Лыжи в детском саду
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Одним из спортивных видов физических упражнений является ходьба на лыжах. Для любого детского сада доступно обучение детей передвижению на лыжах, так как оно не требует создания особых условий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyzhi_v_detskom_sadu_planirovanie.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Одним из спортивных видов физических упражнений является ходьба на лыжах. Для любого детского сада доступно обучение детей передвижению на лыжах, так как оно не требует создания особых условий, просто и снаряжение юного лыжника. В детском саду обучение передвижению на лыжах начинается со второй младшей группы, но если есть условия, то можно начинать ходьбу на лыжах с детьми более раннего возраста. Большую роль в формировании навыка передвижения на лыжах играет вестибулярный аппарат, в ведении которого находится способность удерживать тело в состоянии равновесия. Умение сохранять тело в состоянии устойчивого положения позволяет выполнять простые и сложные движения. Ходьба на лыжах развивает функцию равновесия, что приводит к более совершенному овладению и управлению движениями. Дети овладевают умением при потере равновесия создавать новую опору за счет выдвижения ноги в сторону падения, у них совершенствуется контроль мышечного чувства.  Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка.

-способствует энергичному обмену веществ в организме,

-усиливает функциональную деятельность внутренних органов

-развивает мышечную чувствительность

 -способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений

-вызывает активные действия крупных мышечных групп

-создает благоприятные условия для работоспособности сердечно-сосудистой и нервной систем.

Детям 5—6 лет можно рассказать о происхождении лыж, о лучших советских лыжниках, о различных лыжных соревнованиях и т. д. Эти сведения вызовут еще больший интерес у детей к лыжным занятиям. Успех обучающих занятий во многом зависит от условий их проведения. Лучше всего занятия в средней климатической полосе проходят при температуре воздуха — 8—12°, полном безветрии и сухом, рассыпчатом снеге. Продолжительность лыжных занятий в большей степени зависит и от свойства снега, и от состояния лыжи. Самый лучший снег — это давно выпавший и несколько слежавшийся. Большое количество снега утомляет детей, затрудняет ходьбу на лыжах. Вместе с этим ухудшается координация движений, дети с трудом удерживают равновесие, часто падают. Лучшее время для ходьбы на лыжах с детьми — 10— 12 часов дня. Занятия в эти часы (часы прогулок) укладываются в режим детского учреждения.

С детьми 5—7 лет занятия проводятся со всей группой, два раза в неделю. Продолжительность лыжных занятий зависит от возраста детей и степени овладения ими двигательным навыком передвижения на лыжах.

                   Учебно-методический комплект

             Литература (основная и дополнительная)

1.М.П. Голощекина  «Лыжи в детском саду» , М ., «Просвещение», 1972

2.Осокина Т.И. ,Тимофеева Е.А. Физические упражнения для дошкольников .М., «Просвещение»,1971.

3.Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста .М., « Просвещение», 1971 .

Лыжное оборудование

Для хранения лыж хорошо использовать простые, но удобные стойки. Можно хранить лыжи на горизонтальных стеллажах в сухом прохладном месте.
У каждого ребенка должны быть одни определенные (промаркированные) лыжи. Особое внимание следует уделить лыжным креплениям. Для детей 5—7 лет используется несколько вариантов типов креплений. Лучшая обувь для маленького лыжника — ботинки с широкой носовой частью на утепленной подкладке со шнуровкой и дополнительными языками. Для детей дошкольного возраста используются лыжи, предназначенные для передвижения по равнинной и слабопересеченной местности. При выборе лыж важно проверить, не имеют ли они перекосов, трещин, сучков. Лыжи имеют небольшой изгиб, который способствует правильному распределению веса тела при передвижении; желобок на нижней поверхности лыж должен быть ровным и прямым, он не позволяет лыже соскальзывать в сторону.
При определении размера лыж пользуются простым, но удобным способом: верхний конец лыжи, поставленной у ноги лыжника, должен быть не выше основания ладони вытянутой вверх руки.

