Консультация для воспитателей «Как организовать прогулки-походы за территорию детского сада»
консультация (старшая группа)

Титченко (Бондаренко) Анна Витальевна

Как известно, дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, что является важным условием для проведения прогулок-походов за территорию детского сада - в парки, зеленые площадки микрорайона.

Организация (возможно круглогодичных) прогулок-походов предусматривает планомерную их подготовку, регулярное (ежемесячное или еженедельное) проведение и овладение детьми определённым объёмом знаний и умений.

Пешие прогулки-походы могут включать в себя все или часть предлагаемых ниже составляющих:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_pohd.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Консультация для воспитателей

 «Как организовать прогулки-походы за территорию детского сада» Прогулки-походы представляют собой один ...»

Как известно, дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, что является важным условием для проведения прогулок-походов за территорию детского сада - в парки, зеленые площадки микрорайона.

Организация (возможно круглогодичных) прогулок-походов предусматривает планомерную их подготовку, регулярное (ежемесячное или еженедельное) проведение и овладение детьми определённым объёмом знаний и умений.

Пешие прогулки-походы могут включать в себя все или часть предлагаемых ниже составляющих:

Наблюдение в природе и сбор природного материала;

Чтение природоведческой литературы и беседа по содержанию (лучше если произведение будет посвящено тем объектам природы, которые находятся в зоне непосредственного наблюдения детей);

Выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверей, насекомых);

Подвижные и дидактические игры;

Физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений;

Упражнения на дыхание, игры на внимание;

Самостоятельные игры детей (на привале);

Походы могут быть разными; в зависимости от сезонных и погодных условий определяются цели и задачи.

Детям обязательно сообщается конкретная цель предстоящей деятельности, например, "Сегодня мы будем собирать букеты из опавших листьев для украшения групп детского сада" или "Будем искать деревья, каких нет на нашем участке" и т. д.

Важно, чтобы походы были насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, перебежки в медленном и быстром темпе и др.

В содержание походов должны включаться хорошо знакомые детям игры и упражнения, освоенные ранее.

Часть времени отводится для подготовки детей к прогулкам-походам.

С этой целью воспитатель проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимые знания о туризме и предстоящих походах.

Старшие дошкольники овладевают специальными терминами: турист, палатка, рюкзак, спальный мешок, компас, маршрут, карта и т. д.

С целью повышения интереса детей к данному виду прогулок и закрепления приобретённых умений и навыков могут быть проведены спортивные игры-развлечения (эстафеты).

В проведении прогулок-походов участвует специалист по физическое культуре (возможно участие освобождённого специалиста) и воспитатель группы вместе с помощником. Прогулки-походы организуются в первую половину дня за счёт времени, отведённого на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволит детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности.

В поход можно взять фотоаппарат, чтобы запечатлеть наиболее интересные моменты прогулки.

Продумайте инвентарь, необходимый для прогулки, а также для того, чтобы можно было принести в детский сад собранные листья или камешки.

Примерная структура прогулки-похода.

1.Сбор и движение до первого привала (15-35 минут).

2.Остановка, привал (10-20 минут). Природоведческая деятельность.

3.Комплекс игр и упражнений (25-30 минут).

4.Самостоятельная деятельность детей (15-20 минут)

5.Сбор детей и возвращение в детский сад (15-35 минут).

Инструкции по охране жизни и здоровья детей.

При проведении прогулок-походов следует соблюдать определённые правила безопасности.

Маршрут должен быть тщательно изучен.

В проведении прогулки-похода должны участвовать не менее двух взрослых (а также родители).

Во избежании перегрева и переохлаждения одежда должна соответствовать сезону года и состоянию погоды.

Каждый взрослый должен хорошо знать содержание аптечки и уметь ею пользоваться.

При переходе улиц, дорог воспитатель следит за тем, чтобы дети соблюдали правила дорожного движения.

В поход желательно брать обычную кипячёную питьевую воду,

–  –  –

«Семья, как субъект экологического образования формы работы с семьёй»

Социально – экологические представления важно формировать, когда складывается духовный мир детей, и они особенно чутки, восприимчивы к красоте и природе, к окружающему их миру. Этот период падает на первые десять лет жизни ребенка.

Поэтому семья играет огромную роль в формировании социально – экологических представлений у детей, поскольку большую часть времени дошкольники проводят дома, в семье.

Семья, как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.

Особенность родителей как субъекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующиеся на потребительском отношении к окружающему миру.

Кроме того, интерес современных родителей в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка.

Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предъявляют к детям в дошкольном учреждении.

Разрыв между требованиями, предъявленными к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом.

Самыми актуальными в этом направлении, возможны, следующие формы работы с родителями:

1. Консультация.

2.. Круглый стол «Сбережем родную природу».

3. Поведение в группе выставки поделок детей из природного материала.

4. Проведение родительского собрания.

5. Беседа.

Направления работы:

1- повышение социально – экологической культуры родителей;

2- знакомство родителей с формами и методами работы с детьми по формированию социально – экологических представлений в условиях семьи;

3- оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию социально – экологических представлений в условиях семьи;

4- включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования социально – экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Консультация Цель консультации; усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Тема консультации (например) «Ребенок и животные».

На консультации, кроме общих положений о значении воспитания ребенка в семье, его приобщения к природе, рассматривается типичная ситуация, когда в доме живут животные (птицы, собаки, кошки, черепахи, хомяки).

В процессе консультации показано значение трех моментов; общения с животными, наблюдения за ними и созданию необходимых условий.

Общение - это разговоры во время прогулки, игра, несложная дрессировка.

Наблюдения за тем, что и как делают, почему так себя ведут животные

– формирует у ребенка глубокий познавательный интерес к миру живой природы. Трудовые действия – это понимание потребностей живого существа в определенных условиях, без которых их жизнь прекратиться.

В конце консультации необходимо подчеркнуть мысль о том, что забота о животных воспитывает в детях действенную любовь к ним, понимание самосущности живого.

Круглый стол ( например, на тему «Сбережем родную природу».)

Предложите обсудить следующие вопросы:

1- оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?;

2- оказывает ли общество влияние на природную среду?;

3- может ли мораль (нравственность) быть результатом отношений человека к природе?

Возможно включение педагогических ситуаций. Дети могут показать небольшой концерт на тему: «Русская природа».

Очень важно то, что вопросы круглого стола объединяют и воспитателей и родителей в решении проблем по формированию социально – экологических представлений у детей среднего возраста.

Выставка поделок детей из природного материала.

Цель: развитие творчества, воображения детей; научить использовать разнообразный природный материал (шишки, желуди, веточки, семена клена, репейник и т.д.) для поделок; показать детям красоту поделок из природного материала.

Предварительная работа с родителями: проведение беседы с родителями, чтобы они не препятствовали при прогулках детей собиранию природного материала, а наоборот помогали им, активно включались в работу по изготовлению поделок.

Предварительная работа с детьми: объяснение детям, что может стать соединительным материалом (пластилин); лучшие поделки поощрять призами, т. е. включить элемент соревнования.

Дети должны использовать самый различный природный материал.

Необходимо выбрать 3 самые лучшие, которые оцениваются по разным критериям (использование многообразия природного материала, аккуратность, изобретательность и т. д.). Эти работы вознаграждаются призами (бумажными конструкторами «Без ножниц и клея»).

Таким образом, мы увидим, что активная включенность родителей в работу детей даст положительные результаты.

Родительское собрание.

Вынесите на родительское собрание одну из важнейших тем «Формирование социально – экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста начинается в семье».

Цели собрания могут быть следующие:

1.Обсуждение с родителями проблемы формирования социально экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в условиях семьи, проблемы положительного отношения детей среднего дошкольного возраста к природе, проблемы формирования этого отношения в семье.

2.Создание условий для переосмысления родителями необходимости  формирования социально – экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в условиях семьи.

3.Обеспечить привлечение родителей к активному участию в обсуждении проблемы.

В беседе следует акцентировать внимание на актуальность и значимость социально – экологического воспитания детей в настоящее время.

В условиях семьи имеет значение атмосфера «направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, примеры положительного взаимодействия взрослых с природой, целенаправленное воспитание у детей правильного отношения к живым существам.

Так же на собрании необходимо раскрыть, как интерес и дела взрослых, связанные каким – либо образом с миром природы, могут стать средством воспитания детей: увлечение комнатными растениями, присутствием животных в доме, приусадебный участок и работа на нем.

Объясните родителям, что мир увлечения взрослых и детей – телевидение, книги, игра также могут стать средством приобщения детей к природе, так же о важном воздействии на формирование социально – экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста телепередач о природе.

В конце родительского собрания подведите итог, на котором может быть определена задача, стоящая перед родителями и педагогами – проведение специальной работы по формированию социально – экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Но полноценное проведение этой работы становиться возможным лишь при условии двусторонних усилий в этом направлении - семьи и детского сада, через различные формы работы: беседы, выпуск газеты, акции.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:

o воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание) o формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) o развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее) o участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

o понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

o освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

o проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе?

Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

o представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

o понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

o осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е.

биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Как организовать опытно -экспериментальную деятельность в детском саду»

Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания и опери...

Консультация для педагогов «Как организовать опытно – экспериментальную деятельность в детском саду».

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к...

Консультация для педагогов "Как организовать прогулки-походы за территорию детского сада"

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только  оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навык...

Консультация для педагогов на тему: «Экологическая тропа на территории детского сада»

Содержание  1. Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников. Цели и задачи экологической тропы.2. Типы и этапы создания экологической тропы. 3. Экологическая тропинк...

Консультация для педагогов «Как организовать опытно –экспериментальную деятельность в детском саду».

Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями , но и в первую очередь умение добывать эти знания и оп...

Консультация для воспитателей «Как организовать прогулки-походы за территорию детского сада"

Как известно, дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, что является важным условием для проведения прогулок-походов за территорию детского с...

Консультация для воспитателей «Как организовать прогулки-походы за территорию детского сада»

Прогулки-походы  являются одним из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которых решаются не только оздоровительные задачи, но и совершенствуются двигательные навыки и ...