Роль театрализованной деятельности в формировании психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
статья (младшая, средняя, старшая группа) по теме

Роль театрализованной деятельности в формировании психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Особенности организации театрализованной деятельноси у детей разного дошкольного возраста, приёмы и методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Роль театрализованной деятельности в формировании психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи

Поиск наиболее оптимальных путей организации жизни детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями с учётом федеральных государственных стандартов ставит перед педагогами-практиками задачу создать познавательную среду, в которой ребёнок может реализовать свои фантазии, познавательную и творческую активность, что принципиально важно для коммуникации и социализации.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического, нравственного развития и психоэмоционнального здоровья ребёнка. Впечатления детства, чувства, эмоции человек проносит через всю свою жизнь. Использование театральных игр, театрализованных сказок, знакомство с театральным искусством даёт возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, развивает эмоции, чувства, интеллект благотворно влияет на речевое развитие. Именно поэтому большое внимание уделяется театральной деятельности детей с ТНР. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театр лежит игра. Дети любят игры, напоминающие театрализованные представления, где одни дети – артисты, другие – зрители.

Театр – это один из самых доступных для детей видов искусства. Театральное искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие на здоровье ребёнка с особыми образовательными потребностями, развивает эмоциональную сферу, выполняет при этом коммуникативную, регулятивную, катарсистическую (очищающую) функции. Театр – могущественная сила духовного воздействия на людей.

В своей педагогической деятельности мы используем театральные игры, игры драматизации с детьми уже с 2 – 3 летнего возраста, так как потребность в игре у детей велика и проявляется рано. Малыши охотно изображают прыгающих зайчат или цыплят, бегающих за курочкой  - мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котят и собачек, маленьких козляток и других животных, насекомых. Действия их подражательны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщены и потому несут в себе большой положительный заряд. Используем игры драматизации, так как они способствует развитию психических процессов различных качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребёнок с ТНР лучше усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонацию, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, активизируется словарь ребёнка. По средствам театрализованных игр, сказок дети лучше усваивают содержание произведения, смысловое значение, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Игра – драматизация способствует освоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Театральная деятельность – это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, поэтому театральная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия необходимого для организации совместной деятельности детей.

В педагогической литературе эмпатия определяется, как умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на место другого в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Иногда детей дошкольного возраста преследует страх, волнение перед выступлением. Одним из направлений коррекции такого поведения является коллективная театральная деятельность. Детям предоставляются равные возможности для участия в инсценировке, независимо от способностей.

Объективный процесс интеллектуализации обучения и воспитания детей, наряду с положительным эффектом, оказал отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребёнка: снизилось внимание к развитию чувст, воображения и творчества. Театральная деятельность позволяет решать многие актуальные проблемы в современной педагогике и психологии. Творчество детей рассматривается в трёх аспектах – создание и выбор драматического материала, исполнение замысла, оформление. Эта деятельность носит импровизационный характер, именно благодаря этому свойству театрализовано – игровая деятельность является активным творческим процессом.

Восприятие театрального (сценического) искусства целесообразно начинать с простого доступного для эмоционального отклика ребёнка вида – кукольного театра. Как, правило, в группах дошкольных учреждений есть приобретённые наборы кукольных театров, а также куклы, изготовленные своими руками. С их помощью педагоги сначала сами разыграли театральные действа: потешки, диалоги, сценки, сказки, затем стали приобщать детей: диалог воспитатель и ребёнок, а потом ребёнок и ребёнок.

На разных этапах ознакомления детей с театральными играми, сказками решаются следующие задачи: формирование целостной картины мира, общих представлений о театре, развитие эмоционально – положительного отношения к нему. Для этого необходимо организовывать просмотры спектаклей в детском учреждении, также привлекать  дошкольников к участию в театральных постановках, посещение детских театров родителями с детьми. Необходимо подвести к пониманию актёрского мастерства. Формированию общих представлений о театральных профессиях. Ознакомлению дошкольников с правилами поведения в театре или на просмотре спектакля. Всё это способствует социализации ребёнка.

Театральная деятельность детей осуществляется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время: представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальной, изобразительной), также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по формированию целостной картины мира, коммуникации, в разделе развлечения. Во всех формах театральной деятельности желательно участие небольшой подгруппы детей, чтобы иметь возможность индивидуально работать с каждым ребёнком. Участники подгруппы могут меняться, в зависимости от содержания деятельности. В группах создана предметно – развивающая среда, которая обеспечивает совместную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребёнка.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей предметно – пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Для этого в детском учреждении есть разные виды театров, ширмы, сундук с разными костюмами, шапочками – масками, игрушки – заменители, музыкальные инструменты. Содержание занятий по театральной деятельности включают в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по содержанию, игры драматизация, подготовка и разыгрывание сказок и инсценировок, упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной). Театральная деятельность не появляется сама собой. Большую роль здесь играет воспитатель, педагог, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель выразительно читал что – либо, умея смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению». Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к театральному действию.

Театральная деятельность в младшей, средней группах начинается со знакомства с куклой, с кукловождением настольного театра, с разыгрывания народных потешек, песенок, использования фрагментов из сказок как упражнения: попроситься в теремок от лица мышки, лягушки и т.д. Далее усложнить задание: предложить разыграть диалог двум персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого.

