Проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к животным родного края, занесенным в Красную книгу" (Самарская область)
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Свинцова Ольга Викторовна

проект позволяет познакомить детей старшего дошкольного возраста с животными Красной книги (Самарской области),  а также сформировать у них ценностное к ним отношение

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВПО Поволжский государственный университет сервиса

Центр дополнительного профессионального образования

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

по блоку:

«Модернизация региональной системы образования»

«Развитие профессиональных компетенций работников образования»

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к животным родного края, занесенным в Красную книгу»

Выполнили:

Свинцова О.В., воспитатель МБУдетский сад № 86 «Почемучка»
Малойкина М.С., воспитатель МБУдетский сад № 86 «Почемучка»

Старостина Н.Н., воспитатель МБУдетский сад № 86 «Почемучка»

Корчагина М.А., музыкальный руководитель МБУдетский сад № 86 «Почемучка»

Проверил:

ст. преподаватель

кафедры дошкольной педагогики и психологии ТГУ

Анфисова С.Е.

СОДЕРЖАНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА…………………………………………………... 3

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ……………………………………………………...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ……………………………………….

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ…………………………………………

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ……………………………………….

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………..

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Важным этапом формирования у детей любви к Родине, воспитания патриотических чувств следует считать накопление ими социального опыта и ценностного отношения к животным родного края, занесенным в Красную книгу. Любовь к Отчизне начинается с любви к малой родине – месту, где родился человек. Поэтому большое значение в работе с дошкольниками необходимо уделять ознакомлению с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Перед педагогами стоит задача – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему, а в особенности впечатления о мире животных.

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биосфере огромна. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. А получать эти знания он начинает уже в дошкольном возрасте.

Вопросами воспитания гуманного отношения к животным занимаются многие ученые, такие как Г.С. Розенберг, С.В. Саксонов, Н. В. Алешина, Н. В. Коломина, К. Михайлов.

Дети старшего дошкольного возраста не всегда понимают, что действия людей могут пагубно сказаться на численности диких животных, что ДИКОЕ животное – это не обязательно сильный и здоровый зверь. Множество животных требует к себе пристального внимания человека, его помощи. Следует обязательно познакомить дошкольников со способами сохранения вымирающих видов диких животных. Для этого детей следует познакомить со способами сохранения редких видов животных через занесение животных в Красную книгу, через  создание заповедников с подобающими для каждого вида диких животных условиями, через  своевременное оказание помощи раненым животным ветеринарами. Именно поэтому мы решили осветить проблему процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к животным родного края, занесенным в Красную книгу. 

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель проектируемого процесса:
формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к животным родного края, занесенным в Красную книгу

Задачи проектируемого процесса:

Задачи проектируемого процесса на детей:

  1. Вызвать у детей интерес к животным родного края, занесенным в Красную книгу
  2. Сформировать у детей знания и представления о видах диких животных, занесенных в Красную книгу
  3. Сформировать у детей умение применять полученные знания и представления в продуктивной деятельности (рисунках); коммуникативной деятельности; умении делать выводы о потребностях диких животных в еде, месте обитания, уходе при ранении

Задачи проектируемого процесса на родителей:

  1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к животным родного края, занесенным в Красную книгу

  1. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к бережному отношению с животными родного края, занесенными в Красную книгу

  1. Способствовать активному участию родителей в создании макета заповедника

Задачи проектируемого процесса на образовательную среду:

  1. Разработать подходы к созданию в группе образовательной среды, способствующей формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к животным родного края, занесенным в Красную книгу

  1. Пополнить предметно-пространственную (предметно-развивающую) среду коллекцией фигурок диких животных Самарской области, «Красной книгой Самарской области» (том 2), атрибутами для игр

  1. Поместить в родительский уголок информацию о зоовыставках, зоопарках, статьи о диких животных; подготовить буклеты для родителей со ссылками на интернет-ресурсы

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

ЗНАНИЯ – ОТНОШЕНИЯ - ДЕЙСТВИЯ

Цель: выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к животным родного края, занесенным в Красную книгу

Критерии:

  1. Когнитивный критерий 

Показатели:
1. Знания детей о видах диких животных родного края, занесенных в Красную книгу

2. Знания детей о месте обитания животных родного края, занесенных в Красную книгу

3. Представления детей об охране диких животных, бережном отношении к ним

  1. Эмоционально-мотивационый критерий 

Показатели:

1. Желание детей помочь животным

2. Интерес детей к животным родного края, их местообитанию

3. Эмоционально-положительное отношение детей к животным

  1. Деятельностный критерий 

Показатели:

1. Умение использовать полученные знания в продуктивной деятельности (рисунках)

2. Умение использовать полученные знания в составлении рассказов-описаний о животных, пересказе художественных произведений

3. Умение делать выводы о потребностях диких животных в еде, месте обитания, уходе при ранении

Методы исследования (диагностики):

  1. Флеш-игра «Защитник животных», http://classtools.net/widgets/quiz_3/oxe4B.htm, автор Свинцова О.В.
  2. Упражнение «Юный эколог», http://learningapps.org/display?v=7b3xx7qk,  автор Свинцова О.В.
  3. Диагностика экологических знаний старших дошкольников (основана на методике О. Соломенниковой, журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004г, с. 21)


ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Этапы

Цель, задачи

Способы и формы работы

Деятельность

Результат

Педагога

Детей

Продукт

Эффект

I этап

Когнитивный

Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания и представления о животных родного края, занесенных в Красную книгу

Задачи:

1. Сформировать знания детей о видах диких животных родного края, занесенных в Красную книгу

2. Сформировать знания детей о месте обитания животных родного края, занесенных в Красную книгу

3. Дать детям представления об охране диких животных, бережном отношении к ним

1. Беседа «Что такое Красная книга?»

2. Чтение художественной литературы

Д/игра

3. Беседа «Почему нужно защищать диких животных?»

1. Рассказывает о Красной книге Самарской области

2. Подбирает художественную литературу о месте обитания животных родного края, занесенных в Красную книгу Подготавливает д/и «Угадай, где чей домик»;

3. Подбирает художественную литературу об охране диких животных, бережном отношении к ним

1. Рассматривают картинки из «Красной книги Самарской области», обсуждают увиденное и прочитанное

2. Слушают художественную литературу; играют в дидактическую игру «Угадай, где чей домик»

3. Рассматривают картинки из книги «Заповедники России», обсуждают увиденное и прочитанное

Подборка литературы по формированию у детей старшего дошкольного возраста знания и представления о животных родного края, занесенных в Красную

1. У детей сформированы знания о видах диких животных родного края, занесенных в Красную книгу

2. У детей сформированы знания о месте обитания животных родного края, занесенных в Красную книгу

3. Дети получили представления об охране диких животных, бережном отношении к ним

II этап

Эмоционально-мотивационный этап

Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-положительное отношение к животным родного края, занесенным в Красную книгу

Задачи:

1. Вызвать у детей желание помочь животным

2. Вызвать у детей интерес к животным родного края, их местообитанию

3. Вызвать у детей

Эмоционально-положительное отношение к животным

1. Чтение сказки Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

2. Мероприятие-посещение зоопарка

Посещение леса

Беседа

Творческая мастерская (Создание макета заповедника)

3. Рассматривание птички в клетке

Беседа «Вот какие наши животные»

1. Продумывает вопросы

2. Подбирает информацию для родителей о зоопарках, зоовыставках, создает буклеты со ссылками на интернет-ресурсы

Рекомендует родителям посещение с детьми леса

Беседует с детьми о впечатлениях об увиденном

Помещает материалы в творческую мастерскую, в том числе коллекцию фигурок диких животных Самарской области для создания макета

3. Помещает в живой уголок птицу в клетке

Продумывает вопросы о домашних животных детей

1. Слушают и обсуждают сказку

2. Посещают зоопарк

Посещают лес с родителями

Обсуждают увиденное

Создают макет заповедника совместно с родителями

3. Наблюдают за птичкой в клетке

Составляют рассказы о своих домашних животных

Макет заповедника

1. У детей появилось желание помочь животным

2. У детей появился интерес к животным родного края, их местообитанию

3. Дети

эмоционально-положительно относятся к животным

III этап

Деятельностный этап

Цель: побуждать детей старшего дошкольного возраста применять знания о животных родного края, занесенных в Красную книгу в деятельности

