Мастер-класс для педагогов "Вместе с природой"
методическая разработка

Чертенкова Галина Михайловна

Мастер-класс для педагогов по использованию природного материала в оздоровительных целях 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_vmeste_s_prirodoy.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – «Детский сад № 80"

 

ПРОГРАММА

МАСТЕР-КЛАССА

«Вместе с природой»

для молодых специалистов

ДОУ

 

 

ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА

научить практическим методам и приемам, укрепляющим физическое и психическое здоровье.

ЗАДАЧИ МАСТЕР- КЛАССА

  • обеспечить тренировку защитных сил организма, повысить его устойчивость к воздействию меняющихся факторов окружающей среды;
  • воздействовать на биологически активные точки ступней ног с помощью природного материала;
  • расширить представление о системе оздоровления детей с использованием лекарственных растений и их эфирных масел;

СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР - КЛАССА

  • Приветствие «Здравствуй, Солнце…»
  • Дорожка для «Босоножки».
  • Дыхательная гимнастика.
  • Сказкотерапия.
  • Фитотерапия.
  • Рефлексия «В союзе с Природой».

   ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА

Инструктор ФК:

Приветствие:

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, свежий ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую!

- Сегодня мастер-класс научит вас практическим методам и приемам, укрепляющим психическое и физическое здоровье в союзе с Природой. Очень хотим, чтобы вы почувствовали, какое высокое вдохновение может дать матушка – Природа.

- Я приглашаю вас пройти по дорожке здоровья, дорожке, которую она подарила нам.

Все вы знаете, что наша стопа играет важную роль в физическом развитии. От свода стопы зависит наша осанка, наша походка, комфортность в суставах не только ног, коленей, таза, но и позвоночника. А также на   нашей стопе расположено множество точек, влияющих на здоровье.

 - Пойдемте. Получим с вами приятные ощущения.

Что за мягкий здесь песок

Мы поставим здесь носок

А потом на пятку встанем,

И носочком край достанем.

-Наступите полной ступней, ощутите мягкость, сыпучесть, приятную прохладу. Давайте с вами нарисуем картину большим пальчиком ноги (рисуем солнце, лучики, облака). Когда мы тянем большой палец, то свод нашей стопы напрягается, это упражнение – профилактика плоскостопия, массаж для ахилового сухожилия

 - Продолжим путешествие по камушкам. Ступаем осторожно, с носочка на пяточек.

Камень так приятен ножкам.

По нему, как по дорожке.

-Помассируйте все точки стопы, переместите тяжесть туловища на носки, затем на пятки, снова на всю стопу. Давайте присядем. Постучите пяточками по камушкам, затем носочками. А теперь попробуйте захватить двумя стопами камень и подержать его. У нас напрягаются не только своды стопы, но и мышцы ног.

- Сколько желудей кругом,

Мы потопчемся ладком.

- Проведите всей стопой слегка по рассыпанным желудям. Чувствуете, какие они гладкие? Попробуем наступить и походить. Мы получили щадящий массаж стопы. Присядем. Проведем ножкотерапию: захватите пальцами ног один желудь. Это будет глаз. Давайте возьмем еще несколько штук и выложим веселую рожицу. Встанем и снова легонько проведем стопой.

- Может быть семейка мишек

Набрала здесь столько шишек?

Ты не бойся, наступи

Колкость шишек ощути.

Шишки более жесткий продукт природы. Будем осторожны. Наступаем только с носка на пятку. Переступаем с ноги на ногу очень осторожно. А еще можно устроить небольшое соревнование «Кто больше наберет шишек». Зажимаем пальцами ног шишку и кладем ее в корзинку.

- Встанем вместе мы в кружок.

Пошуршим с тобой дружок.

- Постоим на   пяточках, на носочках. Закройте глаза и представьте, что сейчас лето, жарко, светит солнце. Мы с вами находимся в поле, где скосили траву и сушат ее для животных. Пройдите по ней с закрытыми глазами. Чувствуете, как она приятно колет стопу?

Можно смело топать здесь.

Тут травы сухая смесь.

-Представьте, что мы в осеннем лесу. Под ногами много опавших листьев. Мы ступаем по ним и чувствуем, как они шуршат. Наступая на них, наша стопа отдыхает. Можно опустить стопу глубоко в листья, почувствовать, как они приятно щекочут нашу кожу.

Инструктор ФК:

проводит дыхательную физкультминутку

- А еще можно поиграть листочками.

