Главные вкладки

    Доклад "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи через проектную деятельность"
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему

    Мыскова Татьяна Николаевна

    Создание эмоционально-комфортного климата в группе и личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, поддержка инициативы детей-это успешное социально-личностное развитие детей через проектную деятельность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_konferentsii.docx20.42 КБ
    Файл prezentatsiya_1.pptx1.8 МБ

    Предварительный просмотр:

    Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи через проектную деятельность

    Приоритетным направлением своей работы я выбрала «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи через проектную деятельность».

    (Слайд 2) Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты образовательного процесса.

    Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.

    (Слайд 3) Социализация – очень важный процесс развития человека для дальнейшей самореализации.

    Что включает в себя социализация?

    Усвоение трудовых навыков, нравственных ценностей, норм и правил поведения, знакомство с народными традициями, развитие кругозора, активности, любознательности, словарного запаса, накопление необходимых знаний, умений и навыков.

     Программа социализации занимает всю жизнь, но основа социального развития закладывается именно в период детства.

             Детский сад – начало социальной жизни ребенка.

    (Слайд 4) Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и педагоги-воспитатели, и сами дети - сверстники дошкольника.

    В процессе социализации очень важную роль играет детский сад. Деятельность воспитателей направлена на развитие индивидуальности ребенка, организации его психологического состояния, а также, преодоление проблем в общении.

    Родители – второй инструмент и средство социализации дошкольников.

     Родители – авторитет, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка.

    Ролевое поведение в процессе  социализации ребенка дошкольника знакомит с нормами, обычаями, а также, регулирует поведение ребенка в той или иной ситуации.

    Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, на мой взгляд, является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка. (Слайд 5)

    Целью современного образования является формирование ключевых компетентностей   дошкольника, под которыми подразумевается  умение действовать в нестандартной ситуации, успешно применяя знания на практике («Я знаю, умею, создаю, получаю результат»).

          Дошкольники нашего образовательного учреждения уже сегодня (вернее вчера):

    - вовлечены в исследовательские проекты,

    -творческие занятия,

    -спортивные мероприятия…

    в ходе которых, они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли. Учатся принимать решения и проектировать свой образовательный маршрут, формулировать стратегические цели и осознавать собственные возможности.

    Работая над проектами, ставились определенные задачи, реализовав которые ребенок мог раскрепоститься в коллективе и таким образом повысить уровень своей социальной компетентности.

    В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:

    а) по составу участников;

    б) по целевой установке;

    в) по тематике;

    г) по срокам реализации.

    В практике современных ДОУ используются следующие виды проектов(слайд 6):

    - исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов …).

    - ролево-игровые - проект с элементами творческих игр. Используется метод вхождения в образ персонажа сказки, рассказа. Метод эмпатии. Дети по своему решают поставленные проблемы. Например: день игры; неделя игры; используются сценарии с ролевыми играми, игротренинги; алгоритмы сюжетных игр; сценарии игр - путешествий и т.д.;

    - информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её. Итогами проекта могут стать: рисунки детей - выставка; альбом с фотографиями; коллаж; рассказ; экскурсия и т.д. Итоговый продукт деятельности зависит от тематики проекта;

    - творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Проект основан на совместной творческой деятельности участников проекта. Деятельность намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату и интересам участников проекта. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки,  газеты, альбома.

    Значимы и следующие виды проектов, в том числе:

    - комплексные, например «Мир театра», «Книжкина неделя»

    - групповые, например «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

    - индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука».

    По продолжительности они бывают:

    - краткосрочными (одно или несколько занятий - 1-2 недели);

    - средней продолжительности (2-3 месяца);

    - долгосрочные («Творчество А.С. Пушкина» - на учебный год).

    Другим признаком классификации являются состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);

    Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

      Можно выделить следующие этапы работы над проектом(слайд 7,8):

    1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

    2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

    - к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

    - в каких источниках можно найти информацию;

    - какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

    - с какими предметами научиться работать для достижения цели.

    3. Выполнение проекта - практическая часть.

    4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

    Охарактеризуем кратко основные этапы внедрения проекта.

    Первый этап - Выбор темы.

    Задача педагога - осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов»:

    1. Что знаю?

    2. Чего хочу узнать?

