Зрительная гимнастика на корреционно-развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста
консультация

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zritelnaya_gimnastika.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Веселые глазки. Гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста.

     От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее время в мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экологическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

     Здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Для сохранения здоровья подрастающего поколения необходимо использовать в педагогической практике здоровьесберегающие технологии.

      Здоровьесберегающие технологии можно   разделить на три подгруппы:

 ● организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

● психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

 ● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

    Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

    Современные здоровьесберегающие технологии весьма разнообразны:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья

  • Стретчинг.
  • Ритмопластика.
  • Динамические паузы.
  • Подвижные и спортивные игры.
  • Релаксация.
  • Технологии эстетической направленности.
  • Гимнастика пальчиковая.
  • Гимнастика для глаз.
  • Гимнастика бодрящая.        
  • Гимнастика корригирующая.        
  • Гимнастика ортопедическая.        

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

  • Физкультурное занятие.
  • Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия).
  • Коммуникативные игры.
  • Самомассаж.
  • Точечный самомассаж.
  • Биологическая обратная связь (БОС)

3. Коррекционные технологии

  • Арттерапия.
  • Технологии музыкального воздействия.
  • Сказкотерапия.
  • Технологии воздействия цветом.
  • Технологии коррекции поведения.
  • Психогимнастика.
  • Фонетическая ритмика.

     Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика. 

     Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.

Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

     Зрительная гимнастика используется:

- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз;

- для укрепления мышц глаз;

- предупреждение утомления;

- общее оздоровление зрительного аппарата;

- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).

     Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя. Если упражнения с детьми проводятся сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова неподвижна, работают только мышцы глаз.

     Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

     Гимнастика бывает:

1) игровая коррекционная физминутка;

2) с предметами;

3) по зрительным тренажёрам;

4) комплексы по словесным инструкциям.

     При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

     Так как детям сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах, хорошо использовать  яркие игрушки. Все дети лучше усваивают информацию, если она подана в рифмованные ненавязчивые истории.

      Поэтому большинство комплексов для дошкольников сложены в виде стихотворений и потешек.

Проведём, друзья, сейчас

Упражнения для глаз:

«Дождик»

Дождик, дождик, пуще лей.

(Смотрят вверх.)

Капай, капель не жалей.

(Смотрят вниз.)

Только нас не замочи.

(Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи.

«Птичка»

Летели птички,

(Прослеживание глазами за птичкой по кругу.)

Как они летели,  (Вправо-влево.)

Все люди глядели.

Как они садились. (Вверх-вниз.)

Все люди дивились.

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.

(Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.)

Ветер тише, тише, тише...

(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше.

(Встают и глаза поднимают вверх.)

«Снежинки»

Мы снежинку увидали.-

Со снежинкою играли. (взять снежинку в руку, вытянуть вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд).

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели. (отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом).

Вот  снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели. (отвести её влево).

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал… (поднимать снежинки вверх и опускать вниз).

Дети смотрят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись.

Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.

Глазки закрываем,

Закрыть ладошками глаза.

Глазки отдыхают.

Дети складывают снежинки и садятся на стулья.

«Мы рисуем»

Закрываем мы глаза,  вот какие чудеса.

(Закрывают оба глаза.)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

(Продолжают стоять с закрытыми глазами.)

А теперь мы их откроем, через  речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)

Нарисуем букву о, получается легко.

(Глазами рисуют букву о.)

Вверх поднимем, глянем вниз,

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)

Вправо, влево повернем,

(Глаза смотрят вправо-влево.)

Заниматься вновь начнем.

«Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

(Моргают глазами.)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

(Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

(Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(Отводят взгляд вправо)

«Бег по дорожкам»

     Выполняются движения по цветным полосам. На указку можно надеть любой предмет по изучаемой лексической теме и попросить детей следить глазами за ним. По черному кругу по часовой стрелке, по красному против часовой стрелки, по синей линии справа и влево, по желтой линии вверх вниз, а по зеленым кругам - движение «восьмерка».  Каждое движение выполняется 4-6 раз. 

«Елка»

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

(Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх)

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

(Посмотреть слева направо)

Есть на елке даже шишки, 

(Посмотреть вверх).

А внизу – берлога мишки.

(Посмотреть вниз).

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

(Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.)

«Кот»

Кот на солнышке сидит,

Глаз закрыт, другой закрыт.

(Закрыть по очереди глаза.)

Кот играет в «Жмурки»

(Крепко зажмуриться.)

- С кем играешь, Васенька?

- Мяу, с солнцем красненьким!

(Открыть оба глаза.)

«Теремок»

Терем- терем-теремок!

(Движение глазами вправо-влево.)

Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх-вниз.)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами.)

«Часовщик»

Часовщик прищурил глаз,

(Закрыть один глаз, потом другой.)

Чинит часики для нас.

(Открыть глаза.)

После гимнастики провести расслабляющие упражнения.  

Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка». 

 Упражнения для снятия зрительного утомления по Плаксиной:

Смотреть вдаль прямо перед собой 2—3 с, перевести взор на кончик носа на 3— 5с;

- смотреть на конец пальца вытянутой руки;

- медленно сгибая палец, приблизить его к глазам, смотреть 3—5 с;

- отводить правую руку в сторону, медленно передвигать палец согнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцами, затем следить слева направо;

- медленно передвигать снизу вверх и сверху вниз, следить за ним глазами;

- производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30—35см от глаз, следить при этом за концом пальца;

- сделать круговые движения против часовой стрелки;

- совершать движения глазами: вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы при закрытых веках.

      Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия
напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику (
изобразить различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ежика – губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.).

                                                                                                           Учитель-дефектолог: Шаталова С.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения

В статье описывается роль зрительной гимнастики в режиме работы коррекционного ДОУ. Представлен опыт использования разных видов зрительных гимнастик....

"Весёлый зоопарк" (артикуляционная гимнастика и особенности её проведения с детьми дошкольного возраста)

Можно ли помочь маленькому ребёнку в становлении правильной речи? Вполне! И сделать это в состоянии не только логопеды, но и воспитатели, родители....

Зрительные гимнастики для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

Зрительные гимнастики с картинками для старшего дошкольного возраста....

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения. За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями...

"Весёлый зоопарк" (артикуляционная гимнастика и особенности её проведения с детьми дошкольного возраста)

Можно ли помочь маленькому ребёнку в становлении правильной речи? Вполне! И сделать это в состоянии не только логопеды, но и воспитатели, родители....

Картотека стихотворной гимнастики для глаз в работе с детьми дошкольного возраста

Данный материал можно использовать в работе воспитателя младшего дошкольного возраста...

Использование пальчиковой гимнастики и психогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста (Т.А. Ткаченко, Е.А. Алябьева, Т.В. Нестерюк)

Разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья,  формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни, развитие разнообразных двигательных...