Проект "Здоровый образ жизни формируется в семье"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Лебединская Ольга Владимировна

Предлагаемый проект представляет собой систему   ра­боты с родителями в области здоровьесбережения.

Данный проект является результатом изучения психолого-медико-педагогических источников литературы, анализа современных здоровьесберегающих технологий, апробации оригинальных идей, обобщения опыта детского сада и семьи по вопросам  сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

В проекте представлены традиционные и интерактивные ра­боты с родителями.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект по взаимодействию с родителями «Здоровый образ жизни формируется в семье». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 комбинированного вида Подготовила: инструктор по физической культуре Лебединская О.В.

Слайд 2

Актуальность Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству должно уделяться больше внимания в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья и это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья могут и должны привести к положительным результатам.

Слайд 3

Проблема проекта: Нехватка знаний, умений и навыков у родителей в проведении физкультурных мероприятий по оздоровлению детей, нежелание применять общую оздоровительную практику в домашней обстановке для профилактики и коррекции при физическом становлении ребенка.

Слайд 4

Цель проекта: Формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей. Задачи проекта: Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством педагогического просвещения; формировать навыки сотрудничества детей и родителей; содействовать их эмоциональному сближению.

Слайд 5

Предполагаемые результаты проекта: Приобщение родителей к активной работе по физическому воспитанию детей. Пополнение знаний об особенностях использования профилактических физических упражнений, подвижных и спортивных игр. Создание условий для развития двигательных навыков ребенка дома. Приобщение детей к здоровому образу жизни. Снижение уровня заболеваемости детей.

Слайд 6

Тип проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный. Срок проведения проекта: с 1октября по31 октября.

Слайд 7

Организационный этап: 1 2 Подбор и анализ литературы. Сбор информации: собеседование, анкетирование, наблюдение, обследование, тестирование

Слайд 8

Продуктивный этап : Содержание проекта было выстроено с использованием методик по физическому развитию, авторских разработок пособий для физического развития. С целью непрерывности протекания просветительского процесса и более глубокого знакомства с тематикой проекта были реализованы следующие формы взаимодействия с семьёй: совместная с родителями деятельность: папка – передвижка «Здоровый образ жизни семьи. Роль семьи в воспитании ребёнка», консультация «Здоровый образ жизни формируется в семье » ,«10 советов по физическому воспитанию детей» В проекте активно использовались следующие методы и формы: беседа, консультация, наглядность.

Слайд 9

Заключительный этап: Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания по оздоровлению детей. Фотоколлаж : «Здоровый образ жизни формируется в семье».

Слайд 10

В ходе работы выявлено, что организация процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей , позитивно влияет на формирование здоровьесозидающей позиции родителей и культуры здоровья дошкольников. Высокий уровень культуры здоровья дошкольников возможен при осуществлении сотрудничества между педагогами ДОУ и родителями, сопровождающими растущего ребенка на пути его становления как личности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 комбинированного вида

Проект по взаимодействию с родителями

 «Здоровый образ жизни формируется в семье».

Подготовила:

 инструктор по физической культуре

Лебединская Ольга Владимировна

Р.п. Большие Вязёмы

-2020-

                                       

"Ребенок  учится тому, что видит у себя в дому»  

                                                                                                           

(Народная мудрость)

  1. Введение .

Предлагаемый проект представляет собой систему   работы с родителями в области здоровьесбережения.

Данный проект является результатом изучения психолого-медико-педагогических источников литературы, анализа современных здоровьесберегающих технологий, апробации оригинальных идей, обобщения опыта детского сада и семьи по вопросам  сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

В проекте представлены традиционные и интерактивные работы с родителями.

 Актуальность: Детство - уникальный период в жизни человека,   в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству должно уделяться больше внимания  в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья и это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам  совершенствования и сохранения здоровья могут и должны привести к положительным результатам.

По данным НИИ гигиены  и охраны здоровья  детей, Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 9 % от контингента детей, поступающих в школу. Лишь 5-7 %  дошкольников здоровы, 30-35 % страдают хронические заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения.

 Родители играют  огромную роль в сохранении и укрепления здоровья детей. Несомненно, большинство родителей стараются привить  ребенку элементарные навыки  гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако для осуществления преемственности и формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей. Замечательно, когда родители являются союзниками и активными участниками здоровьесберегающего процесса  и в ДОУ и в своих семьях дома.

  • Проблема проекта:  Нехватка знаний, умений и навыков у родителей в проведении физкультурных мероприятий по оздоровлению детей,  нежелание применять общую оздоровительную практику в домашней обстановке для профилактики и коррекции при физическом становлении ребенка.
  • Цель проекта: Формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей. 
  • Задачи проекта: Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством педагогического просвещения; формировать навыки сотрудничества детей и родителей; содействовать их эмоциональному сближению.
  • Методы, используемые в проекте: Консультация, анкетирование, тест для родителей, практикум для родителей,  наглядность, беседа, мастер-класс.
  • Предполагаемые результаты проекта: Приобщение родителей к активной работе по физическому воспитанию детей. Пополнение знаний об особенностях использования профилактических физических упражнений, подвижных и спортивных игр. Создание условий для развития двигательных навыков ребенка дома. Приобщение детей к здоровому образу жизни. Снижение уровня заболеваемости детей.
  • Тип проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный.
  • Срок проведения проекта: с 1октября по31 октября.
  1. Этапы проекта:

  • Организационный этап: 

1 Подбор и анализ литературы.

2.Сбор информации: собеседование, анкетирование, наблюдение, обследование, тестирование (Приложение №1,2,3).

  • Продуктивный этап: 

  • Содержание проекта было выстроено с использованием методик по физическому развитию, авторских разработок пособий для физического развития.

  • С целью непрерывности протекания просветительского  процесса и более глубокого знакомства с тематикой проекта были реализованы следующие формы взаимодействия с семьёй: совместная с родителями деятельность:  папка – передвижка «Здоровый образ жизни семьи. Роль семьи в воспитании ребёнка» (Приложение №11),  консультация «Здоровый образ жизни формируется в семье » (Приложение№4) «10 советов по физическому воспитанию детей» (Приложение №7)

  • В проекте активно использовались следующие методы и формы: беседа, консультация, наглядность.

  • Заключительный (итоговый) этап: Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания  по оздоровлению детей.

Фотоколлаж: «Здоровый образ жизни формируется в семье».

3. Заключение

В ходе  работы выявлено, что организация процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей позитивно влияет на формирование здоровьесозидающей позиции родителей и культуры здоровья дошкольников.

          Высокий уровень культуры здоровья дошкольников возможен при осуществлении сотрудничества между педагогами ДОУ и родителями, сопровождающими растущего ребенка на пути его становления как личности.

         Перспективой в реализации  проекта будет служить дальнейшее самосовершенствование в области здоровья, развитие процесса духовно-нравственного роста  личности  педагогов ДОУ и родителей, которое  в дальнейшем, составит основу здоровьесозидающей жизнедеятельности и  послужит ярким примером, которому следует растущий ребенок. Такие примеры необходимы ребенку в период дошкольного детства и обуславливают дальнейшее развитие личности растущего ребенка.

         Ожидается, что результаты работы по данной проблеме подтвердят гипотезу, что совместная деятельность  педагогов и родителей поможет   сформировать культуру здоровья  и снизить заболеваемость дошкольников.

Побудит родителей к активной работе по физическому воспитанию детей.

         Совместная работа с родителями привела к партнерским отношениям между родителями, педагогами и детьми. Родители наших воспитанников стали активными участниками и помощниками педагогов по физическому воспитанию.

4.Список литературы.

1)С.В.Чиркова «Родительские собрания в детском саду».

2)Л.В.Прошина «Семья:500 вопросов и ответов».

3)Р.В.Тонкова – Ямпольская, Т.Я.Черток «Ради здоровья детей»

4)Н.Н.Кильпио «80 игр для детского сада».

5)Л.И.Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3 – 7 лет»

6)Интернет ресурсы.

                                   



Предварительный просмотр:

Приложение №1.

Анкета для родителей

«Здоровый человек»

Цель: изучить отношение родителей к здоровью и мотивации здорового образа жизни.

  1. Как Вы понимаете выражение «здоровый человек»?
  2. Быть здоровым – это хорошо или плохо? Почему?
  3. А Вы заботитесь о своём здоровье и здоровье своего ребёнка? Как?
  4. Какие советы Вы дадите другим родителям, чтобы ребёнок не заболел?
  5. Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему Вы так думаете?
  6. Есть ли у Вас вредные привычки? Есть ли вредные привычки в семье? Знает ли об этом ваш ребёнок?
  7. Какие полезные привычки есть у Вас?
  8. Придерживаетесь ли Вы здорового рациона питания?
  9. Считаете ли Вы свою семью здоровой и ведущей здоровый образ жизни?    

Приложение №2

Анкета для родителей

«Физическая культура и оздоровление»

1. Какие из всех видов детской физической деятельности являются более важными?

2. Значимость основных движений?

3. Способствуют ли занятия физической культурой развитию основных движений и эмоциональной сферы детей?

4. Являются ли подвижные игры средством формирования основных движений детей?

5. Необходимо ли развивать эмоциональную отзывчивость детей в физической деятельности?

6. В чём заключается освоение основными движениями в физической культуре?

7. Целесообразно ли привлекать родителей к работе по формированию основных движений детей?

8. Используете ли вы подвижные игры дома?

                                         Приложение №3.

                                                        Тест

          «Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?»