Мы -   листочки, мы — листочки,         Дети стоят кружком     

Мы — осенние листочки.                         держа в руках листочки

Мы на веточках сидели,

Дунул ветер — полетели.                         Разбегаются по дорожкам

Мы летали, мы летали                              Бегают, помахивая листочками. 

Все листочки так устали.

Перестал дуть ветерок —

Все уселися в кружок.                               Садятся на корточки, листочки                           

Ветер снова вдруг подул                              держат на ладошке                         

И листочки с веток сдул.                            Сдувают листочек с ладони

Все листочки полетели                              

И на землю тихо сели.

- Тропинка здоровья позволила нам понять, что создания природы не похожи друг на друга и по-своему уникальны. Эти удивительные и естественные материалы хранятся в закромах Матушки – Природы. Смена времен года создает величайшее разнообразие природного материала: цветы, плоды семена, листья, шишки, желуди. Сменяя друг друга, они раскрывают богатство красок и форм, которые удивляют нас, заставляют фантазировать и творить.  

-Предлагаю встать в круг и немного подышать. Дыхательная гимнастика, которую я вам предлагаю, поможет нам в холодный период времени, как профилактика простудных заболеваний (все встают вокруг большого обруча).

  • Медленно глубоко вдохните носом и медленно-медленно выдохните ртом. Сделав губы трубочкой /3раза/
  • Руки согнуть в локтях перед грудью. Три коротких вдоха носом и один длинный выдох носом /3раза/.
  • Открыть рот, сделав губы буквой «У». Выполняем короткие вдохи и короткие выдохи ртом, изображаем кричащего филина/2раза/.
  • Повторяем первое упражнение.

-А сейчас закройте глаза, слегка наклоните голову вперед и медленно вдохните (воспитатель опускает сверху на тесьме пучок сухой лекарственной травы – душицы). Почувствуйте аромат. Вокруг нас много разных растений: деревьев, кустарников, цветов, травы. Но мы не всегда знаем, то растения эти имеют лекарственные свойства. Предлагаю познакомиться с некоторыми из них. Приглашаю в сказку.

Предлагаю гостям вытянуть жетончик с лекарственным растением и принять участие в инсценировке.

 

 Сказкотерапия «Как волшебник изменил растения».

Когда-то      в   давние   времена все    цветы    и    кусты    были    одинаковыми. Но    в    один    прекрасный    день    пришел    знаменитый    волшебник.

 - Приходите, все    ко    мне    и    говорите, кто    каким   хочет    быть, и какую   пользу   людям   хотите    приносить.

Крикнул    он    цветам    и    кустам, и те    быстренько    встали    в    очередь потому, что    каждый    хотел, чтобы    ему    достались    самые    лучшие   качества. Ближе    всех    к    волшебнику   оказался   укроп. Он    сказал, что         ему хотелось бы, чтобы    он    был    самым-самым   лучшим, самым-самым    красивым и   самым-самым    полезным.

 -Как    ты    посмел    пролезть    раньше    королевы    цветов - Дикой розы? -

оттолкнул    его    волшебник.

Когда-то      в   давние   времена все    цветы    и    кусты    были    одинаковыми. Но    в    один    прекрасный    день    пришел    знаменитый    волшебник.

 - Приходите, все    ко    мне    и    говорите, кто    каким   хочет    быть, и какую   пользу   людям   хотите    приносить.

Крикнул    он    цветам    и    кустам, и те    быстренько    встали    в    очередь потому, что    каждый    хотел, чтобы    ему    достались    самые    лучшие   качества. Ближе    всех    к    волшебнику   оказался   укроп. Он    сказал, что         ему хотелось бы, чтобы    он    был    самым-самым   лучшим, самым-самым    красивым и   самым-самым    полезным.

 -Как    ты    посмел    пролезть    раньше    королевы    цветов - Дик ой розы? -

оттолкнул    его    волшебник.

-- «А кто же ты такая?» - спросил волшебник.

- «Я - душица»

- «Ну, что ж, душица, ты мне очень понравилась, будь по0твоему. Вот тебе и розовые и лиловые цветочки, такие маленькие и нежные, они обязательно тебе понравятся. И так как ты сама такая спокойная и скромная, то свойство тебе дам успокаивающее. Ты довольна?»

- «Очень!» - сказала душица и, не привлекая к себе внимания, быстренько удалилась и поселилась недалеко от ромашки.

Волшебник шел по саду и остановил свой взгляд на кусте черной смородины.

- «А что бы тебе хотелось?»

