Оздоровительные основы подвижных игр
методическая разработка (средняя группа)

Гаврилова Марина Анатольевна

Игра является основным видом деятельности для детей дошкольного возраста. Именно во время игры дети изучают окружающий мир, получают новые знания и учатся взаимодействовать друг с другом. Подвижные игры предполагают двигательную активность дошкольников по определенным правилам, точное выполнение действий для всех участников. Такой вид деятельности не только улучшает физическое здоровье детей, но и учит вниманию, точности, ловкости и взаимовыручке.

Подготовка помещения или площадки, подбор соответствующего оборудования, пособий являются необходимыми условиями для правильной организации проведения подвижных игр.

 Особое значение имеет также подведение итогов игры, оценка результатов, действий детей, их поведения в игре. Необходимо приучать воспитанников оценивать свое поведение и поведение товарищей, говорить о достижениях в этой игре всей группы или определенных детей или о тех ошибках, которые были допущены в игре, и которых нужно избегать. Это способствует более осознанному выполнению правил игры и формированию положительных взаимоотношений в процессе активной двигательной деятельности.

    Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovitelnye_osnovy_podvizhnyh_igr.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

    Игра является основным видом деятельности для детей дошкольного возраста. Именно во время игры дети изучают окружающий мир, получают новые знания и учатся взаимодействовать друг с другом. Подвижные игры предполагают двигательную активность дошкольников по определенным правилам, точное выполнение действий для всех участников. Такой вид деятельности не только улучшает физическое здоровье детей, но и учит вниманию, точности, ловкости и взаимовыручке.

    Задачи подвижных игр:

1. Содействовать расширению двигательного опыта и обогащению его новыми, более

    сложными движениями.

2. Способствовать совершенствованию двигательных навыков и их использованию в

     изменяющихся игровых ситуациях.

3. Содействовать развитию физических качеств.

4. Способствовать воспитанию самостоятельности и активности в игровых ситуациях.

5. Способствовать приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений

    со сверстниками и взрослыми.

    Подвижные игры способствуют:

  • развитию крупной моторики детей,
  • формированию навыков общения в коллективе;
  • умений осуществлять действия согласно правилам и тексту;
  • учат ориентировке в пространстве.

    Поэтому для достижения этих целей применяют разнообразные подвижные игры, отличающиеся по сложности, направленности и содержанию.

    Они классифицируются:

1. По видам движений (игры с бегом, метанием и т.д.).

2. По содержанию (подвижные игры с правилами и подвижные игры).

3. По степени подвижности:

  • игры малой подвижности: такие игры рекомендуются для снятия интенсивной физической нагрузки, статической утомленности, тревоги, напряженности. Это игры со спокойными перемещениями, движения не большие по амплитуде, в спокойном и умеренном темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т.п.)
  • игры средней подвижности : двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению
  • игры большой подвижности: двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению.

4. Сюжетные – игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них

     представлений и знаний:

  • об окружающей жизни,
  • профессиях (летчик, пожарный,  шофер и т. п.),
  • средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет),
  • явлениях природы,
  • образе жизни и повадках животных и птиц.

    Сюжет игры правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, и подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, в третьем - им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном  

     имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в

     соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и

     определяют поведение и взаимоотношения играющих. В некоторых сюжетных играх

     действия играющих определяются текстом ("У медведя во бору", "Гуси", "Зайцы и

     волк" и др.).

         Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность

     воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют,  через правила,

     подчинение которым обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры

     преимущественно коллективные, количество играющих может быть  различным

     (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с  

     разными целями. В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает,

     например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится

     исполнителем ответственной роли - волка, лисы, кота. Действия детей тесно

     взаимосвязаны. Так, активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и

     остальных участников игры - зайцев - двигаться быстрее, энергичнее. Это и

     составляет игровые действия детей. Однако каждый ребенок, играя, проявляет

     самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей.

         Поскольку в играх этой группы действует, подчиняясь правилам, коллектив детей,  

     это во многом определяет их поведение и взаимоотношения.

         Малыши приучаются к согласованным коллективным действиям в определенных

     условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии

     с правилами. Например: дети, изображающие поезд, передвигаясь друг за другом,  

     стараются не наталкиваться на идущего впереди: автомобиль тормозит и

     останавливается на красный свет (взмах красного флажка); самолеты

     приземляются по словесному сигналу воспитателя; птички быстро улетают в свои

     гнездышки, как только пойдет дождик, и т. п. Сюжетные подвижные игры имеют

     широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Однако в младшем

     дошкольном возрасте особенно популярны. Игры проводятся под

     непосредственным руководством взрослого, что создает благоприятные условия

     для педагогического воздействия на детей.

            В сюжетных играх, дети участвуют с большим удовольствием. Это объясняется

     тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Он показывает

     детям, как надо выполнить те или иные задания, сам выполняет ответственную роль,

     направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в

     выполнении разных движений.

5. Бессюжетные: бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к

    сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные  

    компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок),

    взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и

    сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей

    и прятанием и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам

       Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей

    самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве,

    чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с

    разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их  

    чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия

    выполнения такого задания определяются правилами. Поскольку правила требуют

    от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение

    бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами

    могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида. В основе

    таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с

    простейшими правилами.

6. Игры -забавы: не будучи особенно важными для физического развития, они,

    однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках.  

       Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто

    включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в

    нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнить движение с

    завязанными глазами: ударить по мячу ногой, "напоить лошадку" и т. п.). Такие

    задания выполняют двое-трое ребят старшего дошкольного возраста или взрослые

   (родители, воспитатели), основная масса детей является зрителями. Игры-забавы на

    вечерах досуга и праздниках - веселое зрелище, развлечение для детей,  

    доставляющее им радость, но в то же время требуют от участников двигательных

    умений, ловкости, сноровки.

7. Спортивные игры (с элементами соревнования).

       Все шире в практике в игры входят элементы спорта, направленные на овладение

    отдельными элементами тех спортивных игр, к которым дети проявляют большой

    интерес.

       Так, в игре городки они учатся принимать правильное исходное положение и

    бросать биту.

        В игре бадминтон дети учатся правильно держать ракетку и ударять по волану,

    свободно передвигаться по площадке.

        Старшим дошкольникам уже доступны многие элементы и простейшие правила

    игр футбол, баскетбол, хоккей.

        Игры на лыжах, санках, в воде, катание на велосипеде, самокате.

        Игры с элементами соревнования: «Чье звено скорее построится», «Кто скорее к

    своему флажку» и т. п. В основе таких игр лежит выполнение определенных

    двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования

    побуждают детей к большей активности, к проявлению различных волевых и

    двигательных качеств (быстроты, выдержки и т. д.), игры доступны детям более

    старшего возраста.

Организация и проведение подвижных игр в разных возрастных группах:

Младшие группы:

• рекомендуются игры с текстом;

• педагог играет вместе с детьми;

• использование атрибутов.

Средняя группа:

• усложнение условий игры;

• педагог распределяет роли среди детей;

• поручается роль ведущего детям;

• используется образный рассказ.

Старшая группа:

• использование более сложных движений;

• перед детьми ставится задача реагировать на сигнал;

• использование игр с элементами соревнования, вводятся соревнования по звеньям;

• под руководством педагога выбирают водящего в игре.

Подготовительная группа:

• педагог обращает внимание на качество движений;

• ставятся задачи для самостоятельного решения;

• на примере одной игры, педагог предлагает детям придумать варианты усложнения

   правил;

• самостоятельно выбирают водящего считалочкой;

• использование спортивных игр, эстафет.

    Подготовка помещения или площадки, подбор соответствующего оборудования, пособий являются необходимыми условиями для правильной организации проведения подвижных игр.

    Особое значение имеет также подведение итогов игры, оценка результатов, действий детей, их поведения в игре. Необходимо приучать воспитанников оценивать свое поведение и поведение товарищей, говорить о достижениях в этой игре всей группы или определенных детей или о тех ошибках, которые были допущены в игре, и которых нужно избегать. Это способствует более осознанному выполнению правил игры и формированию положительных взаимоотношений в процессе активной двигательной деятельности.

    Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет Формирование физических качеств у дошкольников на основе подвижных игр сопряженных с развитием основных видов движений

Сообщается о роли подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста; об опыте ведущих отечественных педагогов в области развития физических качеств детей, о роли подвижных игр в развитии физич...

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста на основе подвижных игр с речевым содержанием

Конспект развлечения по физической культуре с использованием ИКТ. Суть развлечения в том, что прежде чем поиграть в подвижную игру, детям нужно угадать её. Игра зашифрована при помощи 3-4 картинок на ...

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья предназначена для инструкторов по физкультуре и воспитателей ДОУ.  Затрагивается тема о правильном распределении нагрузки на занятиях физкультурой, безопасности, тренирующем эффекте ...

Физкультурное развлечение на основе подвижных игр во второй младшей группе «Мы солдаты»

Физкультурное развлечение на основе подвижных игр для детей младших групп, посвящённое Дню защитника отечества....

Оздоровительные основы координационных способностей

    В дошкольном возрасте формируются основные двигательные умения и навыки, которые являются базисом для дальнейшего развития ребенка. В дошкольном возрасте происходит не только коли...

Конспект занятия по физкультурно-оздоровительной деятельности детей раннего возраста на основе подвижных игр на тему: «Летом в деревне у бабушки»

Программное содержание:- Учить имитировать движения домашних животных- Закрепить умение ходить по кругу- Закрепить умение догонять, убегать- Развивать воображение детей- Развивать двигательную активно...