Опыт работы "Мир без опасности"
проект (старшая группа)

Солодухина Светлана

МДОУ ЦРР «Искорка»- детский сад №24

Воспитатель Солодухина Светлана Александровна

Опыт работы

 

 

Тема: Мир без опасности.

 

  Жизнь человека во все времена – в далеком прошлом, «турбулентном» настоящем и непредсказуемом будущем – тесно связана с разными опасностями, их предвидением и преодолением. Опасность – вероятность того, что может произойти или реально происходит какое –то нежелательное событие, несущее угрозу жизни и / или здоровью человека. Ни в одном виде деятельности, как и в самом течении человеческой жизни, невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно – любая деятельность, как и жизнь человека, потенциально опасна. Но это не означает необходимость изоляции от внешнего мира во избежание опасностей и угроз. Напротив, одна из важнейших жизненных стратегий каждого человека – активно осваивать окружающий мир, не бояться на этом пути трудностей и препятствий, смело принимать «вызовы», предвосхищать опасности, находить выход из сложных ситуаций и при этом «творить самого себя»- саморазвиваться.                                                                                                            Способность предвидеть опасности и преодолевать их без риска для жизни  и здоровья связана с важнейшей потребность каждого человека в безопасности.                                                                                                                                                    Безопасность жизнедеятельности человека понимается как обеспечение сохранности и минимизация риска от угроз для жизни и здоровья человека.                  Безопасность личности – состояние защищенности человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей; защита жизни, здоровья, достоинства, конституционных прав и свобод; обеспечения в полном объеме свобод свободы и политических убеждений. Таким образом, безопасность личности – это более широкое понятие, которое вбирается в себя безопасность жизнедеятельности как важную составляющую часть.           Взрослые заботятся о детях, любят, оберегают их, хотят, чтобы они выросли здоровыми, но, к сожалению, возникают ситуации, когда ребенок остается один на один с опасностью. Одной из главных задач в системе дошкольного воспитания, является задача – сохранение и укрепление здоровья детей, а это невозможно, если ребенок не научится и не сможет распознать негативные и добрые намерения окружающих. Поэтому, работа по воспитанию у детей основ безопасности жизнедеятельности является особенно актуальной.                                                                                      Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже самый близкий человек может оказаться опасным для маленького ребенка.                                                         Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

                                     Новизна опыта

Новизна моего опыта заключается в использовании инновационных технологий в работе с дошкольниками по овладению детьми правил безопасности. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в разных ситуациях.

     Цель: моей работы создание условий для формирования у детей основ безопасности собственной жизни.

Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:            1. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

         2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы  поведения.                                                                                       3. Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.                         4.  Сформировать осторожное и осмотрительное отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

                            Ожидаемый результат:                                                                           1. Расширение представлений детей об окружающей среде и правилах дорожного движения.                                                                                                       2. Умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.                    3. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно – транспортной среде.                                       4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности .

    В чем заключается суть моего опыта? Это поэтапное, постепенно усложняющая, с учетом возраста, систематизированная работа.

         Обучение дошкольников правилам безопасности по средствам достижения поставленных образовательных задач являются инновационные технологии работы с детьми:     

Игровые, направленные на двигательную, игровую, коммуникативную, познавательно-художественную деятельность:

         Проектная деятельность направленная на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную  деятельность, музыкально-художественную деятельность

         Творческая мастерская направлена на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную  деятельность (мелкая моторика).

         Проблемные ситуации направлены на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную  деятельность.

         ИКТ, направленные на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, коммуникативную,  деятельность

         Здоровьесберегающие, направленные  оздоровительную, двигательную,  познавательно-исследовательнскую деятельность

        В качестве принципов организации воспитательно-образовательного процесса, считаю наиболее значимыми следующие:

         · принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

         ·  принцип научной обоснованности и практической применимости;

         ·  принцип необходимости и достаточности;

         · принцип гуманизма – уважение личности ребенка, педагога, родителей, построение взаимных отношений на основе общечеловеческих цивилизованных норм и правил;

         · принцип природосообразности – образование в  соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями восприятия;

         · принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию, основывается на особенностях восприятия детьми окружающего мира;

         · принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой, театрализованной и  продуктивной деятельности;

         ·  принцип педагогики сотрудничества.

Предметно-развивающая среда

         Эффективности реализации поставленных задач способствовало создание предметно-развивающей среды в группе, которая включает:

- уголки безопасности в группе

- наглядно-дидактический материал: настольно-печатные игры; дидактические игры; атрибуты для кукольного театра; атрибуты для развлечений; атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Мы пожарные», «Водители и пешеходы»; плакаты и иллюстрации, отражающие дорожные ситуации, один дома; разрезные картинки, тематические альбом; подборка художественной литературы, книг-раскрасок, Н.И. Андреев «Как человек поехал по железной дороге, О. Тарутина «Для чего нам светофор?», Н. Дорохова «Зеленый, желтый, красный» и др.

         Для проведения занятий, бесед по обучению детей безопасного поведения на дороге  использую:

         - игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику);

         - модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода);

         - схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой;

         - разрезные картинки, кубики, мозаики;

         -настольно-печатные игры, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.

         Разработала  методические пособия с учетом возрастных особенностей детей: игры, сценарии развлечений, экскурсий, консультации для педагогов и родителей.

                   Работа с родителями.

 Большая роль в данной программе отводится семье. Семья – первый институт, в котором закладываются основы будущей личности, родители и педагоги должны предъявлять ребенку единые, обоснованные и понятные ему требования. Также я хотела вас ознакомить с темами бесед, папок – передвижек, консультаций, которые я проводила в своей группе:

                   « Не оставляйте детей без присмотра»

                   «Что нужно делать при пожаре»

                   «Предметы, требующие осторожного обращения»

                   «Использование и хранение опасных предметов»

                   « Обращение с электрическими приборами».

В процессе целенаправленной  работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.

         Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.

         Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация дидактической игры по валеологии "Опасно - не опасно"

Игровая задача:  Определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья.  Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья.   Поднять нужную карто...

Обучающее пособие на тему: Опасные предметы и опасные ситуации в жизни наших детей.

Наглядное пособие, созданное совместно с родителями и детьми....

Технологическая карта образовательной ситуации предметная деятельность в младшей группе Труд взрослых. Опыт: «Чем они опасны (гвозди, молоток, ножик)?»

Тема: труд взрослых. Опыт: «Чем они опасны (гвозди, молоток, ножик)?».Цель: создать условия для ознакомления детей с опасными предметами и их назначением.Задачи:1. Организация деятельности...

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе. Опыт: «Сладости, опасные для здоровья» (опыт с конфетами «Скитлс»)

Жевательные конфеты, "Чупа-чупсы", "Скитлс" в яркой упаковке - все это, без сомнения, вредные продукты. Они содержат не только огромное количество сахара, но и химические добавки, ...

опыт работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

Опыт работы МБДОУ  «Детский сад № 28» г.Чебоксары с семьями, находящимися в социально опасном положенииРоманова А.А.-заведующий   МБДОУ«Детский сад № 28» ...