НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (младшая, средняя, старшая группа)
Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни современного человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям, способностям, здоровью. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни современного человека.
На первый взгляд, наши дети здоровые и нет причин волноваться. Но что такое здоровье? Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [4, с. 200].
Традиционно принято считать, что здоровье формируется под влиянием таких факторов как наследственность (20%), экология окружающей среды (20%), уровень развития здравоохранения в стране (10%) и образ жизни семьи, в которой воспитывается ребенок (50%). Именно образ жизни семьи определяет перспективы адаптации малыша, результаты его социализации и реализации как человека, как гражданина, как личности. Поэтому содержание повседневных ритуалов в контексте идеи здоровосбережения должно включать сочетание таких компонентов как:
Рациональное питание.
Соблюдение режима.
Оптимальный двигательный режим.
Полноценный сон.
Здоровая гигиеническая среда.
Благоприятная психологическая атмосфера.
Закаливание.
Определим роль и значение последнего из упомянутых компонентов здорового образа жизни – закаливания. В последние годы, в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методов, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Для осуществления лечебно - оздоровительных мероприятий в группе МБДОУ практикуется использование нетрадиционных методов закаливания дошкольников: «Хождение босиком», «Дыхательная гимнастика» и «Массаж биологически активных точек тела». Перечисленные методики являются одними из наиболее современных и, как показывает опыт, эффективных способов снижения уровня заболеваемости малышей при посещении дошкольного учреждения.
С древних времен было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья. «Хождение босиком» - хороший метод закаливания, как для детского учреждения, так и для дома. При хождении босиком температура пола должна быть не ниже 18 градусов. Вначале дети ходят в носках, а через 4-5 дней босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличивается каждый день на одну минуту и постепенно доводится до 15-20 минут [5, с. 35]. В летний период можно предоставить детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камешкам, которые действуют как сильные раздражители. А теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе. При хождении босиком укрепляются своды и связки стопы, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.
Закаливание «Хождение босиком» проводится в игровой форме, с увеличением количества и качества упражнений, выполняемых детьми поточным способом, по кругу. В закаливании используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки. Все это подготавливает организм к физической нагрузке. Для повышения интереса использую образно-игровые сюжеты: «чистюли», «дождик», «зайки», «обезьянки» и т.д.
Как показывает опыт закаливание лучше начинать с бодрящей гимнастики «Пора вставать». Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после сна. Гимнастика проводится в групповой комнате в трусиках, маячках и босиком. Она помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, выполнять движения в общем для всех темпе, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус, здоровье детей, создает бодрое, радостное настроение.
Одним из элементов здорового образа жизни является правильное дыхание, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. Дыхательная гимнастика повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровообращении, в том числе и органах дыхания, укрепляется мышца – диафрагма. Цель дыхательных упражнений заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за свое здоровье, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие [3, с. 10]. Как правило, при проведении дыхательной гимнастики используются образно – игровые технологии в сочетании с художественным словом: «Носом воздух мы вдыхаем, ртом мы воздух выдыхаем. Не страшна простуда нам – нам не нужно к докторам!» Очень хорошо сочетать дыхательную гимнастику с массажем.
Массаж – это механическое воздействие специальными приемами: (поглаживание, постукивание, пощипывание и точечный массаж). Рассмотрим влияние отдельных видов массажа на улучшение общего состояния малышей в период нахождения в дошкольном учреждении.
В сочетании с приведенными выше методами – хождения босиком и дыхательной гимнастикой точечный массаж используется по средствам выполнения следующего упражнения: «Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева». Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы, является способом профилактики простудных и других заболеваний.
Еще одним из наиболее часто используемых методов массажа является само-массаж. В сочетании с художественным словом, данное упражнение является не просто физическим воздействием на тело ребенка, но и средством снятия психологического напряжения в течение дня.
Чтобы массаж не выполнялся чисто механически, детям предлагается общаться со своим телом в игровой ситуации, проговаривая ласковые слова: «Скачут побегайчики – солнечные зайчики. Мы зовем их – не идут. Были тут – и нет их тут». Ребенок, играя, разглаживает свое тело, видя в нем предмет забавы, ласки, любви. Выполняя упражнения массажа в игровой форме, дети получают радостное настроение.