В старших группах используются более сложные упражнения: эффективными оказались упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрации, разыгрывание маленьких сценок, в которых особенности ситуации можно изобразить мимикой. Например, изобразить, как испугалась Красная шапочка, узнав волка. (Ш. Перро «Красная шапочка»), или рассердился Мойдодыр, при виде Грязнули (К.И.Чуковский «Мойдодыр»). Хорошо, когда одну и ту же сценку проигрывают несколько детей или пар, при этом не следует обращаться к остальным детям с вопросом, у кого лучше получилось, лучше спросить, у кого получилось, похоже, и почему?

Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. При этом собственно разыгрывание не является самоцелью. Работа строится по этапам: чтение, или ознакомление с произведением, беседа, исполнение, анализ выразительности воспроизведения. Таким образом, занятия по театральной деятельности могут включать в себя как разыгрывание  сказок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, мультфильмам, кукольным спектаклям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (день рождения, семейный случай и т. д.). В процессе театральной деятельности необходимо использовать разнообразные приёмы:

  1. Выбор детьми роли по желанию;
  2. Назначение на главные роли не только активных детей, но и застенчивых;
  3.  Распределение ролей по карточкам (дети берут карточку с изображением персонажа);
  4. Проигрывание ролей в парах.

Проблемы, как правило, возникают в этих случаях:

  1. Если не хватает ролей;
  2. Нежелание играть отрицательные роли.

Кратко остановимся на способах решения этих проблем.  Первую решает подгрупповая организация и парное проигрывание ролей. Кроме того, можно ввести дополнительные роли. Для решения второй проблемы необходимо разъяснить детям, что в театральной игре они артисты, а артисты в театре играют роли, как, положительные так и отрицательные. В крайнем случае, педагог берёт отрицательную роль на себя, или, используется кукла. Результаты театральной деятельности отражаются в работах по изодеятельности и ручному труду. Здесь так же можно использовать творческие задания: «Нарисуй персонажа и озвучь его», «Пластилиновый театр», «Нарисуй сказку и поиграй в сказку с другими», «Слепи героев сказки и поиграй с ними» и т.д.

           Готовность к театральной деятельности  определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектаклей, театральной сказки, творческой игры.

           Методика руководства театральными играми в разных возрастных группах имеет свои особенности: младший дошкольный возраст. Тест читает педагог, а дети выполняют определённые действия, звукоподражание. Например,  в драматизации сказки «Теремок», дети пищат как мышка, квакают как лягушка т.д.  Важно научить  детей некоторым  способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. Детей среднего дошкольного возраста продолжать учить сочетать в роли движение и текст, развивать чувства партнёрства.   Усложнять методы, например, ведение рассказа от первого лица, сопровождая текст и движения: «Я – петушок. Золотой  гребешок, масленна бородушка.  Как я звонко пою: ку - ка - ре - ку!»  Используется настольный театр.

Для самостоятельного показа берём произведения хорошо знакомые с младшего возраста. Для драматизации используем  отрывки из сказки, где есть повторы, а затем всю сказку. (Теремок. Репка. Колобок.). Старших дошкольников учим самостоятельно находить средства выразительности, наблюдательности, умению присматриваться к поведению животных, особенностям поведения людей, их интонациям, движениям, мимики  лица. Для развития воображения  предлагаются задания: «Берег моря», «Лесная полянка», «Котёнок проснулся», «Встреча двух друзей» и другие. Используем мимические этюды: «Добрый (злой) человек», «Мальчик испугался (обрадовался; обиделся; удивился)». Этюды на понятие физических действий: «Рубим дрова», «Уснул на стуле», пантомические этюды «Добрый человек идёт по улице», «Девочка гладит щенка». Важно нести положительные эмоции, доброжелательное отношение, как, к персонажам так и детям, исполняющим роль. И, конечно, необходимо умело подбирать художественный материал, классику детской литературы для театрализации.   Произведения С.Я Маршака, А. Барто, К.И. Чуковского,  В. Сутеева, С. Михалкова, русские народные сказки, сказки народов мира.

Важно также подключать детей к придумыванию оформления сказок, отображению театральной деятельности в изобразительном творчестве.

В целом описанная выше деятельность, несомненно, благотворно влияют на психоэмоциональное здоровье детей с особыми образовательными потребностями.

Список литературы

1. Дубровская, Е.А.  Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших педагогических учебных заведений. / Е.А. Дубровская,   С.А. Козлова.  – М:  Академия, 2002.-255с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по логоритмике с детьми среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи). Тема занятия: «В гостях у Сказки. Здравствуй, Радуга!».

Тема занятия: «В гостях у Сказки. Здравствуй, Радуга!». Коррекционно-образовательные цели. Ориентация в ритмических структурах, сравнение и  различение звуков по их длитель...

Доклад "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи через проектную деятельность"

Создание эмоционально-комфортного климата в группе и личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, поддержка инициативы детей-это успешное социально-личностное развитие детей через проек...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами театрализованной игры»

Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период.  Особенность эмоционального развития в дошкольном возра...

Мастер-класс для педагогов "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

Мастер-класс "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи" разработан для того, чтобы помочь педагогам правильно организовать в условиях ...

«Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ДОУ»

Помочь педагогам правильно организовать в условиях ДОУ игры по развитию фонематического восприятия....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Урок дорожных наук» в разновозрастной группе для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности«Урок дорожных наук» в  разновозрастной группе для  детей  дошкольного  возраста  с тяжёлыми нарушениями речи.с...