Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
статья (старшая группа)

Елена Николаевна Кузнецова

Как подвижные игры помогают развивать физические качества у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив ценнейшим чувством – чувством «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь. Двигательная активность – одна из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма, которая дарует человеку саму жизнь. Являясь фактором сохранения пространства внутренней среды, двигательная функция обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям его существования. Развитие основных физических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. В дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка. 

        Двигательная активность в этот период жизни выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности ребенка (психологического, интеллектуального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая его для включения во все усложняющиеся системы социальных отношений.  Посредством движения в дошкольном возрасте закладываются наиболее благоприятные основы для формирования физиологической основы всех будущих физических качеств человека. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении физических упражнений помогает успешно функционировать всем системам организма и оказывает на них тренирующее, развивающее действие. Благодаря разнообразным движениям улучшаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой работоспособности во всех видах учебной, трудовой, прикладной и спортивной деятельности. 

        На сегодняшний день развитие физических качеств одна из важных задач физического воспитания дошкольника, так как уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные виды движений и физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость.  Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно.

С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Физические качества проявляются через определенные умения, двигательные навыки. Двигательные навыки реально существуют при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно-рефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармонического развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития. 

Все двигательные умения дошкольников тесно связана с двигательными качествами, и связь эта взаимная. Чем шире, богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности. Для двигательных качеств характерно то, что каждое из них может проявляться в разных движениях, но иметь один и тот же показатель. На развитие физических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.

Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения: бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали. 

        Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. 

        Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). 

Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера (ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.

        Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

        Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. Игра, - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность. Подвижная игра с правилами – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, всех физических качеств, ценных морально-волевых качеств. 

Важное достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений и потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей. Быстрота движений, ловкость, сила, выносливость имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Гармонично развитые двигательные качества играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют проявлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на развитие физических качеств личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности. 

Также в играх, когда внезапно складывается непривычное сочетание разных движений, требуется проявление ловкости. О высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошее выполнение детьми движений, включенных в подвижную игру с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями. Прочно закрепленный двигательный навык, выполняемый в неизменных условиях, перестает способствовать развитию ловкости. 

Развивая мышечную силу у детей дошкольного возраста, также можно использовать подвижные и спортивные игры. Развитие способности к проявлению мышечных усилий является важным условием развития двигательных умений, так как многие из них требуют уже относительно развитой мышечной силы – бег, прыжки, метание, лазание. Не имея достаточно развитой силы, нельзя быстро и долго бегать, высоко прыгать. Чем лучше развиты мышцы и выше способность к управлению мышечными усилиями, тем легче выполнять движения, овладевать новыми, добиваться эффекта в двигательной деятельности. 

В подвижных и спортивных играх с многократными повторениями действий, выполняемых продолжительное время, развивается выносливость. Развитие гибкости зависит от силы мышц. Целесообразно использовать подвижные и спортивные игры, в которых гибкость развивается посредством передвижений с преодолением веса тела, действий с элементами борьбы, переноски груза, включение в соответствующую деятельность значительного числа суставов.

        Подвижные и спортивные игры с бегом, прыжками, метанием, лазаньем, подлезанием, перелезанием и преодолением развивают и определяют развитие такого физического качества как ловкость. На мой взгляд, ведущее место в удовлетворении биологических потребностей ребенка – дошкольника в движении занимают подвижные игры. Они же дают большую возможность для развития физических качеств у детей, к сожалению, сегодня многим ребятам по причине перезагруженности различными занятиями и кружками режима дня в детских садах, отведения свободного времени просмотру телепередачам, компьютерным играм в семьях, не знакомы многие увлекательные подвижные и спортивные игры и эстафеты. В результате подвижная игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней и подвижная деятельность ребенка. 

Так как физические качества нуждаются в постоянной тренировке, а без постоянного усложнения задачи навык легко утрачивается, то воспитатель большое внимание уделяет вариантам подвижных игр, которые позволяют не только повысить интерес ребенка к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать движения, совершенствовать психофизические качества ребенка. Педагог подбирает игры разной степени сложности, постепенно усложняет правила, повышает требования к исполнению, интонационно варьирует интервал подачи сигнала.

        Педагогическое воздействие в подвижных и спортивных играх следует направлять на развитие двигательных качеств, роль которых особенно значима для овладения программными умениями. Надо стремиться к тому, чтобы в пределах биологически закономерных колебаний не задерживалось развитие двигательных качеств.

        Игры с элементами соревнования используются для закрепления и совершенствования двигательных навыков и физических качеств. Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, условия соревнования, выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное его выполнение. Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, чувство уверенности и стремление к совершенствованию.

        Итак, для того, чтобы спортивные и подвижные игры способствовали развитию физических качеств необходимо соблюсти ряд условий их планирования и отбора содержания:

- при планировании игр соблюдать принцип последовательности и преемственности с программным содержанием физкультурных занятий и других видов двигательной деятельности детей;

- отбирая содержание игр руководствоваться принципом доступности и учитывать исходный уровень физических качеств детей, возрастные особенности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Муравьёв, В. А. Воспитание физических качеств детей дошкольного и

школьного возраста [Текст] : методическое пособие / В. А. Муравьёв,

Н. Н. Назарова. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 112 с.

Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т. И. Осокина. – М. : Просвещение, 1973. – 274 с.

2. Осокина, Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе [Текст] : методич.

пособие / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Л. С. Фурмина. – М. : Просвещение,

1983. – 216 с.

3.Прокопенко, В. И. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных

образовательных учреждениях и школах [Текст] : учеб.-метод. пособие /

93

4.В. И. Прокопенко, Л. Н. Волошина, Ю. И. Громыко ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2002. – 334 с.

5. Рунова, М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду [Текст] /

М. А. Рунова – М. : Просвещение, 2000. – 256 с.

6. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Э. Я. Степаненкова. – М. : Академия, 2001. – 368 с.

7. Тарасова, Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста [Текст] : методическое рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т. А. Тарасова. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 176 с.

8. Теория и методика физической культуры дошкольников [Текст] : учеб.

пособие / под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарёва. – СПб. : ДЕТСТВОПРЕСС ; М. : ТЦ «СФЕРА», 2008. – 656 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»

Физические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Их развитие и совершенствование осуществляются разными путям...

Опыт работы "Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр"

Материалы и результаты исследования могут быть использованы в работе инструкторов по физической культуре, осуществляющих физкультурно-оздоровительную работу с дошкол...

Презентация опыта работы "Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр"

Материал демонстрирует процесс работы над опытом работы "Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр"...

Опыт работы, тема: "Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр."

Опыт работы, тема: "Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр."...

Презентация на тему "Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр."

Презентация на тему "Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр."...

План по самообразованию «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр»

Одним из важных направлений образовательной работы по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования является физическое развитие.      Подви...