Для оздоровления детей раннего возраста в сочетании с хождением босиком полезно использовать «игровые дорожки» - ребристая доска, силуэты ступней, колючие коврики. Применение этих спортивных снарядов не только делают процедуру более интересной, но и развивают двигательную активность, улучшают координацию движений, укрепляют отдельные мышцы рук, ног, развивают гибкость. Рифмованные фразы, произносимые педагогом во время выполнения детьми упражнений в закаливании, повышают интерес и помогают правильно выполнять упражнения, например: «Муравьишки, муравьишки, вы, как - будто бы из книжки! Вместе весело и дружно строим домик очень нужный!»
Благотворное воздействие оказывает массаж биологически активных точек. Массаж БАТ можно проводить с использованием простейших снарядов. В качестве простейших снарядов могут выступать: губки для мытья посуды, обычный карандаш, колючий резиновый мяч.
Массаж с губками для мытья посуды «Чистюли» – стимулировать БАТ на кончиках пальцев и ладоней: «Вот мы ручки вам покажем и как мыли их расскажем. Долго, долго отмывали и чистюлями мы стали!» [2, с. 11]
Массаж «Дождик» расслабление, снятие напряжения, способствует релаксации: «Вот водичка капает – кап – кап – кап! Ручки моем мы вот так – так – так – так! Вот водичка капает – кап – кап – кап! Мы водичку наберем – так – так – так! И умоем личико чистенькой водичкой! Вот как хорошо!» [1, с. 48]. Массаж БАТ с водой непременно обогатит детско-родительские отношения опытом совместных игр, создаст благоприятные условия для общения с малышом в семье, сделает это общение приятным, интересным и полезным.
Массаж «Мячики» улучшает осанку, способствует эмоциональному благополучию: «Мячики, мячики подарили нам! Красные, желтые дарят малышам!»
Массаж «Веселый карандаш» применяется в изобразительной деятельности. Способствует развитию мелкой моторики рук, тактильных ощущений: «В руки карандаш возьмем, вместе с ним играть начнем. Вместе с нами ты играй и от нас не убегай!»
Массаж биологически активных точек – способствует расслаблению мышц, снятию нервно-эмоционального напряжения, поднимает жизненный тонус, укрепляет здоровье, дает закалку организму.
Эффективность закаливания существенно возрастает, если соблюдается режим дня. Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания, соответствующий возрасту. Режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития детей. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков. При этом необходимо учитывать, что добиваться успехов в укреплении здоровья можно только при одном подходе в детском саду и дома.
Все современные направления оздоровления детей, используемые в детском саду, дали положительные результаты. Снизилась простудная заболеваемость в группе, повысилась посещаемость детей. Но самое главное – дети с желанием посещают группу, что является, показателем, прежде всего их психического благополучия. Закаливание не только повышает адаптацию детей к внешним условиям, но и закладывает фундамент здоровья.
Библиографический список
Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. – Ярославль: Издательство «Академия развития», 2008. С. – 48.
Подольская Е.И. Оздоровительная гимнастика: игровые комплексы, зантия, физические упражнения. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011. С. – 11.
Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду. – М.: Издательство «ГНОМиД», 2004. С. – 10.
Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. – М.: Издательство «ВАКО», 2009. С. – 200.
Широкова Г.А. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 2009. С. – 35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Нетрадиционные методы сохранения здоровья дошкольников»
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базов...
«Нетрадиционные методы сохранения здоровья дошкольников».
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базов...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/23/picture-1323981-1616512775.jpg)
«Нетрадиционные методы сохранения здоровья дошкольников».
Нетрадиционные методы сохранения здоровья дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/16/picture-862639-1713269011.jpg)
Консультация для родителей «Нетрадиционные методы сохранения здоровья детей раннего возраста»
Данный материал будет полезен родителям детей раннего возраста, воспитателям, инструкторам по физической культуре...
Нетрадиционные методы сохранения здоровья дошкольников
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базов...
Консультация для родителей группы раннего возраста. "Нетрадиционные методы сохранения здоровья дошкольников"
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базов...