Статья "Технологии формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью в условиях ДОУ"
статья (старшая, подготовительная группа)

Андреева Ольга Игоревна

Статья "Технологии формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью в условиях ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью в условиях ДОУ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования система работы с детьми предполагает:

- совместную деятельность взрослого и детей (организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в ходе режимных моментов, индивидуальную работу с детьми);

- самостоятельную деятельность детей;

- взаимодействие с семьей.

Основными средствами воспитания, выступают разнообразные виды детской деятельности: коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная при ведущей роли игры. Основными формами работы с детьми по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники. Рассмотрим виды занятий и их направленность. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируют представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируют представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

Занятия по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной деятельности, совершенствованию техники основных движений, развитию психофизических качеств, закреплению навыков выполнения общеразвивающих и спортивных упражнений, развитию интереса к спортивным и подвижным играм. Занятия по изобразительной деятельности следует направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста глины. На музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека. Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации. Не менее важное значение в воспитании ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей 5-6 лет имеет и образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Во время которой дети развивают и закрепляют практические действия, направленные на усвоение санитарно-гигиенических навыков. Деятельность детей в ходе режимных моментов должна быть организована так, чтобы они имели возможность постоянно упражняться в навыках гигиены и самообслуживания и воспринимать их как норму жизни и обязательность. Например, во время умывания можно использовать такие игровые ситуации, как «Белые варежки», «Вымытые ручки скрипят – спасибо говорят» и др. При этом акцентируется внимание детей на то, как нужно выполнять то или иное действие, и соответственно поощряется желание детей в применении культурно-гигиенических навыков, а также качестве их выполнения. При организации прогулок следует предусмотреть проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий - игр с водой, световоздушных и солнечных ванн в теплое время года; подвижных игр, занятий физической культурой. Самостоятельная деятельность детей – это свободная деятельность дошкольников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды. Самостоятельную деятельность детей можно подразделить на два вида: самостоятельная деятельность направляемая и поддерживаемая взрослыми, в ходе которой происходит решение образовательных задач; свободная самостоятельная деятельность детей по выбору и интересам, удовлетворяющая потребности детей в самореализации и досуге. В целях воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни, развивающая предметно-пространственная среда должна быть ориентирована на то, чтобы дети могли реализовать любой замысел связанный со здоровым образом жизни. Например, каждый ребенок должен иметь возможность играть в подвижные и спортивные игры и упражнения, с опорой на наглядный материал (алгоритмы выполнения спортивных упражнений, картотеки подвижных игр), при этом весь материал, с помощью которого выполняются данные упражнения и игры должен быть расположен в свободном доступе детей. Очень важно при воспитании ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста систематически и последовательно планировать самостоятельную деятельность и направлять ее следя за их действиями. Плодотворность воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста зависит от правильного выбора методов. Методы воспитания – это способы педагогического взаимодействия, соотносимые с определенными видами деятельности либо воспитателя, либо воспитанника и обеспечивающие реализацию задач воспитания через освоение воспитанниками определенного содержания воспитания.

Для воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста подходит следующая группа методов:

1. методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, инструктаж, пример и т.д.);

2. методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций);

3. методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Рассмотрим более подробно каждую группу методов:

1. Метод формирования сознания. Данная группа методов базируется на положении о единстве сознания и деятельности. Целевое назначение данных методов состоит в моральном просвещении детей, в формировании представлений о нравственных нормах и ценностях, способствует развитию адекватных социальных ориентаций в культурном поведении, правилах общения и взаимоотношений. Чаще всего в дошкольных образовательных организациях используются такие методы, как объяснение, рассказ, беседа, чтение художественной литературы после которых обязательно следует совместное обсуждение конкретных действий литературных героев, и выбор наиболее верного поведения в той или иной ситуации. Основными задачами рассказа являются: пробуждение в детях таких положительных чувств как радость, гордость, сопереживание или возмущения по поводу отрицательных поступков героев рассказа; объяснение понятия и нормы здорового образа жизни; демонстрация образа положительного поведения и мотивация детей на подражание этому примеру. Например, рассказ о каком-либо известном спортсмене, его образе жизни и спортивных достижениях, пробуждает в детях желание заниматься данным видом спорта или выполнять физические упражнения, делать зарядку. Основная цель беседы –это привлечение воспитанников к расцениванию как положительных и отрицательных примеров событий, поступков, образа жизни. Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей. При ознакомлении с художественной литературой вопросы беседы должны носить не только репродуктивный характер, значительную их часть нужно направить на демонстрацию причинно-следственных связей между образом жизни и здоровьем». Объяснения проводят с целью разъяснения влияния различных факторов окружающей среды на здоровье, для установления взаимосвязи между различными проявлениями ЗОЖ и здоровьем. Так как дошкольники часто затрудняются самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между явлениями повседневной жизни, в том числе между здоровьем и образом жизни. Инструктажи с детьми проводятся с целью обеспечения их безопасности. Во время инструктажа воспитатель учит детей определенным правилам, создает условия способствующие реализации данных правил, при этом контролируя их соблюдение.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы. Приучение основано на подражании детей действиям воспитателя, повторяемости определенных форм поведения и постепенной выработке привычки. Приучение эффективно при соблюдении следующих условий: четкая организация жизни детей, соблюдение режима; наличие доступных, понятных дошкольникам правил поведения; единство требований, положительная поддержка и пример взрослых. С целью формирования у детей привычки к здоровому образу жизни широко используется метод упражнений. При использовании метода упражнения необходимо выполнять ряд требований:

- необходимо вызывать у детей интерес и положительный эмоциональный настрой на выполнение нужного действия или формы поведения;

- сочетать упражнения с показом детям правильного действия;

- упражнять дошкольников в использовании нужной формы поведения в разных обстоятельствах и жизненных ситуациях;

- постоянно поддерживать самостоятельность и инициативу детей в воспроизведении формы поведения в личном опыте;

- опираться на положительные эмоции и оценивать достижения ребенка».

Ребенок, привыкший чистить зубы ежедневно, остро ощущает эту потребность и чувствует себя крайне некомфортно, если нет соответствующих условий. У ребенка, незнакомого с зубной щеткой, не возникает необходимости не только чистить зубы, но и полоскать рот. Другим примером воспитания полезных в плане сохранения и укрепления здоровья привычек является, возникающее в  процессе систематических физических упражнений (особенно бега), чувство мышечного утомления. Ситуационная задача имеет явный практико-ориентированный характер. Ситуационная задача должна провоцировать детей на поиск правильного решения. Моделированию поведения детей в условиях окружающей социальной среды большого города способствуют предъявление проблемных ситуаций, постановка ситуационных задач, проблемные вопросы, что способствует самостоятельному выбору дошкольниками альтернативных решений и планированию деятельности. Педагогу совместно с детьми необходимо проводить анализ предложенных ответов на проблемные вопросы и оценку предложенных решений. Основной формой организации дошкольников является игра, поэтому воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни старших дошкольников невозможно без игровых методов. Во время проведения таких сюжетно-ролевых игр, как «Больница», «Семья» следует формировать у дошкольников поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки одежды и постельного белья, ограничения времени просмотра телевизионных передач и игр за компьютером, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств. Также в воспитании ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста можно использовать такие игры, как:

- игры-эксперименты (цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков здорового образа жизни);

- дидактические игры (такие игры способствуют выполнению игровых действий и решении игровой задачи при помощи определенных правил);

- спортивные и подвижные игры (целью таких игр является повышение интереса к двигательной деятельности, а также развитие личностных и психофизических качеств детей.

3. Методы стимулирования. Данная группа методов побуждает детей к социально-одобряемому поведению. Сюда входят, соревнование, поощрение, наказание. Поощрение – это способ признания общественной положительной оценки поведения и деятельности воспитанника или группы детей. Для поддержания уверенности детей в собственных силах методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Наказание – это метод воспитания, направленный на сдерживание негативных действий и поступков, это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Видами наказания дошкольников могут быть замечание, порицание, индивидуальный разговор. С помощью данного метода воспитатель показывает уверенность в том, что плохие поступки ребенка не повторятся, тем самым провоцирует его на выбор правильной формы поведения. Соревнование – это метод направленный на познание опыта общественного поведения. Сравнивая свои результаты с успехами сверстников, дети более заинтересованы и прилагают все усилия для роста.

В последнее время в работе с детьми старшего дошкольного возраста очень часто применяется метод проектов. Главные особенности этого метода:

- вариативность задач, способствующих развитию самостоятельности и творчества детей;

- возможность детей применять знания и умения на практике;

- возможность публично представить результат деятельности детей.

Сущность этого метода заключается в способе достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта. Проекты по характеру преобладающей в проекте детской деятельности можно разделить на:

- творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

- исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов)

- информационно-практические (дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни;

- творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры).

Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей. Еще одной положительной стороной данного метода является то, что родители могут стать как активными участниками проектной деятельности, так и зрителями, оценивающими продукт данной деятельности. Сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи с целью воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста, предусматривает совместное определение целей и планирование работы в данном направлении, возможность каждого родителя приложить свои средства и усилия в данную работу, совместную оценку результатов работы. Важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с целью повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ, обучения методам и приемам формирования представлений детей о ЗОЖ, вовлечения в досуговые и оздоровительные мероприятия детского сада является реализация специальных мероприятий: изучение представлений родителей о ЗОЖ, консультации, практические занятия, наглядная агитация, открытые Дни здоровья.

Рассмотрим более подробно ряд форм взаимодействия с семьями воспитанников:

- информационные (справочно-информационная служба, объявления о спортивной жизни дошкольной образовательной организации, фотоотчеты, методические статьи по теме и советы для родителей, наглядная пропаганда здорового образа жизни);

- организационные (родительские собрания, анкетирование, конференции);

- просветительские (тематические встречи с привлечением медицинской сестры дошкольной образовательной организации, педагогические беседы, индивидуальные и групповые консультации инструктора по физической культуре);

- практико-ориентированные (показ и проведение совместных физкультурных занятий, участие родителей в спортивных праздниках, досугах и развлечениях, разработка и реализация детско-родительских проектов).

Среди перечисленных выше наиболее продуктивными соответствующими современным требованиям формами взаимодействия считаются формы совместного творчества детей, родителей и педагогов. Таким образом, воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста реализуется в таких формах как:

- совместная деятельность взрослого и детей – это занятия, режимные моменты, индивидуальная работа;

- самостоятельная деятельность детей;

- досуги, спортивные соревнования, праздники.

Средствами воспитания выступают различные виды деятельности при ведущей роли игры. Основу воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста составляют методы:

- методы формирования сознания;

- методы организации и формирования опыта поведения;

- методы стимулирования.

Для успешного становления ценностей здорового образа жизни необходимо тесное сотрудничество с семьями воспитанников, которое проходит в таких формах как: информационные; организационные; просветительские; практико-ориентированные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт педагогической работы «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни»

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...

Проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к животным родного края, занесенным в Красную книгу" (Самарская область)

проект позволяет познакомить детей старшего дошкольного возраста с животными Красной книги (Самарской области),  а также сформировать у них ценностное к ним отношение...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического развития»

Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогам является формирование ценностного отношения к здоровью детей в процессе образовательной деятельности....

Технологии формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью в условиях ДОУ

Статья на тему "Технологии формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью в условиях ДОУ"...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к культурному наследию Нижнего Новгорода в процессе проектной деятельности «Нижний Новгород 800».

Аннотация. В данной статье описывается педагогический опыт реализации проекта по формированию ценностного отношения к культурному наследию Нижнего Новгорода в рамках городской акции «Нижний 800...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью и приобщение их к здоровому образу жизни»

На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. У большинства взрослых слабый аспект двигательной активности, низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, недостаточная компетент...