Методические рекомендации «Что должен учесть педагог при организации занятий на лыжах в детском саду»
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

Пищугина Ольга Алексеевна

Сейчас  начинают всё больше и больше уделять внимания лыжному спорту для детей. Дошкольникам передвижение на лыжах вполне доступно, лыжи – прекрасное средство физического развития ребёнка. Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод является прекрасным возбудителем мышц и средств закаливания.

Данная статья позволит разнообразить физкультурно-оздоровительную работу с дошкольниками на свежем воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrekomendatsii_po_kataniyu_na_lyzhah_korrektsiya.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Что должен учесть педагог при организации занятий на лыжах в детском саду»

Пищугина Ольга Алексеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №69» города Оренбурга (МБДОУ №69)

Инструктор по физической культуре

В зимний период предоставляются прекрасные возможности для организации разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками на свежем воздухе, которые невозможно использовать в другое время года. Сколько радости вызывают у детей катание на санках, коньках, на ногах по ледяным дорожкам, с горы на ледянках, игры в снежки, ходьба на лыжах и др.

Лыжи на территории нашей страны появились давно. Племена, населяющие север нашей страны, уже в конце третьего и начале второго тысячелетия до нашей эры пользовались лыжами для передвижения по глубокому снегу. Лыжи использовались для охоты и в военных целях, а затем как упражнения, развивающие силу и физические качества человека. Большие изменения претерпела и форма лыж – от овального обода до длинных скользящих лыж.

Уже в начале нашего столетия передовые педагоги начинают всё больше и больше уделять внимания лыжному спорту детей.

Русский педагог П.Ф. Каптерев уделял большое внимание проведению игр и развлечений детей на свежем воздухе, в том числе говорил и о ходьбе на лыжах. В то же время В.В Гориневский, говоря о младшем школьном возрасте, указывал, что передвижение на лыжах вполне доступно детям, что лыжи – прекрасное средство физического развития ребёнка. Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод является прекрасным возбудителем мышц и средств закаливания.

Основными методами обучения ходьбе на лыжах являются:

  • наглядный - показ упражнений;
  • словесный – описание движений, объяснение (чёткий, правильный и красивый показ способствует созданию правильных и точных представлений о движении, вызывает желание кататься на лыжах);
  • практический – (повторение движений, объяснение, рассказ, беседа, команда).

Особое место в этой работе занимает сочетание показа и объяснения. Слово помогает ребёнку понять движение, выделить его отдельные качества, осознать мышечные ощущения.

Чёткий, правильный и красивый показ способствует созданию правильных и точных представлений о движении, вызывает желание выполнить его.

Опыт показал, что показ движения следует проводить непосредственно перед его выполнением, так как ребёнок не может надолго удержать в памяти систему движений.

Оборудование и инвентарь

При обучении дошкольников ходьбе на лыжах особенно важно предусмотреть все  мелочи. Для дошкольников используются лыжи, предназначенные для передвижения по равнинной и слабопересечённой местности. Прежде всего, надо правильно подобрать лыжи.

При выборе лыж важно проверить, не имеют ли лыжи изъяны. Лыжи должны иметь небольшой изгиб, который способствует правильному распределению веса тела ребёнка при передвижении; желобок на нижней поверхности лыж должен быть ровным и прямым, он не позволяет лыже соскальзывать в сторону.

При определении размера лыж можно пользоваться простым, но удобным способом: верхний конец лыж, поставленный у ноги лыжника, должен быть не выше основания ладони вытянутой вверх руки.

Лыжные палки подбираются по росту ребёнка: если палки поставить на пол рядом с ребёнком, они должны доходить до уровня плеч на 3-5см. На лыжных палках должны быть ременные петли, в которые легко могли бы пройти руки в варежках. Петли не позволяют палкам выскользнуть из рук при передвижении.

Лыжные ботинки должны свободно надеваться на две пары носков (хлопчатобумажные и шерстяные).

Занятия лыжами проводится 2 раза в неделю, лучше всего проводить  занятия с 10.00 до 12.00 при температуре воздуха -5-15 градусов в безветренную погоду.

Занятие можно проводить на спортивной площадке детского сада. На этом участке надо сделать учебную лыжню (120-150м) с закруглёнными углами.

 Если на участке нет естественной горы, можно сделать искусственную. На горе должно быть место для спуска и не ближе чем 4-5м от него – место подъёма.

Одежда не должна стеснять движения – должна быть лёгкой, но достаточно тёплой.

Уход за лыжным инвентарём.

При правильном и хорошем уходе лыжи могут служить в течении многих лет, но для этого надо соблюдать ряд требований:

  • лыжи следует хранить в сухом прохладном месте;
  • после похода на лыжах, прежде чем внести лыжи в помещение нужно с них очистить снег и хорошенько протереть досуха тряпкой;
  • очищая лыжи от снега, не стучите лыжей о лыжу;
  • перед выходом на прогулку надо смазать скользящую поверхность лыж лыжной мазью;
  • следует тщательно проверять состояние лыж и палок после каждой прогулки;
  • следить, чтобы на скользящей поверхности лыж не было царапин;
  • лыжные ботинки после каждой прогулки необходимо просушить в тёплом, но не жарком месте.

Профилактика травматизма

При проведении занятий на лыжах особенно важно помнить о профилактике травматизма. К повышенному травматизму при проведении занятий приводят следующие факторы:

  • отсутствие последовательности во время обучения;
  • недостаточность общей физической подготовленности ребёнка;
  • индивидуальные особенности ребёнка;
  • недостаточное внимание к выбору местности для занятия с детьми;
  • обучение детей передвижению на лыжах с лыжными палками;
  • учет метеорологических условий.

Также для профилактики травматизма во время организации занятий на лыжах педагогам необходимо соблюдать рад правил:

  • выполнять упражнения доступные детям  и избегать быстрого перехода от простых и лёгких упражнений к сложным и трудным;
  • обращать внимание на утомляемость, т.е. понижение работоспособности организма;
  • помнить, что лыжные палки можно давать ребёнку, уже овладевшему навыком ходьбы на лыжах без палок;
  • одежда и обувь должны отвечать особенностям лыжных занятий и метеорологическим условиям;
  • после болезни ребёнок допускается к занятиям на лыжах только по разрешению

медсестры ДОУ;

  • педагоги должны не только хорошо представлять себе все движение в целом, видеть отдельные его элементы, но и уметь выполнять его правильно и красиво.

Таким образом, учет всех факторов и соблюдение правил, представленных в данной статье позволит разнообразить физкультурно-оздоровительную работу с дошкольниками на свежем воздухе.

Литература

  1. Голощёкина М.П. Лыжи в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: «Просвещение», 1977.
  2. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. Книга для воспитателей детского сада. - М.: «Просвещение», 1992.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса для педагогов . Знакомство детей с профессиями взрослых в детском саду «Все работы хороши!»

освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога-воспитателя...

«Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»

laquo;Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»...

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Уголок природы в разных возрастных группах детского сада»

Уголок природы в групповой ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Главная особенность экологического центра – это непосредс...