Проектная деятельность «Эффективное использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
статья (младшая группа)

Поликанова Светлана Анатольевна

В статье описывается планирование педагогической деятельности, методы и формы организации здоровьесберегающих технологий в ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

 «Здоровье детей – это будущее нашей страны».

Актуальность.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Законы РФ N 273-ФЗ «Об образовании», N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России N 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», N 942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. Установлено, что здоровье только на 7 - 8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в младшем возрасте, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе. Уделять особое внимание воспитателей и родителей формированию и укреплению здоровья ребенка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни; создавать воспитательное условие для детей, которое стало бы возможностью выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребенка.

Цель:

формирования основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни; прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию; повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

Для детей:

  • укреплять и охранять здоровье детей;
  • сформировать навыки здорового образа жизни;
  • формировать простейшие представления о себе, как отдельном человеке, об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека;

Для родителей:

  • повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;
  • способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
  • дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пищи, о соблюдении навыков гигиены.

Для педагогов:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
  • создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблеме друг друга;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Ожидаемые результаты:

  • Укрепление здоровья, снижение заболеваемости у детей, посещающих детский сад.
  • Увлечение детей спортивными и подвижными играми.
  • Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка.
  • Улучшение здоровьесберегающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в детском саду.

Использование педагогических технологий.

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы

(вид активного отдыха снимают нервное напряжение от перегрузок

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели

 Релаксация

    (снижение тонуса скелетной мускулатуры)

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, педагог-психолог

 Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели, учитель-логопед

 Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитатели

 Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели

 Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Воспитатели

Минутки  тишины

(развитию волевых качеств детей).

Использовать на разных этапах занятия в соответствии с темой и целями.

Рекомендуется в 1 младшей группы

Воспитатели

Минутки шалости

(психологическая разгрузка)

Игры для поднятия настроения

Рекомендуется со   2 младшей группы

Воспитатели

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

 Физкультурное занятие

1-2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз в неделю на улице. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15 мин.,

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ.

Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Воспитатели, инструктор физического воспитания

 Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Воспитатели

3. Коррекционные технологии

 Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги

Планирование работы:

Этапы работы

Виды деятельности

Сроки

Организационно- подготовительный этап

1 .Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.

2. Изучение методической литературы по теме «Здоровье», «Традиционные и нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста».

3. Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», «Дошкольная педагогика».

4. Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных.

5. Разработка проекта по теме «Я здоровым быть хочу». Экскурсии и целевые прогулки.

6. Изготовление нетрадиционного оборудования в соответствии с темой проекта. Беседы.

7. Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т.п. 

Октябрь

Внедренческий этап. 


1. «Если хочешь быть здоров…» (психоэмоциональные игры; игры- картотеки по дыхательной гимнастике, зрительной гимнастике, пальчиковой гимнастике упражнения для коррекции плоскостопия; оздоровительные игры, игровая терапия; КГН, закаливание).

 2. «Я такой» (НОД по развитию представлений о мире и о себе).

 3. «Творческая мастерская» (совместная продуктивная деятельность детей и родителей).

 4. «На книжной полке» (чтение детской литературы, заучивание стихотворений, потешек).

5. «Веселись, детвора!» (оздоровительные досуги, праздники, развлечения, дни здоровья, тематические прогулки, игровая деятельность).

 6. «Для мам и пап» (информация, фотовыставки, опросы, анкетирование, родительские собрания, консультации

Ноябрь

Декабрь

Январь

Март

Март

Апрель

Ноябрь, февраль март,

Заключительный этап

Мониторинг уровня заболеваемости; показ непосредственно образовательной деятельности на родительском собрании). Фотовыставка «С физкультурой мы дружны» (участники – все группы) (апрель).

Презентация проекта. Фотоальбом (май).

Выставка нетрадиционного оборудования (совместная работа с родителями), сделанного своими руками "Здоровье - это просто".

