Дополнительная образовательная программа "Шаги к успеху" физкультурно-спортивной направленности 2021-2022 учебный год
рабочая программа (подготовительная группа)

Ирина Викторовна Захаренко

Дополнительное образование в ДОУ  позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Воспитатель\Documents\Panasonic\MFS\Scan\20211005_071051.jpg

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребёнка.

Одной из форм физического воспитания дошкольников в детском саду является спортивно-оздоровительный кружок по художественной гимнастике.

Художественная гимнастика в детском саду – это, прежде всего, интерес детей к этому виду спорта, забавные игры, образные этюды, диалог с предметом, в которых ребенок может выразить свое  собственное  восприятие  музыки, свою неповторимость, индивидуальность. В процессе занятий упражнениями художественной гимнастики развиваются  музыкально-пластические способности, а в  процессе  игрового общения  детей  с  музыкой  через  движения – двигательные навыки и умения.

Благодаря этому виду спорта дети избавятся от неуклюжей походки, угловатости, излишней  застенчивости. Формированию правильной осанки  красивой походки, развитию ритмичности и координации движений, возрастает благотворное влияние на сердечнососудистую, дыхательную,  кровеносную и центральную нервную системы.

Занятия художественной гимнастикой в ДОУ имеют цель повысить популярность занятий этим видом спорта в детских садах.

Данная программа вводит детей в большой и удивительный мир гимнастики и музыки, посредством игры знакомит с элементами акробатики, с разнообразными упражнениями с предметом (обруч, скакалка, мяч), стилем хореографии, элементами танца. В основу программы легли элементарные упражнения художественной гимнастики, интересные по содержанию и легкодоступные детскому организму. Гимнастика – одно из самых действенных и универсальных средств физического воспитания.

Дети наше будущее, а будущее надо беречь. Что может быть более прекрасным, если будущее будет эстетически воспитанным, гармонически развитым, физически здоровым.

1.2  Цели  и  задачи  

Художественная гимнастика эстетически яркий вид спорта, в Олимпийскую систему видов спорта этот вид спорта вошел в 1984 году. И получил признание всего мира. Занятия художественной гимнастики в ДОУ организуется по принципу  групп начальной подготовки и имеет цель повысить популярность занятий этим видом спорта в детских садах.

Гимнастика одно из действенных и универсальных средств  физического воспитания. Обучение упражнениям художественной гимнастики это прежде всего педагогический процесс.

На занятиях художественной гимнастики решаются следующие задачи:

  1. Образовательно-развивающего воздействия с целью гармонического развития форм и функций организма детей:
  • формирование двигательных способностей  детей;
  • воспитание физических качеств (гибкость, ловкость, равновесие).
  1. Оздоровительного воздействия с целью повышения  жизнедеятельности организма детей:
  • укрепление физического и психического здоровья детей.
  1. Воспитательного воздействия:
  • воспитание эстетических, нравственных, волевых качеств ребенка.

1.3. Принципы и подходы

Процесс обучения упражнениям в художественной гимнастики построен на реализации дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности.                  

Принцип сознательности и активности - сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей заинтересованности в овладении движениями во взаимосвязи с музыкой. Преподаватель должен точно и доступно формировать музыкально - двигательную задачу, учитывая индивидуальные особенности детей, стимулировать интерес к занятиям.

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений. Приемы наглядности: демонстрация упражнений; словесный разбор музыки в сочетании с движениями; просмотр, пособий, рисунков, схем.

Принцип доступности требует постановки задач соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, соблюдение элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого к трудного, от простого к сложному.        

 Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования музыкально - двигательных навыков, чередования работы и отдыха для поддержания работоспособности детей, определенную последовательность решения музыкально-двигательных заданий.

1.4. Целевые ориентиры

Физическое развитие детей дошкольного возраста, согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, включает приобретение опыта детей в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких качеств, как гибкость и координация. Для регулярного контроля над уровнем развития этих физических качеств детей можно применять контрольные упражнения (тесты) по физической подготовке. Тест состоит из упражнений, позволяющих выявить как общий уровень физической подготовки, так и уровень специальной подготовки двигательного аппарата для выполнения различных элементов художественной гимнастики.

Гибкость –гимнастический мост из положения лежа на спине.

