Летние закаливающие процедуры
план-конспект занятия (старшая группа)

Целевая прогулка

«Путешествие по летней экологической тропе»

(старшая группа) 

 

 

 

                                             

Целевая прогулка

«Путешествие по летней экологической тропе»

(старшая группа) 

Цель создания экологической тропы : Учить детей наблюдать, рассуждать; расширять знания детей о деревьях, развивать речь, умение пользоваться простейшими способами обследования деревьев;  воспитывать патриотические чувства – любовь к природе, к родному городу, саду.

Задачи:

Обучающие: Закрепить знания и приспособления живой природы к сезонным изменениям; продолжать учить выделять признаки лета.

Развивающие: Развивать умения узнавать и называть растения родного края, доказывать принадлежность растения и животного к определённому виду.

Воспитательные: Воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

Предварительная работа: Разработка маршрута, маршрутной карты, чтение стихов о природе, приметы запоздалого лета, подбор рассказов- описаний деревьев, кустарников, трав, а также стихов и загадок, посвященных лету, подбор подвижных игр. Изготовление Летбука «Эколята-  дошколята» и работа с ним.

Ведущий: воспитатель.

Участники: Воспитатель, дети.

Время проведения: Лето (теплый, ясный солнечный день, когда листья уже распустились, а цветы сирени отцвели). 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

Здравствуйте ребятки. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по территории детского сада. Все готовы? (Ответы детей. – Да!!!) Начинаем!

 

Стихотворение  про лето:    

ВОСП. Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут,
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой похожей, нету!

-Ребятки, оглянитесь вокруг! Обратите внимание на окружающую нас природу.

- Какое  сейчас время года? (Ответы детей: - «Лето»). 

– Молодцы, правильно лето!

Сегодня мы с вами отправимся в Зеленую страну по экологической тропе. Зеленый цвет – это цвет живой природы. А природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Любая травинка, каждая птичка, каждая бабочка – это страницы книги природы. Мы - её часть и призваны беречь её, и быть  мудрыми друзьями.

Сначала мы изучим  карту. (Дети с воспитателем рассматривают карту).

Рассмотрим маршрут. Здесь мы видим, что стрелочки нам показывают путь от одной остановке к другой. Каждая остановка имеет название и цифру.                                                                       Первая остановка ТУЯ Ц-1, следующая ЕЛЬ Ц -2. Дальше мы с вами отправимся к КУСТАРНИКУ Ц- 3. Затем нас ждет БЕРЕЗА Ц- 4.  5-ая остановка- ЧЕРЕМУХА. Под Ц- 6 ЦВЕТНИК,  у Ц – 7 РЯБИНА, Ц-8 ПОЛЯНА. С поляны мы с вами отправимся на остановку ОГОРОД Ц- Ц 9, заключительная остановка  Ц- 12 СИРЕНЬ.

Путешествие начнём с приветствия окружающей природе:

 

Здравствуй солнце золотое!  Здравствуй небо голубое!                              ВСЕ!!!

Здравствуйте, птицы, деревья, вода!  Здравствуйте, жители планеты Земля!   

 

- Молодцы!!! Весело, дружно произнесли приветствие.                                                                                            В добрый путь! Смотрите, всё замечайте, ничего не пропускайте! Назовите, какая нас ожидает первая остановка:

  1. ТУЯ  (загадывается загадка) ВОСП.

 

Ландшафт украшает, Воздух очищает,

              Совсем не колючее, Растение пахучее!  ( Туя)  

 

Правильно- это ТУЯ. Подойдем к ней.

Вот она, вечнозеленая красавица из Северной Америки.  

– Кто нам расскажет о ней?   -Пожалуйста, Варвара. Мы тебя, внимательно слушаем.                                                                                        - Это дерево очень ценится за свою красоту и неприхотливость. Ею украшают жилые дворы между домами, земельные участки, территории. Туя хорошо переносит холода и загрязненность городского воздуха.  

По своей форме туя напоминает пирамиду. Как у всех хвойных деревьев, вместо листьев у нее хвоя,  ярко–зеленая с блеском. Ствол у этого дерева крепкий и гибкий. Оно может вырасти очень высоким. Примерно, до третьего этажа дома. А еще у взрослой туи есть детки – шишки, совсем маленькие, которые созревают осенью.                                                                                  – Варвара умница!  А сейчас слушаем следующую загадку, отгадываем и отправляемся к следующей остановке.

  1. ЕЛЬ  (загадывается загадка) ВОСП.

 

    Зеленая и летом и зимой, В Новый год приходит к нам домой,

    Вместо листьев шишки да иголки, Всем полезен хвойный запах -ёлки.

 

 - Да, конечно это ёлки! И мы с вами идем к еле.

-К какому виду относится это растение?

Дети-  это дерево!

 - Верно, это дерево!

У дерева - один толстый ствол, у кустарников-  тонкие стволы, и их много.                                                                                                               – Кто, желает рассказать об этом дереве?   (Влад поднимает руку)

 -  Хорошо Влад, мы тебя внимательно слушаем.  

-У нашего дерева есть ещё и иголки - это ель, хвойное дерево. Посмотрим на красивые и пушистые ветки ели, (она не сбрасывает иголки). Хвоинки живут на дереве 2 года, а потом они осыпаются и вырастают новые. Хвоинки падают по очереди, поэтому дерево вечно зелёное. А на макушке посмотрите, висят шишки с сиреневым отливом, они ещё совсем маленькие, но очень красивые.  Ёлочка, короткая иголочка. Сосна игла длинная.

- Молодец, Влад! Очень интересно рассказал. Наступило время следующей загадки.

 

  1. КУСТАРНИК (загадывается загадка) ВОСП

 

Не дерево и не трава. В огне горит он как дрова,

Когда ломают, слышен хруст, Боль чувствует хоть он и (куст)

 

- Ребята! Посмотрите, что это?  Дети -Кустарник!  Правильно, еще раз повторим: у дерева - один толстый ствол, у кустарников-  тонкие стволы, и их много.

  – Думаю наступило время для загадки, слушаем внимательно,  отгадываем.

       Восемь ног, как восемь рук, Вышивают шёлком круг. ВОСП.

       Мастер в шёлке знает толк. Покупайте, мухи, шёлк.   (Паук)

 

- Верно, паук. В данном случае у нас среди веток, живет маленький паучок.  Сегодня утром я шла , решила заглянуть в кустики, смотрю паутинка а на ней паучок. Взгляните осторожно на него, не пугайте.  (Дети рассматривают паучка).

А. Паук – это одно из самых страшных творений природы, к которым испытывают страх как дети, так и взрослые. Однако на самом деле они не такие уж и страшные.

Пауки  широко распространены по всему свету, их тысячи видов. Кушают они насекомых или даже небольших  животных.  Загадки про паука основаны на его умении ткать паутину. Этот материал очень  упругий и состоит из множества деталей, которые обнаружить невооруженным глазом сложно. Однажды ученые нашли очень древнюю паутину и представь те ей уже более ста миллионов лет. Можете себе представить, насколько она прочная и долговечная.