Апрель-май

Пути реализации: индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Изготовление памяток и информационных листов для родителей, чьи дети отсутствовали, совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов

Методы и формы организации.

Девиз:

Чтобы быть всегда здоровым,     Больше спортом заниматься,

И здоровым не скучать.               Нужно бегать и скакать.

п/п

Название формы организации

Время проведения

1

Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения).

ежедневно

2

Гимнастика пробуждения, дорожка «Здоровья».

ежедневно

3

Воздушное контрастное закаливание.

ежедневно

4

Прогулки и игры на свежем воздухе.

ежедневно

5

Анкетирование для родителей «Растём здоровыми?» (приложение № 1)

октябрь

6

День открытых дверей «Эй, родители, ну-ка вставайте, на зарядку выбегайте!»

октябрь

7

Неделя  здоровья « Стартуем вместе!»

октябрь

8

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Оздоровительные коктейли и их свойства» (приложение № 2)

ноябрь

9

Консультация для родителей «Закаливание детей в домашних условиях» (приложение № 3)

декабрь

10

Круглый стол для родителей « Здоровье ребенка в ваших руках» (приложение № 4)

декабрь

11

Беседа с детьми «Как я буду заботиться о своем здоровье»

в течение года

12

Рекомендации для родителей «Режим дня как средство воспитания здорового ребенка»

январь

13

Спортивный праздник с родителями «Папа, мама, я – спортивная семья»

февраль

14

Создание памятки для родителей «Обувь дошкольника и здоровье» (приложение № 5)

ноябрь

15

Тренинг для родителей детского сада на тему: ЗОЖ (приложение № 6)

март

16

Выставка рисунков совместно с родителями  на тему «Я расту сильным и здоровым».

март

17

Практикум с родителями: Пальчиковая гимнастика в детском саду

Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду» (приложение № 7)

январь

18

Художественное слово: Крылов «Как лечили петуха», Сергей Михалков «Про девочку, которая плохо кушала» (приложение № 8)

апрель, май

Образ конечного результата

Критерии оценки

Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни.

— активность родителей при участии в мероприятиях и совместной деятельности;

— анкетирование родителей;

— отзывы родителей.

Создана здоровьесберегающая и развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду.

— дорожка здоровья;

— массажеры;

— картотека опытов «Моё тело»;

—  картотека дидактических игр.

У детей сформированы первоначальные представления об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека. Воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания

— наблюдения за детьми.

Список используемой литературы:

Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2011 г.

Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд.: Москва Линка – Пресс 2009 г.

Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая группа). Изд.: ЦГЛ Москва 2003 г.

Иванова Н. В., Кривовицына О. Б. «Социальная адаптация малышей в ДОУ» Изд.: Москва Творческий центр «Сфера» 2011 г.

Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.

Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд.: Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.

Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду» Младшая группа

Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» Москва: Просвещение, 1991.

Осокина Т.И. «Игры и развлечения детей на воздухе» М.: Просвещение, 1983.

Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» М.: Просвещение, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ (проектное задание)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХТЕХНОЛОГИЙ   В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ДОУ...

Конспект ООД "Свойства воздуха" с использованием здоровьесберегающих технологий, технологий проектной деятельности, ИКТ

Конспект организованной образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.Тема «Свойства воздуха»(с использованием здоровьесберегающих технол...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства» Образовательная область «Познавательное развитие» (с использованием здоровьесберегающих технологий, технологии проектной дея

Цель:Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....

Тема «Свойства воздуха» (с использованием здоровьесберегающих технологий, технологии проектной деятельности, ИКТ)

Тема «Свойства воздуха»(с использованием здоровьесберегающих технологий,технологии проектной деятельности, ИКТ)...

Проектная деятельность как способ эффективного использования здоровьесберегающих технологий в ДОО.

Естественное желание каждого человека — быть здоровым. Чтобы в будущем жизнь была наполнена яркими красками, а каждый новый день приносил радость, необходимо позитивно и с оптимизмом воспри...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда (проектная деятельность)

Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка детей к школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое...