Консультация для педагогов
консультация

Ганзенко Валерия Евгеньевна

Формирование у ребёнка навыков опрятности и ухода за одеждой и обовью 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация .

Тема: Формирование  у ребёнка навыков опрятности и ухода за одеждой и обовью.


В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий, и изменяется их структура. Перед воспитателями детского сада стоит задача: формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, общему замыслу; на занятиях – культуру учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к общему заданию; в процессе трудовой деятельности – трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность.

В процессе любого вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения. Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития. Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.

Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца. По завершении деятельности привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя, то чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные матерь ялы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования в следующий раз; привести в порядок свое рабочее место, помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений.  

Воспитание опрятности является одним из самых важных пунктов в подготовке детей дошкольного возраста к самостоятельной жизни. Опрятный человек всегда добивается больших высот, он качественнее справляется с порученными ему обязанностями, чем человек, не обладающий таким качеством, с опрятным человеком приятно находиться в одном обществе. Чтобы понять, что означает понятие «опрятность», мы обратились к толковым словарям: С. И. Ожегова, В. Даля и Т. Ф. Ефремовой. Во всех трех словарях приводится схожие толкования этого слова. Так, С. И. Ожегов в толковом словаре писал: «Опрятный – чистый, чистоплотный, аккуратный»[1]. В. Даль приводит следующее определение: «Опрятный человек, кто любит, соблюдает чистоту, опрятность»[2]. В толковом словаре русского языка Ефремова определила: «Опрятный человек – это человек чистый, аккуратный, тщательно прибранный, чистоплотный, соблюдающий во всем аккуратность, порядок»[3]. Рассмотрев все понятия, мы пришли к выводу, что быть опрятным, значит быть аккуратным, чистоплотным, тщательно прибранным, соблюдать во всем чистоту и порядок. Это значит следить за своим внешним видом, выполнять необходимые гигиенические процедуры, быть организованным и дисциплинированным. Именно эти качества, так необходимые каждому человеку, мы постараемся воспитать в детях, посредством предметной развивающей среды, различных методов и форм воспитания.

Итак, после изучения психолого – педагогической литературы, мы приступили к созданию развивающей среды в группе, которая будет способствовать достижению желаемого результата, а именно воспитанию у детей дошкольного возраста, такое заданное качество, как опрятность, Для того чтобы у детей возникли мотивы для приобретения качества опрятности, добавили в библиотеку соответствующую литературу: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе». Читая детям данные произведения, мы будем развивать у детей желание всегда иметь аккуратный внешний вид; обучать детей быть опрятными с раннего возраста.

Для воспитания чистоплотности и аккуратности ввели уголок дежурства по столовой, который назвали «Помощники». Поместили в этот уголок «доску дежурных», в расположенных на ней кармашках, находятся картинки с изображениями, у каждого ребенка своя картинка, если ребенок назначен дежурным, то он находит свою картинку и помещает ее в кармашек под изображением вида деятельности, например, под рисунком, где изображена столовая. Дежурные должны уметь не только накрыть правильно стол и расставить посуду, но и знать, что перед тем как приступить к сервировке стола, необходимо тщательно вымыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться, надеть фартуки и колпаки. Также в уголке дежурства мы поместили «Алгоритм сервировки стола», «Правила опрятной еды». Тем самым, мы будем приучать детей к соблюдению чистоты во внешнем виде, одежде и в той деятельности, которой они заняты. Напомним, что дежурство детей осуществляется не только в столовой, но и в уголке природы, а также назначаются дежурные по занятиям. Все виды дежурства требуют от детей быть дисциплинированными, трудолюбивыми и чистоплотными.

Также мы организовали уголок для сюжетно - ролевой игры «Дочки – матери». Для данной игры необходимо очень большое количество различных атрибутов: комплект постельного белья, набор посуды, куклы, одежда для кукол, мебель, различные тематические мелочи, аксессуары. Играя в «Дочки – матери», дошкольники усваивают необходимые им в повседневной жизни навыки: обязательное мытье рук перед едой, умение раздеваться и одеваться в правильной последовательности, умение правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, убирать игрушки на место. Такие игры с куклами требуют от ребят заботы о порядке и чистоте в кукольном уголке, опрятного внешнего вида самих кукол. Также необходимо провести работу с родителями, так как взаимодействие с ними в вопросах воспитания, будет гарантировать большую вероятность успешного результата, для этого в уголок для родителей поместили рекомендации, требования к внешнему виду детей. А для ребят в приемной разместили алгоритмы одевания и складывания одежды в шкафчик.

Для того, чтобы сформировать у детей чувство опрятности, необходимо придерживаться механизма воспитания нравственных качеств, описанного в учебнике «Дошкольная педагогика» Козловой С. А. , Куликовой Т. А.[4, с.62-63]. Итак, согласно механизму, процесс формирования у детей опрятности пройдет в пять этапов:

  • Получение ребенком от воспитателя знаний о том, что такое опрятность, как должен выглядеть и поступать опрятный человек.

  • Посредством чтения художественной литературы на данную тему, развитие желания у дошкольников быть всегда чистоплотными и аккуратными, то есть мотивация детей на приобретение качества опрятности.

  • Формирование у ребят личного отношения к заданному качеству.

  • Развитие навыков и формирование привычки у детей быть тщательно прибранными, соблюдающими во всем порядок.

  • Практическая реализация, полученных знаний об опрятности – в поступках и поведении.

В результате прохождения всех этапов, мы должны получить сформированное заданное качество. А насколько удалось или не удалось в полной мере воспитать в детях чистоплотность, поможет выяснить педагогическая диагностика, по итогам которой мы сможем выявить уровни сформированности у детей опрятности. Итак, мы выделили три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: Ребенок без напоминания и контроля взрослых выполняет все необходимые гигиенические процедуры. Следит за своим внешним видом, состоянием одежды, старается ее не испортить и не испачкать. После игры убирает игрушки на место без напоминания, аккуратно заправляет за собой постель, то есть поддерживает порядок в группе. Во время приема пищи соблюдает все правила опрятной еды. Проявляет желание быть приятным окружающим, качественно справляется с порученным ему заданием.

Средний уровень: Ребенок иногда нуждается в напоминании о необходимости соблюдения личной гигиены, правил опрятной еды, уборке игрушек. Следит за своим внешним видом. Не всегда выполняет порученную работу качественно и старательно.

Низкий уровень: Ребенок, в отсутствии контроля и напоминания взрослых, не соблюдает необходимые гигиенические процедуры, правила опрятной еды. Не следит за состоянием одежды. Не стремиться поддерживать порядок. Не проявляет желания быть приятным окружающим.

Итак, выявление на основе педагогической диагностики уровня сформированности качества у каждого отдельного ребенка, позволяет нам оптимизировать работу с группой детей, подобрать необходимые методы и формы работы по воспитанию опрятности у детей дошкольного возраста.

В своей работе с детьми, мы придерживались механизма воспитания нравственных качеств. Сначала мы читали детям произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе». В сказке «Мойдодыр» Чуковский рассказывает детям о мальчике грязнуле, от которого сбежали его вещи, учебники, тетради и игрушки. И лишь после того, как мальчик умылся, его одежда и игрушки вернулись к нему. Завершается сказка призывом умывальника Мойдодыра умываться по утрам и вечерам и гимном воде и чистоте. В произведении «Федорино горе» сюжет аналогичный. Бабушка Федора проявляла небрежное, неряшливое отношение к чистоте, что послужило бегству от нее всей кухонной утвари. Также читали детям стих А. Барто «Девочка чумазая». В результате чтения и восприятия данной литературы у детей были сформированы представления об опрятности, чистоплотности и аккуратности.

Для закрепления данных представлений и создания мотива быть опрятными, соблюдающими порядок во всем, провели сюжетно – ролевую игру «Дочки – матери». Старались привлечь внимание детей к внешнему виду кукол, соблюдению порядка и чистоты в игровом уголке. Также организовали сюжетно – ролевую игру «Семья обедает», обращая внимание детей на культуру поведения за столом.

