Позитивчик
рабочая программа (старшая группа)

Кауц Ирина Леонидовна

Программа дополнительного  образования детская йога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №1161»

 (ГБОУ ШКОЛА №1161)

                                                                                                               

Согласовано:                                                                                                                                                      

Заведующий ДО                                

____________/И.А. Абрамова                                          

____________________2021 г.                                              

           

                              ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА          

                                               «Позитивчик»

                                           Детская йога

(в рамках дополнительных платных образовательных услуг

по физкультуре   для детей дошкольного возрастадля групповых,

подгрупповых и индивидуальных занятий в     ГБОУ ШКОЛА № 1161, корпус 6)

                                                                                                 Инструктор по физической культуре

Кауц И.Л.

                                                             2021г

             


                                 

Пояснительная записка

   Образовательная программа «Позитивчик»  носит оздоровительную направленность.

Режим проведения занятий:

- Общее количество часов в год – 32-36  часов;

- Количество часов в неделю - 1 час ( или индивидуально по желанию)

- Периодичность занятий - 1 занятие в неделю.

Занятия проводятся с группами детей до 10 человек и индивидуально Длительность

занятий - 30 минут (5-10 минут - общие развивающие упражнения,20- 25 минут -

занятия в воде).

Прогнозируемые результаты:

К окончанию программы обучения ребёнок должен овладеть

следующими навыками:

- Формирование правильного положения позвоночника стоя и сидя

- Улучшение дыхательной функции организма

-Сформированное положительно-эмоциональное отношение ребенка к занятиям по физкультуре

- Развитие творческого потенциала и личностного роста ребѐнка.

- Выполнение гигиенических требований при посещении занятий по физкультуре

-Выполнение упрощенного комплекса асан «Приветствие солнцу»

Актуальность и педагогическая целесообразность

Детская йога-это нетрадиционная система оздоровления дошкольников.

   Детская йога -это образовательно-оздоровительная программа, учитывающая физическую подготовку и возраст ребенка, направленная на формирование и закрепление основных двигательных навыков, повышение физической активности  и укрепление здоровья.

На занятиях дети не только развивают  свои физические качества, но и выплескивают накопившуюся  энергию, тем самым  укрепляют свое эмоциональное здоровье.

Статическое поддержание поз требует плавных, осмысленных движений и спокойного ритма.

   Детскаяйога -это система упражнений под музыку, подобранных по тематике, по возрасту, по уровню подготовленности и даже по наличию спортивного инвентаря( массажные коврики и мячи, детские резиновые  жгуты)

Звучание  спокойной и жизнеутверждающей музыки-обязательное условие проведения занятий

Нормативно-правовые основания программы

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

      Методы

  1. Упражнения из ЛФК
  2. Основы йоги
  3. Дыхательные упражнения
  4. Упражнения на расслабление

Задачи:

  1. Коррекция  нарушений осанки
  2. укрепление опорно-двигательного аппарата
  3. профилактика плоскостопия
  4. воспитание позитивного отношения к  занятиям  и к  жизни

Введение

Положение тела человека, привычное при ходьбе, сидении, стоянии  называют осанкой. Во время интенсивного роста ребенка и его физического развития формируются навыки удержания  правильной осанки. Правильной ее можно назвать в том случае, если голова расположена прямо, изгибы позвоночника в меру  и равномерно выражены, плечи и лопатки находятся на одной линии.

   При нарушении осанки и ее искривлении могут формироваться дегенеративные заболевания позвоночника и внутренних органов.

   Вовремя обнаруженное искривление осанки поддается коррекции.

Для формирования правильной осанки необходимы профилактические меры, предупреждающие ее нарушение. К ним, прежде всего, относятся исключение однообразных, длительно сохраняемых поз, ношение тяжестей в одной руке, сон в мягкой постели.

При нарушении осанки меняется конфигурация изгибов позвоночника, голова опущена, плечи сведены, лопатки асимметричны, ухудшается дыхание, кровообращение, пищеварение, координация движений, да и просто внешний вид.

Позвоночный столб имеет 4 изгиба: выпуклость вперед (шейный и поясничный лордозы) и выпуклость назад (грудной и крестцовый кифозы), которые формируются к 6-7 годам и закрепляются к 18-20 годам.

В зависимости от выраженности изгибов позвоночника различают несколько типов осанки:

· нормальная — умеренно выраженная изогнутость всех отделов позвоночника;

· выпрямленная — слабо выраженная изогнутость позвоночного столба. Спина резко выпрямлена, грудь несколько выступает вперед;

· сутуловатая — резко выраженная изогнутость позвоночного столба в грудном отделе. Заметно увеличен шейный изгиб и уменьшен поясничный. Грудная клетка при этом уплощена, плечи сведены вперед, голова опущена;

· лордотическая осанка — сильно выраженная изогнутость в поясничном отделе с уменьшением шейного изгиба. Живот выпячен или отвисает;

· кифотическая — компенсаторное усиление грудного кифоза вследствие чрезмерной изогнутости одновременно в шейном и поясничном отделах позвоночника. При этом, как правило, заметно сведение плеч вперед, выпячивание головы, локтевые и коленные суставы обычно полусогнуты.

Боковые искривления позвоночного столба влево или вправо от вертикальной линии формируют сколиотическую осанку, характеризующуюся ассиметричным положением туловища, в частности, плеч и лопаток. Сколиозы носят функциональный характер, независимо от степени выраженности. Являясь нарушением осанки, они могут влиять на кровообращение и дыхание.

Для вырабатывания рефлекса правильной осанки используются упражнения у стены, на малой опоре и статические упражнения. Коррекция положения тела должна проводиться на каждом занятии для создания у детей навыка правильной осанки.

                                     Польза йоги  для опорно-двигательного аппарата детей

Асаны-это позы йоги. Все асаны можно адаптировать под детей. Эти упражнения укрепляют и растягивают мышцы, разрабатывают суставы, помогают детям стать более координированными и выносливыми.

Процесс формирования костно-мышечного корсета позвоночника в первую очередь определяется состоянием всей мышечной системы ребенка, задача которой сводится к эффективному поддержанию позвоночного столба в естественном природном положении.

Систематические занятия йогой помогают закалить детский организм, развивая его мышцы, укрепление которых позволит удерживать позвоночник в физиологически правильном положении  путем чередования вытягивания сокращения мышц, сухожилий и связок.

    Особенности выполнения статических поз:

-перед началом выполнения обязательны 2-3 вдоха/выдоха, чтобы снять мышечное напряжение;

-показать упражнение или позу, начиная с исходного положения (ИП)

-плавно и последовательно выполнить позу (вход в АСАНУ);

-вернуться в ИП плавно и спокойно (выход из асаны)

-отдых 3-5 сек.  с указанием 2-3 ошибок

   Профилактика плоскостопия тесно взаимосвязана с профилактикой нарушений осанки. Упражнения включаются в каждое занятие. Используются массажные коврики, разные тактильные поверхности, а во втором полугодии применяется методика рисования ногами.

  Особое внимание уделяется дыханию во время выполнения упражнений и асан.(пранаямы)

Выполнение поз  активизирует деятельность желез внутренней секреции, стимулирует иммунную систему.

                             Дыхательные упражнения по методике «Хатха – йоги».

Йоги особое внимание уделяют дыханию. Они считают, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней. Дышите глубже – такой совет дает не только йога, но в йоге оно отработано

1. Выполняя дыхательные упражнения, не напрягать мышцы лица, ноздрей и всего тела. 2. Позвоночник должен быть ровным, держать голову, шею и позвоночник на одной прямой линии. 3. Дыхание животом, грудной клеткой («гармошка») можно выполнять лежа, сидя или стоя. Остальные дыхательные упражнения можно выполнять сидя за столом или сидя на полу в удобной позе (по-турецки). 4. Дышать только через нос, кроме тех упражнений, которые требуют выдоха или вдоха через рот. 5. Следить, чтобы выдох был хотя бы в два раза длиннее вдоха

Элементы массажа и самомассажа. Уже в раннем возрасте огромную роль играет массаж. Тактильные раздражения при массаже благоприятно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка, а также на развитии организма в целом. Психологи связывают с воздействием поглаживающего массажа возникновение первых речевых реакций ребенка. Достаточно сильным приемом является прием поглаживания в первые месяцы жизни ребенка, способствующий снижению тонуса сгибательной мускулатуры. Данный прием не остается навсегда в младенчестве, он продолжает быть актуальным и в дошкольном возрасте. Массаж, который используется наиболее доступный. Его могут выполнять дети как самостоятельно, так и под руководством педагога. При выполнении самомассажа у применяются элементы общего массажа: пог вибрация и надавливание. Подобные упражнения способствуют положительному настрою детей, а также укреплению здоровья всего организма. Успешно решаются задачи оздоровления, используя игровой самомассаж .Он является в работе с детьми основным методом закаливания организма. Кроме того, выполняя упражнения самомассажа, дети получают радость, хорошее настроение. Самомассаж и массаж используется во вводной и заключительной части занятия, Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью,

В  занятия включены основы самомассажа .

