Игры для детей в летний оздоровительный период
методическая разработка

Морозова Наталья Николаевна

В данном материале представлен примерный перечень игр для детей в летний оздоровительный период, с описанием правил игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_letom.docx46.69 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

Морозова Наталья Николаевна

Игры для детей в летний оздоровительный период

Игра «Море волнуется»

Участники игры разбегаются по площадке, останавливаются друг от друга на расстоянии один метр, и каждый свое место обозначает кружком. Ведущий ходит между играющими, выполняя разнообразные движения. Он подходит к игрокам и со словами «Море волнуется» кладёт руку на плечо игрока. Все, до кого дотронулся ведущий, идут за ним, выполняя те же движения. Так играющие все уходят со своих мест. Ведущий уводит их как можно дальше от кружков. Затем неожиданно останавливается, поворачивается к играющим и быстро говорит: «Море спокойно». Ведущий и играющие бегут занимать кружки. Тот, кто не успел занять кружок, становится ведущим.

Игра «Ошибся»

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два на расстоянии 10 – 20 метров друг от друга. В 2 – 3 шагах от города проводят игровые линии, с левой стороны отмечают место плена.
Дети делятся на две группы, идут в свой город, становятся друг за другом лицом к линии города. По сигналу взрослого первые номера бегут к городу своих противников, добегают до игровой линии, становятся на нее одной ногой и быстро возвращаются в свой город. Игроки, стоящие в командах вторыми, догоняют убегающих. Если им удается убегающих осалить, то уводят их в плен, сами же становятся последними в своем ряду. Затем к городу противника бегут третьи номера, а четвертые их догоняют, и так далее.
Если игрок, который догоняет, выбегает за черту города раньше, чем противник наступил ногой на игровую черту, ему кричат: «Ошибся!» Он должен вернуться в город, стать на свое место и только потом начать догонять противника. Догоняющим не всегда удается осалить тех, кто убегает. В этом случае они возвращаются в свой город и становятся последними в ряду. Выигрывает та группа, в которой осталось больше игроков.

Правила.

1. За игровой линией пятнать противника не разрешается.

2. Второй игрок начинает преследовать противника только после того, как он наступил ногой на игровую линию.

3. Игроки могут освободить своего товарища из плена, если ударят его по ладони протянутой руки.

Игра "Щука и караси"

На противоположных сторонах отмечают место норы, где от щуки прячутся караси. Щука живет в камышах. Перед началом игры все караси собираются в одной норе. По сигналу они «выплывают» из укрытия и стараются перебраться на противоположную сторону реки. Щука выходит на охоту. Пойманные караси из игры не выходят, они берут друг друга за руки и становятся на середину игровой площадки, образуя сеть. Оставшиеся караси, «переплывая» с одной стороны площадки на другую, проходят через сеть. Пойманных становится все больше, сеть – все длиннее. Тогда из сети делают корзинку – играющие становятся в круг. Участники игры при перебежке обязательно забегают в корзину. Игра закончится, когда щука переловит всех карасей.

Правила.

1. Щука не должна заплывать в сеть и в корзину за карасями.

2. Осаленные игроки могут сделать сеть, когда их не менее 3 – 4 человек. Если щука в начале игры осалила, например, только одного человека, то он стоит в стороне и ждет, когда их будет больше. Если играющих много, сеть можно натянуть в два ряда.

Игра «Медведи с цепью»

На игровой площадке очерчивается круг – это берлога, где живут два медведя. Играющие ходят по площадке, наблюдая за берлогой. Медведи ждут удобного случая, выбегают неожиданно на площадку, держась за руки, догоняют играющих. Если они осалили игрока, то громко называют его по имени, берут за руки и быстро убегают в берлогу. Играющие могут выручить товарищей: если они догонят медведей и дотронутся до руки одного из них, то медведь отпускает пойманного.

Игра «Уголки»

Для этой игры нужно нарисовать четырехугольник. Участников 5 человек, один из них водящий, а четверо занимают уголки. Водящий подходит к одному из игроков и говорит: «Кумушка, дай ключ!» Стоящий в углу отвечает: «Иди, вон там постучи!» В это время остальные игроки перебегают из угла в угол. Если водящий успеет занять угол, то на его место становится игрок, который остался без угла.

Вариант.

Играющие становятся в круг, каждый свое место отмечает камешком или очерчивает маленький кружок. В центре большого круга стоит водящий. Он подходит к одному из играющих и говорит: «Кумушка, дай ключ!» Ему отвечают: «Иди, вон там постучи!» Пока водящий идёт к следующему игроку, дети меняются местами. Водящий должен не зевать и постараться занять кружок. Игрок, оставшийся без места, становится водящим.