Дети часто боятся, что паук их может укусить, но это совсем не так. Пауки не нападают на людей, они могут только пытаться защищаться, многие не в состоянии даже укусить, а те несколько видов, которые могут, делают это не больнее чем комарик.

- Чтобы отправиться к следующей остановке, надо….?  Дети: -Надо отгадать загадку!                                       - Вы правы и так загадка.

4.   БЕРЕЗА    (загадывается загадка)    ВОСП.

Ствол белеет, шапочка зеленеет,

  Стоит в белой одёжке, свесив серёжки.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Дети- Это береза!!! - Конечно береза. И мы отправляемся, к русской белоствольной берёзке. 

 - Ребятки, почему берёзу называют белоствольной красавицей?

Дети: - У нее кора белая!

Правильно, за цвет коры. Берёза единственное дерево с белой корой.                                                                  

 – Может кто, желает поделиться знаниями об этой красавице?  Мы, послушаем.  

-Арина, замечательно. Дети, слушаем Арину.                                                                                                                                       - Берёза хороша в любое время года, она является символом России. Кора у берёзы тонкая, нежная без белой коры у берёзы были бы солнечные ожоги. Почему у берёзы чёрные пятна? Через них она дышит. Из берёзы люди делают посуду, мебель, игрушки, ложки, корзины и многое другое. Когда в Древней Руси не было бумаги, люди писали на бересте.  Берёзка может лечить людей. Для лечения у берёзы используют:  серёжки, сок, листья. Ещё берёза может лечить людей своей  энергетикой, берёзу можно обнять и попросить у неё здоровья, и она обязательно поможет.                                                                                                                                                                              – Арина молодец, очень хорошо рассказала о белоствольной красавице!   - Добавлю, что на Руси вокруг березы играли и водили хороводы. Мы тоже не будем менять традиции, проведём игру!                                                            

                                                         Игра «Вершки и корешки»

Я загадаю-  загадку. А вы  найдите её  на участке.

 

  1. ЧЕРЕМУХА   

                                                                                                                                                                                                  Будто снежный шар бела, По весне она цвела,       ВОСП.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Нежный запах источала, А когда пора настала,

 

Разом сделалась она Вся от ягоды черна.  (Черёмуха).  

  -Что это? 

Дети: - Черемуха!!!

- Правильно - это черёмуха.

Подойдем к чудесному дереву. А пока идем, подумайте кто хочет поделиться своими знаниями,  об этом дереве.  Ярослав решил рассказать, молодец- внимательно тебя слушаем.  - Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает«Ах, какой аромат!» Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микробов.  Плоды черёмухи  является,  лекарственным растением. Ягоды черёмухи поспевают осенью, люди собирают их,  сушат, и используют как лекарство, варят компот.   Ярослав молодец! Замечательно рассказал про черемуху.

- Пора продолжать свое путешествие.  Слушаем загадку!                             

 

  1. ЦВЕТНИК  (загадывается загадка) 

Красивой формы грядка, Где можно по порядку ВОСП.

Нам высадить цветы,  Чудесной красоты. (Клумба, цветник) 

 

- Дети, какие вы внимательные! Только внимательные дети могут так быстро отгадывать загадки. Молодцы!!!  Правильный ответ: клумба, цветник.  Подойдем поближе.                                                                                                                                                                       – ЦВЕТЫ – наши постоянные и добрые друзья. Они радуют нас своим цветением с ранней весны и до поздней осени, украшают нашу жизнь и дарят хорошее настроение. Мы с вами рассмотрим садовые растения.

 

ПИОН – Самые нарядные цветы июня- несомненно пионы! Огромные разноцветные шапки радуют глаз. Прекрасные многолетние цветы, которые очень популярны среди садоводов. Они радуют нас неповторимым ароматом и красотой. Пионы- прекрасные цветы являются не только украшением садового участка, но и используются для букетов. Ароматные букеты прекрасно смотрятся в вазах. Корень и стебли этого растения применяют в медицине при изготовлении лекарства. Из лепестков пиона при простудных заболеваниях готовят отвар. Также лепестки пиона может служить ароматом принимая ванную.    

 

БАРХОТКИ -  широко применяются для украшения сада и огорода. Низкорослые цветы высаживают в качестве бордюров вдоль садовых дорожек, и на клумбе. Это уникальное растение настоящий санитар сада и огорода.  От колорадского жука бархотки высаживают по периметру картофельного поля. Также можно делать настой  и опрыскивать им картофельный участок, чтобы личинки не нанесли вред урожаю.

 

ПЕТУНЬЯ - Цветы петуньи разнообразные по форме и цвету. Они бывают махровыми и простыми. Цветет белым, розовым, фиолетовым, красным цветом.  Листья  окрашены в зеленый или темно-зеленый цвет. Как листья, так и стебли этих растений полностью покрыты мелкими волосками.

 

ЛИЛЕЙНИКЦветущий лилейник привлекает внимание всех цветоводов своей красотой и  ароматом. Нетребователен к уходу, продолжительное цветение, яркие краски всех тонов составляют основу популярности и широкого распространения цветка.    Насчитывается близко 25 видов лилейников. Лилейники-  это многолетние травянистые растения. Листья прямые, дуговидно-изогнутые.

На цветоносе формируются крупные, воронковидные цветки желтого, розового, тигрового, оранжевого цвета. Их количество достигает 50 штук. Каждый день появляются новые цветки. Они образуют соцветия из 2-10 штук.

        Длительность цветения каждого куста свыше 25 дней. Начало цветения длится с апреля по июнь. В период цветения возле лилейника витает легкий амбровый запах с нотками сандалового дерева.

ГЕЛИОПСИС (СОЛНЕЧНЫЙ ЦВЕТОК)  в переводе с греческого означает «похожий на солнце», но родина этого растения – Центральная и Северная Америка. Сегодня его можно встретить во всех частях света, цветок полюбили люди всего мира, давая ему красивые прозвища «солнечник». В природе существуют порядка 10-ти видов однолетних и многолетних разновидностей гелиопсиса.

 Гелиопсис не капризен, несмотря на свое солнечное название, не изнежен и хорошо переносит и жару,  и морозы. Столь же героически он переживет и засуху.

(О его личной трагедии вы узнаете лишь по более позднему и мелкому цветению, но это будет молчаливый упрек, который может заметить лишь чуткий хозяин. Не обмолвится и словом он, если получит «ссылку» в тень: его побеги и цветки лишь станут чуть тоньше и меньше, на  растения). 

ФЛОКС, является травянистым растением. Известно приблизительно 70 видов, а культивируется всего около 40- а. В переводе с греческого языка флокс означает "пламя". Это наименование растение получило за яркую окраску. Растение  неприхотливое. Их используют для декоративного оформления участков. А несколько разновидностей – высокорослые с прямостоящими стеблями и низкорослые, цветущие все лето и до глубокой осени, украшают дачные участки и радуют хозяев разноцветной окраской.

КАЛЕНДУЛА-  Календула, в простонародье-  ноготки, привлекает своим ярким окрасом. Размножается семенами, которые похожи на маленькие ноготки. Отсюда и народное название. Календулу можно выращивать не только на садовом участке в качестве бордюрного растения или лекарственного, но и на балконе. Кроме того, цветки календулы можно использовать для приготовления блюд, например салата. Если сажать ноготки рядом с капустой, то календула окажется хорошим защитником от гусениц и других вредителей капусты. В срезанном виде календула длительное время стоит в воде. Хорошо смотрится как отдельным букетом, так и в букете с другими цветами.

- Вот  и рассмотрели наш цветник. Давайте еще раз перечислим цветы по названию. Дети: - КАЛЕНДУЛА, ГВОЗДИКА, БАРХОТКИ, ПЕТУНЬЯ, ПИОН,  ГЕЛИОПСИС,  ЛИЛЕЙНИК – Ребятки,  вы молодцы, все цветы назвали правильно!

 - Продолжаем  наш путь? Воспитатель загадывает загадку:

 

  1. РЯБИНА  (загадывается загадка) 

 Пальчики-листочки, Белые цветочки,                ВОСП.

  К осени рубины,  На ветвях ... (Рябины).

Да, ребятки -это рябина красавица!  Смотрю, Варя Аникина поднимает руку, хочешь поделиться своими знаниями с другими детьми?  Очень хорошо, слушаем Варю

 – Рябина дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы: снегири, свиристели. Мы наблюдаем из окна группы.                                                                                                                                                                        

- Варя молодец, просто умница!                                                                                                                                                                                        - Чтобы отправиться к следующей остановки, надо отгадать следующую загадку:

  1. ПОЛЯНА    (загадывается загадка) 

 

    Осенью погибает , весною оживает,                                 ВОСП.

    Коровам без неё беда, Она их главная еда.  (Трава).

 

Дети: Трава!!!  

- Молодцы ребятки, конечно это трава!

            Трава является одним из ярусов на земле. В этом ярусе проживают и живут, много различных насекомых. Подойдём поближе и рассмотрим, что ещё растет на поляне?

А.  КЛЕВЕР.

– Соня прочитает стихотворение, про клевер:  

 

У дороги клевер,  Распушил свой веер.     СОНЯ

С ветерком играет, Песню напевает:

- Бабочки и осы, Пчёлки и стрекозы

Вместе собирайтесь,  И ко мне слетайтесь.

У меня, у молодца, Очень вкусная пыльца.

Сонечка молодец!

Очень уважают это растение насекомые. У клевера есть  еще и такое народное название: медовая трава Клевер — отличный медонос. Ребятки, а вы знаете, какие растения называют медоносами?

Дети:- Медоносами называют растения, выделяющие нектар, который пчёлы перерабатывают в мёд.  - Да, верно! Действительно так называют растения, выделяющие нектар.

- Там, где растет клевер, почва улучшается, становится рыхлее, на ней лучше растут другие растения. Цветки клевера в народной медицине в виде отвара и чая помогают лечить простуду и другие болезни.    Еще клевер умеет предсказывать погоду. Об этом есть поговорки:

- Дети какие поговорки вы знаете?

Ответы дети:   1. - Цветки клевера склоняются — будет дождь».

                                2. «Клевер сближает листочки, наклоняется -  перед ненастьем».

                                3. «Клевер перед дождем сгибает стебелек и опускает листочки».  

 

- Молодцы, очень хорошо отвечаете, громко, четко. Посмотрим внимательно на полянку. Какое еще растение мы с вами видим?

 

Б.  ПОДОРОЖНИК   

 

Тонкий стебель у дорожки. На конце его — серёжки.        СОНЯ

На земле лежат листки —  Маленькие лопушки.

Нам он — как хороший друг,   Лечит ранки ног и рук.

                                                                                                                                                                                                            Взгляните на это растение. Многим из вас оно знакомо. Как оно называется? Дети: - Подорожник. Подорожник довольно обычное растение, растет на влажных местах, вдоль дорог, в садах.  Давайте рассмотрим подорожник повнимательнее.

-  Подорожник — лекарственное растение. Еще в стародавние времена подорожник  называли "Матерью всех трав" за его умение лечить раны и болезни. С помощью подорожника можно остановить кровотечение, он умеет заживлять раны, лечить разные заболевания. Если вы натерли мозоль – приложите чистый  лист подорожника, и вам легче будет идти. А все потому, что в листьях есть витамин К. Подорожник – друг путешественников.

  В.   ТЫСЯЧИЛИСТНИК

                                   Цветков корзинка на стебле,                          СЕВА

Однажды повстречалась мне

А листиков мохнатых тьма

Зачем не приложу ума?!

- Это растение называется тысячелистник обыкновенный. Но на   самом деле это не такое уж и обыкновенное растение - это лекарственное растение. Его применяют для лечения ран, это прекрасное кровоостанавливающее средство, он поможет при заболеваниях желудка.                         - Ребятки, у тысячелистника  листьев конечно не тысяча, но если на него посмотреть, кажется, что листьев так много, что сосчитать их просто невозможно. Листочки можно сравнить с перышками. Можно увидеть, если внимательно присмотреться, что каждый лист состоит из множества крохотных листиков, которые имеют  ажурные края. 

Г.  МУРАВЕЙНИК   - Послушайте загадку. Про кого идёт речь?

Сорок тысяч мужичков. Строят дом без уголков. (Муравьи) ВОСП.

- Подойдем поближе, посмотрим через лупу и увидим удивительный мир окружающей нас                               природы, что вы увидели?                                                                                                                                                   - Дети- Муравьёв!                                                      СЕМЕН                                                                                                                     - Муравьи – Эти маленькие жители встречаются во всех уголках Земли и известны всем без исключения детям и взрослым. Загадки про муравья уже давно волнуют ученых, ведь их самоорганизация похожа на организацию общества людей. Интересно, что в течение всего одного года муравейник полностью сменяется новыми жителями, а вот их королева может жить и двадцать лет. Муравей – символ трудолюбия, взаимопомощи, про него написано много басен и сказок. У муравья нет начальника, но он всё равно непрерывно работает и ленивцам есть чему у него поучиться.

- Ребятки, слушаем загадку, чтобы узнать нашу следующую остановку.

 

  1. ОГОРОД

 

Изгородью обнесён , В грядках ровных, ВОСП.

Всегда он!  ( Огород)

 

- Да, огород! Молодцы! Отправляемся на огород.                                                                                                              - Посмотрим, что растет у нас на огороде:  огурцы, помидора, перец,  капуста. Ребятки помните,  мы посеяли семена овощей, на подоконнике, потом поливали их из лейки,   водой стоящей на солнышке.  

Как же нужно ухаживать за овощами, чтобы получить хороший урожай?

Ответы детей:

 Анастасия   - Нужно рыхлить землю, удалять сорняки, бороться с тлей, бабочками-капустницами, и другими вредными насекомыми, прореживать посевы, чтобы растения росли свободно, не мешая друг другу. Ну конечно, огород необходимо поливать утром и вечером, чтобы растениям хватало влаги. 

- Дети, а где,  растут  овощи?    

 Дети: - На грядках. Правильно!

Земля в огороде — мягкая, рыхлая, плодородная. А знаете ли вы, что самый верхний слой земли называется почвой? Он образовывался многие сотни лет и содержит все,                   что необходимо растениям для жизни: воду и воздух, минеральные соли и перегной. 

Огурцы    Дети читают стихи:

 

  Мы такие молодцы, Солим в банках огурцы:      МАКСИМ
       Длинные, короткие,  Крепкие и плотные. 

 

Огурцы- это длинные зеленные плод с сочной водянистой мякотью, внутри которой находится много семечек. Огурцы обладают ценными вкусовыми и лечебными свойствами. Употребляются в пищу в свежем, соленом, маринованном виде. А в салатах они просто не заменимы.   Ученые установили, что огуречный сок не только освежает кожу, но и очищает организм. В огурцах есть и вещества, улучшающие усвоение витаминов.  

 

Помидоры

 

      Этот красный яркий плод,  Так и просится к нам в рот.       СОНЯ
       Мягкий, сочный он внутриПомидором назови.    

 

Помидоры Сортов помидоров очень  много, плоды  различны по форме, величине, цвету. Перечислим лишь некоторые сорта: обыкновенный красный, большой жёлтый (яблочный), грушевый, вишнёвый, виноградный.  Урожай собирают   постепенно, когда созревания томаты.  В помидорах очень много  витаминов: С, В1, В2, В6, Р, РР, К. Помидоры улучшают пищеварение.

                                                                                                                                                                                                   

Перец сладкий – 

 

Перец перцу говорит: — У тебя прекрасный вид!                 КАРИНА
       Ты большой и гладкий! — Потому что сладкий!

                                                                                                                                                                                                          Перец приятный на вкус . Принципиальных различий между горьким и сладким перцем нет. Оба они один вид – перец стручковый – только сорта разные. В горьком перце содержится такое вещество – капсаицин – очень горькое на вкус. Попав на язык даже в мизерном количестве, оно начинает сильно жечься. В сладком перце этого вещества в сотни раз меньше, чем в горьком.

 

Капуста  

 

Глянь, капуста в огороде Разодета вся по моде!                        
       Сто нарядов, это слишком! Под листами – кочерыжка!    

 

Капуста-  не только вкусна, но и полезна. Еще знаменитый греческий математик Пифагор писал: «Капуста представляет собой овощ, который поддерживает бодрость и веселое спокойное настроение духа». В капусте содержится много витаминов, белков,  и разных минеральных солей. Большая  часть, полезных веществ находится в  кочерыжке.) 

 

Кабачок- 

 

  Кто лежит такой пузатыйИ в рубашке полосатой?      СЕРЕЖА
       Это вам не пустячок, Это чудо — кабачок!

 

Кабачок продолговатый, зеленого, желтого или зеленовато-белого цвета, покрыт гладкой и плотной кожурой. Стебель у кабачка прямой. Цветы крупные, желтого цвета. Плоды кабачков вкусные и содержат много полезных веществ: белки, растительные жиры, витамины и минеральные соли. Из кабачков готовят множество блюд. В сыром виде его добавляют в салаты, а также жарят, парят, варят, маринуют, фаршируют мясом, рисом и морковью. Это растение любит солнечный свет и влагу. Кабачки боятся заморозков, поэтому их высеивают, когда устанавливаются теплые, солнечные деньки. Снимают плоды, пока семена еще не созрели. 

 

Листья салата - лидеры по содержанию кальция в этом они составляют достойную конкуренцию творогу или молоку, кроме того, в них содержится витамин к, который оказывает влияние на правильную свертываемость крови.

 

- Мы с вами поговорили об овощах. Вы молодцы: читали стихи, внимательно слушали. Пора нам отправляться по маршруту.  Отгадаем загадку? Дети: Да!  

  1. СИРЕНЬ 

         Словно гроздья винограда,    На кустах цветы цветут, ВОСП.

        И лиловым своим цветом, Лето в гости к нам зовут! (Сирень)

 

     Дети: - Сирень!

- Молодцы, ребятки! Это действительно сирень!

- Кто желает рассказать о растении? КАРИНА, замечательно послушаем тебя. 

Сирень -  это благоухающий кустарник, радующий нас в мае. Его цветы, немного похожие на колокольчики, собраны в пушистые кисти разных цветов и оттенков: от белого до розового, от лилового до фиолетового. Кусты сирени  могут цвести и радовать глаз до сотни лет.  Сирень – растение декоративное значит, его сажают в садах и парках для красоты.                                                                                                                                                                     Как еще используют сирень?      -ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:

 1. Аромат сирени широко используют при изготовлении ароматов (духов).                                                              2. Древесину, как и в древности, для изготовления музыкальных инструментов и сувениров.

 3. Соцветия сирени – съедобны и из них даже варят варенье.

 4. Кроме того, сирень довольно часто используют и в народной медицине.

Дети, вы все большие молодцы! Карина  начинал рассказ о сирени. Остальные дети отвечали на поставленный вопрос, громко, внятно, дополняли ответы друг друга.

  1. На этом наша экскурсия заканчивается.

Предлагаю вспомнить приметы лета:                                                                                                                                        (дети отвечают, предварительно подняв руку, чтобы не перебивать друг друга).

1.  -Насекомые и разного вида мошки, комары вечером вьются столбом - к хорошей погоде.

2. -Если во время дождя начинают петь птицы -дождь скоро прекратится.

3. -Птицы садятся на верхушки деревьев - к теплу.

4. -Цветы издают сильный запах - к дождю.
5. -Ночная роса не просыхает - быть грозе.

- Очень хорошо, приметы про лето назвали.

 

  - Дети, скажите:

- Что вы, увидели интересного?  (Понравился муравейник, нашли паучка в кустарниках).

- На какой, остановке вам понравилось больше всего?  (На поляне, там лечебные растения).

- Что узнали нового? (Цветы не только красивые , они могут быть лекарством).

-Ребятки, вы все молодцы! Были активными, внимательными, громко отвечали. Много знаете о природе, доказали, вы настоящие защитники природы и за это я хочу вам вручить -  эмблемы юных экологов.   Чтобы о сегодняшней прогулке вы помнили как можно дольше.                         Вручение эмблем.

- А сейчас давайте скажем наш девиз…

Дети произносят: наш девиз: «Природу люби, помогай и береги!»                                                                                                                               

-В следующий раз мы пойдём по осенней экологической тропе.                                                                                                                  - До новых встреч!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrut_d.s_140_iyul_2020.docx55.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №140»

                                                                                                                           

                                                                                                         

Целевая прогулка

«Путешествие по летней экологической тропе»

(старшая группа) 

                                                                              Составила воспитатель:

l квалификационной категории

Свечникова Людмила Валентиновна

                                                            г.Дзержинск 2020 г. 

Целевая прогулка

«Путешествие по летней экологической тропе»

(старшая группа) 

Цель создания экологической тропы : Учить детей наблюдать, рассуждать; расширять знания детей о деревьях, развивать речь, умение пользоваться простейшими способами обследования деревьев;  воспитывать патриотические чувства – любовь к природе, к родному городу, саду.

Задачи:

Обучающие: Закрепить знания и приспособления живой природы к сезонным изменениям; продолжать учить выделять признаки лета.

Развивающие: Развивать умения узнавать и называть растения родного края, доказывать принадлежность растения и животного к определённому виду.

Воспитательные: Воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

Предварительная работа: Разработка маршрута, маршрутной карты, чтение стихов о природе, приметы запоздалого лета, подбор рассказов- описаний деревьев, кустарников, трав, а также стихов и загадок, посвященных лету, подбор подвижных игр. Изготовление Летбука «Эколята-  дошколята» и работа с ним.

Ведущий: воспитатель.

Участники: Воспитатель, дети.

Время проведения: Лето (теплый, ясный солнечный день, когда листья уже распустились, а цветы сирени отцвели). 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Здравствуйте ребятки. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по территории детского сада. Все готовы? (Ответы детей. – Да!!!) Начинаем!

Стихотворение  про лето:    

ВОСП. Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут,
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой похожей, нету!

-Ребятки, оглянитесь вокруг! Обратите внимание на окружающую нас природу.

- Какое  сейчас время года? (Ответы детей: - «Лето»). 

– Молодцы, правильно лето!

Сегодня мы с вами отправимся в Зеленую страну по экологической тропе. Зеленый цвет – это цвет живой природы. А природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Любая травинка, каждая птичка, каждая бабочка – это страницы книги природы. Мы - её часть и призваны беречь её, и быть  мудрыми друзьями.

Сначала мы изучим  карту. (Дети с воспитателем рассматривают карту).

Рассмотрим маршрут. Здесь мы видим, что стрелочки нам показывают путь от одной остановке к другой. Каждая остановка имеет название и цифру.                                                                       Первая остановка ТУЯ Ц-1, следующая ЕЛЬ Ц -2. Дальше мы с вами отправимся к КУСТАРНИКУ Ц- 3. Затем нас ждет БЕРЕЗА Ц- 4.  5-ая остановка- ЧЕРЕМУХА. Под Ц- 6 ЦВЕТНИК,  у Ц – 7 РЯБИНА, Ц-8 ПОЛЯНА. С поляны мы с вами отправимся на остановку ОГОРОД Ц- Ц 9, заключительная остановка  Ц- 12 СИРЕНЬ.

Путешествие начнём с приветствия окружающей природе:

Здравствуй солнце золотое!  Здравствуй небо голубое!                              ВСЕ!!!

Здравствуйте, птицы, деревья, вода!  Здравствуйте, жители планеты Земля!   

- Молодцы!!! Весело, дружно произнесли приветствие.                                                                                            В добрый путь! Смотрите, всё замечайте, ничего не пропускайте! Назовите, какая нас ожидает первая остановка:

  1. ТУЯ  (загадывается загадка) ВОСП.

Ландшафт украшает, Воздух очищает,

              Совсем не колючее, Растение пахучее!  ( Туя)  

Правильно- это ТУЯ. Подойдем к ней.

Вот она, вечнозеленая красавица из Северной Америки.  

– Кто нам расскажет о ней?   -Пожалуйста, Варвара. Мы тебя, внимательно слушаем.                                                                                        - Это дерево очень ценится за свою красоту и неприхотливость. Ею украшают жилые дворы между домами, земельные участки, территории. Туя хорошо переносит холода и загрязненность городского воздуха.  

По своей форме туя напоминает пирамиду. Как у всех хвойных деревьев, вместо листьев у нее хвоя,  ярко–зеленая с блеском. Ствол у этого дерева крепкий и гибкий. Оно может вырасти очень высоким. Примерно, до третьего этажа дома. А еще у взрослой туи есть детки – шишки, совсем маленькие, которые созревают осенью.                                                                                  – Варвара умница!  А сейчас слушаем следующую загадку, отгадываем и отправляемся к следующей остановке.

  1. ЕЛЬ  (загадывается загадка) ВОСП.

    Зеленая и летом и зимой, В Новый год приходит к нам домой,

    Вместо листьев шишки да иголки, Всем полезен хвойный запах -ёлки.

 - Да, конечно это ёлки! И мы с вами идем к еле.

-К какому виду относится это растение?

Дети-  это дерево!

 - Верно, это дерево!

У дерева - один толстый ствол, у кустарников-  тонкие стволы, и их много.                                                                                                               – Кто, желает рассказать об этом дереве?   (Влад поднимает руку)

 -  Хорошо Влад, мы тебя внимательно слушаем.  

-У нашего дерева есть ещё и иголки - это ель, хвойное дерево. Посмотрим на красивые и пушистые ветки ели, (она не сбрасывает иголки). Хвоинки живут на дереве 2 года, а потом они осыпаются и вырастают новые. Хвоинки падают по очереди, поэтому дерево вечно зелёное. А на макушке посмотрите, висят шишки с сиреневым отливом, они ещё совсем маленькие, но очень красивые.  Ёлочка, короткая иголочка. Сосна игла длинная.

- Молодец, Влад! Очень интересно рассказал. Наступило время следующей загадки.

  1. КУСТАРНИК (загадывается загадка) ВОСП

Не дерево и не трава. В огне горит он как дрова,

Когда ломают, слышен хруст, Боль чувствует хоть он и (куст)

- Ребята! Посмотрите, что это?  Дети -Кустарник!  Правильно, еще раз повторим: у дерева - один толстый ствол, у кустарников-  тонкие стволы, и их много.

  – Думаю наступило время для загадки, слушаем внимательно,  отгадываем.

       Восемь ног, как восемь рук, Вышивают шёлком круг. ВОСП.

       Мастер в шёлке знает толк. Покупайте, мухи, шёлк.   (Паук)

- Верно, паук. В данном случае у нас среди веток, живет маленький паучок.  Сегодня утром я шла , решила заглянуть в кустики, смотрю паутинка а на ней паучок. Взгляните осторожно на него, не пугайте.  (Дети рассматривают паучка).

А. Паук – это одно из самых страшных творений природы, к которым испытывают страх как дети, так и взрослые. Однако на самом деле они не такие уж и страшные.

Пауки  широко распространены по всему свету, их тысячи видов. Кушают они насекомых или даже небольших  животных.  Загадки про паука основаны на его умении ткать паутину. Этот материал очень  упругий и состоит из множества деталей, которые обнаружить невооруженным глазом сложно. Однажды ученые нашли очень древнюю паутину и представь те ей уже более ста миллионов лет. Можете себе представить, насколько она прочная и долговечная.

Дети часто боятся, что паук их может укусить, но это совсем не так. Пауки не нападают на людей, они могут только пытаться защищаться, многие не в состоянии даже укусить, а те несколько видов, которые могут, делают это не больнее чем комарик.

- Чтобы отправиться к следующей остановке, надо….?  Дети: -Надо отгадать загадку!                                       - Вы правы и так загадка.

4.   БЕРЕЗА    (загадывается загадка)    ВОСП.

Ствол белеет, шапочка зеленеет,

  Стоит в белой одёжке, свесив серёжки.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Дети- Это береза!!! - Конечно береза. И мы отправляемся, к русской белоствольной берёзке. 

 - Ребятки, почему берёзу называют белоствольной красавицей?

Дети: - У нее кора белая!

Правильно, за цвет коры. Берёза единственное дерево с белой корой.                                                                  

 – Может кто, желает поделиться знаниями об этой красавице?  Мы, послушаем.  

-Арина, замечательно. Дети, слушаем Арину.                                                                                                                                       - Берёза хороша в любое время года, она является символом России. Кора у берёзы тонкая, нежная без белой коры у берёзы были бы солнечные ожоги. Почему у берёзы чёрные пятна? Через них она дышит. Из берёзы люди делают посуду, мебель, игрушки, ложки, корзины и многое другое. Когда в Древней Руси не было бумаги, люди писали на бересте.  Берёзка может лечить людей. Для лечения у берёзы используют:  серёжки, сок, листья. Ещё берёза может лечить людей своей  энергетикой, берёзу можно обнять и попросить у неё здоровья, и она обязательно поможет.                                                                                                                                                                              – Арина молодец, очень хорошо рассказала о белоствольной красавице!   - Добавлю, что на Руси вокруг березы играли и водили хороводы. Мы тоже не будем менять традиции, проведём игру!                                                            

                                                         Игра «Вершки и корешки»

Я загадаю-  загадку. А вы  найдите её  на участке.

  1. ЧЕРЕМУХА   

                                                                                                                                                                                                  Будто снежный шар бела, По весне она цвела,       ВОСП.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Нежный запах источала, А когда пора настала,

Разом сделалась она Вся от ягоды черна.  (Черёмуха).  

  -Что это? 

Дети: - Черемуха!!!

- Правильно - это черёмуха.

Подойдем к чудесному дереву. А пока идем, подумайте кто хочет поделиться своими знаниями,  об этом дереве.  Ярослав решил рассказать, молодец- внимательно тебя слушаем.  - Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает«Ах, какой аромат!» Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микробов.  Плоды черёмухи  является,  лекарственным растением. Ягоды черёмухи поспевают осенью, люди собирают их,  сушат, и используют как лекарство, варят компот.   Ярослав молодец! Замечательно рассказал про черемуху.

- Пора продолжать свое путешествие.  Слушаем загадку!                             

  1. ЦВЕТНИК  (загадывается загадка) 

Красивой формы грядка, Где можно по порядку ВОСП.

Нам высадить цветы,  Чудесной красоты. (Клумба, цветник) 

- Дети, какие вы внимательные! Только внимательные дети могут так быстро отгадывать загадки. Молодцы!!!  Правильный ответ: клумба, цветник.  Подойдем поближе.                                                                                                                                                                       – ЦВЕТЫ – наши постоянные и добрые друзья. Они радуют нас своим цветением с ранней весны и до поздней осени, украшают нашу жизнь и дарят хорошее настроение. Мы с вами рассмотрим садовые растения.

ПИОН – Самые нарядные цветы июня- несомненно пионы! Огромные разноцветные шапки радуют глаз. Прекрасные многолетние цветы, которые очень популярны среди садоводов. Они радуют нас неповторимым ароматом и красотой. Пионы- прекрасные цветы являются не только украшением садового участка, но и используются для букетов. Ароматные букеты прекрасно смотрятся в вазах. Корень и стебли этого растения применяют в медицине при изготовлении лекарства. Из лепестков пиона при простудных заболеваниях готовят отвар. Также лепестки пиона может служить ароматом принимая ванную.    

БАРХОТКИ -  широко применяются для украшения сада и огорода. Низкорослые цветы высаживают в качестве бордюров вдоль садовых дорожек, и на клумбе. Это уникальное растение настоящий санитар сада и огорода.  От колорадского жука бархотки высаживают по периметру картофельного поля. Также можно делать настой  и опрыскивать им картофельный участок, чтобы личинки не нанесли вред урожаю.

ПЕТУНЬЯ - Цветы петуньи разнообразные по форме и цвету. Они бывают махровыми и простыми. Цветет белым, розовым, фиолетовым, красным цветом.  Листья  окрашены в зеленый или темно-зеленый цвет. Как листья, так и стебли этих растений полностью покрыты мелкими волосками.

ЛИЛЕЙНИК- Цветущий лилейник привлекает внимание всех цветоводов своей красотой и  ароматом. Нетребователен к уходу, продолжительное цветение, яркие краски всех тонов составляют основу популярности и широкого распространения цветка.    Насчитывается близко 25 видов лилейников. Лилейники-  это многолетние травянистые растения. Листья прямые, дуговидно-изогнутые.

На цветоносе формируются крупные, воронковидные цветки желтого, розового, тигрового, оранжевого цвета. Их количество достигает 50 штук. Каждый день появляются новые цветки. Они образуют соцветия из 2-10 штук.

        Длительность цветения каждого куста свыше 25 дней. Начало цветения длится с апреля по июнь. В период цветения возле лилейника витает легкий амбровый запах с нотками сандалового дерева.

ГЕЛИОПСИС (СОЛНЕЧНЫЙ ЦВЕТОК)  в переводе с греческого означает «похожий на солнце», но родина этого растения – Центральная и Северная Америка. Сегодня его можно встретить во всех частях света, цветок полюбили люди всего мира, давая ему красивые прозвища «солнечник». В природе существуют порядка 10-ти видов однолетних и многолетних разновидностей гелиопсиса.

 Гелиопсис не капризен, несмотря на свое солнечное название, не изнежен и хорошо переносит и жару,  и морозы. Столь же героически он переживет и засуху.

(О его личной трагедии вы узнаете лишь по более позднему и мелкому цветению, но это будет молчаливый упрек, который может заметить лишь чуткий хозяин. Не обмолвится и словом он, если получит «ссылку» в тень: его побеги и цветки лишь станут чуть тоньше и меньше, на  растения). 

ФЛОКС, является травянистым растением. Известно приблизительно 70 видов, а культивируется всего около 40- а. В переводе с греческого языка флокс означает "пламя". Это наименование растение получило за яркую окраску. Растение  неприхотливое. Их используют для декоративного оформления участков. А несколько разновидностей – высокорослые с прямостоящими стеблями и низкорослые, цветущие все лето и до глубокой осени, украшают дачные участки и радуют хозяев разноцветной окраской.

КАЛЕНДУЛА-  Календула, в простонародье-  ноготки, привлекает своим ярким окрасом. Размножается семенами, которые похожи на маленькие ноготки. Отсюда и народное название. Календулу можно выращивать не только на садовом участке в качестве бордюрного растения или лекарственного, но и на балконе. Кроме того, цветки календулы можно использовать для приготовления блюд, например салата. Если сажать ноготки рядом с капустой, то календула окажется хорошим защитником от гусениц и других вредителей капусты. В срезанном виде календула длительное время стоит в воде. Хорошо смотрится как отдельным букетом, так и в букете с другими цветами.