Задачи:

В соответствии с показателями деятельностного критерия

1. Формировать у детей умение использовать полученные знания в продуктивной деятельности (рисунках)

2. Формировать у детей умение использовать полученные знания в составлении рассказов-описаний о животных, пересказе художественных произведений о животных

3. Побуждать детей

делать выводы о потребностях диких животных в еде, месте обитания, уходе при ранении

1. Продуктивная деятельность (рисование)

2. Пересказ сказки Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

Рассказ-описание собственных рисунков детьми

Выставка рисунков

3. С/р игра «Доктор Айболит»

1. Подготавливает материалы для художественной деятельности

2. Подготавливает вопросы

Оформляет выставку детских рисунков

3. Подготавливает атрибуты для с/р игры

1. Создают рисунки по теме

2. Пересказывают сказку

Составляют рассказ-описание собственных рисунков

3. Участвуют в с/р игре

Рисунки диких животных для выставки

1. У детей сформировано умение использовать полученные знания в продуктивной деятельности (рисунках)

2. У детей сформировано умение использовать полученные знания в составлении рассказов-описаний о животных, пересказе художественных произведений о животных

3. У детей сформировано умение

делать выводы о потребностях диких животных в еде, месте обитания, уходе при ранении


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ

  • Внести в штатное расписание специалиста по экологическому воспитанию

  • Повысить квалификацию педагогов в процессе самообразования (Изучение книг «Красная книга Самарской области» Розенберга и С.В. Саксонова, «Заповедники России» Михайлова К.)

  • Участие в открытых мероприятиях, мастер-классах

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

  • Выделить внебюджетные средства на приобретение коллекции фигурок диких животных Самарской области для создания макета

  • Привлечь родителей к приобретению билетов в зоопарк

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

  • Приобрести материал для создания макета и рисунков

  • Приобрести модуль для организации выставки рисунков

ПРАВОВЫЕ РЕСУРСЫ

  • Утверждение проекта методическим советом МБУ

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

  • Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к животным родного края, занесенным в Красную книгу»

  • Разработка перспективно-календарного планирования непосредственно образовательной деятельности по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к животным родного края, занесенным в Красную книгу»

  • Разработка диагностического пакета на выявление уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к животным родного края, занесенным в Красную книгу

ЛИТЕРАТУРА

  1. Красная книга Самарской области. Т.2. Редкие виды животных / Под ред. Г.С. Розенберга, С.В. Саксонова, 2009г.
  2.  «Заповедники России», Под ред. Михайлова К, 2009г.
  3. «Серая Шейка»,  Д.Н Мамин-Сибиряк, 2011г.

  1. http://classtools.net/widgets/quiz_3/oxe4B.htm, Флеш-игра «Защитник животных», автор Свинцова О.В.
  2. http://learningapps.org/display?v=7b3xx7qk, Упражнение «Юный эколог»,  автор Свинцова О.В.
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004г, с. 21)
  4. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспекты занятий», Н. В. Алешина ,2008 г.
  5. «Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий», Н. В. Коломина, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт педагогической работы «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни»

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического развития»

Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогам является формирование ценностного отношения к здоровью детей в процессе образовательной деятельности....

Технологии формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью в условиях ДОУ

Статья на тему "Технологии формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью в условиях ДОУ"...

Статья "Технологии формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью в условиях ДОУ"

Статья "Технологии формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью в условиях ДОУ"...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем «Люби и знай свой край»

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем«Люби и знай свой край»...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к культурному наследию Нижнего Новгорода в процессе проектной деятельности «Нижний Новгород 800».

Аннотация. В данной статье описывается педагогический опыт реализации проекта по формированию ценностного отношения к культурному наследию Нижнего Новгорода в рамках городской акции «Нижний 800...