Игра «Зайцы в лесу»

Для игры выбирают зайцев и лису, остальные дети – деревья. На противоположных сторонах площадки проводят линии – это поля. На одном из них перед началом игры собираются зайцы.
Дети, изображающие деревья, становятся друг от друга на расстоянии, позволяющем им взяться за руки. Лиса живёт в норе на краю леса (нору обозначают кружком).

Зайцы вбегают в лес, им нужно перейти с одного поля на другое, но за ними охотится лиса. Она старается поймать зайцев, пойманных уводит в свой дом. Лисе по лесу мешают бежать деревья: дети берут друг друга за руки, приседают, наклоняются, размахивают руками. Зайцы между деревьями проходят свободно. Игра заканчивается, когда все зайцы перейдут на противоположную сторону. Начиная игру повторно, дети выбирают снова зайцев и лису.

Правило.

Пойманные зайцы до конца игры находятся в норе у лисы.

Игра «Пирожок»

Играющие становятся друг за другом, держась за пояс. Впереди стоит булочник – он ведущий, последний – пирожок. К булочнику подходит покупатель и спрашивает: «Где мой пирожок?» Булочник отвечает: «За печкой лежит». Последний игрок – пирожок кричит: «Я бегу, бегу!» С этими словами он бежит в сторону ведущего, а покупатель старается его поймать. Если пирожок успеет стать впереди ведущего, он становится булочником, а последний пирожок будет пойман, то он выполняет роль покупателя, а покупатель – булочника.

Правило.

Покупатель не должен стоять на одном месте, после слов «За печкой лежит» он бежит в конец колонны и ловит пирожок.

Игра «Казаки и разбойники»

Играющие делятся на две группы. Одна по жребию изображает казаков, другая – разбойников. Разбойники разбегаются и прячутся. Казаки имеют свой дом (стан). Они уходят на ловлю разбойников, одного казака оставляют сторожить стан. Пойманных разбойников казаки приводят в стан. Игра кончается, когда все разбойники становятся казаками.

Игра «Удочка»

Играющие становятся в круг, на расстоянии вытянутых в стороны рук. Ведущий находится в центре круга. Он вращает по кругу скакалку или шнур, к концу которого привязан груз, мешочек с песком, чурка (удочка). Играющие подпрыгивают на месте в тот момент, когда удочка приближается к ногам. Тот, чьих ног коснется удочка, считается проигравшим, но из игры он не выбывает. После этого делается небольшая пауза, а затем игра возобновляется.

Игра «Прятки с домом»

На игровой площадке очерчивается дом. Выбранный детьми водящий становится около дома, закрывает глаза и ждет, пока все спрячутся. По сигналу идет искать детей. Каждого найденного он громко называет по имени, тот быстро выбегает из укрытия и бежит к дому, водящий его догоняет и старается запятнать. Запятнанный игрок становится водящим.

По ходу игры бывает так, что найденный успел добежать до дома незапятнанным, тогда водящий снова водит, а играющий прячется вместе со всеми.

Игра «Пожмурки»

На игровой площадке отмечают дом для водящего – жмурильщика. Он становится в дом, отворачивается, закрывает глаза, все играющие разбегают и прячутся. Водящий выходит на поиски, найденного называет по имени и быстро бежит к своему дому. Игрок, которого нашли, старается догнать водящего и осалить его до того, как он забежит в дом. Если это ему удается, то он кричит: «На кашу!» Все играющие выходят из укрытий, становятся вокруг водящего и говорят слова: « Ем, ем кашку, ем соломашку.

Ешь с нами, Апонас, догоняй нас!»

После этих слов ребята разбегаются, а водящий их догоняет. Кого он запятнал, тот становится водящим. Если водящий добежал до дома и его не запятнали, то он идет прятаться, а найденный становится на его место.

Игра «День и ночь»

На площадке проводится линия. Играющие делятся на две равные команды и становятся спиной одна к другой по обе стороны проведенной линии на расстоянии одного шага от неё.
Одна команда – «День», другая – «Ночь». Напротив каждой команды за 15 – 20 шагов от средней линии чертятся линии «домов». По сигналу ведущего «День!» дети команды «Ночь» убегают в свой дом, а команда «День» ловит их и наоборот. Пойманные игроки подсчитываются и снова становятся к своей команде и игра начинается сначала. По числу пойманных игроков определяют, чья команда победила. Игра повторяется.