Всего занятий в год: 32

Режим занятий: 1 раза в неделю.

Длительность занятия: 20-30 минут.

Мониторинг развития проводится 3- бальной системе, где 1-ниже нормы, 2-хорошо, 3-отлично.

Диагностика  детей проводится в начале года( октябрь) и в конце ( апрель-май)

  Форма работы: групповая.

                                      Структура занятия:

Комплекс занятий состоит из чередования упражнений на растягивание всех мышечных групп и чередование статических упражнений с дыхательными.

Каждое занятие состоит из трех  частей: подготовительной, основной и заключительной

     Подготовительная часть (3-5минут)

Цель: настрой на занятие,  разогрев мышц, растяжка сухожилий

Разминка: ходьба разными способами по массажным коврикам, ОРУ на растягивание основных мышечных групп и их простукивание, основы самомассажа

Основная часть (13-15 минут)

Цель: Укрепление и разработка суставов, укрепление костной системы, повышение гибкости позвоночника

а) разучивается комплекс статистических упражнений (или закрепляется выученная асана)

б) игры по темам занятий для профилактики нарушений осанки и плоскостопия  

Заключительная часть (3-5 минут)

Цель: Научить детей расслабляться , создавать положительный настрой в конце занятия:

а) игры на внимание

б) концентрация на спокойном дыхании сидя и лежа в приглушенном освещении (если дети воспринимают нормально)

                                      Учебно-тематический план

мероприятия

(занятия)

Периодичность

в неделю

Кол-во

час.

в неделю

Кол-во

часов в

год

Группа для детей среднего

дошкольного

возраста 5-7 лет

До 30 минут

1 раз в неделю

1

32

                                             

 Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь  

Тема «Осень»

Мониторинг уровня развития физических качеств (тестирование). Тестирование гибкости. Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика: Комплекс № 1. Суставная гимнастика: Комплекс № 1

Основная часть: Статический комплекс: Комплекс № 1 Заключительная часть: Игра «Сбор урожая» Правила игры: Участники ходят по залу и собирают «урожай» Надо ходить по скамейке, в обручи, по палке (боком) . Нельзя наступать на пол! ( болото) Восстановление дыхания.

Мониторинг уровня развития физических качеств (тестирование). Тестирование координационных способностей. Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика: Комплекс № 2. Суставная гимнастика: Комплекс № 2 Основная часть: Статический комплекс: Комплекс № 2 Заключительная часть:

Мониторинг уровня развития физических качеств (тестирование). Тестирование силы мышц рук и статической выносливости. Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика: Комплекс № 3. Суставная гимнастика: Комплекс № 3 Основная часть: Статический комплекс: Комплекс № 3 Заключительная часть:

Сказка «Путешествие подводный мир». Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика

. Суставная гимнастика:   Основная часть: Статический комплекс: Комплекс № 1 Заключительная часть: Глубокая релаксация.

Ноябрь

Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика с шариками;

Основная часть

Разучивание комплекса 2

Заключительная часть:

Дыхание «на море»

Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика с шариками;

Основная часть

Разучивание комплекса 2

Заключительная часть:

Дыхание «на море»

Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика с шариками;

Основная часть

Разучивание комплекса 2

Заключительная часть:

Дыхание «Холодный ветер»

Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика с шариками;

Основная часть

усложнение комплекса 2

Заключительная часть:

Дыхание «Холодный ветер»

Декабрь

Африка

__________________-

Январь

Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика. Профилактика плоскостопия

Основная часть: Статический

Комплекс № 3 Заключительная часть:

. Игра «Охотники и тигры» Дети делятся тигры нападают, охотники защищаются. По команде «Тигры!»,команда начинает громко рычать Р-р-р-р-р (сидя на пятках

руки в упоре впереди).Затем по команде «Охотники!», команда охотников

начинает кричать Ха-а-а! (стоя в и.п ноги на ширине плеч руки

вверху в замке). Затем команды меняются ролями. Игра хорошо помогает развивать эмоциональную силу

Введение в Дыхание огня

__________________

Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика

 Основная часть: Статический комплекс: Комплекс № 3 Заключительная часть: Эстафета «Прыгающие мышки»

Игроки разбиваются на две команды (в каждой должно быть не меньше трех участников). Каждый ребенок держит коленями воздушный шарик и должен доскакать до следующего игрока своей команды, держа в руках мяч-сыр. Получив сыр, тот скачет к следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее других закончит эстафету. Восстановление дыхания. Побеждает та команда, которая быстрее других закончит эстафету. Восстановление дыхания

Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика. Профилактика плоскостопия

Основная часть: Статический

Комплекс № 3 Заключительная часть:

Введение в Дыхание огня

_____________________

Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика

 Основная часть: Статический комплекс: Комплекс № 3 Заключительная часть: Эстафета «Прыгающие мышки»

Игроки разбиваются на две команды (в каждой должно быть не меньше трех участников). Каждый ребенок держит коленями воздушный шарик и должен доскакать до следующего игрока своей команды, держа в руках мяч-сыр. Получив сыр, тот скачет к следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее других закончит эстафету. Восстановление дыхания. Побеждает та команда, которая быстрее других закончит эстафету. Восстановление дыхания

Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика. Профилактика плоскостопия

Основная часть: Статический

Комплекс № 3 Заключительная часть:

Введение в Дыхание огня

_____________________

Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика

 Основная часть: Статический комплекс: Комплекс № 3 Заключительная часть

Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика. Профилактика плоскостопия

Основная часть: Статический

Комплекс № 3 Заключительная часть:

Введение в Дыхание огня

____________________

Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика

 Основная часть: Статический комплекс: Комплекс № 3 Заключительная часть

Февраль

«Подводный мир»

Навыки сосредоточения, статические упражнения. Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика. Суставная гимнастика:  

 Основная часть:

 Статический комплекс: Комплекс № 2

Игры с задержкой дыхания

Заключительная часть:

Восстановление дыхания.

Упражнения для глаз, статические упражнения, поза «Скручивание». Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика

 Суставная гимнастика: Основная часть: Статический комплекс: Заключительная часть:

Показательные выступления для родителей. Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика

. Суставная гимнастика: Основная часть: Статический комплекс: Заключительная часть:

«Путешествие с пиратом». Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика

 Суставная гимнастика:  Основная часть: Статический комплекс Заключительная часть: Глубокая релаксация «Возвращение с острова сокровищ»

Март

Правила хорошего тона, статические упражнения. Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика.

 Суставная гимнастика: Основная часть: Статический комплекс Заключительная часть:. Игра «Найди дельфина»

Показательные выступления для родителей. «Морское путешествие». Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика

 Суставная гимнастика: Основная часть Статический комплекс

Заключительная часть: Игра «Скаты» Правила игры:

Участники пробуют зацепиться в непривычном положении тела и проползти по ковру 1-2 м  Восстановление

дыхания

Статические упражнения, поза «Аиста». Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика.

 Суставная гимнастика: Основная часть: Статический комплекс Заключительная часть: Игра «Скаты»

Сказки мудрого Йога: «Маугли» Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика

Суставная гимнастика Основная часть: Статический комплекс: Заключительная часть: Глубокая релаксация

Апрель

Профилактика простудных заболеваний, точечный массаж. Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика

Суставная гимнастика  Основная часть: Статический комплекс Заключительная часть: Игра «Изобрази животное» Звучит музыка, дети бегают, играют, как только музыка прекращается, дети изображают какое либо животное. Участник, который остановился последний, выбывает. Восстановление дыхания.

Статические упражнения, поза «Расслабления на боку». Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика.

 Суставная гимнастика: Основная часть: Статический комплекс Заключительная часть: Игра «Изобрази животное» 

«Тронная поза», статические упражнения. Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика. Суставная гимнастика

Основная часть: Статический комплекс Заключительная часть: Игра «Изобрази животное»

«Пробуждение». Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика

 Суставная гимнастика: Основная часть: Статический комплекс Заключительная часть: «Природа»

Май

Диагностика. Проверка ловкости. Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика: . Суставная гимнастика:

Диагностика. Проверка гибкости. Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика

 Приветствие солнцу (выполнение всего комплекса 3-4 р)

 Суставная гимнастика:

Заключительная часть:

Игра «Угадай животное»

Дети показывают животных с помощью асан

Диагностика Проверка координации и равновесия. Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика  

Показательные выступления для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему: «Позитивчик в шарике».

   Цель: обеспечение условий для приобретения  детьми социального опыта с радостью и удовольствием....