    3. Как узнать?

    На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует развитию речи и собственно речевого аппарата.

    Второй этап - Реализация проекта.

    Последовательность работы педагога на данном этапе:

    - проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),

    - даёт домашние задания родителям и детям;

    - поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

    Третий этап - презентация проекта.

    Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

    Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.). Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:

    - организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

    - подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).

    Четвёртый этап - рефлексия.

    Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

     

    Таким образом,  метод проектов – это перспективная  технология в условиях ДОУ.     (Слайд 9)  

    Педагоги дошкольного учреждения формируют не только знания, умения, навыки дошкольников, но и помогают адаптироваться к социальной жизни. Они обучают детей через совместный поиск решений, предоставляют им возможность самостоятельно овладевать ролево-игровыми действиями.

    Как один из методов обучения дошкольников, метод проектов основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста, развитию речевой и неречевой деятельности по реализации коррекционно-развивающих и общеобразовательных задач   через совместные игры, наблюдения, беседы, продуктивную деятельность, праздники, конкурсы при тесном взаимодействии с семьёй.

    Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов.

    Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде и сплочению  педагога с ребёнком.(Слайд10)

       


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи через проектную деятельность Воспитатель: Мыскова Т.Н. МБДОУ «Детский сад КВ №27» 2014 г.

    Слайд 2

    Социально-личностное развитие Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная деятельность детей Режимные моменты Работа с родителями

    Слайд 3

    Социализация Усвоение трудовых навыков; Усвоение нравственных ценностей; Усвоение норм и правил поведения; Знакомство с народными традициями; Развитие кругозора, активности, любознательности, словарного запаса; Н акопление знаний, умений и навыков

    Слайд 4

    Образовательная среда детского сада Родители А вторитет ; Родительский пример Педагоги-воспитатели Р азвитие индивидуальности; Организация психологического состояния; Преодоление проблем в общении Дети-сверстники Регуляция поведения в различных ситуациях

    Слайд 5

    Основные требования к использованию метода проектов в детском САДУ * в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск; * проект – это «игра всерьёз»; результаты её значимы для детей и взрослых; * обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков; применение дошкольниками полученных знаний на практике

    Слайд 6

    Виды проектов в практике ДОУ В практике детского сада используются следующие виды проектов : - исследовательско-творческие:дети экспериментируют , а затем результаты оформляют в виде плакатов , газет , детского дизайна , драматизации и др . - ролево-игровые ( с элементами творческих игр,когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы ); - информационно-практико-ориентированные (дети собирают информацию и реализуют её,ориентируясь на социальные интересы); -творческие ( оформление результатов в виде детского праздника , детского дизайна и др.)

    Слайд 7

    Этапы разработки и проведения проекта (последовательность работы воспитателей) 1.Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей 2.Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели) 3.Намечаем план движения к цели (поддерживаем интерес детей и родителей) 4.Обсуждаем план с семьями 5.Обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск) 6.Вместе с детьми и родителями рисуем план-схему проведения проекта и вывешиваем её на видном месте

    Слайд 8

    Последовательность работы воспитателей 7.Собираем информацию, материал (изучаем с детьми план-схему) 8.Проводим занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта 9.Даём домашние задания родителям и детям 10.Переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки , альбомы, предложения)родителей и детей 11.Организуем презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляем альбом и т.п. 12.Подводим итоги .

    Слайд 9

    Показатели эффективности внедренияметода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ: - высокая степень развития любознательности детей , их познавательная активность, коммуникативность , самостоятельность ; - повышение готовности детей к обучению в школе ; - развитие компетенций детей; - положительная динамика посещаемости детьми ДОУ; - активное участие родителей в проектах.

    Слайд 10

    Спасибо за внимание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

    В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

    Развитие фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Этапы работы

    В предложенном материале раскрываются понятия фонематического анализа и синтеза, этапы их формирования....

    Проектирование коррекционно- развивающей программы для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

    На сегодняшний день наиболее актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодейств...

    Роль театрализованной деятельности в формировании психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

    Роль театрализованной деятельности в формировании психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Особенности организации театрализованной деятельноси у детей разн...

    Рабочая программа по театральной деятельности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

    Рабочая программа по театральной деятельности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи...