Занятия по физической культуре в период адаптации детей к детскому саду.
статья

Моисеева Наталия Александровна

Занятия физической культурой в период адаптации детей к детскому саду имеют свои сложности. Совместная работа педагогов специалистов и родителей приведет к более быстрой адаптации ребенка к детскому саду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по физической культуре в период адаптации детей к детскому саду.

В период адаптации занятия по физкультуре проходят в групповом помещении. Для привлечения внимания я приходила с  мягкой игрушкой (мишка и зайчик) и рассказывала, что мишка пришел в гости, для того, чтобы поиграть с ребятами. Для того, чтобы научить приветствию, я предлагала детям поздороваться с игрушечным гостем и погладить его. Для развития физических навыков я использовала потешки с элементами подражания поведению животных. (Мишка косолапый и Зайка серенький сидит.) Игрушечный герой всегда приносил для ребят  спортивное оборудование для игр (мячики). Красивые разноцветные мячи привлекали внимание детей и вызывали эмоциональный отклик. Дети выполняли с мячами различные движения. Больше всего им нравилось бросать мячик и догонять его. Начинали мы с одного мяча, а потом раздавали мяч каждому ребенку. Также большой эмоциональный отклик у ребенка вызывает музыкальное сопровождение.

Учитывая психологические особенность детей раннего возраста, эти упражнения необходимо проводить индивидуально или с несколькими детьми, проявившими интерес. Остальные могут просто наблюдать, заставлять или навязывать ребенку какие-либо действия нельзя. Действовать надо аккуратно и терпеливо. Постепенно дети с радостью и быстрее включаются в занятия по физкультуре, также увеличивалось количество вовлеченных в занятия детей. Рекомендацией для педагогов является повторение подвижных игр, в режимных моментах для закрепления. Ежемесячно необходимо выдавать консультации для родителей.

Для совершенствования двигательных навыков в группах и необходимо  обеспечить РППС спортивными атрибутами: мячи разного размера, машины, тележки, каталки, мягкие модули, массажные коврики, обручи, кубики, ребристые дорожки.

Возраст 1,5-3 года - один из важнейших этапов физического развития ребенка: он приобретает новые двигательные навыки и совершенствует ранее приобретенные, в том числе ходьбу. У детей этого возраста многие функциональные системы, в частности система терморегуляции, еще не достаточно развиты, поэтому при неблагоприятных внешних условиях малыши достаточно легко перегреваются и переохлаждаются, что приводит к простудным заболеваниям (В.В. Сударь, 2003; О.А. Медведева, 2011).

В раннем ребенок овладевает достаточно устойчивым навыком ходьбы. Этот навык сам по себе является стимулирующим фактором для совершенствования физического и нервно-психического развития, которые тесно связаны между собой. На основе ходьбы строится двигательная активность ребенка, которая в свою очередь способствует формированию новых навыков - бега, прыжков на месте. Это обогащает двигательную деятельность малыша, делает ее более разнообразной.

Как уже отмечалось, возраст от 2 до 3 лет является благоприятным периодом для овладения различными навыками, в том числе и двигательными. Поэтому не следует упускать такую возможность воспитателям. В период адаптации, приобщать малыша к разнообразным движениям, соблюдая при этом меру и осторожность, не допуская его перегрузки и утомления (С.Г. Кудрявцева, 2005). Полезные упражнения - лазанье, перелезание через низко положенные предметы, катание, бросание, ловля мяча, которые он может освоить в играх (Т.Р. Богина, 2005).

Для общего развития ребенка чрезвычайно важно своевременно приобщать его к физической культуре по мере привыкания к детскому саду (Г.В. Глушкова, 2004). Для этого систематическим занятия физическими упражнениями достаточно времени отведено в режиме дня. Для ребенка ее продолжительность - 4-6 минут.

Утренняя гимнастика для малышей состоит из четырех-шести упражнений общеразвивающего характера (упражнения для рук, ног, приседания, прыжки, повороты туловища) (Н.В. Белкина, 2001). Таким образом, физическая нагрузка равномерно распределяется на разные группы мышц. Это является общим правилом при выборе любых комплексов упражнений в разных формах двигательной деятельности.

Основным мотивом для выполнения детьми физических упражнений является совместная подвижная игра с взрослым. Подвижные игры являются важным средством физического воспитания детей 2-3 лет. Они привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Игры, проведенные на свежем воздухе, способствуют закаливанию и оздоровлению, развитию внимания, памяти, воображения, формируют личностные качества. Участвуя в этих играх, дети приобретают опыт общения со сверстниками и взрослым.

Основная задача игр в период адаптации, считает (Г.В. Глушкова, 2004) - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Во время истерики при адаптации может помочь дыхательная гимнастика (глубокий вдох и выдох несколько раз), можно принести красочный ветерок и предложить подуть на него.

Не маловажным является и то, как  дети по-разному познают окружающий мир. Уже в раннем возрасте выделяют детей визуального, аудиального, кинестетического типов восприятия.

У детей визуального типа (дети - наблюдатели) раньше развивается координация глаза и руки, они замечают детали, осваивают способы открывания и закрывания предметов, играют с наборами мелких предметов, могут занять себя сами, предпочитают одиночные игры, избегают контактов с окружающими, не любят, когда до них дотрагиваются.

Дети аудиального типа (дети слушатели): в 2-3 года уже хорошо говорят, быстро растут в социальном плане, любят слушать кассеты и радио, хотят находиться в чьем-либо обществе, с трудом засыпают, они не очень подвижны, мелкая и крупная моторика развиты плохо, интереса соответствующие игрушки и виды деятельности не вызывают, пытаются занять свое место в коллективе.

Для кинестетического типа (дети-двигающиеся) находятся в постоянном движении, подолгу молчат, жесты предпочитают словам, играют во все активные игры, осваивают новые пространства, едят неаккуратно, отважны и разрушительны, словарный запас у детей маленький, речь развивается медленно, любимый тип общения – объятия, поцелуи, борьба, прикосновения, часто испытывают проблемы эмоционального плана, склонны к истерикам, любят находиться на улице и проводят там как можно больше времени, у них много друзей, часто более старших по возрасту, которым они подражают, их очень трудно приучить к порядку.

Все эти типы проявляются уже в раннем детстве, можно сказать, с момента рождения ребенка. И «угадать» их не так уж сложно. Например, «наблюдателя» успокоит знакомая игрушка, «слушателя» - музыка, «двигающегося» - перемещение в пространстве (объятия, перевороты, подкидывания). Однако следует помнить, что ни один ребенок, не является «чистым» воплощением какого-то одного когнитивного типа, поэтому нужно искать способ поддержки, максимально стимулирующий развитие данной, конкретной личности. Наиболее эффективной педагогической техникой, приносящей пользу представителям всех перечисленных типов, будет предоставление всесторонне ориентированных игрушек и видов деятельности, одновременно воздействующих на разные органы чувств ребенка. Физкультура является именно всесторонне ориентированная деятельность.

Все это помогает разнообразить содержание работы с детьми 2-3 лет в период адаптации к детскому саду. Совместная работа педагогов специалистов и родителей приведет к более быстрой адаптации ребенка к детскому саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.

Материал содержит практические рекомендации для воспитателей в адаптационный  период .Данные рекомендации помогут практикующим педагогам наладить взаимоотношения с семьями воспитанников....

Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями в период адаптации детей к детскому саду

Поступление в детский сад – процесс сложный и для самого малыша, и для его  родителей. Адаптация проходит крайне болезненно для ребенка, поэтому важно организовать  этот период с всесторонне...

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ »

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тя...

«Взаимодействие ГДОУ и семьи в период адаптации детей к детскому саду»

Достичь высокого уровня образования воспитанников детских садов, сохраняя их соматическое и психическое здоровье, удовлетворить пожелания родителей и интересы детей  возможно исключительно при ус...

подвижные игры в период адаптации детей к детскому саду

данные игры проводятся в период адаптации и являются очень хорошим средством для снятия психоэмоционального напряжения ребёнка. в эти игры можно играть как с воспитателем ,так и с мамой дома. цель эти...

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в период адаптации детей к условиям ДОУ

В период адаптации к ДОУ ребенок развивается, познавая окружающий мир. Задача специалистов детского сада помочь дошкольникам быстрее адаптироваться....