Провели с детьми беседу на следующую тему: «Правила опрятности и аккуратности». Цель данной беседы: разъяснить детям, что такое культура внешнего вида и одежды. Объяснить детям, что при общении с людьми, человек своим внешним видом показывает свое уважение к себе и к ним. С опрятным человеком приятно общаться, а неряшливый вид отталкивает окружающих. Рассказать детям о необходимости знать и соблюдать правила личной гигиены, следить за состоянием одежды. Также была проведена беседа «Мой дом, наведу порядок в нем», в ходе которой рассказали о том, что нужно следить за домашней чистотой и порядком, что в уютном, чистом доме приятно жить, приглашать гостей.

Также в своей работе по воспитанию чистоплотности и опрятности, мы использовали различные дидактические упражнения, способствующие формированию заданных качеств. Например, дидактическое упражнение «Как правильно убирать постель» на закрепление умения детей заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом. Упражнение «Кто правильно положит одежду» на закрепление навыка правильно размещать свою одежду в шкафу, развешивать и аккуратно складывать. Практическое упражнение «Чудесные расчески», целью которого является формирование у детей потребности быть чистыми, учить следить за своей прической при помощи зеркала, пользоваться расческой после прогулки и дневного сна. Проводили дидактическое упражнение «Носовой платок», формирующее у детей осознанное желание следить за своим внешним видом.

Провели занятие с детьми на тему: «Сервировка стола. Культура поведения за столом», используя такие методы как рассказ, беседа и практическая работа. Целью данного занятия является совершенствование умения подготавливать стол к приему пищи, с учетом всех требований, воспитание общей культуры, культуры приема пищи. Во время беседы мы касались вопросов поведения за столом. Рассмотрели ситуации, которые могут возникнуть за столом во время приема пищи. Вместе с детьми составили и записали правила: «Как вести себя за столом». Дети выполнили практическое упражнение: «Сервировка стола к обеду».

  • Закрепляли знания о сервировке стола в продуктивной деятельности, а именно в лепке посуды, при этом обращая внимание детей на аккуратность в работе с пластилином.

  • Данные проведенные формы работы помогают детям качественнее выполнять свои обязанности во время дежурства по столовой.

  • Конечно же, в процессе своей работы мы не забывали о таких методах воспитания как похвала, поощрение. Мы использовали данные методы, только за действительные успехи детей. Такой подход обеспечивает усиление положительных способов поведения и активирует их проявление.

Также надо отметить, что нельзя обойтись без участия родителей в воспитании у детей таких качеств как опрятность, чистоплотность и аккуратность. Поэтому с родителями была проведена большая работа. В уголке для родителей мы помещали необходимую информацию, а именно консультации, рекомендации.

На стенде информации мы вывесили консультацию для родителей «Об опрятности и аккуратности», в которой говорится о том, когда и как следует начинать воспитывать у детей чистоплотность, что необходимо быть личным примером для ребенка, и что на воспитание опрятности у детей требуется гораздо больше времени, чем этому обучают в детском саду. Также была подготовлена следующая консультация «Культура поведения …», она рассказывает родителям о том, необходимо создавать благоприятные условия для формирования у детей желания быть опрятным, аккуратным, соблюдать правила личной гигиены, овладеть правилами поведения в общественных местах, в детском саду и дома. Как уже говорилось ранее, мы разместили на стенде для родителей определенные требования к внешнему виду детей, которые необходимо выполнять. Совместные усилия педагогов и родителей по воспитанию заданных качеств, непременно дадут положительный результат.

Итак, за время своей работы мы учили детей правилам опрятной еды, следить за своим внешним видам, закрепляли умения необходимые при дежурстве, читали художественную литературу по данной тематике. Воспитывали желание быть чистыми, аккуратными, соблюдающими во всем порядок, посредством дидактических игр и сюжетно – ролевых игр. Формируемые нами качества опрятности, чистоплотности напрямую связаны с дисциплинированностью, организованностью, что способствует развитию личностных качеств, таких как: терпение, выдержка, настойчивость, способность доводить начатое дело до конца. Если результат воспитания этих качеств будет успешным, то ребенку будет проще приучиться к самостоятельности, а в дальнейшем адаптироваться во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....