Индивидуальный подход в организации двигательной активности у детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Одним из условий успешной реализации проведения занятий по физической культуре является обеспечение индивидуально – дифференцированного подхода к детям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_individ.podhod.pptx.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок» д. Гавриловка

Индивидуальный подход в организации двигательной активности у детей дошкольного возраста

Выполнила:

инструктор по физической культуре

Круглова С.Н.

Д. Гавриловка

В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Завершается процесс формирования скелетной мускулатуры, увеличивается длина верхних конечностей и нижних, происходит окостенение позвоночника. Учебное занятие по физической культуре - это организованная двигательная деятельность детей, направленная педагогом на обучение разным видам движений, развитие физических качеств и обеспечение их благоприятным уровнем двигательной активности.

Одним из условий успешной реализации проведения занятий по физической культуре является обеспечение индивидуально – дифференцированного подхода к детям,

Наблюдения за детьми показывают. Что одни из них непоседливы, хорошо ориентируются в групповой комнате, муз. зале, проявляют самостоятельность, жизнерадостны, другие - малоподвижны, медлительны, нуждаются в помощи. Одни опережают сверстников в овладении движениями. а другие, наоборот, отстают и требуют дополнительного внимания. Невольно возникает вопрос: здоров ли ребёнок? Каков уровень его физического и нервно-психического развития? Каковы его потребности и возможности? Какие условия необходимо создать, чтобы использовать его преимущества? Без знания индивидуальных особенностей каждого ребёнка не возможно его воспитание. Внимательное изучение каждого ребёнка позволяет нам:

  1. Представить картину развития его физических способностей и духовных сил;
  2. Выявить не только внешние, но и скрытые причины отклонений;
  3. Наметить программу воспитания и обучения;
  4. Правильно спланировать и организовать жизнь ребёнка в детском саду, поддерживая взаимосвязь с семьёй.

Знать ребёнка важно особенно при организации работы по физ. культуре. Занятия и закаливающие мероприятия требуют индивидуального учёта влияния их на здоровье ребёнка.

Информацию о детях, мы стараемся собирать в специально заведённых документах в нашем саду, это список детей по группам здоровья, физкультурным группам,  карты диагностики уровня усвоения физической подготовки, памятка по отдельным заболеваниям, где указывается запрещающие движения. Очень тесно работаем в этом плане с медсестрой (в начале года проставляем группы здоровья и мне медицинская сестра дает некоторые рекомендации).

И в условиях группового воспитания на основе этого мы распределяем детей две основные подгруппы с учётом трёх критериев: уровень двигательной активности, состояние здоровья детей, их уровень физической подготовленности. В первую подгруппу входят практически здоровые дети, имеющие средний и высокий уровень двигательной активности и достаточно хорошую физическую подготовленность.

Вторую подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие, дети имеющие некоторые морфофункциональные нарушения), имеющие низкий уровень двигательной активности и слабую физическую подготовленность.

Установление двух подгрупп даёт нам возможность осуществлять индивидуально - дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, объёму физической нагрузки, методам и приёмам в зависимости от подгрупп, не забывая при этом об индивидуальном подходе каждому ребенку.

В связи с тем, что дети первой подгруппы быстрее усваивают двигательные задание, то им достаточно просто показать, выполняемого в среднем темпе движения. Детям второй подгруппы необходим замедленный показ движений с четким и подробным объяснением. При этом всегда создаем спокойную доброжелательную обстановку на занятии.

Для каждой подгруппы мы делаем свой подбор игр и упражнений в основных видах движений. Так, детям с высоким уровнем двигательной активности предлагаем задания на развитие внимания, координации движений, ловкости, требующие точности выполнения действий. Для этих детей необходимы движения, способствующие развитию глазомера, силы и точности броска

(перебрасывание мяча через сетку, метание в цель и даль, прокатывание обруча или набивного мяча в ворота и др.). Детей с низким уровнем двигательной активности мы вовлекаем в более активную деятельность, предлагаем игры и упражнения на развитие быстроты, скорости движения и выносливости, на быстрое переключения с одного движения на другое, пробежки с постепенным увеличением скорости и дистанции.

В своей работе я стремлюсь к осознанному восприятию движений. Осознанного выполнения детьми движений мы достигаем с помощью словесных методов (объяснение, описание, анализ, оценка), использование которых также зависит от индивидуальных особенностей детей. Например, при оценке движений мальчиков для них слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом: «ты была похожа на балерину», «у тебя самое бесшумные приземления».