         Низкий уровень – ноги и руки согнуты, стойка с опорой на голову от 1 балла до 2 баллов

          Средний уровень – ноги и руки полусогнуты, нет фиксированной позы 3-3,5 баллов

           Высокий уровень – ноги и руки выпрямлены, есть фиксированная поза 4-5 баллов.

Равновесие – стоя на гимнастической скамейке на одной ноге, другая согнута вперед. Руки в стороны. Фиксируется удержание позы.

          Низкий уровень – от 7 до 10 секунд

           Средний уровень – от 12 до 25 секунд

            Высокий уровень – от 26 до 45 секунд.

Ловкость – лазание по гимнастической стенке.

           Низкий уровень – от 15 до 20 секунд

           Средний уровень – от 10 до 15 секунд

            Высокий уровень – от 6 до 14 секунд.

Сила – отжимание от пола. Фиксируется количество раз.

           Низкий уровень – от 0 до 4 раз

           Средний уровень – от 5 до 10 раз

            Высокий уровень – от 11 до 20 раз.

Координация движений -  оценивается  при подбрасывании и ловле мяча.

Ребенок принимает и.п. (ноги на ширину плеч) и двумя руками подбрасывает мяч диаметром 15-20 см как можно большее количество раз.

Низкий уровень – 10-20 раз от 1 до 2 баллов

Средний уровень – 21-30 раз от 3 до 3.5 баллов

Высокий уровень – 31-40 раз от 4 до 5 баллов

В художественной гимнастике особое значение придается воспитанию прыжковой выносливости. В связи с этим рекомендуются прыжки с короткой скакалкой на двух ногах. Определяется максимальное количество выполненных прыжков.

Уровень физической подготовленности детей, занимающихся в кружке по дополнительной образовательной программе  «Шаги к успеху»

Ф.И.ребёнка

Гибкость

балл.

Равновесие

сек.

Сила

раз.

Координация

балл

Ловкость

сек.

Выносли-

вость

раз.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2 . Содержательный раздел

2.1 Основные средства и методические особенности программы.

Средствами реализации программы являются специально подобранные двигательные действия, выполняемые в сопровождении музыки.

          В зависимости от характера физических упражнений средства можно разделить на следующие подгруппы:

  • упражнения общей физической подготовки;
  • упражнения специальной физической подготовки;
  • упражнения хореографии;
  • упражнения  ритмики;
  • упражнения акробатики;
  • упражнения без предмета; 

упражнения с предметом (мяч, обруч, скакалка) – броски, ловля, перекаты, вращения, махи. Упражнения с предметами - ценное средство для развития выносливости, ловкости, быстроты. Эти упражнения связанны с умением распределять движения предмета в пространстве и сочетать их с движениями тела. При выполнении этих упражнений создаются благоприятные условия для совершенствования зрительного и кожного анализаторов, а также для развития координационных способностей.

       

2. 2 Методические особенности проведения занятий.

Процесс обучения упражнениям художественной гимнастики условно можно разделить на три этапа: I этап   – начальное обучение  новым упражнениям; II  этап – углубленное разучивание; III  этап – закрепление упражнений.

Обучение на I этапе направлено на создание общего представления  о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Дети получают сведения о характере музыки; о форме упражнений соответствующих данной музыки, прослушивание музыкального произведения.

На II этапе обучения дети овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением. На этом этапе обучения происходит овладение основным движениям во взаимосвязи с музыкой.

III этап обучения направлен на закрепление движений во взаимосвязи с музыкой. Закрепляются движения путем самостоятельного выполнения упражнений, выполнения упражнений под музыку.

2.3. Структура занятия

Основной формой организации учебной работы в художественной гимнастике является занятие. Для занятия характерны постоянный состав занимающихся, определенная длительность, строгая регламентация заданий.

Каждое занятие вне зависимости от места его проведения должно иметь три части - подготовительная, основная, заключительная.

Подготовительная часть - занимающиеся подготавливаются к решению поставленных задач с помощью относительно легких упражнений.

Основная часть - решаются главные задачи, т.е. выполняются элементы и упражнения присущие художественной гимнастики.

Заключительная часть - выполняются упражнения, способствующие более быстрому протеканию восстановительных процессов, чтобы занимающиеся могли перейти к последующей деятельности или отдыху.

В каждом отдельном занятии художественной гимнастики решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Конечный результат занятия при прочих равных условиях зависит от того, в какой последовательности будут решаться задачи.

Общее количество часов по программе – 36 часов

3. Организационный раздел

3.1 Календарно-тематическое планирование

Неделя

Тема

Программные задачи

Содержание занятий

Количество занятий

Сентябрь

1-4

Изучение исходных данных состояния здоровья (формирование опорно-двигательного аппарата; определение уровня физической подготовленности, уровня развития творческих способностей детей)

Тестирование. Составление индивидуальных карт физического развития и подготовленности воспитанников

4

Октябрь

1-2

Действия с мячом

Отработка способов удержания мяча.

Упражнения в подбрасывании и ловле мяча с хлопком, после отскока от пола, в перебрасывании мяча, прокатывании мяча друг другу.

Развитие точности движений во времени и в пространстве, укрепление силы мышц кисти, плечевого пояса.

  1. Игровое упражнение «Подбрось-поймай»:

- с хлопком;

- после отскока от пола.

  1. Перебрасывание мячей друг другу в парах
  2. Прокатывание мячей друг другу (сидя, сидя на коленях)

2

3-4

Акробатика

Работа по технике безопасности.

Упражнения в выполнении перекатов.

Отработка сохранения группировки до конца переката.

Укрепление мышц стопы

Развитие ловкости, ориентации в пространстве

  1. Игровое упражнение «Пластилиновые фигурки»
  2. Выполнение перекатов
  3. Выполнение упражнений на гибкость.
  4. Стойка на лопатках

2

Ноябрь

1-2

Действия с обручем

Отработка способов удержания обруча.

Упражнения в выполнении маховых и круговых движений, вращений, прокатывании обруча.

Развитие координации движений, ловкости, быстроты.

Формирование правильной осанки.

Развитие у детей положительного отношения к физическим упражнениям, желания заниматься гимнастикой.

  1. Прокатывание обручей друг другу.
  2. Вращение обруча на полу в вертикальной плоскости правой и левой рукой.
  3. Вращение обруча на правой, левой руке.
  4. Выполнение маховых и круговых движений

2

3-4

Закрепление умений составлять композицию с обручем

Составление композиции с обручами из разученных движений

2

Декабрь

1-2

Действия с лентами

Обучение манипулированию с лентой на месте и в движении.

Формирование слитности, волнообразности, целостности движений.

Развитие чувства ритма.

Обучение согласованию движений с музыкой

Игровое упражнение «Волшебный художник» («волны», «взмахи», «змейки», «спиральки») на месте и в движении

«Сделай красивую фигуру»

2

3-4

Закрепление умений составлять композицию с лентами

Составление композиции с лентами из разученных движений

2

Январь

1-2

Акробатика

Обучать детей ставить перед собой цель и достигать ее, преодолевая все двигательные трудности.

Закреплять умения выполнять акробатические упражнения на скамейке.

Отработка техники прыжков разной сложности.

Развитие координации движений, выносливости, гибкости.

Формирование навыка правильной осанки

  1. Прохождение полосы препятствий:

- на скамейке «Ласточка»;

- в обруче «Коробочка»;

- перекат  вперед, назад;

- на полу «Мост», «Березка»

  1. Выполнение разных вариантов прыжков из обруча в обруч «Классики»

2

3-4

Закрепление умений составлять композицию с элементами акробатики

Составление композиции с элементами акробатики изученными ранее.

2

Февраль

1-2

Действия со скакалками

Привитие интереса к играм со скакалкой, помощь в преодолении двигательных трудностей.

Упражнение в прыжках через скакалку.

Развитие у детей быстроты реакции, координации движений, ловкости.

Обучение нахождению в упражнениях со скакалкой игровых моментов, образов, красоты движений

  1. Игровое упражнение «Прыгуны»: двое взрослых проносят скакалку под ногами детей, те перепрыгивают через нее.
  2. Вращения скакалкой одной рукой в различных плоскостях
  3. Прыжки через скакалку 5-10 раз разными способами

2

3-4

Закрепление умений составлять композицию со скакалками

Составление композиции со скакалками изученными ранее «Веселая скакалка»

2

Март

1-2

Действия с мячом

Закреплять умение манипулировать мячом.

Разучивание выкрутов мяча.

Развитие творческой двигательной деятельности и умения осознано управлять своим телом, гибкости.

Формирование правильной осанки.