- «Что ни будь скромное, не очень яркое»

Волшебник раскрасил листья смородины в темно-зеленый цвет, внимательно посмотрел, и ему что-то не понравилось. Он долго суетился, потом весь выпрямился, взмахнул палочкой, и на листьях появились зубчики. Листочки сразу повеселели. На веточках сидели кисточки из розовато-белых цветков. Приятный аромат исходил не только от этих маленьких цветков, но и от каждого листочка и каждой веточки.

- «Чай из твоих листьев и веточек будет самым ароматным - сказал волшебник. – но это еще не все, к концу лета на месте каждого маленького, нежного цветочка появится фиолетово-черная ягодка, с кисловато сладким вкусом и с огромным содержанием витамина «С», столь не обходимого для жизни человека». Чай с вареньем из черной смородины будет лучшим средством при простудных заболеваниях.

Куст черной смородины остался доволен всем, что получил. Он кивнул своими зубчатыми листочками волшебнику и удалился.

Добрый волшебник глубоко вздохнул, осмотрел все вокруг и удовлетворенный своей работой произнес:

- «Ну, вот и все! Сегодня славно поработал, все остались довольны, и мне теперь можно отдохнуть» Он направился к выходу.

- «А я …- вдруг послышалось из дальнего угла сада, - а как же я?» И тут волшебник увидел укроп. Ему стало не по себе. Как это он мог забыть про него? Он, такой важный, такой мудрый, добрый и всемогущий! Волшебник смутился, у него уже почти не осталось красок. Сначала он нахмурился, потом улыбнулся и сказал:

- «Вот у меня осталось немного зеленой Красочки, и я раскрашу тебя  в зеленый цвет, и совсем чуть-чуть осталось желтой краски, но мне хватит, чтобы раскрасить твои цветочки-соцветия в желтый цвет. А еще я подарю тебе необычный запах, и люди будут использовать тебя как приправу для приготовления блюд»

- «А лекарственные свойства?» - воскликнул укроп.

- «Хорошо. Хорошо! – ответил волшебник, - ты получишь их. Вот тебе лекарственное свойство, которое поможет людям для лечения желудка, почек, мочевого пузыря»

Укроп очень обрадовался, расправил свои соцветия и весело закачался на ветру.

Волшебник еще раз осмотрелся, проверил, все ли он довел до конца, и нет ли еще кого-нибудь, про кого он мог так неосторожно забыть. Убедившись, что все в порядке волшебник весело зашагал домой. Он был очень доволен собой и своей работой!

Инструктор ФК:

- Послушали, подумали, запомнили!? Теперь можно и отдохнуть. Приглашаем вас в фитобар. Попробуйте лекарственный отвар и угадайте растение, из которого он приготовлен.

-Отдохнули? Приглашаем всех встать в круг, который является символом добра, счастья, благополучия.

 В моих руках   маленький и приятный на ощупь желудь - оригинальный осенний дар природы. Будем передавать его по кругу. Начиная со слов «Вместе с Природой …» каждый может выразить свои мысли, желания, эмоции.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс как сделать стенд календарь природы своими руками автор: Тухватуллина в. Р.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам оригинальную идею для оформления уголка по экологии – календарь природы. Такой красивый календарь природы будет радовать детей, и они с удовольствием будут определять ...

Мастер-класс по изготовлению флористической картины "Природа родного края"

Цель: развитие творческих способностей дошкольников.Мастер-класс ориентирован на детей старшего дошкольного возраста.Флористика или Флористический дизайн — разновидность декоративно-прикладного и...

Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Неживая природа»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает и поэтому познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на д...

Мастер-класс МЕГАЛОГИКА «Я понимаю мир природы»

Уважаемые коллеги!Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы ...

1.Мастер-класс по самообразованию для воспитателей «Природа России» «Заповедники России.Арктика»

Цель: Расширять и систематизировать экологические знания педагогов. Активизировать и развивать умственную и эмоциональную сферу личности, способствовать формированию профессиональных качеств педагога....

Мастер – класс «Создание условий для исследования природы с применением карточек Н.А.Рыжовой»

Презентация на тему: Создание условий для исследования природы с применением карточек Н.А. Рыжовой....

Мастер – класс для детей и родителей. Природа России. Пейзаж в зеленых тонах в технике «Набрызг».

Мастер – класс для детей и родителей. Природа России. Пейзаж в зеленых тонах в технике «Набрызг».Выполнила: Воспитатель Беляева Елена ВладимировнаНаша страна огромна. Что можно ...