Методическое пособие на тему:"Подвижные игры как основная форма развития двигательной деятельности дошкольников"
методическая разработка

Кузьменко Елена Сергеевна

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_kuzmenko_e.s.docx69.41 КБ
Файл metodicheskoe_posobie_kuzmenko_e.s.docx69.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение

 «Атемарский детский сад №1 «Теремок»

Лямбирского  Муниципального района

Республики Мордовия

Подвижные игры как основная форма развития двигательной деятельности дошкольников.

Методическое пособие

2021

Подвижные игры как основная форма развития двигательной деятельности дошкольников: учебно – методическое пособие.

СОСТАВИТЕЛЬ: Е.С. Кузьменко, воспитатель МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок», 2021. с.

Пособие содержит методические рекомендации и советы по использованию подвижных игр для лучшего развития двигательной деятельности дошкольников. Адресовано воспитателям детских садов

© Кузьменко Елена Сергеевна МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»

                                                 2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                    4                                                                                                                                                                                                      Характеристика подвижной игры как основной формы

двигательной деятельности дошкольника                      6                

Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста                         10                                      

 Роль подвижных игр в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста                        16

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе развития основных движений                                                        20

Заключение                                                                      28

Приложение 1                                                                  30

Приложение 2                                                                  35

Литература                                                                       40

Введение

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них − это, прежде всего, двигаться,

действовать.

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова от 30% до 40% детей дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни.  Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений − снижение двигательной активности детей (О.Б. Завьялова, Г.А. Безденежных, Н.А. Дарданова), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях − это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает выявление источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. По утверждению отечественных педагогов Е.Р. Дацюк, Е.В. Толоконцева,  Е.С. Алипова, Д.Ю. Карасев,  Н.М. Кузнецова и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.

Объект исследования: физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: подвижная игра как средство формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста.

Цель и задачи: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста.

Характеристика подвижной игры как основной формы двигательной деятельности дошкольника

В развитии двигательной деятельности ребенка дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Д.Ю. Карасев определяет подвижную игру как мощное и незаменимое средство воспитания ребенка, основной рычаг дошкольного воспитания. Преимущество игры среди различных физических упражнений он видит в эмоциональной насыщенности, придающей ей особую привлекательность, мобилизующей силы детей, доставляющей радость и удовлетворение; в характере двигательной деятельности, содействующей работе значительной массы крупных мускулов (бег, прыжки, бросание); в разнообразии движений, устраняющем опасность утомления; в возможности регулирования самими детьми темпа и энергии движений; в проявлении личной инициативы и развитии психических качеств - смелости, дисциплины, находчивости и т.д.

Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию. Игры способствуют развитию моторики ребенка, уменьшению заторможенности, умению соразмерять движения в соответствии с задачей. Использование разнообразных действий и движений в игре активизирует деятельность всей двигательной области коры головного мозга. Следовательно, игра целостно воздействует на организм ребенка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, в том числе и нервной системы, что в свою очередь повышает функциональный уровень всей психической деятельности ребенка.

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.

Стремление детей к достижению общей для всех цели выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия. Подвижная игра как двигательная деятельность обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления движения.

Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения. Для подвижной игры характерно, как указывалось выше, самостоятельное использование ребенком своих движений: бежать, подпрыгивать, приостанавливаться, приседать, идти осторожным шагом и т.п. Таким образом, ребенок учится регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Все это содействует воспитанию наблюдательности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков.

Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста

Известно, что ребенок развивается в результате непосредственного влияния на него взрослых, в процессе самостоятельной деятельности, а также под влиянием информации, поступающей из окружающей среды. Дети много играют с игрушками, двигаются и вместе с тем с интересом наблюдают за окружающим, рассматривают картинки, по разнообразным поводам обращаются к родителям, с удовольствием выполняют их поручения.

Дошкольный возраст с 3 до 6 лет является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. В этот период у ребенка продолжают развиваться и совершенствоваться все двигательные навыки, однако его общение с окружающим миром пока еще ограниченно. Постепенно дети приобретают самостоятельность, их организм крепнет, движения становятся более четкими, уверенными, быстрыми. Обогащению жизненного практического опыта способствует совершенствование действий с различными предметами домашнего обихода и игрушками. Действия становятся более точными, осмысленными, целенаправленными.

Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у дошкольников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков. В дошкольном возрасте, как и в раннем детстве, большое значение для формирования ясных представлений об окружающем мире имеет чувственный опыт ребенка. В этом периоде игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игра дошкольника значительно усложняется: в ней приобретается жизненный опыт, все отчетливее прослеживается определенный замысел, проявляется и развивается творческое воображение. С каждым годом в умственном развитии детей все большую роль начинают играть словесные пояснения и задания взрослого.

Одними из важнейших средств воспитания здорового ребенка являются физические упражнения, подвижные игры и спортивные развлечения. Занимаясь физическими упражнениями с детьми, важно внимательно следить за их здоровьем, обращать внимание на их внешний вид, настроение, самочувствие, утомляемость, аппетит и сон. Каждому, даже вполне здоровому ребенку желательно 2-3 раза в год проходить медицинский осмотр. При этом рекомендуется записывать показатели роста, веса и окружности грудной клетки ребенка, что позволит следить за его правильным развитием.

Условно приняты следующие периоды детства:

Период новорожденности - первые 3-4 недели жизни. Ребенок приспосабливается к новым условиям (у него возникает легочное дыхание, начинает функционировать пищеварительный тракт, устанавливается теплорегуляция); его нервная система еще незрелая - из-за несовершенства коры головного мозга, выражены только безусловные рефлексы.

Грудной период - первый год жизни. Начинают совершенствоваться функции центральной нервной системы; вырабатываются условные рефлексы; формируются движения; быстро увеличиваются вес и рост.

