

- Конкурс « Кто дольше прокрутит обруч» 

- Конкурс «Пословица и поговорка»   (Члены команд поочередно называют пословицы и поговорки о здоровье.Побеждает команда, ответ которой был последним)

      - Эстафета « Кенгуру» (Прыгать с зажатым между ног мешочком до кегли, сбить этим мешочком кеглю.)

- Эстафета « Парная с обручем»  (Педагоги в паре бегут до ориентира. Один держит обруч, второй  - подлезает, затем второй держит, первый подлезает.  Обратно  возвращаются бегом.)

 Педагог: Всем известно, что хорошее настроение связано со здоровьем. Смех продлевает жизнь. Когда мы смеёмся, наш организм вырабатывает эндорфины – гормоны удовольствия. Мыслите позитивно! Учитесь контролировать свои мысли и при появлении негативных, сразу же заменяйте их на позитивные.

Практикум

Инструктор Физо:Сейчас я предлагаю Вам несколько негативных убеждений из нашей с вами повседневной жизни, которые Вам в процессегрупповой работы предстоит превратить в АФФИРМАЦИИ.

 Время для работы – 3 минуты.

 «Негативные убеждения»

 1. На работе меня никто не ценит

 2. Мои коллеги меня раздражают

 3. Я боюсь, что у меня не получится…

 4. Я не могу смотреть на себя в зеркало

 5. Я разочарован в жизни…

 Ответы групп

 На работе меня любят

 Меня окружают только позитивные и веселые люди

 У меня всё получается просто великолепно.

 Мне нравится, как я выгляжу

Я люблю жизнь!

Упражнение «Дружественная ладошка».

 Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется.

 Участникам раздаются листки бумаги.

 Педагог: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека.  

 Выполнение задания участниками.

 - Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.

 - Спасибо за внимание! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого...

Список литературы:

1. Л. Н. Башлакова, Харин С.С. Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям. Методические рекомендации. Минск, 1995.

2. Бурдо М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.,1989.

3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.,2003.

4.Гутковская Е.Л..Панько Е.А. Владение профессиональной психологической культурой как важное условие самосовершенствования воспитателя// Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения/ под ред. Е.А.Панько. Минск, 2002

5.Панько Е.А.. Семенова Е.М., Чеснокова Е.П. Здоровый педагог – здоровый

ребенок: психологический аспект. Психолог в детском саду, №3, 2008



Предварительный просмотр:

Цель: формирование у педагогов умения и желание заботиться о своем здоровье,  вырабатывать потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии.

Задачи:                                                                                                                        1 . Создать условия для сохранения и укрепления здоровья педагогов.

 2. Поддерживать благоприятный психологический климат в детском саду.

 3. Сформировать у педагогов навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость.

Предварительная работа: планирование занятий; подготовка оборудования; подбор материала;

Материалы и оборудование: листки бумаги формат А4, по количеству участников;

Методы и приемы: показ, вопросы, беседа, пояснения, объяснения, проблемные ситуации;

Структура и методические приемы:

I. Вводная часть:

а) Упражнение – энергизатор;        

II. Основная часть:

а) выступление медсестры детского сада  «Сохранение и укрепление здоровья педагога» практические советы;

б)  упражнения слогопедам по профилактике ларингита и  фарингита;

в) эстафеты с воспитателями;

III. Заключительная часть:

а) упражнение «Дружеская ладошка»;

Ход

Вед: Здравствуйте!  Это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. Здравствуйте, на первый взгляд, это самое обыкновенное слово. Но в нём всё: и свет улыбки, и радость встречи, и пожелания здоровья. Говоря: «Здравствуйте», мы желаем человеку быть крепким, сильным, здоровым. Так давайте поприветствуем друг друга.

Педагоги здороваются друг с другом.

Вед: Наша сегодняшняя встреча посвящена здоровью. Что же такое здоровье?  
Ответы педагогов.

Вед: Итак, здоровье - это красота, это сила и ум, хорошее настроение. Здоровье – это самое большое богатство. Здоровье – это счастье.  Что нужно делать, чтобы быть здоровым?               

Ответы педагогов

Для того, чтобы немного размяться, я предлагаю вам игру. По моей команде вам необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее.

«Постройтесь по росту»,

« По размеру обуви»,

« Про цвету глаз, начиная от светлых».

Все мы разные, но нам весело и интересно вместе.

Сегодняшняя наша встреча посвящена здоровью педагогов.

Медсестра: Здоровье - одна из главных ценностей, данных человеку самой природой. И задача каждого из нас, сохранить здоровье на протяжении своей жизни.

Ученые видят  две основные причины серьёзных  физических и эмоциональных перегрузок педагогов. Во-первых, после большого напряжения требуется длительное восстановление сил, но подчас воспитателю не хватает времени следить за своим здоровьем. Во- вторых наблюдается кризис педагогической профессии: воспитатели «постарели».

68% педагогов женщины старше 40 лет;

32% педагогов женщины до 40 лет;

Педагог должен быть примером для воспитанников. И если он сам не заботиться о своем здоровье, он не сможет дать основы здорового образа жизни детям.

Педагогам необходимо помнить, что они входят в группу риска по различным профзаболеваниям. Вы часто вынуждены находиться в статической позе. Из-за этого уменьшается подвижность суставов, нарушается поступление кислорода к внутренним органам и головному мозгу. Всё это может спровоцировать различные заболевания.

      Статистические данные показывают, что

54% педагогов имеют нарушения массы тела,

70% -нарушение опорно-двигательного аппарата. 

Нарушения в нервно – психическом здоровье имеют: после 10-ти лет работы более 35% педагогов; 

после 15-ти лет стажа – 40%;

 после 20-ти лет – более 50% педагогов. 

Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).                                 

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:  миопия (близорукость), ларингит, синдром хронической усталости, гиподинамия, остеохондроз.

Причинами заболеваний являются: 
 - отсутствие стабильного режима труда и отдыха;                                                                 
- большая учебная нагрузка как  результат низкой оплаты;                                            
 - отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;                                                                                                                     - использование авторитарного стиля руководства;                                                              
- снижение двигательной активности, перенапряжение.

Рекомендации:

  1. Питайтесь регулярно и разнообразно.
  2. Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
  3. Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
  4. Не переедайте на ночь.
  5. Спите не менее 8-ми часов в сутки.
  6. Занимайтесь физическими упражнениями.
  7. Больше двигайтесь, старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
  8. Любите свою душу и тело.

Логопед: Профессия обязывает нас много говорить. Перенапряжение голосовых связок  может спровоцировать болезни горла: ларингит, фарингит. Выполнение несложных упражнений поможет укрепить мышцы гортани. Предлагаю вам  выполнить комплекс дыхательно- голосовых упражнений для укрепления мышц гортани.

- Поцокайте языком громко и быстро, тихо и медленно.

- Несколько раз постарайтесь дотянуться языком до подбородка.

-Постарайтесь зевнуть с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.

-Откройте рот максимально широко, немного расслабьте мышцы и мягко опустите голову вниз. Вернитесь в исходное положение.

 - Прижмите указательные пальцы к переносице. Представьте, что вы набрали в рот воды, помычите и почувствуйте в пальцах резонирование.

- Выполните движения губами, мысленно произнося «а-о-э».

Педагоги выполняют комплекс упражнений.

Педагог:  Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме. 

Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга; 

Указательный – улучшает работу желудка; 

Средний – кишечник и позвоночник;  

Безымянный – улучшает работу печени;                                                               

Мизинец – помогает работе сердца.

Массируются  пальцы каждый отдельно  по направлению к его основанию по тыльной, ладонной  и  боковой поверхностям. Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём - разминание и заканчиваем снова поглаживанием.

Педагоги  выполняют пальчиковый массаж.   

Инструктор ФИЗО: Снять мышечное и психологическое напряжение помогут упражнения, выполнение которых не займёт много времени и  не потребует специального оборудования. Сейчас мы их выполним.

Педагоги выполняют комплекс упр. для снятия мышечного и психологического напряжения.

Инструктор ФИЗО: Все движения выполняйте очень медленно, плавно, не допуская болевых ощущений. Дышите ровно и спокойно.

Инструктор ФИЗО: Чтобы быть здоровым, необходимо научиться чередовать работу с активным отдыхом. Например, когда вы детям предлагаете разминку или физкультминутку, делайте её вместе с детьми. На прогулке не просто организовывайте подвижные игры, а играйте в них вместе с детьми.

 Инструктор ФИЗО: Сейчас мы заменим нашу статическую позу в положении сидя на активный отдых.

           Педагоги, подходят к корзине, берут жетоны,  по которым распределяются на две команды: «Ловкие» и «Быстрые». 

 Девиз мероприятия:  В детском садике сегодня   Шум и суета.       

 Педагоги все решили:  Здоровье красота! 

     - Конкурс « Ласточка»  (Кто дольше простоит на одной ноге в позе ласточки.)

- Конкурс « Кто дольше прокрутит обруч» 

- Конкурс «Пословица и поговорка»   (Члены команд поочередно называют пословицы и поговорки о здоровье.Побеждает команда, ответ которой был последним)

      - Эстафета « Кенгуру» (Прыгать с зажатым между ног мешочком до кегли, сбить этим мешочком кеглю.)

- Эстафета « Парная с обручем»  (Педагоги в паре бегут до ориентира. Один держит обруч, второй  - подлезает, затем второй держит, первый подлезает.  Обратно  возвращаются бегом.)

 Педагог: Всем известно, что хорошее настроение связано со здоровьем. Смех продлевает жизнь. Когда мы смеёмся, наш организм вырабатывает эндорфины – гормоны удовольствия. Мыслите позитивно! Учитесь контролировать свои мысли и при появлении негативных, сразу же заменяйте их на позитивные.

Практикум

Инструктор Физо: Сейчас я предлагаю Вам несколько негативных убеждений из нашей с вами повседневной жизни, которые Вам в процессегрупповой работы предстоит превратить в АФФИРМАЦИИ.

 Время для работы – 3 минуты.

 «Негативные убеждения»

 1. На работе меня никто не ценит

 2. Мои коллеги меня раздражают

 3. Я боюсь, что у меня не получится…

 4. Я не могу смотреть на себя в зеркало

 5. Я разочарован в жизни…

 Ответы групп

 На работе меня любят

 Меня окружают только позитивные и веселые люди

 У меня всё получается просто великолепно.

 Мне нравится, как я выгляжу

Я люблю жизнь!

Упражнение «Дружественная ладошка».

 Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется.

 Участникам раздаются листки бумаги.

 Педагог: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека.  

 Выполнение задания участниками.

 - Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.

 - Спасибо за внимание! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого...

Список литературы:

  1. Гуменюк Е. И., Слисенко Н. А. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (+ 16 карточек); Детство-Пресс - Москва, 2011. - 103 c.
  2. Кобяков Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни; Феникс - Москва, 2014. - 256 c.
  3. Орехова Т. Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования; Флинта - Москва, 2011. - 352 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум с педагогами "Здоровье педагога как важное условие эффективной организации воспитательно-образовательного процесса"

Вот она, единственно верная дорога,Которую ты выбрал не случайно,И потому пройти ее с терпеньем,Прогнать все страхи и отчаянье,(Ведь не всегда сопутствуют удачи),Явить любви и мудрости уменье –В...

Семинар- практикум для педагогов "Здоровый образ жизни"

Различные интересные формы организации физического воспитания и развития в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения...

Семинар - практикум для педагогов "Здоровый педагог - здоровый ребенок"

Арабская пословица утверждает:«У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда, есть все». А Ж. Лабрюйер о здоровье говорил следующее:«Здоровье — это то, что л...

Семинар-тренинг для педагогов «Здоровые воспитатели – здоровые дети»

Ознакомление педагогов с приемами профилактики и коррекции стрессовых ситуаций...

Семинар практикум "Здоровый педагог - здоровые дети"

Семинар практикум для педагогов дошкольного учреждения, который поможет избавиться от профессионального выгорания....