Лыжные палки подбираются по росту ребенка: если палки поставить на пол рядом с ребенком, они не должны доходить до уровня плеч на 3—5 см. К лыжным палкам прикрепляются ременные петли, в которые легко могли бы пройти руки в рукавицах. Петли не позволяют палке выскользнуть из рук при передвижении. Для предохранения рук от холода и возможных травм при падениях верх палки следует обшить кожей или плотной материей.

Неделя

Программное содержание

Методические рекомендации

Игры

Литература

   1неделя   1 занятие

Восстановление навыка ходьбы на лыжах скользящим шагом.

Упражнения на лыжах: «пружинка», поочередное поднимание правой и левой ноги с лыжей.
Скольжение по учебной лыжне 50 м за воспитателем.

Игра «У кого будет меньше шагов?»

М.Н.Голощекина Лыжи в детском саду

стр.61

      1неделя 2 занятие

Восстановление навыка ходьбы на лыжах скользящим шагом.

Ходьба широким скользящим шагом с энергичным размахиванием руками. Свободное скольжение по учебной лыжне — 10 минут.


«Не урони»

Стр.61

2 неделя 1 занятие

Закрепление навыка ходьбы на лыжах скользящим шагом. Восстановление навыка спуска со склона и подъема «лесенкой».

Упражнения на лыжах: боковые шаги на лыжах вправо и влево, переступанием лыжами Во время спуска с пологого склона при длине ската 6—8 м показать правильную стойку лыжника. Спуститься 2 раза до ориентира «веер».

«Посмотри в окошко»

Стр.62

2 занятие

Закрепление навыка ходьбы на лыжах скользящим шагом. Восстановление навыка спуска со склона и подъема «лесенкой».

Ходьба по лыжне, держа руки за спиной; ходьба между восемью флажками, стараясь не сбить их.
3—4 раза свободно спуститься со склона (в низкой и основной стойках).
Ходьба по учебной лыжне — 50 м.

«Поймай предмет»

Стр.62

3 неделя  1 занятие

Закреплять навык скользящего шага. Продолжать обучение спуску с менее пологого склона и подъему на склон «лесенкой».

Упражнения на лыжах: «пружинка», небольшие прыжки, ходьба по учебной лыжне — 80 м скользящим шагом.
Дети спускаются по заранее проложенной лыжне прямо по одному, соблюдая определенные интервалы.

Спокойная ходьба на лыжах по прямой (30 м).

Стр.63

2 занятие

Закреплять навык скользящего шага. Продолжать обучение спуску с менее пологого склона и подъему на склон «лесенкой».

Ходьба по учебной лыжне — 80 м скользящим шагом. Поднимаются дети на склон «лесенкой» по одному в порядке очередности. Воспитатель следит за правильным положением лыж.

«Сороконожки»

Стр.63.

4 неделя 1 занятие

Закреплять навыки скольжения, спусков со склонов и подъемов на них.

Пробежка со склона (10 м), спокойно вернуться к лыжам. Закрепление лыж. Детям предлагается обойти 8 лыжных палок, стоящих на расстоянии 2,5 м друг от друга, стараясь не задеть их, соразмеряя длину лыж до препятствия.

«Через препятствие»

Стр.64

2 занятие

Закреплять навыки скольжения, спусков со склонов и подъемов на них.

Упражнения на лыжах: «пружинка», приставные шаги вправо и влево, стараясь ставить лыжи параллельно.
Спуск со склона в основной стойке по одному по заранее проложенной лыжне.

«Идите за мной»

Стр.63

5 неделя 1 занятие

Закреплять навык широкого скользящего шага, учить поворотам переступанием, упражнять детей в спуске.

Упражнение на лыжах: «пружинка», подпрыгивание на лыжах. Спуск с невысокого склона в основной стойке — 2 раза, спуск в воротики ,

«Кто быстрее повернется?».