Преддошкольный период - от 1 года до 3 лет. Рост несколько замедляется, двигательные навыки совершенствуются; формируется речь; ребенок приобретает некоторые гигиенические навыки.

Дошкольный период - от 3 до 7 лет. Так же, как и преддошкольный, он характеризуется некоторым замедлением роста. Ребенок теряет избыточную округлость, у него крепнет мускулатура, сильно развивается скелет. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок переходит на режим питания взрослых, становится более устойчивым к заболеваниям.

Развитие детей от 3 до 6 лет. В дошкольный период как бы закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития.

Многие ученые в области физической культуры и спорта считают, что целью физического воспитания подрастающего поколения является формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом образе жизни. Применительно к дошкольному возрасту, по их мнению, основными задачами физического воспитания являются:

− формирование у детей осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта;

− природосообразное и индивидуально-приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающее достижение необходимого и достаточного уровня развития физических качеств ребенка, его двигательных умений и навыков;

− общее физкультурное образование дошкольников, направленное на освоение ими интеллектуальных, технологических, нравственных, этических и эстетических ценностей физической культуры;

− актуализация знаний на уровне начальных навыков проведения самостоятельных занятий.

В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений.

Необходимо, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.

В детских дошкольных учреждениях средствами развития двигательных качеств служат физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические и социально-бытовые факторы, а также подвижные игры.

Роль подвижных игр в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.

Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.

В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх.

Но в то же время игра не может служить средством обучения младших дошкольников более сложным по координации движениям, требующим определенной четкой техники, усиленной концентрации внимания, дополнительных волевых усилий. К таким движениям могут быть отнесены разные виды метаний и прыжков. Первичное ознакомление и разучивание их более эффективно происходит в форме упражнений на занятиях. Подвижные игры целесообразны только для закрепления и совершенствования этих движений.

Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако, меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.  

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе развития основных движений

Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.

Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.

Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря - вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.

Можно выделить следующие виды подвижных игр: сюжетные игры; бессюжетные игры; игровые упражнения; игры-забавы.

1) Сюжетные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т. п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.

Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников - волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.), наиболее характерные моменты выполнения трудовых действий людьми разных профессий, особенности движения различных транспортных средств, служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры.

Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, в третьем - им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.

Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Однако в младшем дошкольном возрасте особенно популярны.

2) Бессюжетные игры. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами.

Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида.

В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами.

В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс, "Школа мяча") дети выполняют более сложные движения: метание, прокатывание в цель, бросание и ловля. Дети младшего дошкольного возраста такими движениями владеют слабо, поэтому их вначале широко используют в игровых упражнениях, например: "Прокати мяч", "Попади в воротца", "Подбрось повыше" и др.

Несмотря на то, что бессюжетные игры используются в работе с малышами не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствием. Это объясняется тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Он показывает детям, как надо выполнить те или иные задания, сам выполняет ответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных движений.

3) Игровые упражнения. Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий ("Доползи до погремушки", "Попади в воротца" и др.).

В физическом воспитании дошкольников важно обеспечить понимание задания, правильное воспроизведение движений. Особенности физического и психического развития младших дошкольников заставляют широко использовать с этой целью приемы обучения, основанные на имитации, образности, сюжетности заданий.

По существу в игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его личных возможностей.

Многие упражнения имеют сюжетный характер, т. е. в них вносится элемент игры (например, "По мостику", "Через ручеек"). Это делает их более интересными для детей, позволяет привлечь внимание малышей к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует более старательному и точному их выполнению.

Во время таких упражнений у воспитателя есть возможность проследить за каждым ребенком и, если у кого-то упражнение не получилось, предложить проделать его повторно. Следовательно, в игровых упражнениях в отличие от подвижных игр более определенно выступают задачи прямого обучения. В этом их особая ценность при развитии движений у детей.

4) Игры забавы. В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнить движение с завязанными глазами: ударить по мячу ногой, "напоить лошадку" и т. п.). Такие задания выполняют двое-трое ребят старшего дошкольного возраста или взрослые (родители, воспитатели), основная масса детей является зрителями. Игры-забавы на вечерах досуга и праздниках - веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

                                   

Заключение

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что игра  наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Уже в младшем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легкодоступны для семейной физкультуры. Доказано. Что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр с малышом.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

Во время игр у малышей формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Приложение 1.

Методические рекомендации      педагогам и специалистам по проведению подвижных игр с детьми

  1. При   назначении   игр   необходимо   учитывать   возраст   детей,   их   здоровье,   уровень физического и умственного развития детей, интересы, пожелания самих детей.
  2. При  определении  величины  нагрузки  подвижной  игры  нужно  учитывать  не  только физическую сторону, но и степень эмоциональной насыщенности игры.
  3. Нельзя допускать большое число участников игры,  в группе ослабленных и маленьких
    детей.  Это лишает их быть активными в игре, а взрослых осуществлять контроль  за
    состоянием каждого ребенка во время игры.
  4. Не рекомендуется  подводить итоги  соревнования,  эстафет непосредственно  после  их окончания  из-за резкой  смены  возникшего  во  время  игры динамического  состояния организма ребенка статическим (во время объяснения педагогом).  Это может оказать отрицательное  воздействие  на работу  сердечно-сосудистой  системы  и  весь  организм ослабленного ребенка. Поэтому по окончании соревнований, перед подведением итогов рекомендуется    проводить    с    детьми    игры   малой подвижности    или    упражнения, направленные на релаксацию организма.
  5. Необходимо правильно расставлять детей в игре. Более слабым детям или утомившимся
    нельзя давать в игре активные роли, а надо использовать их в качестве своих помощников (в
    роли «судей»).
  6. Необходимо поощрять правильность осанки детей, красивое положение головы, туловища
    во время ходьбы и упражнений, четкость выполнения правил игры.
  7. При распределении роли в игре, подаче команд нужно   принимать во внимание степень возбудимости детей. С возбудимыми детьми тон разговора руководителя должен быть негромкий, строгий; с тихими детьми - поощрительный, мягкий. Каждое, даже небольшое достижение в игре таких детей надо отмечать, тем самым, придавая им бодрость и уверенность в своих силах.
  8. Необходимо     правильно     оценивать     индивидуальные     особенности     ребенка     при  распределении ролей в игре. Например, иногда поощряется ненужное честолюбие у ребенка возбудимого, всегда желающего быть первым, неправильно уступать его просьбам и давать ему подряд активные роли в игре в ущерб малоактивным детям. Иногда,  чересчур активные дети только производят впечатление активных. Среди них нередко встречаются суетливые, возбудимые дети, бегающие без всякой цели и мешающие выполнению правил игры.
  9. Нельзя предлагать подряд игры, требующие длительного сосредоточенного внимания детей,
    или нагрузки на одни и те же мышечные группы, или тренировки одного и того же навыка,
    что приводит к быстрому утомлению ребенка.

Время

(мин)

2младшая группа

Время

(мин)

средняя
группа

Время
(мин)

Старшая
группа

Время (мин)

Подготовительая

группа

10-15

П/И и физ. Упражнения на прогулке (2 раза в день)

15-20

П/И и физ. Упражнения на прогулке (2 раза в день)

20-25

П/И и физ. Упражнения на прогулке (2 раза в день)

25-30

П/И и физ. Упражнения на прогулке (2 раза в день)

Методические приемы, позволяющие изменять величину психофизической нагрузки при подборе подвижных игр:

- Снижение нагрузки;

- Уменьшение продолжительности проведения ПИ;

 -Уменьшение сложности сюжета игры;

- Исходные положения во время игр: сидя, лежа;

- Уменьшение числа участников ПИ;

- Более частое включение пауз отдыха и     дыхательных упражнений;

- Уменьшение требовательности к выполнению точности и координации движений, к быстроте реакции, согласованности движений между участниками ПИ;

- Уменьшение темпа и амплитуды движений в ПИ;

- Перевод возбудившихся, утомившихся детей на менее активные роли в ПИ: помощника руководителя, судьи. Временный отдых на скамье (зритель, а не участник);

- Более частое проигрывание перед началом игры некоторых ролей в ней с индивидуальным согласованием или только с 2-3 детьми;

- Более мягкий, негромкий тон ведущего, без особо командных интонаций, повествовательный;

- Использование мелодичной музыки в медленном и среднем темпе, ритмичной, негромкой.

Повышение нагрузки

- Увеличение продолжительности проведения ПИ;

- Увеличение числа повторений каждой ПИ;

- Увеличение сложности сюжета игры;

- Исходные положения, во время игр преимущественно стоя, в ходьбе;

- Увеличение числа участников ПИ;

- Увеличение требовательности к выполнению точности и координации движений, к быстроте реакции, согласованности движений между участниками ПИ;

- Увеличение темпа и амплитуды движений в ПИ;

- Предоставление возможности проявлять активность, инициативу большему числу участников ПИ;

- Согласование с детьми ролей в игре одновременно с большим количеством участников игры;

- Наряду с обычным допустим и командный тон;

- Использование динамичной, маршевой музыки.

Приложение 2.

Рекомендованные игры для детей младшего дошкольного возраста:

«ПУЗЫРЬ»

Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично. Упражнять детей в приседании и построении в круг, в беге по разным направлениям.

Описание: Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят: «Раздувайся пузырь! Раздувайся большой! Оставайся такой, да не лопайся». Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет – «Пузырь лопнул», все дети опускают руки, и хором говорят «Хлоп!» и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, игра возобновляется.

Правила:

Говорить хором «Хлоп!» и приседать на корточки только после слов «Пузырь лопнул».

Варианты: Выполнять маховые движения руками, сначала шарик маленький, затем большой – широкие взмахи руками. После слов «Да не лопайся!» воспитатель говорит «Полетели пузыри!», дети разбегаются кто куда хочет.

https://docs.google.com/drawings/image?id=sucukY3CKXSDYkeB72tS8_g&rev=1&h=494&w=684&ac=1

«БЕГИТЕ К ФЛАЖКУ»

Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать цвета. Учить действовать по зрительному сигналу. Упражнять в беге и ходьбе.

Описание: Дети получают флажки двух цветов – одни красные, другие синие. Воспитатель встает на одной стороне площадки и держит в одной руке синий, в другой красный флажок. Дети с синими флажками группируются около синего, с красными – около красного. Затем воспитатель предлагает детям погулять. Дети ходят и бегают по площадке. Воспитатель переходит на другую сторону и говорит: «Раз, два, три – сюда скорей беги!». Он протягивает руки в стороны, дети бегут к воспитателю и группируются около флажка соответствующего цвета. Когда все дети соберутся, он предлагает помахать флажками.

Правила:

  1. Расходиться по площадке можно только по слову воспитателя «Идите гулять!».
  2. Собираться около воспитателя можно только после слов «Раз, два, три – сюда скорей беги!».

Варианты: Взять вместо флажка ленточку или платочек, затем поплясать с ним. Ввести по 2 красных и синих флажка. Воспитатель может менять флажки, перекладывая их из одной руки в другую. Включить добавочный сигнал «Стоп!» (все закрывают глаза).

https://docs.google.com/drawings/image?id=s4VIgI30lsyLVTkUstdNj7Q&rev=1&h=420&w=684&ac=1

«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке. Упражнять в ходьбе и беге.

Описание: Дети сидят на стульях вдоль комнаты, это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит «Какая хорошая погода, идите гулять!». Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь пошел, бегите домой!» - говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и занимают свои места. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит «Идите гулять. Дождь перестал!».

