«Создание условий для сохранения психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста»
консультация

Людмила Константиновна Попова

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihoemots_zdorove_detey.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Создание условий для сохранения психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста»

        

Воспитатель: Попова Л. К.


     Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями.

     Наиболее эффективными методами психопрофилактики и психокоррекции негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста являются такие: арт-терапия, песочная и водная терпапия, изотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и др. Один из самых распространенных видов арт-терапии – изотерапия. Применение рисуночной терапии особенно эффективно в старшем дошкольном возрасте. Рисуя, ребенок неосознанно дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

     Изотерапия позволяет получить следующие позитивные результаты:

  • обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование;
  • способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;
  • создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;
  • оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;
  • содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе.

     В работе с детьми используются разнообразные нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск печатками из картофеля, оттиск поролоном, оттиск смятой бумагой, восковые мелки и акварель, монотипия предметная, монотипия пейзажная, цветной граттаж, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, отпечатки листьев.

     Метод игровой песочной терапии хорошо использовать для того, чтобы уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Метод обладает массой преимуществ:

  1. В песочнице создается акцент на тактильную чувствительность и «мануальный интеллект» детей.
  2. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятию и усиливает положительные эмоции дошкольников.
  3. Игры с песком развивают коммуникативные навыки, песок обладает свойством «заземлять» негативную энергию.
  4. Строительство «песочного города» помогает активизировать творческие способности детей, гармонизировать их психоэмоциональное состояние. Лепка из песка развивает фантазию, воображение. Во время этого занятия совершенствуются навыки общения, игровая деятельность побуждает детей к активным действиям и концентрации внимания.

     Упражнения в воде стимулируют работу мозга детей и вызывают ощущение счастья и радости, т. е. такие чувства, которые невозможно вызвать волевыми усилиями взрослых.

     Среди вспомогательных средств общения самое действенное и организующее – музыка. Музыкальное сопровождение на психозанятиях создает положительный фон, повышает настроение, жизненный тонус и общий ритм совместной деятельности.

     Игры с песком и водой позитивно влияют на эмоциональное самочувствие и делают их уникальными способами развития ребенка. Песок и вода – прекрасные психопрофилактические средства, которые могут использоваться с любого возраста.

     Существуют разные релаксационные игры для детей раннего возраста, которые помогают снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон. В результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается сон. Среди таких игр можно отметить:

  • игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления («Муравей», «Улыбка», «Поймай бабочку» и др.);
  • игры медитации снимают эмоциональное напряжение через расслабление основных мышц («Воздушные шарики», «Ручей» и др.);
  • игры, помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой («Согреем бабочку», «Часики», «Каша кипит» и др.);
  • игры с прищепками – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки («Интересный разговор», «Крокодил», «Птичка» и др.). Монотонные движения руками и сжимание мышц кистей рук затормаживают отрицательные эмоции – это известный факт;
  • игры-«усыплялки», колыбельные имеют сильное психоэмоциональное воздействие на ребенка, расслабляют и лечат («Ложимся спать», «Усыплялка для ладошек», «Малышам всем спать пора» и др.).

     Также эффективным для поддержания психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста в группах является «Уголок уединения», который позволяет предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы. Уголок оборудуется мягким диванчиком, мягкими подушками, удобными креслами, полупрозрачной ширмой, также может использоваться мобильный «Домик-трансформер». Ребенок может поиграть с мягкими игрушками, посмотреть альбом с семейными фотографиями воспитанников, найти любимую вещь из дома,  позвонить  по телефону маме или папе, чтобы поделиться чем-то сокровенным. Также для поддержания психоэмоционального здоровья детей эффективно использовать  дидактические игры: «Собери бусы» «Собери букет» «Чувства и эмоции» «Угадай эмоцию» «Эмоции в сказках» и др. Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. Если мы видим, что ребенок чувствует себя некомфортно, то выясняем причину его состояния. И только потом, предлагаем ребенку поиграть в ту или иную игру.

     В зависимости от состояния детей можно организовать «Уголок гнева», в котором можно в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения. Для этого дети могут использовать:

  • «Коврик злости», на котором могут потоптаться;
  • коробочку гнева и раздражения «Спрячь все плохое»,
  • коробочку «Попробуй порви» (дети мнут или рвут листы бумаги);
  • подушку-колотушку, стаканчики «Для крика» и др.

     В случае возникновения конфликтных ситуаций можно использовать коробочку «Давай помиримся» (содержит веселые картинки-мирилки), которая налаживает отношения между детьми и устраняет негативные эмоции.

     Использование предложенных методов дает возможность педагогу заложить основу для сохранения психоэмоционального здоровья детей.

     

Список литературы

  1. Журнал «Справочник педагога-психолога» №1, 2012 с.47; №3, 2012 с.65; №7, 2012 с.62; №12, 2012 с.64.
  2. https://trello.com/b/uvRfMic4/%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение психического здоровья детей дошкольного возраста через работу с родителями.

Психолого-педагогические технологии и их элементы, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, его самореализации....

ОПТИМИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема взаимосвязи родительско-детских отношений и уровня эмоционального здоровья ребёнка – дошкольника по своей актуальности заслуживает внимания не только педагогов-психологов, но и, прежде всего, род...

СОХРАНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема взаимосвязи родительско-детских отношений и уровня эмоционального здоровья ребёнка – дошкольника по своей актуальности заслуживает внимания не только педагогов-психологов, но и, прежде всего, род...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....

Роль театрализованной деятельности в формировании психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Роль театрализованной деятельности в формировании психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Особенности организации театрализованной деятельноси у детей разн...

Семинар – практикум на тему: «Роль образовательного учреждения в сохранении физического здоровья детей дошкольного возраста»

Цель: Ознакомление педагогов с современными идеями обеспечения физического развития детей дошкольного возраста.Задачи: Совершенствование и обогащение знаний и умений педагогов о современных техно...

Условия сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста

Что такое "психическое" здоровье? Какие факторы влияют на его сохранение?...