Проект "Правильное питание - залог здоровья"
проект (старшая группа)

В современных тенденциях развития продовольственной индустрии родителям и педагогам очень сложно без определённых знаний о здоровом питании сформировать у детей устойчивый навык  здорового образа жизни, гигиены питания. Характер питания в раннем детстве накладывает отпечаток и влияет на дальнейшее развитие человека. Очень важно дать детям представления о витаминах, их пользе для здоровья человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pravilnoe_pitanie_-_zalog_zdorovya.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект «Правильное питание – залог здоровья»

                                                                                                                             Подготовила: Иванкова В.В.,                                                                                      воспитатель МБДОУ № 81 «Мальвина»

В современных тенденциях развития продовольственной индустрии родителям и педагогам очень сложно без определенных знаний о здоровом питании сформировать у детей устойчивый навык здорового образа жизни, гигиены питания, принципы безопасного и качественного питания. Среди множества разнообразных факторов, постоянно действующих на развитие детского организма и его здоровье, важнейшая роль принадлежит питанию. Характер питания в раннем детстве накладывает отпечаток и влияет на дальнейшее развитие ребенка. Вместе с пищей ребенок должен получать необходимую ему энергию, которая в течение всего дня расходуется на физическое и интеллектуальное развитие, а также на игры и развлечения. Правильное питание и тщательно подобранный рацион является залогом не только отличного самочувствия, но и хорошего настроения и жизнерадостности. Именно в младшем возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни.                    

Многие родители не в состоянии обеспечить своим детям здоровое питание из-за отсутствия теоретических знаний. Во многих семьях привыкли кушать солёное, жареное, жирное, копчёное, острое, сладкое. Многие кормят детей однотипно. В лучшем случае – котлеты, картошка, в худшем – сосиска, макароны, пельмени. Из-за этого дети, не привыкшие к здоровой пище, отказываются в детском саду от овощных блюд, кисломолочной продукции, рыбы, запеканок, что ведет к заболеваниям ЖКТ.                                                                               Необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу (или ее отсутствие) того или иного блюда, продукта. Поэтому так важно дать детям представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах. Не менее важно дать детям знания о культуре питания, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.                                                                     Проведя опрос среди детей и родителей в группе, мною было выявлено, что:                                                                                                                                            1. Большинство детей не могут объяснить, чем вредны такие продукты, как чипсы, газировка, цветные конфеты и сухарики.                                                             2. Родители, в силу своей занятости, мало беседуют с детьми о здоровом питании и часто в целях экономии времени кормят фасфудом.                     Проблема заключается в том, что дети мало знают о витаминах, необходимых для здоровья человека, содержащихся в овощах и фруктах, их полезных свойствах и недостаточно употребляют в пищу натуральные овощи и фрукты, которые необходимы им для сохранения и укрепления своего здоровья. Детям больше нравятся те продукты, которые вредны для здоровья, а от действительно полезных продуктов они чаще всего отказываются.                                                                                                         Гипотеза: предположение, что нашему здоровью вредят следующие продукты: кока-кола; чипсы; леденцы; жевательные резинки.                      Реализация проекта окажет позитивное влияние на развитие познавательной активности детей группы, познакомит их с принципами здорового питания.

Таким образом, мною разработан исследовательский  проект «Здоровое питание – залог здоровья», освещающий вопросы здоровой и вредной пищи.                                 Цель проекта: узнать о влиянии вредных  и полезных продуктов на здоровье человека; формирование навыков здорового питания у детей.                                                                                                             Задачи проекта:

•        Закрепить с детьми понятие «витамины», их роль в жизни человека.                                                                                                                                   •         Формирование представлений детей о том, какие продукты вредны для нашего организма, а какие полезны.                                                                                    •        Через практическую деятельность показать детям, какой вред для здоровья человека приносят «Кока-кола», чипсы и кириешки.                                                 •        Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровым.                                                                                      •        Вызвать интерес к самостоятельному приготовлению полезных блюд из овощей и фруктов.                                                                                                           •        Способствовать формированию полезных пищевых привычек.                                 •        Для родителей: вызвать интерес к совместной деятельности по реализации проекта, повысить уровень просвещенности в вопросах правильного и здорового питания.