  1. Игровое упражнение «Подбрось-поймай»:

- подбросить мяч невысоко, поймать тыльной стороной ладони;

- подбросить мяч одной рукой, поймать другой;

  1. Выполнение выкрутов мяча в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
  2. Прыжки с мячом, зажатым между ног, на месте и в движении

2

3-4

Развитие точности движений во времени и пространстве, ловкости, силы, выносливости. Воспитание дружеских взаимоотношений и умение договариваться в игре

Разучивание композиции с мячом «Разноцветные горошины»

2

Апрель

1-2

Действия с лентами

Закреплять умение владеть лентой, выполняя разные элементы.

Формирование слитности, волнообразности, целостности движений.

Развитие чувства ритма.

Обучение согласованию движений с музыкой.

Развитие творческого мышления в  выполнении упражнений

Разучивание композиции с лентами и обручами «Травушка»

2

3-4

Действия с обручем

Выявление интереса детей к играм с обручами.

Развитие умения манипулировать с обручем, ловкости рук, глазомера, быстроты реакции.

Обучение согласованию движений с музыкой.

Разучивание композиции с обручами

и лентами «Травушка»

2

Май

1-2

Действия со скакалками

Развитие у детей творческого подхода к выполнению упражнений со скакалками.

Упражнения в прыжках через короткую скакалку.

Обучение раскручиванию и закручиванию скакалки.

Развитие быстроты реакции, координации движений, ловкости.

Укрепление мышц стопы, профилактика плоскостопия

  1. Игровое упражнение «Бегущая скакалка». Двое взрослых ходят по залу с натянутой скакалкой, дети перепрыгивают через нее.
  2. Выполнение прыжков разными способами, используя текст.
  3. «Бабушка распутай» Обучение детей закручивать и раскручивать вокруг себя скакалку.

2

3-4

Акробатика

Определение  степени ловкости, быстроты реакции, силы, выносливости, быстроты мышления и моторной памяти, пластичности и координации движений.

Релаксация

Выполнение упражнений:

- перекат;

- кувырок;

- шпагат;

- «Березка»;

- «Мост»;

- «Коробочка»

- «Колесо»

Разучивание композиции с элементами акробатики «Весенний цветок».

2

4. Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

1.  Ротерс  Т.Т.  Музыкально - ритмическое воспитание и          художественная  гимнастика. Ростов-на-Дону 2001

2.  Солонинкова В.А.  Упражнения художественной гимнастики. Москва 1986

3.  Черемнова Е.Ю. Танцевально-оздоровительные методики для детей. – Ростов-на-Дону 2008

4.  Боброва  Г.А. Художественная гимнастика.

5.  Куду Э.А. О влиянии музыки на образование деятельных навыков в художественной гимнастике. Волгоград 2008

6.  Фомина Н.А  Сказочный театр физической культуры. Волгоград 2004

7. Глазырина Л.Д. На пути к физическому совершенству. - Минск, 1987

8. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие ребенка// Дошкольное воспитание. - № 2. - 2004

9. Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного возраста. - М.: Айрис-Пресс, 2004

10. Нижегородцева Н.В., Шадрикова В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: ВЛАДОС, 2001

11. Рунова М.А. Двигательная активности ребенка в детском саду. - М.: Айрис-Пресс, 2000

12. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Академия, 2001

13. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы НРМОБУ «Усть - Юганская СОШ» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) 2021-2022 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по реализации основной образовательной программыНРМОБУ «Усть - Юганская СОШ» Образовательная область  «Художественно-эстетическое развитие» (р...

Рабочая программа по осуществлению образовательной деятельности в подготовительной группе общеобразовательной направленности. 2021 - 2022 учебный год

Рабочая  программа дошкольного образования  для детей подготовительной к школе группы (далее - Программа) обеспечивает образовательную деятельность в группе соответствии с образовательной пр...

Программа дополнительного образования в 1 младшей группе «Кнопочки» 2021-2022 учебный год

Цель - способствовать развитию мелкой моторики рук, накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, понимание речи; гармоничное развитие д...

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСТВО» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСТВО» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД...

План воспитательно - образовательной работы с детьми общеразвивающей направленности 2021 - 2022 учебный год

План воспитательно - образовательной работы с детьми общеразвивающей направленности 2021 - 2022 учебный год...

Аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного процесса в группе "Всезнайки" за 2021-2022, 2022-2023 учебные годы

Аналитическая справка по результатам  мониторинга образовательного процесса в группе "Всезнайки"   за 2021-2022, 2022-2023 учебные годы...