Картотека пальчиковой гимнастики для детей старшей группы
картотека (старшая группа)

Бодунова Людмила Константиновна

В стихотворной форме  составлены упражнения для пальчиковой гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchword_3.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  пальчиковой гимнастики  для детей  старшей группы


Октябрь

Тема недели: «Лес. Деревья Оренбургского края».

Понедельник: «Клён».

За окном сосулька тает,
Ветер тучи рвёт в клочки
. («рвать» клочки),
Разжимает, разжимает (
разжимать кулачки),
Клён тугие кулачки.
Прислонился он к окошку. 
(ладони вместе прижать к щеке)
И, едва растает снег,
Мне зелёную ладошку 
(протянуть ладошки вперед),
Клён протянет раньше всех. 
(сжимать и разжимать кулачки)

Вторник: «Берёзка».

Падали листочки осенью с берёзки
(сжимаем кулачок).
Зимушка снежинки вешала на ветки
(смыкаем поочерёдно пальчики большой и указательный, большой и средний и т.д.).
А весною почки лопались на ветках
(хлопаем в ладоши).
Угощала соком белая берёзка
(ручки в горсть — «пьём»).
Летом зеленели листья на берёзе,
Укрывая деток от летнего зноя.
(закрывают ладонями голову)

Среда: «Деревья».

Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга)
Разные растут деревья: 
(открывают ладони и растопыривают пальцы)
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна. 
(соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони — «крона»)
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза. 
(«фонарики» с движением сверху вниз)
Как во полюшке былинка,
Тонкая растет осинка. 
(показывают указательный палец, остальные — сжаты в кулак)
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер. 
(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)
Липа цветом зацвела, 
(собирают пальцы в щепотку — «бутон»)
Пчелок в гости позвала. 
(делают круговые вращения указательным пальцем — пчелы летят)
Ель иголки распушила 
(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)
И грибочки все закрыла. (
показывают гриб: указательный палец — ножка, ладонь сверху — шляпка)
Шелестят листвой деревья, 
(трут ладони друг о друга — «шуршат»)
Словно разговор ведут, 
(стряхивают ладони)
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости к себе ждут. 
(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны — показывают птиц).

Четверг: «Прогулка в лесу».

Пальчики пошли гулять,
(шагаем по столу)
Раз, два, три, четыре, пять.
(загибают поочередно пальчики от большого к мизинцу)
Были в поле и в лесу,
(перекрещиваем руки в запястьях и растопыриваем пальчики в разные стороны)
Видели они лису.
(над головой делаем острые ушки, как у лисички)
Пальчики пришли домой,
(шагаем пальчиками по столу)
Пальчик потерялся: ой!
(указательным одной руки прижимаем большой палец другой руки)

Пятница: «Листья».

Разбросала осень листья, (делают волнообразные движения ладонями)
Разукрасила их кистью.
(делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз)
Мы в осенний парк пойдем,
(«шагают» пальцами обеих рук)
В букеты листья соберем.
(скрещивают ладони с растопыриванием пальцев)
Лист кленовый, лист с осинки,
(поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на название каждого листа)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз.
(звонко хлопают в ладони)


Октябрь

Тема недели: «Перелётные птицы».

Понедельник: «Грачи».

Мы лепили куличи. («Лепить пирожок»)
Прилетели к нам грачи
. («Помахать крыльями»)
Первый грач испек пирог, 
(Загибать пальчики по очереди на одной руке).
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять, 
(Загибать пальчики на другой руке).
Выходи грачей считать.

Вторник: «Десять птичек- стайка».

Десять птичек — стайка.
Пой-ка, подпевай-ка: 
(Спокойные взмахи расслабленными ладонями)
Эта птичка — соловей, (Загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца левой руки)
Эта птичка — воробей, Эта птичка — совушка, сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка, серенькое перышко. 
(Загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца, правой руки)
Это-зяблик, это — стриж. Это — развеселый чиж.
Ну а это — злой орлан.
Птички-птички, по домам (
Обе ручки быстро сжать в кулачки, «пряча птичек»)

Среда: «Кукушка».

Ку-ку, ку-ку, кукушечка,
(ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону четыре раза)
Лети скорей в лесок,
(слегка разведите руки в стороны и три раза взмахните ладонями, как крыльями)
Ку-ку, ку-ку, кукушечка,
(ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону четыре раза)
Подай свой голосок.
(слегка разведите руки в стороны и три раза махните ладонями, как крыльями)

Четверг: «Ласточка».

Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
— За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну-красну.
(на каждую строчку большой пальчик «здоровается» дважды со всеми пальцами, начиная с указательного, сначала на правой, потом на левой руке)

Пятница: «Птички».

В гости к нашей сестричке
Весной прилетали птички:
(поднять обе руки и помахать кистями, изображая крылья птиц)
Эта птичка — совушка,
Ну а эта — скворушка.
Эта птичка — воробей,
Ну а эта — соловей.
Эта — дятел, эта — стриж,
Эта же — поющий чиж,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — свиристель,
Ну а это издалека
Прилетела к нам сорока.
(называя птиц, поглаживать, разминать или растирать поочередно каждый палец)


Октябрь

Тема недели: «Домашние животные и птицы».

Понедельник: «Домашние птицы и их птенцы».

Есть у курицы цыпленок,

(большие пальцы поочередно

касаются остальных, начиная с мизинца)

У гусыни – есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

У каждой мамы малыши

(показывают пальчики, играя ими)

Все красивы, хороши!

(шевелим ладошками в разные стороны)

Вторник: «Домашние животные и их детёныши».

Довольна корова своими телятами,

(пальцы зажаты в кулак,

поочередно разгибаем пальцы, начиная с больших)

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами.

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

А я довольна своими ребятами!

(показывают на себя и разводят ладони в сторону)

 Среда: «Домашние птицы».

Куры, гуси, да индюшки

Наклевалися петрушки,

Закусили лебедой,

Побежали за водой.

(дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки с большим пальцем, начиная с указательного).

Далее рука меняется, далее выполнение двумя руками одновременно.

 Четверг: «Детеныши домашних животных».

У мамы кошки есть котенок,

(поочередно соединяем пальцы правой руки с большим)

У мамы козочки — козленок.

(поочередно соединяем пальцы левой руки с большим)

А у собаки есть сынок -

(сжимаем — разжимаем пальцы обеих рук)

не собачонок, а щенок!

(одновременно соединяем пальцы обеих рук с большими пальцами)

 Пятница: «Котёнок».

поочередно «кусаем» пальцами одной руки ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха.

 

Кусается сильно котенок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

(смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»


                                                              Октябрь

Тема недели: «Дикие животные. Подготовка диких животных к зиме».

Понедельник: «Шуба».

Шуба серая у волка,
Шуба ежика в иголках,
Шуба рыжая лисы —
Удивительной красы.
Шуба белая у зайца,
У медведя — бурая.
(поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб»)
Не страшны ему дожди
И погода хмурая.
(качают головой из стороны в сторону)

Вторник: «Белочка».

Сидит белка на тележке,
(хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно)
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому –
(загибают по одному пальцы, начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
(ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками)

 

Среда: «Ёжик».

Мы нашли колючий шарик,
Нам его не удержать.
Шарик крутится в ладошках,
Шарик хочет убежать.
(дети крутят между ладонями массажные мячи)
Шарик наш живой и теплый,
На кого же он похож?
(смотрят на мяч, держа его в ладонях)
Прыгнул шарик на дорожку —
Оказалось…это еж!
(дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу)

Четверг: «Зайка».

Мчится без оглядки,
(хлопаем в ладошки)
Лишь сверкают пятки.
(ударяем кулачками друг о друга)
Мчится что есть духу,
(руки сцепляем в замок и шевелим пальчиками)
Хвост короче уха.
(ударяем кулачками друг о друга)
Живо угадай-ка:
Кто же это?
(хлопаем в ладошки)
Зайка!
(показываем указательными пальцами «зайку»)

Пятница: «Лиса».

Лиса, лисонька, красавица,
Всем она очень нравится.
(потирают руки)
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
(растопыривают пальчики, поворачивают и поглаживают их)
По лесу важно бродит,
(«ходят» пальцами по столу)
Страх на зайцев наводит.
(стучат кулаками по столу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста

Консультация  для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного  возраста...

НОД на тему:"Хлеб - всему голова" для детейстаршего дошкольного возраста

Необходимо добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, уважительного и бережного отношения к хлебу....

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Презентация "Развитие навыков ориентировкив пространстве у детейстаршего дошкольного возраста".

Дошкольный возраст имеет большое значениев жизни человека,в развитии его психических свойств,процессов, качеств,личности.Велико значение этого возраста в формировании пространственных ориентаций.Эта о...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...