Риски и пути преодоления рисков.                                                                         В ходе работы возможно возникновение некоторых рисков, которые будут решены следующим путем:                                                                                                          1. Пассивное отношение родителей. - Вовлечение пассивных родителей посредством индивидуальных консультаций, отдельных поручений, а также обеспечения материалом для творчества.                                                                                   2. Недостаточные знания детей для проведения конкретных мероприятий. -  Предварительная подготовка детей родителями в домашних условиях (беседы).                                                                                                                       3. Психологический барьер у родителей, препятствующий постановке и озвучиванию проблемных вопросов о питании детей. -  Ежедневные беседы с родителями о возможных трудностях в формировании у детей культуры питания (предложения помощи, беседы о домашнем питании).                     Участники проекта:                                                                                                                      Дети подготовительной группы (6 -7 лет): участвуют в разных видах деятельности.                                                                                                   Воспитатель: осуществляет педагогическое просвещение родителей по проблеме; организует деятельность детей.                                                              Родители: участвуют в анкетировании и совместной деятельности.                                 Тип проекта: познавательно-исследовательский.                                  Продолжительность проекта: краткосрочный (с 25.01 по 05.02.2021 года)                Предполагаемый результат:                                                                                              Для детей                                                                                                                Формирование у детей основных понятий рационального питания, умение выбирать полезные продукты. Получение знаний о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах; получение практических навыков по приготовлению полезных блюд; умение классифицировать овощи и фрукты, выбирать наиболее полезные, знать содержание в них определенных витаминов и их значение для здоровья организма. Научится отличать полезную и вредную пищу.                                                                                                                                    Для родителей                                                                                                                   Повышение уровня знаний о правильном питании у родителей, формирование интереса к здоровому питанию в семьях; проявление  интереса к совместной деятельности в процессе реализации проекта.                        Для педагогов                                                                                                                             - пополнение методической копилки тематическими конспектами совместной деятельности;                                                                                                                                             - распространение педагогического опыта.                                                                             Продукт проекта                                                                                                     Выставка рисунков «Где живут витамины»,  создание коллажа «Полезные и вредные продукты», приготовление дома с родителями полезного блюда, лепка «Овощи и фрукты – полезные продукты», мультимедийный продукт презентация «Правильное питание – залог здоровья», альбом «Стихи о витаминах, овощах и фруктах».                                                                              Ресурсное обеспечение                                                                                                              - План проведения проекта «Правильное  питание – залог здоровья»;                                         - Подвижные игры, дидактические игры, пословицы, поговорки, стихи, рассказы, сказки по теме проекта.                                                                                                                              - Фоторепортаж о приготовленных  полезных блюдах.                                                                       - Оборудование для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Гости», «День рождение», «Овощной магазин», «Детский сад», «Кафе».                                                                                                 - Мультфильмы: Пчёлка Умняша «Полезные и вредные продукты»; видео- занятия для дошкольников «Продукты питания», «Овощи», «Ягоды»; Смешарики «Азбука здоровья – правильное питание», «Приключение Тани и Вани в стране продуктов»; «Фиксики – витамины».                                                                                                                   - Презентация «Здоровое питание- залог здоровь».

Этапы реализации проекта.

I этап - организационный (подготовительный):                                                          - постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы; составление плана работы;                                                                                                   - диагностика имеющихся представлений у детей о здоровом питании и употреблении витаминов;                                                                                                          - подбор дидактических игр;                                                                                                                                  - подбор сюжетно-ролевых игр;                                                                                           - подбор художественной литературы: стихов, загадок, пословиц, сказок, песен о фруктах и овощах;                                                                                                                 - подготовка методического обеспечения проекта, литературы по данной теме;                                                                                                                                              - анкетирование родителей;                                                                                                                     - сбор фотоматериала.

II этап - практический:                                                                                                                                                                                                             - проведение бесед;                                                                                                                - проведение непосредственно образовательной деятельности;                                     - проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр;                                 - чтение художественной литературы, заучивание стихов по теме;                                      - прослушивание песен по теме проекта;                                                                             - развлечение «Где прячется здоровье?»;                                                                                         - приготовление полезного блюда дома вместе с родителями;

III этап - заключительный:

 - выставка творческих работ;

 - презентация детьми приготовленного дома полезного блюда;                                           - создание коллажа «Полезные и вредные продукты;

 - оформление альбома «Стихи о витаминах, овощах и фруктах».

 - Презентация «Правильное питание – залог здоровья».                                                             

Работа по проекту с родителями.

      - информация для родителей о необходимости правильного питания; анкетирование родителей  «Здоровое питание – здоровый ребёнок»;

     - изготовление вместе с детьми дома полезного блюда;

     - помощь в изготовлении коллажа «Полезные и вредные продукты»;

     - оформление альбома «Стихи о витаминах, овощах и фруктах».

В качестве рефлексии использовала дерево, на листочках которого родители описали свои впечатления о проекте. Также использовала вопросы к детям, что во время проведения проекта понравилось больше всего, что нового узнали, что хотели бы узнать еще.

Содержание проекта

Образовательные области

Вид деятельности

Содержание

Социально-коммуникативное развитие

Познавательная,

продуктивная,

коммуникативна, игровая, трудовая

Беседы «Какие полезные продукты вы знаете и чем они полезны?», «В каких продуктах содержатся витамины», «Где взять витамины зимой?», «Вкусно – не всегда полезно», «Для чего мы едим?»

Обсуждение проблемных ситуаций:

- «Что будет если питаться только сладкими продуктами?»

- «Как помочь маме правильно выбрать продукты питания в магазине».

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Гости», «День рождение», «Овощной магазин», «Детский сад», «Кафе».

Рассматривание иллюстраций по теме проекта.

Дид.игры:  «Самые полезные продукты», «Волшебный мешочек», «Вершки и корешки», «Угадай на ощупь», «Назови лишний продукт».

 Театрализованное  представление " Спор овощей" (пальчиковый театр).                                                                                  

Речевое развитие

Коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая

Разучивание стихотворений: Ю. Тувим«Овощи».

Чтение и заучивание пословиц, поговорок по тематике проекта; отгадывание загадок. Выкладывание слов по теме проекта при помощи магнитных букв.

 Дид.упражнение «Какой сок?», «Какое варенье?», «Какой джем?», «Что где растет?»

Чтение рассказа З.Александровой «Большая ложка», Э.Успенского «Дети, которые плохо едят в детском саду»,

Р.Ротенберга «Расти здоровыми», «Очень вкусный пирог» Даниила Хармса, «Болтливая редька» авторская сказка Е.И. Соколовой, «Школа этикета»  Ю.В. Полянской,  «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких.

Речевые игры. Стихи о здоровой еде.

Дидактическая игра «Составь меню на каждый день».

Описание фруктов и овощей с использо-ванием  схем, мнемотаблицы. 

Составление рассказов «Вкусные истории», «Как в нашей семье готовят обед» (из личного опыта).

Просмотр видеозаписи: Пчёлка Умняша «Полезные и вредные продукты»; видео-занятия для дошкольников «Продукты питания», «Овощи», «Ягоды»; Смешарики «Азбука здоровья – правильное питание», «Приключение Тани и Вани в стране продуктов»; «Фиксики – витамины».

Физическое развитие

двигательная, игровая

Подвижные игры «Горячая картошка», «Караси и щука», «Урожай», «Баба сеяла горох», «Огородники», «Огород у нас в порядке», «Полезно – вредно» (подобие «Съедобно – не съедобно»).

Пальчиковые игры: "Апельсин", "Капуста", «Варим, варим мы компот», «Наша грядка», «Мы стоим на огороде».

Художественно-эстетическое развитие

музыкальная, игровая, изобразительная

Рисование «Где живут витамины?»,

Аппликация «Корзина с фруктами». Лепка «Овощи и фрукты – полезные продукты».