Стр.64

2 занятие

Закреплять навык широкого скользящего шага, учить поворотам переступанием, упражнять детей в спуске.

Ходьба по лыжне (40 м), заложив руки за спину, с сильным взмахом рук.
Спуск в воротики, образованные лыжными палками,-- 2 раза, свободный спуск — 3 раза.

Ходьба по лыжне (30 м} спокойным скользящим шагом.

Стр.64

                                 6 неделя 1 занятие

Закреплять навыки ходьбы на лыжах, спусков и подъемов, поворотов.

Упражнение на внимание и ориентировку в пространстве: сделать пять шагов вперед с закрытыми глазами. Ходьба по лыжне змейкой, обходя 8 палок, стоящих на расстоянии 2 м друг от друга.

«Кто быстрее?» на быстроту скольжения, закрепление навыка поворотов (вокруг флажка).

Стр.65

2 занятие

Закреплять навыки ходьбы на лыжах, спусков и подъемов, поворотов.

Упражнения на лыжах: стоя на лыжах, поочередно поднимать правую и левую лыжи так, чтобы пятка была на одном уровне с носком лыжи. Ходьба скользящим шагом. Воспитатель следит за техникой скользящего шага.

«Будь внимателен»

М.Н.Голощекина Лыжи в детском саду

7 неделя 1 занятие

Закреплять навык скольжения на лыжах, продолжать обучение спуску и подъему на склон.

Воспитатель проводит с детьми упражнение для развития пространственных ориентировок (см. занятие 6) Пробежка без лыж (15 м). Ходьба по учебной лыжне 100 м скользящим шагом. Обращать

«Поменяй флажки»

2 занятие

Закреплять навык скольжения на лыжах, продолжать обучение спуску и подъему на склон.

Упражнения на лыжах: ходьба на лыжах на месте, «пружинка», прыжки, боковые шаги, ускоряя темп.
. Во время спусков со склона воспитатель напоминает детям, как спускаться в основной стойке (показывает).

«Попади в цель»

 

8 неделя 1 занятие

Закреплять навык скользящего шага, спусков в средней стойке и подъемов. Познакомить детей с торможениями лыжами «упором».

Пробежка без лыж (15 м). Упражнения на лыжах: поочередное поднимание правой и левой ноги с лыжей, боковые шаги на лыжах (5 шагов влево и 5 шагов вправо), Переход к пологому спуску. Спуск в средней стойке 4 раза. Затем воспитатель показывает спуск с торможением «упором».

«Трамвай»

2 занятие

Закреплять навык скользящего шага, спусков в средней стойке и подъемов. Познакомить детей с торможениями лыжами «упором».

Пробежка без лыж (15 м). Упражнения на лыжах: ), поворот переступанием «веер» вокруг носков и пяток лыж.
. Спуск в средней стойке 4 раза. Спокойной ходьбой без лыж.

«Пройди и не задень»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лыжи в детском саду

О пользе лыжного вида спорта для детей...

Лыжи в детском саду

Обучение детей ходьбе на лыжах. Полезная информация для родителей....

Лыжи в детском саду

Лыжные занятия оказывают положительное влияние на формирование осанки ребенка, при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все мышечные группы и особенно мышцы спины. Ходьба на лыжа...

Лыжи в детском саду

Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, способствует укреплению связок голеностопных суставов ...

Методические рекомендации «Что должен учесть педагог при организации занятий на лыжах в детском саду»

Сейчас  начинают всё больше и больше уделять внимания лыжному спорту для детей. Дошкольникам передвижение на лыжах вполне доступно, лыжи – прекрасное средство физического развития ребёнка. ...

Лыжи в детском саду

Физическое воспитание ребёнка в детском саду в значительной степени обеспечивается различными видами физических упражнений: ходьба на лыжах, катание на коньках и санках. Одним из спортивных видов физи...