Игра «Лапти»

На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 метров. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и становится у кола. Участники игры становятся за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову каждый перебрасывает какой-либо предмет (например, мешочек с песком). Повернувшись к водящему, спрашивают его: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет». Играющие спрашивают его еще раз: «Сплели лапти?» - и слышат тот же ответ. Спрашивают в третий раз: «Сплели лапти?» - «Сплели!» - отвечает водящий. Тогда дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает по кругу и пытается запятнать играющих. Тот, кого водящий запятнал, становится на его место. Играющие берут свои предметы и игра начинается сначала.

Иногда водящему, сколько не бегает по кругу, запятнать играющих не удается, и он вновь водит. Игра проходит веселее, если в центре круга брошенные вещи охраняют двое водящих.

Правила.

1. Водящий бегает по кругу только на длину вытянутой веревки, за круг забегать ему не разрешается.

2. Если играющему не удалось взять свой предмет, то он выходит из игры.

3. Играющим за кругом разрешается переходить с одного места на другое.

4. Салить играющих водящий может только в круге.

Игра «Ловишка, бери ленту»

Играющие становятся в круг, каждый получает по ленточке, которую закладывают сзади за пояс или ворот. В центре круга находится ловишка. По сигналу взрослого «Раз, два, три, беги!» дети разбегаются по площадке, ловишка бегет за играющими, стремясь больше собрать ленточек. Дети, лишившиеся ленточки, отходят в сторону. По сигналу «Три, четыре, пять, будем ленточки считать» дети останавливаются и считают ленточки. Затем игра продолжается с другим ловишкой.

Игра «Ловлю птиц на лету»

Один из играющих – птицелов, он стоит лицом к стене. Играющие делятся на группы по нескольку человек и договариваются, каких птиц они будут изображать. Затем подходят к птицелову и спрашивают: «Мы сороки, где наш дом?»; «Мы галки, где наш дом?» Птицелов называет место, где должны жить птицы, и дети занимают свои дома.

На слова птицелова «Ловлю птиц на лету!» - птицы «летают» в разных направлениях по площадке, весело кричат. Птицелов их ловит. Пойманный игрок становится птицеловом, птицы «разлетаются» по своим домам. Игра повторяется.

Правила.

1. Птицы должны «вылетать» из своего дома только после слов птицелова и «летать» по всей площадке.

2. Каждая группа занимает только свой дом.

3. Тот, кто ошибется, выходит из игры.

Игра «Городок»

На земле чертят квадрат – городок, каждая сторона которого 6 – 10 шагов. Играющие делятся на две равные группы. Игроки одной группы идут в городок, другой – остаются в поле, становятся вокруг городка. Игроки поля, перебрасывая друг другу мяч, стараются в удобный момент осалить кого – либо внутри городка. Тот, кого осалили, выходит из игры. Если игрок поля промахнулся, он также выходит из игры. Игра заканчивается, когда одна из групп потеряет всех игроков. Затем они меняются, игра продолжается. Она будет интереснее, если играть с 2 – 3 мячами.

Правила.

1. Игрокам городка не разрешается выходить за его границы.

2. Игрокам поля не разрешается долго задерживать мяч и переходить с места на место.

Игра «Шлепанки»

Дети становятся в круг лицом к центру на расстоянии одного шага друг от друга. Выбирают водящего – считают до пяти: пятый – водящий. Он выходит в центр круга, называет по имени одного из играющих и бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Тот, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлепает ладонью), стоя на одном месте. Число отбиваний мяча по договоренности, но не более пяти, чтобы игрокам не приходилось долг стоять в ожидании. После отбиваний мяча игрок перебрасывает его водящему. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не уронит мяч. Тот, кто уронил мяч, становится на место водящего. Играть можно в два – три мяча, тогда выбирают двух – трех водящих.

Игра "Шарильщик"

На земле чертят два круга на расстоянии 10 – 15 метров один от другого. В одном круге стоят все играющие, а шарильщик – водящий находится в поле. Один из игроков подходит к границе круга, с силой ударяет мячом о землю так, чтобы он отскочил как можно выше, и быстро бежит в соседний круг. Шарильщик ловит мяч на лету или с отскока о землю и старается осалить бегущего. Если он осалил игрока, то становится в первый круг к играющим, а осаленный становится шарильщиком. Если же мяч пролетел мимо бегущего, то водящий – шарильщик по-прежнему остается в поле. Он поднимает мяч, передает его в круг, где стоят играющие, и игра продолжается. Заканчивается игра, когда все дети из первого круга перебегут во второй.

Правила.

1. Вместе с игроком, бросившим мяч в поле, могут перебегать и другие дети, но их должно быть не более трех.

2. Шарильщик бросает мяч в убегающих с того места, где он его поймал.

3. Играющие остаются во втором круге до конца игры.

Игра «Светофор»

Изготавливаются кружки (диаметром 10 см) красного, зеленого и желтого цвета, которые прикрепляют к палочкам.

Ученики стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на желтый встают, на зеленый маршируют на месте.

Во время движения в колонне по одному в обход площадки упражнения изменяются: красный – все стоят, желтый – продвигаются в приседе, зеленый – продвигаются на носках.
За каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто наберет меньше штрафных очков.

Игра «Запрещенное движение»

Дети становятся в круг. Учитель показывает, какие движения им нельзя делать, например, поднимать руки вверх, хлопать в ладоши, стоять на одной ноге. Затем учитель показывает различные движения, которые дети должны точно повторять. Неожиданно для детей он показывает запрещенное движение. Тот, кто по невнимательности повторит запрещенное движение, делает шаг назад из круга, но в игре участвует и при каждой повторной ошибке делает по шагу назад, а после пяти ошибок выбывает из игры.

Игра «Гуси – Лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные – гуси – лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой – волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей:

- Гуси – лебеди, домой!

Гуси отвечают:

- Серый волк под горой не пускает нас домой!

- Что он там делает?

Сереньких, беленьких рябчиков щиплет.

- Ну, бегите же домой!

Гуси бегут домой, а волк их ловит. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

Правила.

1. Гуси могут «лететь» домой, а волк ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

2. Гуси, выходя в поле, должны разойтись по всей площадке.

Игра «Хитрая лиса»

Играющие становятся в круг на расстоянии одного шага друг от друга и закрывают глаза. Водящий за спинами детей быстро обходит круг и дотрагивается до одного из играющих, который становится «хитрой лисой». Затем учитель разрешает детям открыть глаза, дети внимательно смотрят, кто из них лиса и три раза спрашивают хором: «Хитрая лиса, где ты?» и смотрят друг на друга (хитрая лиса тоже спрашивает). Когда дети в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», хитрая лиса быстро вбегает в круг, поднимает руки и говорит: «Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманных лиса отводит к себе в дом. После того, как лиса поймала 3 – 4 игроков, учитель говорит: «Раз, два, три, в круг скорей беги!» Дети становятся в круг и, взявшись за руки, спокойно идут по кругу. Взрослый продолжает: «Три, четыре, пять, будем пойманных считать!» Дети останавливаются, все пойманные выходят в круг и дети хором их считают. Игра снова продолжается.

Игра «Три движения»

Играющие образуют полукруг. Ведущий показывает три движения. Первое – руки сгибает в локтях, кисти на уровне плеч; второе – руки поднимает вперед на уровне плеч; третье – руки поднимает вверх. Играющие повторяют за ним все движения несколько раз, чтобы запомнить номер каждого из них. Затем начинается игра. Ведущий показывает одно движение, называя при этом номер другого. Играющие должны выполнять те движения, которые соответствуют названному номеру, а не те, которые показывает учитель. За каждую ошибку игрок получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Игра «Лошадки»

Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения. Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачиваются налево, направо и т.д.

На слова ведущего: «Лошадки, в разные стороны!» - кучер отпускает вожжи, и лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова: «Найти своего кучера!» они как можно быстрее находят своего кучера. При повторении игры в каждой тройке кучер меняется.

Правила.

1. Лошадки должны точно выполнять все команды.

2. Кучер, чьи лошадки ошибаются, получает штраф – к его вожжам привязывают синюю ленточку.

Самой трудной в этой игре является роль водящего, который придумывает для лошадок различные движения. Поэтому первый раз роль водящего выполняет взрослый. Игра заканчивается, как только в тройке играющих все выполнят роль кучера. В конце игры отмечается лучшая тройка.

Игра «Палочка – Выручалочка (Чёрная палочка)

Дети по считалке выбирают водящего. Он бегает от них и становится лицом к стене. У стены лежит палочка – выручалочка. Водящий берёт палочку, стучит по стене и говорит: « Палочка пришла, никого не нашла, кого первого найдет, тот за палочкой пойдет!» После этих слов он ставит палочку у стены и идёт искать. Заметив одного из играющих, громко называет его по имени, быстро подбегает к стене, берет палочку, стучит ею по стене и кричит: «Палочка – выручалочка нашла…» (называет по имени играющего). Так водящий находит всех детей. При повторении игры должен водить тот, кто был найден первым.
Если игрок, которого нашли, добежит до палочки – выручалочки раньше водящего, он быстро берёт палочку и со словами: «Палочка, выручи меня!» - стучит ею по стене, затем бросает её как можно дальше и, пока её ищет водящий, прячется. Водящий находит палочку, возвращается к условленному месту, стучит ею по стене и громко говорит: «Палочка пришла, никого не нашла, кого первого найдёт, тот за палочкой пойдёт!»

Правила.

1. Водящий не должен подсматривать, куда дети прячутся.

2. Водящий говорит слова медленно, чтобы все дети могли спрятаться.

3. Он должен искать по всей площадке, не стоять возле палочки – выручалочки.

4. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку – выручалочку и ставит её на место.

Эту игру хорошо проводить летом на лесной опушке. Обязательно нужно ограничить игровую площадку и показать детям несколько мест, где они могут спрятаться (за кусты, деревья, пеньки, в канавку, в высокую траву). Для проведения игры нужно сделать палочку – выручалочку из дерева длиной 50 – 60 сантиметров, покрасит её в яркий цвет, чтобы она хорошо была видна в зелёной траве.
Усложнение к игре. Можно выручить игрока, которого нашёл водящий. Для этого кто-нибудь из играющих должен незаметно выйти к палочке – выручалочке, постучать ею по стене со словами: «Палочка – выручалочка, выручи…» - и назвать по имени выручаемого. Палочку следует бросить как можно дальше, и, пока водящий ищет её, дети вновь прячутся.

Игра «Волк во рву»

По середине площадки проводятся две параллельные линии, на расстоянии 2 м одна от другой – это «ров». По краям площадки на расстоянии 1 – 2 шагов от ее границы очерчивается «дом коз». Назначается один из играющих «волком», остальные дети изображают «коз». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становится в ров.

По сигналу ведущего «Волк во рву!» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк в это время, не выходя изо рва, старается их поймать (коснуться). Пойманных он отводит в угол рва. Затем ведущий снова говорит: «Волк во рву!» Козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая ров. После 3 – 4 перебежек пойманные козы возвращаются в свой дом, назначается другой волк и игра продолжается.

Игра «Стадо»

Играющие выбирают пастуха и волка, все остальные – овцы.

Дом волка в середине площадки, а у овец два дома – на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха: «Пастушок, пастушок, заиграй во рожок! Травка мягкая, роса сладкая. Гони стадо в поле, погулять на воле!»

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха «Волк!» овцы бегут в дом – на противоположную сторону площадки. Пастух становится на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Правила

1. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли.

2. Волк овец не ловит, а салит рукой.

3. Пастух только заслоняет овец от волка, но не должен задерживать его рукой.

Игра «Горячее место»

На площадке проводят линию, за которой находится горячее место. В 3 – 4 шагах от него становится водящий. Дети расходятся по игровому полю. Играющим нужно перебежать с игрового поля в горячее место и вернуться обратно, но водящий их не пускает. Тот, кого он осалил, остается за чертой в горячем месте. Как только водящий осалит шестого игрока, игра заканчивается. Все идут в поле, а шестой игрок становится водящим. Побеждают те игроки, кому удалось несколько раз пробежать в горячее место.
Там, где горячее место, лежат ленточки. Играющие, кому удалось пробежать в горячее место, берут по ленточке. В конце игры по количеству ленточек можно узнать, кто из игроков самый смелый и ловкий. Если игрока с ленточками все – таки осалят, он одну ленточку кладет на место и остается за чертой.

Игра «Перебежки»

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два дома, расстояние между ними 10 – 20 метров. Участники игры делятся на две равные группы и занимают дома. В середине площадки стоит водящий. Игрокам нужно из одного дома перейти в другой. Водящий их не пропускает, он старается осалить перебегающих. Осаленный выходит из игры. Побеждает та группа, в которой оказывается большее число игроков в конце игры.

Игра «Стоп»

На одной стороне площадки очерчивается круг (диаметром около метра) – место для водящего. На расстоянии 20 – 30 шагов от круга, на противоположном конце площадки, проводится линия кона, за ней стоят играющие.

Водящий, стоя спиной к кону, громко говорит: «Быстро шагай, смотри, не зевай… Стоп!» Когда он говорит эти слова, дети быстро идут к нему, но на слове «Стоп!» замирают на месте. Водящий быстро оглядывается и, заметив того, кто вовремя не успел остановиться и сделал после слова «Стоп!» движение, возвращает его за линию кона. Водящий снова поворачивается спиной и говорит слова, а дети начинают движение с того места, где их застал сигнал «Стоп!».

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из участников игры не станет двумя ногами в круг раньше, чем водящий произнесет слово «Стоп!». Тот, кто это сделал, становится водящим, и игра повторяется.

Правила.

1. Водящему не разрешается оглядываться назад до слова «Стоп!».

2. Он может говорить фразу: «Быстро шагай, смотри, не зевай…Стоп!» в любом темпе, но громко.

3. Играющие начинают движение одновременно со словами водящего. Разрешается передвигаться только шагом.