Правила:

  1. Дети уходят из дома по сигналу «Идите гулять!».
  2. Бегут домой на сигнал «дождь пошел!».

Варианты: Дети вначале занимают любой стул, затем только свой. Вместо домика устроить переносной навес – прятаться от дождя. Во время прогулки могут собирать «грибы и ягоды». Ходьбу можно заменить пляской.

https://docs.google.com/drawings/image?id=sHwmgemJSEXxHL8IuaOArhw&rev=1&h=410&w=669&ac=1

«ПОЕЗД»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну по одной стороне площадки. Первый – паровоз, остальные вагоны. Воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем – быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу – чу – чу!». «Поезд подъезжает к станции» - говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

Правила:

  1. Двигаться можно только после гудка, т.е. по сигналу воспитателя.

Варианты: Ввести остановку. Дети выбегают на полянку. Собирают «грибы и ягоды», танцуют.

https://docs.google.com/drawings/image?id=s9Sa6n6xdNkIo3ni_HuONXg&rev=1&h=454&w=662&ac=1

«ВОРОБУШКИ И КОТ»

Задачи: Развивать у детей умение размещаться в пространстве и двигаться в коллективе, не задевая друг друга. Действовать по сигналу, упражнять в прыжках в глубину, с места в длину, в быстром беге.

Описание: Дети вдоль стен: на скамейках, на больших кубах или в обручах. Это воробушки на крыше или в гнездышках. Поодаль сидит кошка – воспитатель. «Воробушки полетели!» - говорит воспитатель. Воробушки спрыгивают с крыши, расправив крылья – руки в стороны. Бегают в рассыпную по всей комнате. «Кошка спит». Просыпается, произносит «мяу – мяу!», бежит догонять воробушков, которые прячутся, заняв свои места.  Пойманных воробушков кошка отводит к себе в дом.

Правила:

  1. Воробушки спрыгивают по сигналу воспитателя «Воробушки, полетели!».
  2. Воробушки возвращаются на места. Когда кошка произносит «Мяу!».

Варианты: Ввести второго кота. Воробушки клюют зернышки.

https://docs.google.com/drawings/image?id=sTGoAZaAsW8eFTnEXYLC6vg&rev=1&h=366&w=672&ac=1

«НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ»

Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать цвета, действовать по сигналу. Упражнять в беге, ходьбе.

Описание: Дети получают флажки 3-4 цветов и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты, в каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок. По сигналу воспитателя «Идите гулять!» дети расходятся по площадке. На слова «Найди свой цвет!» - дети собираются возле флага соответствующего цвета. Воспитатель отмечает, какая группа быстрей собралась.

Правила:

  1. Выходить из домиков можно по сигналу воспитателя «Идите гулять!».
  2. Бежать и собираться возле флажка соответствующего цвета только после слов «Найдите свой цвет!»

Варианты: Предложить закрыть глаза, переставить флажки, стоящие в углах комнаты.

Литература:

1. Агеева, Г. Ф. Стимулирование двигательной активности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания: автореферат дис. ... канд. пед. наук: / Г. Ф. Агеева. – Набережные челны, 2013. − 19 с.

2. Завьялова, О.Б. Возрастные особенности развития основных видов движений и физических качеств у детей дошкольного возраста (в условиях направленного физического воспитания) / О.Б. Завьялова, Г.А. Безденежных // Проблемы современного образования. – 2012. − № 4. − С. 132-140.

3. Дарданова, Н.А. Обновление физического воспитания старших дошкольников на этапе подготовки к школе / Н.А. Дарданова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.− 2012 − №5 (87). − С. 34-38.

4. Дацюк, Е.Р. Толоконцева Е.В. Технологические аспекты воспитания социальной активности у дошкольников в процессе развития интереса к занятиям физической культурой и спортом / Е.Р. Дацюк, Е.В. Толоконцева,  Е.С. Алипова // Концепт. – 2013. − № 4. – С. 88-90.

5. Карасев, Д.Ю. Развитие физических и личностных качеств дошкольников средствами физической культуры / Д.Ю. Карасев // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2013. − №4. − С. 88-91.

6. Кузнецова, Н. М. Лечебная Физкультура в формировании физического здоровья детей в условиях дошкольных образовательных учреждений /  Н.М. Кузнецова // Педиатрическая фармакология. – 2012. − № 3. − С. 86-89.

7. Массанова, А.А. Развитие физических качеств ребёнка-дошкольника / А.А. Массанова // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. − № 1. − С 64-67.

8. Параничева, Т.М., Бабенкова, Е.А. и др. Состояние здоровья и возрастно-половые особенности физического развития мальчиков и девочек младшего школьного возраста / Т.М. Параничева, Е. А. Бабенкова // Новые исследования. − 2012. − № 2. − С. 33-45.

9. Филиппова, С. О. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учебник / С.О. Филиппов. – М.: Академия, 2012. – 102 с.

10. Храмцов, П.И. Березина, Н.О.Состояние здоровья и образ жизни современных дошкольников / П.И. Храмцов // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2014. − №1.  С 1-3.

ДЛЯ ЗАМЕТОК

ДЛЯ ЗАМЕТОК

Кузьменко Е. С.

Подвижные игры как основная форма развития двигательной деятельномти дошкольников

Пособие для воспитателей

20 экз



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение

 «Атемарский детский сад №1 «Теремок»

Лямбирского  Муниципального района

Республики Мордовия

Подвижные игры как основная форма развития двигательной деятельности дошкольников.

Методическое пособие

2021

Подвижные игры как основная форма развития двигательной деятельности дошкольников: учебно – методическое пособие.

СОСТАВИТЕЛЬ: Е.С. Кузьменко, воспитатель МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок», 2021. с.