     Активизируйте всю иммунную систему и избавьтесь от недомоганий, прежде чем они примут серьезный характер. Предлагаемый тест покажет, умеете ли вы заботиться о своем здоровье. Пометьте выбранный Вами ответ.

1.Какие из приведенных симптомов не требуют визита к врачу?

непривычная утомляемость

зимняя простуда

хроническое несварение в желудке.

2.Как Вы защищаете уши, слушая музыку, записи через стереонаушники?

не включаю на полную громкость;

в этом нет нужды - звук из наушников не достигает громкости, раздражающей слух;

не ставлю на такую громкость, при которой не слышно внешних разговоров.

3.Как часто Вы меняете зубную щетку?

два раза в год

каждые 3 -6 месяцев

как только она обретет потрепанный вид.

4.Что менее всего защищает Вас от простуды и гриппа?

частое мытье рук

противогриппозная прививка

отказ от прогулок в холодное время года.

5.В какое время дня Вы предпочитаете прибыть на место назначения?

ранним вечером

с восходом солнца

в середине дня.

6.Как часто Вы даете отдых глазам после пользования компьютером, читая или занимаясь делами, требующими зрительного внимания?

каждый час;

каждые полчаса;

каждые 10 минут.

7.Какое из утверждений соответствует истине?

можно загореть даже в облачный денек

если я хочу позагорать, мне следует пользоваться солнцезащитными средствами с фактором

ниже 10

смуглым людям не нужна защита от солнца

8.Что из перечисленного наиболее эффективно, чтобы сбросить вес?

отказ от завтрака, обеда или ужина

сокращение потребления алкоголя

исключение из рациона крахмалосодержащих продуктов.

9.Как правильно дышать?

ртом

носом

ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.

10.Что из перечисленного принесет наименьший вред волосам?

химическая завивка

сушка волос феном

обесцвечивание волос.

Подведите итог:

Запишите себе по 1 очку за каждый из следующих правильных ответов

1(б), 2(в), 3(б), 4(в), 5(а), 6(в), 7(а), 8(б), 9(б), 10(б),

сложите полученные очки.

8 - 10 баллов - Вы прекрасно знаете, что способствует здоровому образу жизни, дело лишь за применением этих знаний на практике.

5 - 7 баллов - Возможно, Вы обладаете хорошими знаниями основ большинства аспектов здорового образа жизни, однако кое - какие вопросы Вам неплохо было бы освежить в памяти.

4 и меньше баллов - Не отчаивайтесь, еще не все потеряно, при желании Вы можете приобрести полезные привычки повседневно

                                         Приложение №4.

Консультация для родителей

Здоровый образ жизни формируется в семье

Тема: «Здоровый образ жизни формируется в семье»

Цель:  Способствовать сознанию родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее - их физическое состояние или обучение  (то обучение, какое мы имеем сейчас)»

Еще А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

А что происходит в нашей школе сегодня? Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в первый раз в первый класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого из них (это 250 тысяч) врачи фиксируют отклонения в работе сердечно-сосудистой системы. За последние 10 лет число умственно отсталых детей увеличилось в 20 раз.

Здоровье детей катастрофически падает. Можно было бы переадресовать эту проблему врачам, родителям, учителям. Но здоровье не ждет. Медицина, по данным Всемирной организации здравоохранения, не может изменить здоровье населения, влияя на него не более, чем на 10%. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может семья.

Воспитатели следят за осанкой, проводят физкультминутки, дают информации о здоровье. Но этого всего очень мало. Здоровый образ жизни формируется в семье. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле – здоровый дух»

Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребенок значительную часть проводит дома, в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. «Дети – зеркало души» - говорят в народе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем. Здоровый образ жизни – это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.

Одно из важных – создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Конечно, это совершенно исключено в тех семьях, где часты скандалы, кто-то из родителей злоупотребляет спиртными напитками, где царит культ насилия и грубости.

Второе условие – тесная, искренняя дружба детей и родителей, их стремление постоянно быть вместе, общаться, советоваться. Общение – великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность  к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их. fon[1]

Третье условие – повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Сейчас нет недостатка в спецлитературе, помогающей людям сохранить здоровье, где расписаны спецкомплексы и даются рекомендации. Однако не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, пробежка вокруг дома, совместные прогулки, проветривание помещений и соблюдение правил личной гигиены.

Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах. Труд – один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни.

Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме. Обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводится в дальнейшем в его семье. Грязь, несвежий воздух, непродуманный интерьер – это, к сожалению, достаточно широко распространенные явления. Между тем в доме необходимо создать и поддержать среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Вместе с детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку, проветривать комнаты, недаром говорят: «Чистота – залог здоровья». Сколько интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела ждет детей вне дома. Непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует позитивное отношение к природе. Поле деятельности здесь необозримо: совместная посадка кустарников, деревьев, уход за ними; изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц, уход за домашними животными. Все это формирует в душе ребенка чувство ответственности, сопереживания, стремление придти на помощь, гордость за добрый поступок.

Особую значимость имеют прогулки детей и родителей на речку, в лес, в поле. Хорошо, когда пешеходные прогулки чередуются с велосипедными, зимой – лыжными. Это позволяет чаще менять маршруты, расширять представление детей о своем крае. Однако не следует забывать о том, что наряду с оздоровительными, прогулки выполняют и познавательные функции. Как показали наши исследования, самыми яркими впечатлениями младших школьников являются именно прогулки с родителями на природу.

Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия, они показывают примеры бережного отношения к природе и тем самым вызывают в душе ребенка не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему миру.

Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

     

Приложение №5.

Мастер — класс

«Нестандартное оборудование для занятий физической культурой в ДОУ и в семье»

Цель: развитие и поддержание интереса детей к разным занятиям по физической культуре.

В нашем ДОУ имеется оздоровительный комплекс: физкультурный центр с традиционным спортивным оборудованием (обручи, мячи, скакалки, кубики, гантели, палочки, дуги, гимнастические скамейки, ребристые дорожки, методические пособия, дидактический материал).

Увеличение двигательной активности дошкольников возможно как за счет изменения методики проведения физкультурных занятий, так и за счет применения на физкультурных занятиях нестандартного оборудования. При его использовании быстро формируются двигательные умения и навыки.

Понимая необходимость создания различного оборудования, мы вместе с  родителями решили изготовить свой вариант нестандартного оборудования. Это эспандеры разного цвета и формы, подушечки разного размера и цвета, набитые различным материалом (фасоль, горох, камушки, шишки и т.д.),дорожки «здоровья» с нашитыми пуговицами, «коврики со следочками», «сенсорная тропа», дуга и гантели, корзина для метания мячиков и так далее.

Нестандартное оборудование используем  для выработки чувства равновесия, формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия, укрепления мышц спины и стопы, массажа стопы, для релаксации. Все это помогает разнообразить содержание работы с детьми, вызывает интерес к занятиям, создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. А самое главное, оно вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, интерес к упражнениям.

Пошаговая инструкция по изготовлению нестандартного оборудования.

Программные задачи:

  • Совершенствовать двигательные навыки детей;
  • Упражнять в ходьбе различными способами;
  • Профилактика и лечение плоскостопия, косолапости, самомассаж подошв и рук, тренировка вестибулярного аппарата;
  • Формировать правильную осанку;
  • Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, стимулировать кровообращение и тактильную чувствительность;
  • Релаксация отдельных групп мышц;
  • Развивать чувство сплоченности, навыки кооперации;
  • Воспитывать чувство радости, желание заниматься физической культурой.


Приложение №6.

«10 советов по физическому воспитанию детей»

1. Приучайте ребенка соблюдать режим дня, разумно чередовать нагрузки с отдыхом.

2. Помните: нельзя сокращать время сна, требующееся для восстановления физического и психического здоровья.

3. Гуляйте с ребенком в любую погоду! Игры на свежем воздухе активизируют обменные процессы, стимулируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют защитные силы организма.

4. Одевайте ребенка в соответствии с временем года в практичную, удобную, легкую, не затрудняющую движений одежду.

5. Позаботьтесь о полноценном, разнообразном и регулярном питании ребенка, необходимом для его роста и правильного развития.

6. Поддерживайте познавательные интересы ребенка, не оставляйте без внимания ни один его вопрос, вместе с ним ищите ответы на его «почему?».

7. Беседуйте с ребенком, учитесь его слушать, развивайте речь – залог хорошей учебы в будущем.

8. Дозируйте время на информацию, получаемую ребенком при просмотре телепередач.

9. Контролируйте продолжительность занятий и условия, в которых они протекают. Не забывайте, что чем меньше ребенок, тем труднее ему длительно заниматься однообразной деятельностью.

10. Чаще хвалите своего малыша, ободряйте словом, улыбкой, лаской и нежностью. Не жалейте времени на общение с ним – не отделывайтесь игрушкой или сладостями!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый образ жизни формируется в семье

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет ...

Здоровый образ жизни формируется в семье

Как помочь родителям решить проблему здоровья детей...

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ФОРМИРУЕТСЯ В СЕМЬЕ»

консультация для родителей о здоровом образе жизни...

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни формируется в семье"

Материал для родителей по формированию основ здорового образа жизни...

Здоровый образ жизни формируется в семье

      Здоровый  образ  жизни  формируется  в семье                            ...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни формируется в семье»

Цель: Способствовать сознанию родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью. Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе пост...

Здоровый образ жизни формируется в семье

Проект по работе с родителями 2 младшей группы по ФГОС ДО...