Игра «Тише едешь – дальше будешь! Раз, два, три…»

Участники игры выстраиваются в шеренгу в 20 – 30 шагах от стены или какого-нибудь дерева, где стоит водящий – спиной к ребятам: он закрывает глаза и громко, четко произносит такие слова: «Тише едешь – дальше будешь! Стоп!»

В этот момент играющие делают несколько шагов по направлению к водящему. При слове «стоп» играющие останавливаются, а водящий оглядывается: если он заметит, что кто-то из играющих не успел остановиться или шевельнулся, то отсылает таких назад – в исходное положение.
Затем снова поворачивается лицом к стене. Закрывает глаза и говорит те же слова.
Когда кому-то из играющих удастся подойти к водящему вплотную, он слегка ударяет его рукой по плечу, и все убегают за линию исходного положения. Водящий догоняет убегающих – кого он успеет осалить, тот становится водящим. И игра начинается сначала.

Игра «Горелки»

Участники игры становятся парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники игры говорят нараспев слова: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Стой подоле, гляди в поле: ходят грачи да едят калачи. Птички летят, колокольчики звенят!»
Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны – один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!» Двое детей бегут вперед, ловко увертываясь от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит».
Если водящий и при повторении игры не поймает бегущих, тогда он «горит» во второй раз, и так далее. Но если водящему удается поймать одного из убегающих, он становится с ним впереди всей колонны, а «горит» тот, кто остался без пары. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

Правила.

1. Водящий не должен поворачиваться назад.

2. Он догоняет убегающих сразу же после слов: «Беги, как огонь!»

3. Игроки последней пары начинают бег только с последними словами: «Колокольчики звенят».

Игра «Кошка и мышка»

Перед началом игры выбирают кошку и мышку, остальные берут друг друга за руки и становятся в круг. Кошка стоит за кругом, мышка – в круге. Кошка старается войти в круг и поймать мышку, но играющие закрывают входы перед ней. Она старается подлезть под ворота, играющие приседают и не пропускают её в круг. Когда наконец кошка проберется в круг, дети сразу же открывают ворота и мышка выбегает из круга. А кошку они стараются из круга не выпускать. Если же кошка поймает мышку, то они становятся в круг, а играющие выбирают новых кошку и мышку.

Если кошка долго не может поймать мышку, выбирается новая пара.

Правила.

1. Кошка может поймать мышку, как в круге, так и за кругом.

2. Играющие открывают ворота только для мышки.

Игра «Подстенка»

Дети (не более 4 человек) становятся друг за другом, лицом к стене. Первый игрок (водящий) бросает мяч в стену, стоящий за ним ловит. Поймав мяч, он бросает его в стену, а ловит первый игрок. Затем первый снова бросает мяч, но так, чтобы отскочив, он долетел до третьего игрока. Третий ловит его и бросает в стену, первый ловит мяч и снова бросает так, чтобы он, отскочив от стены, перелетел через головы всех играющих и достиг четвертого игрока, который должен поймать мяч.

После этого играющие меняются местами: первый становится последним, второй – первым и т.д.

Игра заканчивается, когда все играющие выполнят роль водящего.

Правила.

1. Играющим разрешается при ловле мяча сходить с места, ловить мяч с отскока от земли.

2. Тот, кто мяч не поймал, выходит из игры.

Игра «Перебрасывание мяча»

Участники игры делятся на две группы, не более 10 человек в каждой, становятся за линиями друг напротив друга на расстоянии от трех до пяти метров. По жребию право начать игру получает игрок одной из групп. Он называет по имени одного из игроков и бросает ему мяч. Тот ловит и сразу же перебрасывает мяч игроку на противоположную сторону, назвав его по имени. Если играющий не поймал мяч, он выходит из игры, а право продолжать игру остается за командой, которая подавала мяч. Побеждает та команда, в которой осталось больше игроков.

Правила.

1. При ловле мяча играющий не должен заходить за черту.

2. Игрок выходит из игры, если он не поймал мяч.

3. Не разрешается долг задерживать мяч в руках; если это правило играющий нарушил, мяч передается другой группе.

Вариант.
Дети делятся на две равные группы, становятся друг против друга на расстоянии 3 – 5 метров и начинают перебрасывать мяч. Если тот, кому брошен мяч, его не поймал, он переходит из своей команды и становится рядом с игроком, который бросал ему мяч. Побеждает та команда, в которой оказывается больше игроков.

Игра «Зевака»

Дети становятся в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен ловить. Мяч перебрасывают, пока кто-то из игроков его не уронит. Тот, кто уронил мяч, становится в центр круга и по заданию играющих выполняет 1 – 2 упражнения с мячом.

Правила.

1. Если играющий при выполнении упражнения уронит мяч, ему дается дополнительное задание.

2. Мяч разрешается перебрасывать друг другу только через центр круга.

Игра «Мяч капитану»

Дети становятся в 3 – 4 колонны перед обозначенной линией с равным числом играющих на расстоянии 2 м. Напротив каждой колонны в 3 – 4 м от нее становятся капитаны с мячом. По сигналу ведущего капитаны бросают мяч стоящему впереди своей колонны, тот ловит и таким же способом бросает мяч капитану, а сам быстро становится в конец своей колонны. Следующий игрок подходит к линии, ловит мяч и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание (3 – 4 раза, сменяя капитанов).

Игра «Старые лапти»

На одной стороне площадки проводят черту – это город, где находятся все играющие. Пространство за городом – игровое поле. Дети становятся к черте и прокатывают мячи в сторону поля. Чей мяч дальше укатился, тому и водить. Мячи остаются на игровом поле, только водящий берет один мяч. Он ждет, когда за мячами будут выходить играющие, и всех, кто переходит черту города, старается осалить мячом. Когда водящий промахнется, он догоняет мяч, а играющие стараются взять свои мячи и убежать за черту. Если играющих не осалили, то они еще раз прокатывают мячи, а водящий в этом случае остается прежним. Если же кого-то осалили, то осаленный становится водящим.

Правила.

1. Играющие должны брать с игрового поля только по одному мячу.

2. Водящему разрешается на игровом поле переходить с одного места на другое.

Игра «Летучий мяч»

Играющие образуют круг, водящий находится в середине круга. По сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга. Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если ему это удалось, то он становится в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим.

Правила.

1. Играющим разрешается при ловле мяча сходить с места.

2. Играющие не должны задерживать мяч.

3. Водящий не может коснуться мяча, когда он находится в руках у игрока.

Игра «Мяч с топотом»

Участники игры делятся на две группы и становятся друг напротив друга на расстоянии 4 – 6 метров. На середину поля кладут любой предмет. Игру начинает по жребию первый игрок любой из команд. Он называет по имени игрока из второй команды, бросает ему мяч и быстро бежит на середину поля, останавливается у предмета, топает ногами и возвращается на свое место. В это время игрок, поймавший мяч, старается его осалить. Если он промахнется, то переходит сам в первую группу, если же попадает мячом, то осаленный переходит во вторую группу. Побеждает группа, в которой окажется больше детей.

Игра «Мяч по кругу»

Дети становятся в круг на расстоянии одного шага друг друга. В середине круга водящий. Один из играющих берет мяч. По сигналу учителя «Начинай!» дети передают мяч друг другу в одном направлении. По сигналу учителя «Мяч ведущему!» последний ребенок, получивший мяч, бросает его водящему. Поймав мяч, водящий говорит: «Беги!» Все играющие разбегаются по площадке, а водящий бросает мяч в убегающих. Тот, в кого попал мяч, временно выходит из игры. По сигналу «В круг скорей беги!» все дети становятся в круг, и игра возобновляется, только мяч передается по кругу в другом направлении.

Игра «Круг»

Все играющие, кроме водящего, становятся в круг и перебрасывают мяч друг другу, называя по имени того, кто должен его ловить. Водящий стоит в середине круга и старается ударить рукой по летящему над ним мячу. Как только задержанный таким образом мяч упадет на землю, играющие разбегаются, а водящий быстро поднимает мяч и крикнув «Стой!», старается запятнать кого-нибудь из игроков. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнется, то снова идет в круг водить.

Правила.

1. Играющие должны быстро и точно передавать мяч друг другу.

2. Водящий задерживает только летящий мяч.

3. Водящий пятнает детей с того места, где поднял мяч.

Игра «Охотник»

Одного из детей по жребию выбирают охотником, все остальные игроки – дичь. Игра начинается так: охотник играет в мяч, остальные в это время ходят по площадке. После нескольких упражнений он кричит: «Дичь!» Все останавливаются, и он со своего места пятнает кого-то из детей. Запятнанный становится помощником водящего, остается на площадке и становится недалеко от охотника. Если близко от охотника нет дичи, он может передать мяч своему помощнику и тот пятнает игроков.
Охотник неточно может бросить мяч, промахнуться. В этом случае играющие переходят на другие места. Охотник бежит за мячом, берет его, кричит «Дичь!» - и все останавливаются. Игра продолжается до тех пор, пока у охотника не появится определенное количество помощников (по договоренности – от 3 до 5 человек).

Правила.

1. Игрокам не разрешается двигаться после слова «Дичь!»

2. Играющие могут перейти на новое место, если при передаче от охотника к помощнику мяч не был пойман, упал на землю.

3. Игрокам не разрешается прятаться от охотника за предметы.

4. Охотник должен выполнять разнообразные упражнения с мячом.

5. Можно разрешить детям увертываться от мяча – отклоняться, приседать, подпрыгивать, но нельзя сходить с места.


Игра «Выбей мяч из круга»

Дети становятся в круг на расстоянии двух шагов друг от друга, руки держат за спиной. Водящий становится в центр, кладет мяч на землю и, ударяя ногой по нему, старается выкатить мяч из круга. Играющие не пропускают мяч, отбивают его ногами водящему. Кто пропустит мяч, тот идет водить.

Правила.

1. Играющие не должны касаться мяча руками.

2. Мяч игрокам разрешается отбивать так, чтобы он катился по земле.

3. Водящему не разрешается отходить от центра круга дальше, чем на два шага.

Вариант.

Дети, как и в предыдущей игре, становятся в круг, но спиной к центру. Водящих должно быть несколько человек. Цель игры – не пропустить мяч в круг.

Игра «Ямки»

На площадке в один ряд выкапывают несколько ямок, но не больше десяти, и отмечают их номерами. На расстоянии трех метров от них проводят черту, с которой играющие прокатывают шары в ямки поочередно, начиная с первой. Игру начинает первый играющий, он прокатывает шар, пока не промахнется. За ним продолжает игру второй, затем третий и т.д. Когда очередь вновь дойдёт до первого игрока, он начинает игру с той ямки, в которую не попал.

Кто первым попадет во все ямки, тот и выигрывает. В игре принимают участие не более десяти человек. Ямок может быть разное количество, не обязательно по числу играющих. Дети могут не прокатывать, а бросать шары в ямки.

Игра «Попрыгунчики»

На земле чертят круг. Один из играющих становится в середину круга – он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга, и, если не грозит опасность быть осаленным, некоторое время остаются в черте круга. Продолжают прыгать на двух ногах на месте или продвигаясь вперед к центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашки и вовремя выпрыгнуть из круга. Осаленный становится пятнашкой.

Правила.

1. Играющим из круга разрешается только выпрыгивать. Тот, кто из круга выбегает, выходит из игры.

2. Пятнашка преследует играющих, также прыгая на двух ногах.

Величина круга зависит от числа играющих. Перед началом игры нужно договориться, как дети будут перепрыгивать через черту круга: на одной ноге (правой или левой), прямо или боком на двух ногах.

Вариант.

Игра начинается так же, но осаленный из круга не выходит, а становится помощником пятнашки. Как только число пятнашек увеличится до пяти, четверо уходят за круг, а тот, кого осалили последним, становится пятнашкой. Игра повторяется.

Игра «Воробушки и кот»

Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий – кот – становится в середину круга. Воробушки то впрыгивают в круг, то выпрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают зерна (внутри круга рассыпаны фишки). Кот бегает по кругу и старается поймать их. Воробушек, до которого дотронулся кот, все собранные зерна высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных воробьев.

Игра «Петушиный бой»

Дети делятся на пары и становятся друг от друга на расстоянии трех-пяти шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и стал двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестив перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.

Правила.

1. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.

2. Руками толкать друг друга нельзя.

Игра «Салка на одной ноге»

Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет платочек. На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга: «Кто же салка?» Ребенок с платком неожиданно поднимает его вверх и говорит: «Я салка!» Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!» Игра повторяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающей среды территории детского сада , в развитии речи детей,в летней -оздоровительный период

Лето -это  период не только отдыха от занятий детей , но и еще одна возможность воспитателя проверить все то- что ребенок усвоил за пройденный период. Чтобы закрепить знания детей по развитию реч...

Игры с детьми в летний оздоровительный период

Приоритетным направлением работы дошкольного учреждения в летний период является физкультурно-оздоровительная работа. Ведь лето - это благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, все...

Подвижные игры на улице в летний оздоровительный период для детей дошкольного возраста.

Много игр для детей. Лето- прекрасная пора для развития физических качеств....

Консультация для педагогов «Игры с песком на снятие психоэмоционального напряжения у детей в летний оздоровительный период»

Лежал песок,Скучал песокСто тысяч лет, наверно.Он был ужасно одинок,И это было скверно.Не в радость были песни гроз,Не в радость - дождь из тучек.Скучал в жару, скучал в морозВесь мир песку был скучен...

Консультация для педагогов "Игры с песком в летний оздоровительный период"

В консультации даны актуальность, значение игры с песком, подбор упражнений на песке, виды построек из песка по группам....

ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице. Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является о...