Пособие содержит методические рекомендации и советы по использованию подвижных игр для лучшего развития двигательной деятельности дошкольников. Адресовано воспитателям детских садов

© Кузьменко Елена Сергеевна МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»

                                                 2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                    4                                                                                                                                                                                                      Характеристика подвижной игры как основной формы

двигательной деятельности дошкольника                      6                

Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста                         10                                      

 Роль подвижных игр в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста                        16

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе развития основных движений                                                        20

Заключение                                                                      28

Приложение 1                                                                  30

Приложение 2                                                                  35

Литература                                                                       40

Введение

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них − это, прежде всего, двигаться,

действовать.

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова от 30% до 40% детей дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни.  Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений − снижение двигательной активности детей (О.Б. Завьялова, Г.А. Безденежных, Н.А. Дарданова), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях − это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает выявление источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. По утверждению отечественных педагогов Е.Р. Дацюк, Е.В. Толоконцева,  Е.С. Алипова, Д.Ю. Карасев,  Н.М. Кузнецова и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.

Объект исследования: физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: подвижная игра как средство формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста.

Цель и задачи: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста.

Характеристика подвижной игры как основной формы двигательной деятельности дошкольника

В развитии двигательной деятельности ребенка дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Д.Ю. Карасев определяет подвижную игру как мощное и незаменимое средство воспитания ребенка, основной рычаг дошкольного воспитания. Преимущество игры среди различных физических упражнений он видит в эмоциональной насыщенности, придающей ей особую привлекательность, мобилизующей силы детей, доставляющей радость и удовлетворение; в характере двигательной деятельности, содействующей работе значительной массы крупных мускулов (бег, прыжки, бросание); в разнообразии движений, устраняющем опасность утомления; в возможности регулирования самими детьми темпа и энергии движений; в проявлении личной инициативы и развитии психических качеств - смелости, дисциплины, находчивости и т.д.

Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию. Игры способствуют развитию моторики ребенка, уменьшению заторможенности, умению соразмерять движения в соответствии с задачей. Использование разнообразных действий и движений в игре активизирует деятельность всей двигательной области коры головного мозга. Следовательно, игра целостно воздействует на организм ребенка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, в том числе и нервной системы, что в свою очередь повышает функциональный уровень всей психической деятельности ребенка.

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.

Стремление детей к достижению общей для всех цели выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия. Подвижная игра как двигательная деятельность обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления движения.

Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения. Для подвижной игры характерно, как указывалось выше, самостоятельное использование ребенком своих движений: бежать, подпрыгивать, приостанавливаться, приседать, идти осторожным шагом и т.п. Таким образом, ребенок учится регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Все это содействует воспитанию наблюдательности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков.

Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста

Известно, что ребенок развивается в результате непосредственного влияния на него взрослых, в процессе самостоятельной деятельности, а также под влиянием информации, поступающей из окружающей среды. Дети много играют с игрушками, двигаются и вместе с тем с интересом наблюдают за окружающим, рассматривают картинки, по разнообразным поводам обращаются к родителям, с удовольствием выполняют их поручения.

Дошкольный возраст с 3 до 6 лет является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. В этот период у ребенка продолжают развиваться и совершенствоваться все двигательные навыки, однако его общение с окружающим миром пока еще ограниченно. Постепенно дети приобретают самостоятельность, их организм крепнет, движения становятся более четкими, уверенными, быстрыми. Обогащению жизненного практического опыта способствует совершенствование действий с различными предметами домашнего обихода и игрушками. Действия становятся более точными, осмысленными, целенаправленными.

Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у дошкольников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков. В дошкольном возрасте, как и в раннем детстве, большое значение для формирования ясных представлений об окружающем мире имеет чувственный опыт ребенка. В этом периоде игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игра дошкольника значительно усложняется: в ней приобретается жизненный опыт, все отчетливее прослеживается определенный замысел, проявляется и развивается творческое воображение. С каждым годом в умственном развитии детей все большую роль начинают играть словесные пояснения и задания взрослого.

Одними из важнейших средств воспитания здорового ребенка являются физические упражнения, подвижные игры и спортивные развлечения. Занимаясь физическими упражнениями с детьми, важно внимательно следить за их здоровьем, обращать внимание на их внешний вид, настроение, самочувствие, утомляемость, аппетит и сон. Каждому, даже вполне здоровому ребенку желательно 2-3 раза в год проходить медицинский осмотр. При этом рекомендуется записывать показатели роста, веса и окружности грудной клетки ребенка, что позволит следить за его правильным развитием.

Условно приняты следующие периоды детства:

Период новорожденности - первые 3-4 недели жизни. Ребенок приспосабливается к новым условиям (у него возникает легочное дыхание, начинает функционировать пищеварительный тракт, устанавливается теплорегуляция); его нервная система еще незрелая - из-за несовершенства коры головного мозга, выражены только безусловные рефлексы.

Грудной период - первый год жизни. Начинают совершенствоваться функции центральной нервной системы; вырабатываются условные рефлексы; формируются движения; быстро увеличиваются вес и рост.

Преддошкольный период - от 1 года до 3 лет. Рост несколько замедляется, двигательные навыки совершенствуются; формируется речь; ребенок приобретает некоторые гигиенические навыки.

Дошкольный период - от 3 до 7 лет. Так же, как и преддошкольный, он характеризуется некоторым замедлением роста. Ребенок теряет избыточную округлость, у него крепнет мускулатура, сильно развивается скелет. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок переходит на режим питания взрослых, становится более устойчивым к заболеваниям.

Развитие детей от 3 до 6 лет. В дошкольный период как бы закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития.

Многие ученые в области физической культуры и спорта считают, что целью физического воспитания подрастающего поколения является формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом образе жизни. Применительно к дошкольному возрасту, по их мнению, основными задачами физического воспитания являются:

− формирование у детей осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта;

− природосообразное и индивидуально-приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающее достижение необходимого и достаточного уровня развития физических качеств ребенка, его двигательных умений и навыков;

− общее физкультурное образование дошкольников, направленное на освоение ими интеллектуальных, технологических, нравственных, этических и эстетических ценностей физической культуры;

− актуализация знаний на уровне начальных навыков проведения самостоятельных занятий.

В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений.

Необходимо, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.

В детских дошкольных учреждениях средствами развития двигательных качеств служат физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические и социально-бытовые факторы, а также подвижные игры.

Роль подвижных игр в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.

Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.

В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх.

Но в то же время игра не может служить средством обучения младших дошкольников более сложным по координации движениям, требующим определенной четкой техники, усиленной концентрации внимания, дополнительных волевых усилий. К таким движениям могут быть отнесены разные виды метаний и прыжков. Первичное ознакомление и разучивание их более эффективно происходит в форме упражнений на занятиях. Подвижные игры целесообразны только для закрепления и совершенствования этих движений.

Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако, меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.  

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе развития основных движений

Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.

Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.

Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря - вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.

Можно выделить следующие виды подвижных игр: сюжетные игры; бессюжетные игры; игровые упражнения; игры-забавы.

1) Сюжетные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т. п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.

Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников - волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.), наиболее характерные моменты выполнения трудовых действий людьми разных профессий, особенности движения различных транспортных средств, служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры.

Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, в третьем - им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.

Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Однако в младшем дошкольном возрасте особенно популярны.

2) Бессюжетные игры. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами.

Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида.

В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами.

В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс, "Школа мяча") дети выполняют более сложные движения: метание, прокатывание в цель, бросание и ловля. Дети младшего дошкольного возраста такими движениями владеют слабо, поэтому их вначале широко используют в игровых упражнениях, например: "Прокати мяч", "Попади в воротца", "Подбрось повыше" и др.

Несмотря на то, что бессюжетные игры используются в работе с малышами не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствием. Это объясняется тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Он показывает детям, как надо выполнить те или иные задания, сам выполняет ответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных движений.

3) Игровые упражнения. Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий ("Доползи до погремушки", "Попади в воротца" и др.).

В физическом воспитании дошкольников важно обеспечить понимание задания, правильное воспроизведение движений. Особенности физического и психического развития младших дошкольников заставляют широко использовать с этой целью приемы обучения, основанные на имитации, образности, сюжетности заданий.

По существу в игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его личных возможностей.

Многие упражнения имеют сюжетный характер, т. е. в них вносится элемент игры (например, "По мостику", "Через ручеек"). Это делает их более интересными для детей, позволяет привлечь внимание малышей к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует более старательному и точному их выполнению.

Во время таких упражнений у воспитателя есть возможность проследить за каждым ребенком и, если у кого-то упражнение не получилось, предложить проделать его повторно. Следовательно, в игровых упражнениях в отличие от подвижных игр более определенно выступают задачи прямого обучения. В этом их особая ценность при развитии движений у детей.

4) Игры забавы. В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнить движение с завязанными глазами: ударить по мячу ногой, "напоить лошадку" и т. п.). Такие задания выполняют двое-трое ребят старшего дошкольного возраста или взрослые (родители, воспитатели), основная масса детей является зрителями. Игры-забавы на вечерах досуга и праздниках - веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

                                   

Заключение

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что игра  наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Уже в младшем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легкодоступны для семейной физкультуры. Доказано. Что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр с малышом.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

Во время игр у малышей формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Приложение 1.

Методические рекомендации      педагогам и специалистам по проведению подвижных игр с детьми

  1. При   назначении   игр   необходимо   учитывать   возраст   детей,   их   здоровье,   уровень физического и умственного развития детей, интересы, пожелания самих детей.
  2. При  определении  величины  нагрузки  подвижной  игры  нужно  учитывать  не  только физическую сторону, но и степень эмоциональной насыщенности игры.
  3. Нельзя допускать большое число участников игры,  в группе ослабленных и маленьких
    детей.  Это лишает их быть активными в игре, а взрослых осуществлять контроль  за
    состоянием каждого ребенка во время игры.
  4. Не рекомендуется  подводить итоги  соревнования,  эстафет непосредственно  после  их окончания  из-за резкой  смены  возникшего  во  время  игры динамического  состояния организма ребенка статическим (во время объяснения педагогом).  Это может оказать отрицательное  воздействие  на работу  сердечно-сосудистой  системы  и  весь  организм ослабленного ребенка. Поэтому по окончании соревнований, перед подведением итогов рекомендуется    проводить    с    детьми    игры   малой подвижности    или    упражнения, направленные на релаксацию организма.
  5. Необходимо правильно расставлять детей в игре. Более слабым детям или утомившимся
    нельзя давать в игре активные роли, а надо использовать их в качестве своих помощников (в
    роли «судей»).
  6. Необходимо поощрять правильность осанки детей, красивое положение головы, туловища
    во время ходьбы и упражнений, четкость выполнения правил игры.
  7. При распределении роли в игре, подаче команд нужно   принимать во внимание степень возбудимости детей. С возбудимыми детьми тон разговора руководителя должен быть негромкий, строгий; с тихими детьми - поощрительный, мягкий. Каждое, даже небольшое достижение в игре таких детей надо отмечать, тем самым, придавая им бодрость и уверенность в своих силах.
  8. Необходимо     правильно     оценивать     индивидуальные     особенности     ребенка     при  распределении ролей в игре. Например, иногда поощряется ненужное честолюбие у ребенка возбудимого, всегда желающего быть первым, неправильно уступать его просьбам и давать ему подряд активные роли в игре в ущерб малоактивным детям. Иногда,  чересчур активные дети только производят впечатление активных. Среди них нередко встречаются суетливые, возбудимые дети, бегающие без всякой цели и мешающие выполнению правил игры.
  9. Нельзя предлагать подряд игры, требующие длительного сосредоточенного внимания детей,
    или нагрузки на одни и те же мышечные группы, или тренировки одного и того же навыка,
    что приводит к быстрому утомлению ребенка.

Время

(мин)

2младшая группа

Время

(мин)

средняя
группа

Время
(мин)

Старшая
группа

Время (мин)

Подготовительая

группа

10-15

П/И и физ. Упражнения на прогулке (2 раза в день)

15-20

П/И и физ. Упражнения на прогулке (2 раза в день)

20-25

П/И и физ. Упражнения на прогулке (2 раза в день)

25-30

П/И и физ. Упражнения на прогулке (2 раза в день)

Методические приемы, позволяющие изменять величину психофизической нагрузки при подборе подвижных игр:

- Снижение нагрузки;

- Уменьшение продолжительности проведения ПИ;

 -Уменьшение сложности сюжета игры;

- Исходные положения во время игр: сидя, лежа;

- Уменьшение числа участников ПИ;

- Более частое включение пауз отдыха и     дыхательных упражнений;

- Уменьшение требовательности к выполнению точности и координации движений, к быстроте реакции, согласованности движений между участниками ПИ;

- Уменьшение темпа и амплитуды движений в ПИ;

- Перевод возбудившихся, утомившихся детей на менее активные роли в ПИ: помощника руководителя, судьи. Временный отдых на скамье (зритель, а не участник);

- Более частое проигрывание перед началом игры некоторых ролей в ней с индивидуальным согласованием или только с 2-3 детьми;

- Более мягкий, негромкий тон ведущего, без особо командных интонаций, повествовательный;

- Использование мелодичной музыки в медленном и среднем темпе, ритмичной, негромкой.

Повышение нагрузки

- Увеличение продолжительности проведения ПИ;

- Увеличение числа повторений каждой ПИ;

- Увеличение сложности сюжета игры;

- Исходные положения, во время игр преимущественно стоя, в ходьбе;

- Увеличение числа участников ПИ;

- Увеличение требовательности к выполнению точности и координации движений, к быстроте реакции, согласованности движений между участниками ПИ;

- Увеличение темпа и амплитуды движений в ПИ;

- Предоставление возможности проявлять активность, инициативу большему числу участников ПИ;

- Согласование с детьми ролей в игре одновременно с большим количеством участников игры;

- Наряду с обычным допустим и командный тон;

- Использование динамичной, маршевой музыки.

Приложение 2.

Рекомендованные игры для детей младшего дошкольного возраста:

«ПУЗЫРЬ»

Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично. Упражнять детей в приседании и построении в круг, в беге по разным направлениям.

Описание: Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят: «Раздувайся пузырь! Раздувайся большой! Оставайся такой, да не лопайся». Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет – «Пузырь лопнул», все дети опускают руки, и хором говорят «Хлоп!» и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, игра возобновляется.

Правила:

Говорить хором «Хлоп!» и приседать на корточки только после слов «Пузырь лопнул».

Варианты: Выполнять маховые движения руками, сначала шарик маленький, затем большой – широкие взмахи руками. После слов «Да не лопайся!» воспитатель говорит «Полетели пузыри!», дети разбегаются кто куда хочет.

https://docs.google.com/drawings/image?id=sucukY3CKXSDYkeB72tS8_g&rev=1&h=494&w=684&ac=1

«БЕГИТЕ К ФЛАЖКУ»

Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать цвета. Учить действовать по зрительному сигналу. Упражнять в беге и ходьбе.

Описание: Дети получают флажки двух цветов – одни красные, другие синие. Воспитатель встает на одной стороне площадки и держит в одной руке синий, в другой красный флажок. Дети с синими флажками группируются около синего, с красными – около красного. Затем воспитатель предлагает детям погулять. Дети ходят и бегают по площадке. Воспитатель переходит на другую сторону и говорит: «Раз, два, три – сюда скорей беги!». Он протягивает руки в стороны, дети бегут к воспитателю и группируются около флажка соответствующего цвета. Когда все дети соберутся, он предлагает помахать флажками.

Правила:

  1. Расходиться по площадке можно только по слову воспитателя «Идите гулять!».
  2. Собираться около воспитателя можно только после слов «Раз, два, три – сюда скорей беги!».

Варианты: Взять вместо флажка ленточку или платочек, затем поплясать с ним. Ввести по 2 красных и синих флажка. Воспитатель может менять флажки, перекладывая их из одной руки в другую. Включить добавочный сигнал «Стоп!» (все закрывают глаза).

https://docs.google.com/drawings/image?id=s4VIgI30lsyLVTkUstdNj7Q&rev=1&h=420&w=684&ac=1

«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке. Упражнять в ходьбе и беге.

Описание: Дети сидят на стульях вдоль комнаты, это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит «Какая хорошая погода, идите гулять!». Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь пошел, бегите домой!» - говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и занимают свои места. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит «Идите гулять. Дождь перестал!».

Правила:

  1. Дети уходят из дома по сигналу «Идите гулять!».
  2. Бегут домой на сигнал «дождь пошел!».

Варианты: Дети вначале занимают любой стул, затем только свой. Вместо домика устроить переносной навес – прятаться от дождя. Во время прогулки могут собирать «грибы и ягоды». Ходьбу можно заменить пляской.

https://docs.google.com/drawings/image?id=sHwmgemJSEXxHL8IuaOArhw&rev=1&h=410&w=669&ac=1

«ПОЕЗД»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну по одной стороне площадки. Первый – паровоз, остальные вагоны. Воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем – быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу – чу – чу!». «Поезд подъезжает к станции» - говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

Правила:

  1. Двигаться можно только после гудка, т.е. по сигналу воспитателя.