В течении года мы планируем индивидуальные занятия. По этому вопросу тесно работаем с воспитателем. Есть у нас журнал взаимодействия инструктора по физ-ре и воспитателя каждой возрастной группы. После каждого занятия я записываю ребенка напротив основного вида движения, с которым нужно позаниматься. Если условия позволяют, то воспитатели это делают на воздухе во время прогулки. Планируем их течении всего дня в удобное время, тем самым стараемся приучать ребёнка к общению с воспитателем, поддержать в нём двигательную активность, помочь ему освоится в группе.

Показатели двигательной активности у детей различны. Мальчики по сравнению с девочками более подвижны. Поэтому при организации занятий по физкультуре, мы не всегда используем приём деления детей на 2 подгруппы, а для осуществления индивидуально- дифференцированного подхода ограничиваем или увеличиваем количество повторений или основных видов движений. Например, увеличение количества повторений прыжков на правой и левой ноге для мало подвижных детей. Проконсультировавшись с врачом, объём нагрузки снижаем в соответствии с функциональными возможностями у ЧБД или ослабленных, а так же у детей имеющих отклонения в здоровье.

Для мальчиков и девочек я так же усложняю тот или иной вид задания. Например:

  1. при ходьбе по гимн. скамейки мальчики идут по узкой стороне, девочки по широкой;
  2. мальчики спрыгивают, девочки сходят со скамейки;
  3. комплекс упражнений для девочек с лентами, мальчики с гантелями и т.д.

Таким образом, сочетание индивидуально-дифференцированного подхода в обучении основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет заложить хороший фундамент общей физической подготовки и достичь гармоничного физ. развития каждого ребёнка. Я убеждена, что занятия физическими упражнениями должны занимать в процессе образование одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков, и женственности у девочек.

И на основе правильно организованного в нашем д/с индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях по физкультуре позволяет добиться снижения простудной и общей заболеваемости детей, улучшение их физического состояния, улучшения уровня физической подготовленности, их положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом.

Список использованной литературы:

1. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации Текст. : Сборник статей и документов / Отв. ред. Т. И. Оверчук. -2-е изд. исп. и доп. М.: ГНОМ и Д. 2004.-344 с. - ISBN 5-296-00193-1.

2. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века: изд. 2-е исп. и доп. Текст. / Авт.-сост. Е.Ю. Антонов, М.И. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - М.: АРКТИ. 2001.-80 с. -ISBN 5-89415-088-4.

3. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста Текст. : Сборник науч. трудов / Сост. Н.Т. Терехова и др. М.: АПН СССР. 1989. -142 с.

4. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: книга для воспитателей детского сада. -2-е изд., испр. Текст. / С.Я. Лайзане. - М.: Просвещение. 1987.-160 е.: ил.

5. Маханёва, М.Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений 2-е изд., исп. и доп. Текст. / М.Д. Маханёва. - М.: АВКТИ. 2000. -108 с. -ISBN 5-89415-064-7.

6. Маханёва, М.Д. Здоровый ребенок: рекомендации по работе в детском саду и начальной школе Текст.: Методическое пособие / М.Д. Маханёва. — М.: АРКТИ. 2004. -264 с. - ISBN 5-89415-381-6.

7. Пензулаева Л.И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста Текст. : Автореф. дис. канд. пед. наук / Л.И. Пензулаева. М., 1973.-20 с.

8. Чеменева А.А., Есина Л.М. «Педагогические условия моделирования физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе индивидуально-дифференцированного подхода».-методическое пособие.-Н.Новгород, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья: Развитие тактильно-двигательной активности у детей дошкольного возраста

         « Развитие тактильно-двигательной активности у детей...

использование нетрадиционного физкультурного оборудования для повышения двигательной активности у детей дошкольного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с нетрадиционным  физкультурным оборудованием "Колечки"...

Консультация для родителей. Организация двигательной активности у детей младшего возраста в ДОУ

Как правильно организовать двигательную активность детей с учетом возрастных особенностей....

консультация для родителей «Организация двигательной активности у детей младшего возраста в ДОУ»

материал раскрывает как правильно организовывать двигательную активность малышей дома....

Подходы по организации условий физического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Здоровье детей Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики в области образования. Особой значимостью в рамках реализации программы «Образование и здоровье» обла...

Опыт работы по организации двигательной активности в старшем дошкольном возрасте

Опыт работыпо организации двигательной активности в старшем дошкольном возрасте...

Консультация для родителей "Организация самостоятельной двигательной активности для детей дошкольного возраста"

Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия ...