Проект «Лук от семи недуг»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Екатерина Дмитриевна Тарасова

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях. Узнать о его пользе, формирование основ исследовательской и трудовой деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_luk_otsemi_nedug.docx126.21 КБ

Предварительный просмотр:

Gerb_blue

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 57

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ

 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Проект по экологии для средней группы

«Лук от семи недуг»

Подготовила и провела

Тарасова Екатерина Дмитриевна

2019 год

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители. Постановка проблемы. В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть . А что в нем полезного и как его надо выращивать практически ни кто не знал.

Как можно вырастить зеленый лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.

Цель. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях. Узнать о его пользе, формирование основ исследовательской и трудовой деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом.

Задачи.

  • познакомить детей со способами посадки лука;
  • учить детей ежедневно ухаживать за луком зимой в комнатных условиях;

-закрепить        представления        о        луке,        особенностях        внешнего        строения;

  • формировать представления детей о здоровом образе жизни, значимости употребления зеленого лука в пищу для здоровья человека;
  • развивать познавательный интерес, любознательность;
  • учить наблюдать, делать выводы;
  • воспитывать желание производить трудовые действия;

-формировать чувство ответственности при уходе за огородными растениями (вовремя полить, взрыхлить почву);

  • развивать творческие способности детей;
  • воспитывать        у        детей        умение        приобретать        опыт        исследовательской деятельности;
  • вовлекать родителей в педагогический процесс ДОУ.

Итоговое мероприятие. Выставка детских работ «Лук – здоровью друг».

Ожидаемый результат. Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями его содержания; у детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой; дети узнают о пользе зелѐного витамина.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный.

Выявление    знаний    детей    о     луке,     анкетирование     родителей Подбор иллюстраций, художественной литературы, изготовление дидактических игр, атрибутов к подвижным играм, составление плана работы. Привлечение родителей к организации и реализации проекта (подготовка земли, луковиц для посадки).

Основной этап.

  1. НОД «Посадка лука репчатого на перо в средней группе». Посадка лука разными способами (в воду, в землю, наблюдение за ростом лука в группе).
  2. Уход за луком (полив, рыхление).
  3. Беседа «Чем полезен лук?».
  4. Чтение сказки-притчи «Луковая семья».
  5. Театрализация «Как луковка нашла себе друзей».
  6. Лепка «Лучок».
  7. Рисование «Овощи нашего огорода».
  8. Аппликация «Наши грядки».
  9. Отгадывание загадок об овощах.
  10. Заучивание стихотворения «Лук».
  11. Заучивание пословиц и поговорок о луке.
  12. Выполнение физкультминутки «Лук на грядке».
  13. Домашнее задание: вырастить лук у себя дома.
  14. Составить рассказ, о том как ухаживали за луком дома.
  15. Оформление газеты в уголке «Лук от семи недуг».

Заключительный этап.

Сбор урожая, дегустация лука.

Оформление выставки для родителей детей  «Лук – здоровью друг»

Результаты

  1. Дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями роста лука,  научились подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой.
  2. У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях, как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
  3. Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.

Список литературы

  1. Сказка Д. Родари «Чиполлино»
  2. Скегина Н.Г. «Экология для тебя» учебное пособие для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Москва 2002
  3. «Труд и наблюдения в природе. (Сост. А. Ф. Мазурина). Изд. 2-е, испр. И доп. М., «Просвещение», 1967.
  4. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». М .: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
  5. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп детского сада». М.: Изд.

«Просвещение» 2006.

Приложение 1

Сказка-притча «ЛУКОВАЯ СЕМЬЯ»

(КНИГА «СКАЗОЧНЫЙ СПРАВОЧНИК ЗДОРОВЬЯ» (ТОМ 2))

В воскресный день пошла хозяйка на базар за луком, да никак не могла выбрать, какой же лук ей лучше купить. В конце концов, она купила на пробу все луки, которые продавались в тот день на базаре. Так попали в одну

корзинку братья луки из разных луковых семей. Вечером, когда все ушли с кухни, луки разговорились.

  • Не расскажите ли, братцы, что-нибудь интересное о себе, — подал голос Репчатый лук с зелеными перьями на макушке. — Скучно лежать молча.
  • Да, действительно, жизнь у тебя скучная и вкус горький, — откликнулся Лук-слизун, гордо расправив свои светлые и темно-зеленые длинные листья. Вот мой вкус гораздо более приятный. Когда распускаются мои белые и фиолетовые шары-соцветия, огород превращается в прекрасный сад. Из всех луков я самый красивый и самый урожайный. Ты, Репчатый, — тихоня: по пять лет растешь и всего одну луковицу выращиваешь; а один мой двухлетний куст дает до тридцати луковиц. Дети меня просто обожают. У одной девочки я даже вылечил малокровие.
  • Вот расхвастался, — откликнулся Шнитт-лук. — Как будто ты один красив и целебен. У меня листья тоже очень нежные, а ярко-красные и фиолетовые соцветия до того хороши, что глаз не оторвать.
  • Все-таки мы, луки, не цветами должны гордиться, а луковицами, — вступил в разговор Многоярусный лук. — Ты, Лук-слизун, хоть и выращиваешь много луковиц, да они у тебя не настоящие, а ложные, как, впрочем, и у Шнитт-лука. Ваши так называемые луковицы — просто небольшие утолщения в нижней части пера. Я же на своем цветочном стебле выращиваю настоящую прикорневую луковицу и множество маленьких деток-луковичек. Представляете, как удобно: не надо ждать, когда семена прорастут — сразу готовые луковички. Они у меня идут на размножение, а прикорневые луковицы едят.
  • Братцы, главное в нас не только то, как выглядят наши цветы и луковицы,
  • примирительно сказал Лук-порей, взмахнув веером своих длинных листьев, — главное, что все мы служим людям нашими витаминами.

Особенно мы богаты витамином С, как вы все знаете. Я, например, научился даже в зимний период его не расходовать, а, наоборот, накапливать. Мои молодые листья и стебли в свежем, вареном, сушеном и консервированном виде необыкновенно вкусны и питательны, и укрепляют человеку голос.

Долго братцы-луки своими достоинствами друг перед другом хвастались, пока не устали. Один Репчатый лук все время молчал, будто язык проглотил.

  • А ты что молчишь? — обратились к нему братья.
  • Да что говорить: обо мне и так все известно, — скромно произнес

Репчатый лук. — Вы на огородах — редкие гости, а меня в каждом огороде полным-полно. Не смотря на мой горький характер, люди давно взяли меня к себе на службу, и я помогаю им всем, чем могу.

В эту минуту в кухню вошли хозяйка и ее дочка.

  • Ой, как больно, — плакала девочка. — Зачем эта злющая оса ужалила меня? Посмотри, мама, у меня рука опухает.
  • Подожди, не плачь, — сказала хозяйка, доставая из корзины репчатый лук. Она разрезала луковицу пополам и велела дочке:
  • Скорее натри больное место половинкой луковицы. Старайся, чтобы на укус попало как можно больше лукового сока.

Девочка натерла луком больное место, и боль прошла, а от опухоли и следа не осталось.

  • Видишь, как быстро помог тебе репчатый лук, — сказала мама. — Всегда с ним дружи. Когда у нас с твоим папой свадьба была, нам сплели огромный золотистый венок из репчатого лука, на счастье.
  • Разве счастье от лука зависит? — засмеялась девочка.
  • Счастье, может, и не от лука зависит, но древние обычаи не зря

придуманы, — задумчиво сказала мама. — Помню дедушка рассказывал нам о страшной чуме, которая пол города убила. Однако в те дома, где лук был ежедневным гостем, чума не посмела заглянуть. А бабушка рассказывала,

как она свою любимую корову от страшной эпидемии спасла. Повесила ей на шею луковый венок, и буренка ее осталась жива, когда другие коровы падали одна за другой. Наши предки не глупее нас были, не зря они детям на грудь луковки вешали, как талисман от всех бед и болезней. Если ты, доченька,

каждый день будешь съедать хотя бы по луковке, никакие болезни тебе не страшны.

  • Как хорошо, что у нас есть такой защитник, — ласково сказала девочка и вышла вместе с мамой из кухни.
  • Вот, оказывается, какой удивительный наш братец, Репчатый лук, — уважительно сказал Лук-порей. — Долго растет, да много пользы приносит.
  • Тише едешь, дальше будешь, — тихо прошептал Лук-слизун, и все луки почтительно склонили зеленые листья в сторону своего Репчатого собрата.

Приложение 2

Анкета для родителей «Что вы знаете о луке?»

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на перечисленные вопросы. Это поможет правильно организовать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.

  1. Лук относится:

А) к фруктам Б) к овощам

  1. Где выращивают лук? А) В саду

Б) На огороде

В) Другой вариант ответа         

  1. Какие виды лука вы знаете?

  1. Как часто вы используете лук в своем обиходе? А) Каждый день

Б) Очень редко В) Не использую

  1. Какие целебные свойства лука Вы знаете? А) Помогает от кашля

Б) Защищает от бактерий

В)Другой вариант          

Приложение 3

Загадки о луке

  1. Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

  1. Не умеет он смеяться, И не любит раздеваться.

Кто кафтан с него снимает, Часто слѐзы проливает. (Лук)

  1. Очень горький - но полезный! Защищает от болезней!

И микробам он не друг - Потому что это - ... .

(Лук)

  1. Кто на свете всех полезней, Кто спасѐт от всех болезней, Кто обидит нас без рук? –

Маленький, коварный...

(Лук)

  1. Никого не огорчает,

А всех плакать заставляет. (Лук)

Приложение 4

Конспект занятия «Посадка лука репчатого на перо в средней группе» Задачи:

  1.         Способствовать формированию навыка посадки мелких луковиц на перо.
  •         с помощью условной мерки отмерить расстояние до бороздки, наметить бороздку поперѐк ящика;
  • сделать две лунки по линии бороздки, используя глазомер;
  •         опустить лук-севок «по плечики» прижать, присыпать (по необходимости) проверить «ножницами»;
  • опрыскать землю вокруг луковички из пульверизатора.
  1.         Упражнять в использовании ранее полученных знаний о луке как овоще, его значении и использовании человеком.
  2.         Расширять представления детей о многообразии растительного мира. Знакомить детей с видоизменении строения лука: подземная часть растения

– корень стебель, листья. Наземная часть растения – листья.

  1.         Побуждать к самоконтролю терпеливому поведению, во время коллективной работы, аккуратности.
  2.         Настроить на внимательное и заботливое отношение к общему огороду.

Обогащение и активизация словаря: луковица, лук репчатый, бороздка, лунка, мерка, почва, корень, стебель, опрыскивать, пульверизатор.

Материал.

У воспитателя: модель строения лука, иллюстрации (плоды, листья, стебли, корни) овощей, употребляемых в пищу, карточки с условными

изображениями почвы, воды и света. Короб с землѐй, соответствующая

условная мерка шириной 8 см, палочка с отмеченной меркой на высоте 4.5 см. для формирования лунки, лук-севок.

У детей: короб с землѐй один на пять человек, условная мерка, шириной 8с и длиной равной ширине короба, одна на пять человек. Палочки с меркой на высоте 4.5 см., луковица на каждого ребѐнка. Пульверизатор один на подгруппу детей. Две таблички с названием и датой посадки.

Организация обстановки.

Организация обстановки

Предшествующая работа.

Земля перебрана и увлажнена, пересыпана в 2 короба ровным слоем Беседа о значении лука и его использовании человеком. Рассматривание

иллюстраций (плоды, листья, стебли, корни) овощей, употребляемых в пищу.

Рассматривание среза луковицы, составление модели строения лука.

Предшествующая работа

Ход занятия

Организационный момент

Дети рассаживаются полукругом.

В группе «появляется» доктор Айболит: здоровается с детьми, спрашивает, как они себя чувствуют, не болеют ли. Рассказывает о том, что весна — трудное время для организма, который становится слабым из-за нехватки витаминов. Доктор объявляет детям, что познакомит их с волшебным полезным овощем и загадывает загадку о луке

Он на грядке зеленеет. Под землѐю сам толстеет. От всех хворей и недуг

Нас спасѐт, конечно… лук!

  •         Показывает детям луковичку: «Я подарю вам свою знакомую луковичку»
  • Дети благодарят доктора
  1. часть

Воспитатель показывает детям луковицы:

  •         Ребята посмотрите, наша гостья привела к нам своих друзей. Давайте организуем в нашей группе свой маленький огород.
  • Что выращивают в огороде?
  •         Правильно, овощи! Овощами называют все части огородных растений, употребляемые в пищу (воспитатель показывает плоды, листья, стебли,

корни).

Затем обращает внимание на модель строения лука:

  •         Лук, как и все растения, имеет корень стебель и листья. Но наш лучок необычное растение. Просмотрите ребята, у лука есть наземная и подземная части.
  •         Подземный часть - луковица состоит из корня похожего на мочалку, стебля и листьев - сухих и сочных чешуек.
  • наземная часть – листья (зелѐные перья).
  • Лук – это непростой овощ, что вы о нѐм знаете?

Дети рассказывают о значении лука, его лечебных свойствах, о его использовании человеком: источник витамина С, необходимого для

укрепления организма после долгой полярной ночи; лечебные свойства лука: запечѐнная луковица лечит больное горло, луковый сок лечит насморк, заболевания кожи, укрепляет волосы; воины выпивали луковый сок перед

сражением, он долго и хорошо хранится зимой и т.д.

  • Молодцы ребята, много полезного и интересного вы знаете о луке,
  1. часть. Посадка.

Воспитатель показывает способ посадки лука, сопровождая показ объяснением:

  •         для посадки лука необходимо разметить бороздки. Чтобы луковицы посадить равномерно и им было достаточно места, я воспользуюсь меркой.
  •         Посмотрите, длина мерки равна длине бороздки, а еѐ ширина – расстоянию между бороздками. Я прикладываю мерку к краю моего короба

и с помощью палочки намечаю бороздку. Палочка, погружаясь в почву на небольшое расстояние «шагает» вдоль мерки.

Затем, педагог убирает мерку, демонстрируя получившуюся бороздку.

  •         Вот, какая получилась бороздка. Следующую я буду делать так же, приложив мерку к первой бороздке.
  •         Теперь необходимо сделать лунки для посадки луковиц. На каждой бороздке будет по две лунки, расстояние от края короба и между лунками я буду определять на глаз, оно должно быть одинаковым (можно

поинтересоваться у детей: “почему?”).

  •         для формирования лунки я воспользуюсь специальной палочкой. На ней есть отметка, которая мне поможет определить глубину лунки.
  • И так, эту палочку вращая, я погружаю в почву на глубину отметки.

Затем, помещаю в неѐ луковицу, корешком вниз «по плечики», прижимаю и присыпаю землѐй.

Можно поинтересоваться у детей: “Что делать, если лунка оказалась слишком глубокой? Что произойдѐт, если луковицу полностью засыпать землѐй?”

  • Луковица посажена. Мне нужно проверить - как хорошо я это сделала.

Для этого я воспользуюсь вот такими «ножницами» (воспитатель

складывает пальцы в виде ножниц, предлагает проделать тоже самое детям)

  •         «ножницами» пробую потянуть луковицу, если она выходит свободно, значит, луковица посажен плохо и его необходимо прижать лучше.
  •         В завершении, немного поливаю. Осторожно опрыскиваю почву вокруг севка из пульверизатора

Посадка лука детьми

Воспитатель приглашает детей подойти к столам. Обращает внимание на то, что они будут сажать вместе общий огород, для всей группы.

  •         Для посадки лука приготовлены два короба, поэтому мы будем работать группами.
  •         Первая команда (называются дети) будет работать за правым столом с синей табличкой, вторая команда (называются дети) - за левым столом, с жѐлтой табличкой.
  •         Дети распределяются вокруг столов. На доске вывешивается схема последовательности работы.

Посадка лука детьми

  •         Для каждой команды приготовлено по одной мерке, работать будем по очереди.
  • Чтобы наш общий огород получился красивым и правильным.

Необходимо терпеливо дожидаться своей очереди, не торопить и не мешать товарищу. Стараемся работать аккуратно.

  •         Дети приступают к посадке лука, педагог оказывает индивидуальную помощь

Заключительная часть.

Дети выполняют уборку своего рабочего пространства, вспоминают название проделанной работы, оценивают результаты, делятся впечатлениями.

Помещают табличку с названием и датой посадки. Приглашают доктора посмотреть на их огород. Доктор обходит детей, хвалит их: дарит им

условные обозначения «Почва», «Вода», «Свет» - необходимые условия для роста растений.

Приложение 5

Театрализованное представление

В огороде, на луковой грядке, среди других луковиц, росла маленькая Луковка.

Каждый день Хозяйка приходила в огород поливала овощи и срывала несколько луковых перышек. А Луковке очень хотелось знать, что же

происходит там, за высоким забором. Вот как-то раз Хозяйка забыла закрыть калитку в огород, и любопытная Луковка выскочила из грядки и ушла с огорода.

Много интересного увидела Луковка: здесь была и Курочка с цыплятами, и Козочка с козлятами, и Коровушка. Но больше всех ей понравился Петушок. Он важно прогуливался по тропинке.

«Вот бы с ним подружиться!» - подумала Луковка и подошла к Петушку.

  • Петя! Давай с тобой поиграем! – несмело предложила Луковка.
  • Вот еще! Я с такими маленькими, у которых семь одежек и все без застежек не играю! – сказал ей Петушок и гордо пошел прочь.

Луковка не очень расстроилась, ведь впереди было столько всего интересного. Она пошла дальше. Недалеко беленькая Овечка ела травку.

  • Овечка, поиграй со мной! – попросила Луковка.
  • У меня от тебя глаза щиплет. Кто с тобой играет, тот слезы проливает! – ответила Овечка и убежала.

Луковка огорчилась и побрела дальше. В высокой траве прыгал Барашек.

«Вот кто со мной поиграет!» - подумала Луковка.

  • Барашек, можно я с тобой попрыгаю, - попросила Луковка.
  • Фу! Ты плохо пахнешь! Уходи! – ответил Барашек.

Луковка заплакала и уже хотела убежать на грядку, в огород. Но услышала, что кто-то хрипло квакает под кустом. Заглянула, а там сидел Лягушонок и хрипло квакал.

  • Что с тобой случилось, Лягушонок?
  • Прошел холодный дождь, я намочил лапки и простыл, - ответил ей Лягушонок.
  • Я тебе помогу! Съешь мое луковое перышко и тебе станет легче. Съел Лягушонок зеленое луковое перышко и сразу выздоровел.
  • Видно правду говорят: от ста недуг нас излечит горький лук! Спасибо тебе Луковка. Давай с тобой играть!

Увидели Петушок,

Овечка и Барашек, как весело играют Лягушонок и Луковка, и попросились в игру. Так Луковка обрела много новых друзей

Приложение 6

Сценка «Спор овощей».

Овощи (хором): Кто из нас, из овощей, и вкусней, и нужней? Кто при всех болезнях будет всем полезней?

Хозяйка: Выскочил горошек — ну и хвастунишка!

Горошек (весело):

Я такой хороший зелененький мальчишка! Если только захочу, всех горошком угощу.

Хозяйка: От обиды покраснев, свекла проворчала: Свекла (важно):

Дай сказать хоть слово мне, Выслушай сначала:

Свеклу надо для борща,

для винегрета.

Кушай сам и угощай — Лучше свеклы нет!

Капуста (перебивая):

Ты уж, свекла, помолчи! Из капусты варят щи!

А какие вкусные Пирожки капустные! Зайчики-плутишки Любят кочерыжки.

Угощу ребяток Кочерыжкой сладкой. Огурец (задорно):

Очень будете довольны, Съев огурчик малосольный! А уж свежий огурчик

Всем понравится, конечно! На зубах хрустит, хрустит… Я могу вас угостить!

Редиска: (скромно):

Я — румяная редиска.

Поклонюсь вам низко-низко. А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем! Морковь (кокетливо):

Про меня рассказ не длинный. Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок и грызи морковку — Будешь ты тогда, дружок, крепким,

сильным, ловким!

Хозяйка: Тут надулся помидор и промолвил строго: Помидор: Не болтай, морковка, вздор.

Помолчи немного!

Самый вкусный и приятный, Уж, конечно, сок томатный!

Хозяйка: Витаминов много в нем. Мы его охотно пьем!

У окна поставьте ящик, Поливайте только чаще, И тогда, как верный друг, К вам придет зеленый… Дети: Лук.

Лук: Я — приправа в каждом блюде. И всегда полезен людям.

Угадали? Я ваш друг.

Я — простой зеленый лук. Картошка: Я, картошка, так скромна, Слова не сказала.

Но картошка всем нужна: И большим, и малым

Приложение 7

Физкультминутка

  1. В огороде поутру погляди на грядку: наклоны вперед - назад
  2. Лук зеленый на ветру делает зарядку. потягивание вверх;
  3. На зарядку встали вряд репа и редиска, ходьба на месте;
  4. Там листочки вверх глядят, поднять руки вверх, помахать
  5. Здесь – пригнулись низко. присесть

Пословицы и поговорки про лук:

Сидит Ермолка на грядке – сам весь в заплатках. Лук во щах – и голод прощай.

Сидит тапка в семи юбках; кто ни глянет, всяк заплачет. Лук – от семи недуг.

Стихи о луке

У окошка лук зелѐный, Ярким солнцем освещенный, Стрелы вытянулись в ряд, Как солдатиков отряд.

Знают все, что лук полезен, Витаминами богат,

Но немного горьковат. В этом лук не виноват. От природы он такой,

Очень скромный и простой. Ешьте все зелѐный лук,

Он здоровью верный друг!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Лук от семи недуг"

Проект "Лук от семи недуг" был осуществлен с детьми младшего дошкольного возраста. Была выбрана тема проекта, разработана документация. В проект была включена теоретическая, практическая и продуктивна...

Проект "Лук от семи недуг"

Долгосрочный проект для детей старшего возраста "Лук от семи недуг"...

Название проекта: «Лук от семи недуг»

Тема: Посадка лука.Цель: обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотвор...

Проект "Лук от семи недуг"

Поект  "ЛУК ОТ СЕМИ НЕДУГ"...

Проект "Лук от семи недуг"

Содание в группе огорода на подоконнике....

проект "Лук-от семи недуг"

Лук от семи недуг...

Проект "Лук от семи недуг"

Проект с дошкольниками средней группы....