Варианты: Ввести остановку. Дети выбегают на полянку. Собирают «грибы и ягоды», танцуют.

https://docs.google.com/drawings/image?id=s9Sa6n6xdNkIo3ni_HuONXg&rev=1&h=454&w=662&ac=1

«ВОРОБУШКИ И КОТ»

Задачи: Развивать у детей умение размещаться в пространстве и двигаться в коллективе, не задевая друг друга. Действовать по сигналу, упражнять в прыжках в глубину, с места в длину, в быстром беге.

Описание: Дети вдоль стен: на скамейках, на больших кубах или в обручах. Это воробушки на крыше или в гнездышках. Поодаль сидит кошка – воспитатель. «Воробушки полетели!» - говорит воспитатель. Воробушки спрыгивают с крыши, расправив крылья – руки в стороны. Бегают в рассыпную по всей комнате. «Кошка спит». Просыпается, произносит «мяу – мяу!», бежит догонять воробушков, которые прячутся, заняв свои места.  Пойманных воробушков кошка отводит к себе в дом.

Правила:

  1. Воробушки спрыгивают по сигналу воспитателя «Воробушки, полетели!».
  2. Воробушки возвращаются на места. Когда кошка произносит «Мяу!».

Варианты: Ввести второго кота. Воробушки клюют зернышки.

https://docs.google.com/drawings/image?id=sTGoAZaAsW8eFTnEXYLC6vg&rev=1&h=366&w=672&ac=1

«НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ»

Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать цвета, действовать по сигналу. Упражнять в беге, ходьбе.

Описание: Дети получают флажки 3-4 цветов и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты, в каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок. По сигналу воспитателя «Идите гулять!» дети расходятся по площадке. На слова «Найди свой цвет!» - дети собираются возле флага соответствующего цвета. Воспитатель отмечает, какая группа быстрей собралась.

Правила:

  1. Выходить из домиков можно по сигналу воспитателя «Идите гулять!».
  2. Бежать и собираться возле флажка соответствующего цвета только после слов «Найдите свой цвет!»

Варианты: Предложить закрыть глаза, переставить флажки, стоящие в углах комнаты.

Литература:

1. Агеева, Г. Ф. Стимулирование двигательной активности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания: автореферат дис. ... канд. пед. наук: / Г. Ф. Агеева. – Набережные челны, 2013. − 19 с.

2. Завьялова, О.Б. Возрастные особенности развития основных видов движений и физических качеств у детей дошкольного возраста (в условиях направленного физического воспитания) / О.Б. Завьялова, Г.А. Безденежных // Проблемы современного образования. – 2012. − № 4. − С. 132-140.

3. Дарданова, Н.А. Обновление физического воспитания старших дошкольников на этапе подготовки к школе / Н.А. Дарданова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.− 2012 − №5 (87). − С. 34-38.

4. Дацюк, Е.Р. Толоконцева Е.В. Технологические аспекты воспитания социальной активности у дошкольников в процессе развития интереса к занятиям физической культурой и спортом / Е.Р. Дацюк, Е.В. Толоконцева,  Е.С. Алипова // Концепт. – 2013. − № 4. – С. 88-90.

5. Карасев, Д.Ю. Развитие физических и личностных качеств дошкольников средствами физической культуры / Д.Ю. Карасев // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2013. − №4. − С. 88-91.

6. Кузнецова, Н. М. Лечебная Физкультура в формировании физического здоровья детей в условиях дошкольных образовательных учреждений /  Н.М. Кузнецова // Педиатрическая фармакология. – 2012. − № 3. − С. 86-89.

7. Массанова, А.А. Развитие физических качеств ребёнка-дошкольника / А.А. Массанова // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. − № 1. − С 64-67.

8. Параничева, Т.М., Бабенкова, Е.А. и др. Состояние здоровья и возрастно-половые особенности физического развития мальчиков и девочек младшего школьного возраста / Т.М. Параничева, Е. А. Бабенкова // Новые исследования. − 2012. − № 2. − С. 33-45.

9. Филиппова, С. О. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учебник / С.О. Филиппов. – М.: Академия, 2012. – 102 с.

10. Храмцов, П.И. Березина, Н.О.Состояние здоровья и образ жизни современных дошкольников / П.И. Храмцов // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2014. − №1.  С 1-3.

ДЛЯ ЗАМЕТОК

ДЛЯ ЗАМЕТОК

Кузьменко Е. С.

Подвижные игры как основная форма развития двигательной деятельномти дошкольников

Пособие для воспитателей

20 экз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении по теме "Подвижная игра как средство эмоционального развития дошкольника"

Подвижная игра – один из наиболее эмоциональных видов детскойдеятельности, обусловленный правилами. Она позволяет педагогустимулировать двигательную активность каждого ребенка, учитывая егоиндив...

Консультация "Подвижные игры – одна из форм повышения двигательной активности дошкольников"

quot;Подвижные игры – одна из форм повышения двигательной активности дошкольников"...

Проектная работа «Подвижная игра как основное средство развития двигательной деятельности детей дошкольного возраста с учетом этнокультурного компонента»

laquo;Подвижная игра как основное средство развития двигательной деятельности детей дошкольного возрастас учетом этнокультурного компонента»...

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации  на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...

Консультация на тему «Подвижные игры - одна из форм повышения двигательной активности детей»

Консультация на тему «Подвижные игры - одна из форм повышения двигательной активности детей» Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также спо...

Буклет по теме: " Развивающие игры Воскобовича как средство развития познавательной деятельности дошкольников"

Буклет по теме: " Развивающие игры Воскобовича как средство развития познавательной деятельности дошкольников"...

статья Подвижные игры как основная форма двигательной деятельности дошкольников

Из этого материала вы узнаете:1. Характеристика подвижной игры как основной формы двигательной деятельности дошкольника.  2.Виды подвижных игр.  3.Содержание и методика проведения игр в...