Самостоятельное рисование овощей и фруктов с помощью схем, трафаретов, шаблонов. Раскраски по данной теме.

Хороводные игры: «Кабачок», «Урожай», «Яблоня», «По малину в сад пойдем».

Познавательное развитие

познавательно-

исследовательская,

коммуникативная

Просмотр презентации  «Здоровое питание – залог здоровья». Рассматривание иллюстраций по теме проекта.

Мультфильмы: Пчёлка Умняша «Полезные и вредные продукты»; видео- занятия для дошкольников «Продукты питания», «Овощи», «Ягоды»; Смешарики «Азбука здоровья – правильное питание», «Приключение Тани и Вани в стране продуктов»; «Фиксики – витамины»

Фоторепортаж о приготовленном совместно с родителями полезном блюде.

Развлечение «Где прячется здоровье».

Дидактическое упражнение «Расположи картинки правильно «Мой день».

Дид. игра «Угадай по запаху».

Беседы «Зачем нужен режим в питании?»,  «Витамины и полезные продукты», «Как попадают на стол в наш детский сад овощи и фрукты?», «Что можно приготовить из молока?», «Что мы знаем о вредных продуктах», «Какие витамины содержатся в овощах и фруктах?», «Из чего варят кашу?».

Разгадывание кроссвордов и ребусов по теме.

Исследование «Совместимость напитков с некоторыми продуктами питания».

Опыты и эксперименты:

- Воздействие «Кока-колы» на предметы и продукты»

- «Полезны ли чипсы и кириешки?»

Достигнутые результаты.

Исследовательский проект, а также подготовка к нему, помогла родителям и детям эмоционально сблизиться, лучше узнать и понять друг друга, расширить и обогатить знания как детей, так и взрослых о правильном питании, его пользе. В результате исследовательской работы  дети узнали много нового о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах, получили практические навыки по приготовлению некоторых полезных блюд, научились правильно накрывать на стол; у детей расширились знания о разнообразии продуктов здорового питания, о полезных свойствах овощей и фруктов, о полезных и вредных продуктах, о пользе молочных продуктов и злаков, о значении витаминов для здоровья организма.                                 Работа над проектом  позволила задуматься  взрослым  над тем, какие факторы влияют на здоровье семьи. В результате все пришли к выводу, что главными факторами, влияющими на здоровье семьи, является: душевное благополучие, благоприятный психологический климат в семье, физическое здоровье, правильное и здоровое питание. Совместные творческие задания для детей и родителей способствовали укреплению взаимоотношений в семьях. Таким образом, мы можем сделать вывод, что работа по данному направлению была успешной.                                                                                        

Список использованной литературы

  1. Бондарева Наталья Николаевна. Издательский дом «Карапуз», 27.02.1998.
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г., «Разговор о правильном питание» [Текст] : Методическое пособие для  педагогов. Москва ОЛМА медиа группа, 2008.  
  3.  Полянская Юлия «Школа этикета».  Издательский дом «Лидер» 2012.
  4. Виноградова Н.А, Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду», Москва, 2008 г.
  5. Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, 2008 г.
  6. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» (проектирование, тренинги, занятия), составитель Н.И.Крылова Волгоград, 2009 г.
  7. «Проектная деятельность  старших дошкольников», составитель В.Н.Журавлева, Волгоград, 2009г.

                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - творческий проект «Здоровое питание – залог здоровья»

Совместный проект  для родителей с детьми  старшего дошкольного возраста...

Опыт работы по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста «Правильное питание – залог здоровья»

Опыт работы по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста «Правильное питание – залог здоровья»...

Проект по формированию культуры здорового питания в средней группе "Правильное питание - залог здоровья"

Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. Пр...

Проект по формированию культуры здорового питания "Правильное питание - залог здоровья"

Цель: создание условий для формирования знаний детей и их родителей о правилах здорового питания....

Презентация к проекту по формированию культуры здорового питания «Правильное питание – залог здоровья»

Цель проекта: создание условий для формирования знаний детей и их родителей о правилах здорового питания....