- Вот  и рассмотрели наш цветник. Давайте еще раз перечислим цветы по названию. Дети: - КАЛЕНДУЛА, ГВОЗДИКА, БАРХОТКИ, ПЕТУНЬЯ, ПИОН,  ГЕЛИОПСИС,  ЛИЛЕЙНИК – Ребятки,  вы молодцы, все цветы назвали правильно!

 - Продолжаем  наш путь? Воспитатель загадывает загадку:

  1. РЯБИНА  (загадывается загадка) 

 Пальчики-листочки, Белые цветочки,                ВОСП.

  К осени рубины,  На ветвях ... (Рябины).

Да, ребятки -это рябина красавица!  Смотрю, Варя Аникина поднимает руку, хочешь поделиться своими знаниями с другими детьми?  Очень хорошо, слушаем Варю

 – Рябина дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы: снегири, свиристели. Мы наблюдаем из окна группы.                                                                                                                                                                        

- Варя молодец, просто умница!                                                                                                                                                                                        - Чтобы отправиться к следующей остановки, надо отгадать следующую загадку:

  1. ПОЛЯНА    (загадывается загадка) 

    Осенью погибает , весною оживает,                                 ВОСП.

    Коровам без неё беда, Она их главная еда.  (Трава).

Дети: Трава!!!  

- Молодцы ребятки, конечно это трава!

            Трава является одним из ярусов на земле. В этом ярусе проживают и живут, много различных насекомых. Подойдём поближе и рассмотрим, что ещё растет на поляне?

А.  КЛЕВЕР.

Соня прочитает стихотворение, про клевер:  

У дороги клевер,  Распушил свой веер.     СОНЯ

С ветерком играет, Песню напевает:

- Бабочки и осы, Пчёлки и стрекозы

Вместе собирайтесь,  И ко мне слетайтесь.

У меня, у молодца, Очень вкусная пыльца.

Сонечка молодец!

Очень уважают это растение насекомые. У клевера есть  еще и такое народное название: медовая трава.  Клевер — отличный медонос. Ребятки, а вы знаете, какие растения называют медоносами?

Дети:- Медоносами называют растения, выделяющие нектар, который пчёлы перерабатывают в мёд.  - Да, верно! Действительно так называют растения, выделяющие нектар.

- Там, где растет клевер, почва улучшается, становится рыхлее, на ней лучше растут другие растения. Цветки клевера в народной медицине в виде отвара и чая помогают лечить простуду и другие болезни.    Еще клевер умеет предсказывать погоду. Об этом есть поговорки:

- Дети какие поговорки вы знаете?

Ответы дети:   1. - Цветки клевера склоняются — будет дождь».

                                2. «Клевер сближает листочки, наклоняется -  перед ненастьем».

                                3. «Клевер перед дождем сгибает стебелек и опускает листочки».  

- Молодцы, очень хорошо отвечаете, громко, четко. Посмотрим внимательно на полянку. Какое еще растение мы с вами видим?

Б.  ПОДОРОЖНИК   

Тонкий стебель у дорожки. На конце его — серёжки.        СОНЯ

На земле лежат листки —  Маленькие лопушки.

Нам он — как хороший друг,   Лечит ранки ног и рук.

                                                                                                                                                                                                            Взгляните на это растение. Многим из вас оно знакомо. Как оно называется? Дети: - Подорожник. Подорожник довольно обычное растение, растет на влажных местах, вдоль дорог, в садах.  Давайте рассмотрим подорожник повнимательнее.

-  Подорожник — лекарственное растение. Еще в стародавние времена подорожник  называли "Матерью всех трав" за его умение лечить раны и болезни. С помощью подорожника можно остановить кровотечение, он умеет заживлять раны, лечить разные заболевания. Если вы натерли мозоль – приложите чистый  лист подорожника, и вам легче будет идти. А все потому, что в листьях есть витамин К. Подорожник – друг путешественников.

  В.   ТЫСЯЧИЛИСТНИК

                                   Цветков корзинка на стебле,                          СЕВА

Однажды повстречалась мне

А листиков мохнатых тьма

Зачем не приложу ума?!

- Это растение называется тысячелистник обыкновенный. Но на   самом деле это не такое уж и обыкновенное растение - это лекарственное растение. Его применяют для лечения ран, это прекрасное кровоостанавливающее средство, он поможет при заболеваниях желудка.                         - Ребятки, у тысячелистника  листьев конечно не тысяча, но если на него посмотреть, кажется, что листьев так много, что сосчитать их просто невозможно. Листочки можно сравнить с перышками. Можно увидеть, если внимательно присмотреться, что каждый лист состоит из множества крохотных листиков, которые имеют  ажурные края. 

Г.  МУРАВЕЙНИК   - Послушайте загадку. Про кого идёт речь?

Сорок тысяч мужичков. Строят дом без уголков. (Муравьи) ВОСП.

- Подойдем поближе, посмотрим через лупу и увидим удивительный мир окружающей нас                               природы, что вы увидели?                                                                                                                                                   - Дети- Муравьёв!                                                      СЕМЕН                                                                                                                     - Муравьи – Эти маленькие жители встречаются во всех уголках Земли и известны всем без исключения детям и взрослым. Загадки про муравья уже давно волнуют ученых, ведь их самоорганизация похожа на организацию общества людей. Интересно, что в течение всего одного года муравейник полностью сменяется новыми жителями, а вот их королева может жить и двадцать лет. Муравей – символ трудолюбия, взаимопомощи, про него написано много басен и сказок. У муравья нет начальника, но он всё равно непрерывно работает и ленивцам есть чему у него поучиться.

- Ребятки, слушаем загадку, чтобы узнать нашу следующую остановку.

  1. ОГОРОД

 

Изгородью обнесён , В грядках ровных, ВОСП.

Всегда он!  ( Огород)

- Да, огород! Молодцы! Отправляемся на огород.                                                                                                              - Посмотрим, что растет у нас на огороде:  огурцы, помидора, перец,  капуста. Ребятки помните,  мы посеяли семена овощей, на подоконнике, потом поливали их из лейки,   водой стоящей на солнышке.  

Как же нужно ухаживать за овощами, чтобы получить хороший урожай?

Ответы детей:

 Анастасия   - Нужно рыхлить землю, удалять сорняки, бороться с тлей, бабочками-капустницами, и другими вредными насекомыми, прореживать посевы, чтобы растения росли свободно, не мешая друг другу. Ну конечно, огород необходимо поливать утром и вечером, чтобы растениям хватало влаги. 

- Дети, а где,  растут  овощи?    

 Дети: - На грядках. Правильно!

Земля в огороде — мягкая, рыхлая, плодородная. А знаете ли вы, что самый верхний слой земли называется почвой? Он образовывался многие сотни лет и содержит все,                   что необходимо растениям для жизни: воду и воздух, минеральные соли и перегной. 

Огурцы    Дети читают стихи:

  Мы такие молодцы, Солим в банках огурцы:      МАКСИМ
       Длинные, короткие,  Крепкие и плотные. 

Огурцы- это длинные зеленные плод с сочной водянистой мякотью, внутри которой находится много семечек. Огурцы обладают ценными вкусовыми и лечебными свойствами. Употребляются в пищу в свежем, соленом, маринованном виде. А в салатах они просто не заменимы.   Ученые установили, что огуречный сок не только освежает кожу, но и очищает организм. В огурцах есть и вещества, улучшающие усвоение витаминов.  

Помидоры

      Этот красный яркий плод,  Так и просится к нам в рот.       СОНЯ
       Мягкий, сочный он внутри, Помидором назови.    

Помидоры Сортов помидоров очень  много, плоды  различны по форме, величине, цвету. Перечислим лишь некоторые сорта: обыкновенный красный, большой жёлтый (яблочный), грушевый, вишнёвый, виноградный.  Урожай собирают   постепенно, когда созревания томаты.  В помидорах очень много  витаминов: С, В1, В2, В6, Р, РР, К. Помидоры улучшают пищеварение.

                                                                                                                                                                                                   

Перец сладкий – 

Перец перцу говорит: — У тебя прекрасный вид!                 КАРИНА
       Ты большой и гладкий! — Потому что сладкий!

                                                                                                                                                                                                          Перец приятный на вкус . Принципиальных различий между горьким и сладким перцем нет. Оба они один вид – перец стручковый – только сорта разные. В горьком перце содержится такое вещество – капсаицин – очень горькое на вкус. Попав на язык даже в мизерном количестве, оно начинает сильно жечься. В сладком перце этого вещества в сотни раз меньше, чем в горьком.

Капуста  

Глянь, капуста в огороде Разодета вся по моде!                        
       Сто нарядов, это слишком! Под листами – кочерыжка!    

 

Капуста-  не только вкусна, но и полезна. Еще знаменитый греческий математик Пифагор писал: «Капуста представляет собой овощ, который поддерживает бодрость и веселое спокойное настроение духа». В капусте содержится много витаминов, белков,  и разных минеральных солей. Большая  часть, полезных веществ находится в  кочерыжке.) 

Кабачок- 

  Кто лежит такой пузатый, И в рубашке полосатой?      СЕРЕЖА
       Это вам не пустячок, Это чудо — кабачок!

 

Кабачок продолговатый, зеленого, желтого или зеленовато-белого цвета, покрыт гладкой и плотной кожурой. Стебель у кабачка прямой. Цветы крупные, желтого цвета. Плоды кабачков вкусные и содержат много полезных веществ: белки, растительные жиры, витамины и минеральные соли. Из кабачков готовят множество блюд. В сыром виде его добавляют в салаты, а также жарят, парят, варят, маринуют, фаршируют мясом, рисом и морковью. Это растение любит солнечный свет и влагу. Кабачки боятся заморозков, поэтому их высеивают, когда устанавливаются теплые, солнечные деньки. Снимают плоды, пока семена еще не созрели. 

Листья салата - лидеры по содержанию кальция в этом они составляют достойную конкуренцию творогу или молоку, кроме того, в них содержится витамин к, который оказывает влияние на правильную свертываемость крови.

- Мы с вами поговорили об овощах. Вы молодцы: читали стихи, внимательно слушали. Пора нам отправляться по маршруту.  Отгадаем загадку? Дети: Да!  

  1. СИРЕНЬ 

         Словно гроздья винограда,    На кустах цветы цветут, ВОСП.

        И лиловым своим цветом, Лето в гости к нам зовут! (Сирень)

     Дети: - Сирень!

- Молодцы, ребятки! Это действительно сирень!

- Кто желает рассказать о растении? КАРИНА, замечательно послушаем тебя. 

Сирень -  это благоухающий кустарник, радующий нас в мае. Его цветы, немного похожие на колокольчики, собраны в пушистые кисти разных цветов и оттенков: от белого до розового, от лилового до фиолетового. Кусты сирени  могут цвести и радовать глаз до сотни лет.  Сирень – растение декоративное значит, его сажают в садах и парках для красоты.                                                                                                                                                                     Как еще используют сирень?      -ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:

 1. Аромат сирени широко используют при изготовлении ароматов (духов).                                                              2. Древесину, как и в древности, для изготовления музыкальных инструментов и сувениров.

 3. Соцветия сирени – съедобны и из них даже варят варенье.

 4. Кроме того, сирень довольно часто используют и в народной медицине.

Дети, вы все большие молодцы! Карина  начинал рассказ о сирени. Остальные дети отвечали на поставленный вопрос, громко, внятно, дополняли ответы друг друга.

  1. На этом наша экскурсия заканчивается.

Предлагаю вспомнить приметы лета:                                                                                                                                        (дети отвечают, предварительно подняв руку, чтобы не перебивать друг друга).

1.  -Насекомые и разного вида мошки, комары вечером вьются столбом - к хорошей погоде.

2. -Если во время дождя начинают петь птицы -дождь скоро прекратится.

3. -Птицы садятся на верхушки деревьев - к теплу.

4. -Цветы издают сильный запах - к дождю.
5. -Ночная роса не просыхает - быть грозе.

- Очень хорошо, приметы про лето назвали.

 

  - Дети, скажите:

- Что вы, увидели интересного?  (Понравился муравейник, нашли паучка в кустарниках).

- На какой, остановке вам понравилось больше всего?  (На поляне, там лечебные растения).

- Что узнали нового? (Цветы не только красивые , они могут быть лекарством).

-Ребятки, вы все молодцы! Были активными, внимательными, громко отвечали. Много знаете о природе, доказали, вы настоящие защитники природы и за это я хочу вам вручить -  эмблемы юных экологов.   Чтобы о сегодняшней прогулке вы помнили как можно дольше.                         Вручение эмблем.

- А сейчас давайте скажем наш девиз…

Дети произносят: наш девиз: «Природу люби, помогай и береги!»                                                                                                                               

-В следующий раз мы пойдём по осенней экологической тропе.                                                                                                                  - До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закаливающие процедуры в летний период.

Закаливание организма - одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания – приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде....

Методические рекомендации по организации закаливающих процедур с детьми дошкольного возраста в летний период.

Закаливание — испытанное средство укрепления здоровья. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. В результате закаливания...

Памятка для родителей на тему " Закаливающие процедуры в летний период"

Памятка для родителей на тему: «Закаливание детей летом».Подготовили воспитатели первой младшей группы: Калмыкова Т. Н. Лето - замечательное время года! Можно играть на воздухе, закаляться, ...

Комплекс проведения закаливающих процедур (с использованием фактора – воды) для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ в летний период времени.

В данном материале освещены такие вопросы как:-Что такое закаливание?-Основные задачи закаливания.-Для чего нужно закаливать детей.-Примерный план закаливающих процедур....

Закаливающие процедуры в летний период "Закаливание - шаг к здоровью!"

Главные цели:• Гармоничное физическое и духовное развитие детей;• Формирование основ здорового образа жизни;• Творческое развитие личности каждого ребенка. В жаркое ...

Методика проведения закаливающих процедур в летний оздоровительный период

Общие требования Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей:соблюдение санитарных и гигиенических требований;сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутст...