ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ И ПОХОДОВ
консультация (старшая группа)

Бодунова Людмила Константиновна

консультация для воспитателей по организации экскурсий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ И ПОХОДОВ

консультация для воспитателей

  • В последние годы все ученые отмечают тенденцию к снижению двигательной активности всех детей, в частности дошкольного возраста. Этому способствуют многие факторы: телевизор и компьютер заменяют современным детям общение со сверстниками и игры, чрезмерное увлечение родителей ранним интеллектуальным развитием малышей ведёт к ухудшению их физического развития, очень высокая занятость родителей на работе препятствует совместной двигательной деятельности: всё меньше семей можно встретить на лыжне, катке, в парке, лесу.
  • Снижение двигательной активности не проходит для ребёнка дошкольного возраста даром: понижается эмоциональный тонус, ухудшаются показатели сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, снижаются работоспособность и выносливость. Гиппократ говорил: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны войти в быт каждого, кто хочет сохранить здоровье, полноценную и радостную жизнь». Пешие прогулки-походы, экскурсии — одна из наиболее эффективных форм работы, где можно решать эту проблему. Они играют важную роль в образовательном процессе учреждения дошкольного образования.
  • Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ здорового образа жизни и представляет широкие возможности для физического воспитания посредством детского туризма.
  • Значение детского туризма очень велико. У ребят развиваются такие качества, как: самодисциплина, решительность, целеустремлённость, настойчивость при достижении цели, коммуникативные способности общения со сверстниками, умение владеть собой, мыслить и принимать самостоятельно решения.
  • Экскурсии и прогулки по территории детского сада, предусматривающие реализацию оздоровительных, познавательных, воспитательных задач, можно проводить уже с детьми трёх-четырёх лет. С детьми старшего дошкольного возраста, отличающимися довольно высокой степенью самостоятельности и организованности, что является непременным условием организации более продолжительной и сложной по содержанию и методике проведения двигательной деятельности в природе, можно проводить пешие прогулки-походы за пределы учреждения дошкольного образования.
  • Туристская прогулка в парк, на луг, к реке, пруду — это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Они оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.
  • Бесспорна ценность дошкольного туризма в оздоровлении и физическом развитии ребёнка. Коллективные пешие прогулки-походы способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребёнок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит, Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребёнке организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность.
  • Обязательной составной частью туристской прогулки является работа по ознакомлению детей с историей родного края. У воспитанников развивается любознательность, расширяется кругозор, формируются первичные представления о традициях и культуре народа, закладываются основы национального самосознания.
  • На туристских прогулках дети приобщаются к удивительному миру природы. Неслучайно великий русский педагог К.Д. Ушинский считал: «Логика природы есть самая доступная для детей логика». Природа воздействует на ребёнка своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в её тайны. Умелый воспитатель не упустит возможности обратить внимание детей на красоту пейзажа, на особенности сезонных и суточных изменений.
  • Туристские прогулки, походы и экспедиции могут иметь разные цели:

*   оздоровительные (закаливание, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление);

*   спортивно-тренировочные (физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, ориентированию на местности, тактике действий в экстремальных ситуациях);

*   познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями);

*     развлекательные (игры, соревнования, конкурсы знатоков природы, походных песен и т.п.);

*   эстетические (художественно-творческая деятельность в природе: рисование, сочинительство и т.п., общение с друзьями).

  • Цели прогулок могут объединяться, по-разному комбинироваться, а могут определяться в качестве основных и единственных. В зависимости от главной цели туристские прогулки с детьми дошкольного возраста делятся на разные виды.
  • 1.  Спортивно-тренировочные предполагают прохождение более длительного маршрута повышенной сложности (с преодолением разнообразных естественных препятствий или прохождением трассы с изменяющимся рельефом), обучение элементам ориентирования на местности сначала по расположению природных и социальных объектов, затем — по карте, компасу. На длительном привале дети преодолевают полосу препятствий, участвуют в подвижных играх с элементами соревнования.
  • 2.  Краеведческие прогулки могут быть направлены на изучение особенностей природы родного края и проводятся с целью экологического образования детей. В структуру прогулки на длительном привале может быть включено занятие по рисованию (предложить порисовать с натуры или изобразить наиболее понравившийся пейзаж).
  • 3.  Развлекательные. В конце месяца, сезона, когда подводится некий итог проделанной работы, а интерес к туризму может слегка угаснуть, организуются прогулки с элементами развлечений, сюрпризами, увлекательными конкурсами и подарками. В таком мероприятии могут участвовать более одной группы детей, родители, сотрудники учреждения дошкольного образования.
  • Пешие прогулки-походы целесообразно планировать в соответствии с циклическим принципом, что даёт возможность комплексного подхода к оздоровительно-воспитательной работе с дошкольниками через установление тесной связи разных видов детской деятельности, а также обеспечивает преемственность в содержании, формах и методах работы учреждения дошкольного образования.
  • Сущность циклического принципа: в соответствии с сезоном выделяются осенний, зимний и весенне-летний циклы. Каждый цикл — это неразрывное единство трёх взаимосвязанных частей: подготовки, проведения и подведения итогов туристских прогулок. С учётом климатических и погодных условий (а также возможностей учреждения дошкольного образования) определяется частота проведения туристских прогулок в течение года.
  • Периоды межсезонья, когда проведение прогулок затруднено в связи с погодными условиям? можно использовать для организации подготовительных; заключительных этапов цикла. Таким образом, разнообразие тематики и содержания туристских прогулок обеспечивает возможность комплексного развития личности ребёнка. Однако при этом неизменными должны оставаться структура прогулки в целом и оздоровительная направленность её двигательного содержания.
  • В то же время при организации туристской деятельности могут возникнуть некоторые проблемы.
  • Если учреждение дошкольного образования значительно удалено от лесопарковой зоны, то данная форма работы возможна лишь как эпизодическая.
  • В этом варианте туристские прогулки будут иметь значительно меньший оздоровительно-воспитательный эффект, но в любом случае от туризма не стоит отказываться совсем.
  • Этапы работы по организации пеших прогулок-походов складываются из нескольких направлений: работа с детьми, родителями, педагогами и сотрудниками учреждения дошкольного образования:

Подготовительный этап.

1.  Работа с родителями.

*   Коллективные обсуждения занятий туризмом и принятие совместных решений.

*   Информирование о начальном содержании данной работы.

*          Советы по поддержанию единых  требований к распорядку дня ребёнка (особенно в выходные дни), проведению закаливающих мероприятий, созданию оптимальных условий для удовлетворения его потребности в активной двигательной деятельности.

*  Подготовка одежды и личного походного снаряжения ребёнка.

*  Продумывание заранее вопроса питания детей.

2.  Работа с детьми.

  • Чтобы процесс подготовки доставлял воспитанникам удовольствие, важно осуществлять его через интересную совместную деятельность педагога и детей. Это может быть свободная беседа, в ходе которой дети обмениваются имеющимся опытом семейных походов, поездок, делятся полученными впечатлениями. Необычность и новизна сообщаемых педагогом фактов, сопровождаемых рассматриванием иллюстраций, слайдов, предметов туристского снаряжения, чтением художественной, энциклопедической литературы, вызывают яркие эмоциональные реакции воспитанников, развивают их воображение, побуждают к размышлениям, способствуют поиску новых знаний, желанию овладеть туристскими умениями.
  • Можно организовать художественно-творческую и игровую деятельность детей, направленную на достижение значимого для всех результата. Она может быть связана с изготовлением специальных эмблем и значков для участников похода, подготовкой и оформлением группового и личного снаряжения, разучиванием походных песен.
  • С целью обучения первоначальным основам ориентирования на местности на подготовительном этапе рекомендуется организовать игровые занятия по лепке из пластилина рельефных основ (возвышенностей и впадин), рисованию отдельных деревьев, леса, реки. Дети старшей группы легко овладевают простейшими топографическими знаками: графическими изображениями дорожек, тропинок, построек, отдельно стоящих деревьев и кустарников и т.д. Ориентирование удачно сочетает в себе физические и умственные нагрузки в интересной для воспитанников деятельности (в помещении и на воздухе), учит быстро и точно оценивать ситуацию, логически мыслить, рассуждать, делать выводы, читать карту-схему, сравнивать её с местностью, сопоставлять, выбирать рациональный путь движения при поисках контрольных пунктов. Много возможностей для проведения таких игр представляют прогулки в любое время года.
  • Эффект дают специально подобранные дидактические игры, развивающие упражнения, кроссворды, загадки, направленные на усвоение правил безопасного поведения в природе и во время движения по улице, способов ориентировки. Особое внимание должно быть уделено физической подготовке детей к туристским прогулкам (общей и специальной). Однако эта работа не должна проводиться в ущерб другим занятиям.
  • Общая физическая подготовка осуществляется в процессе физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и упражнений на прогулке, физкультурных досугов.
  • Специальная физическая подготовка проводится с целью развития выносливости и подготовки детей к длительным динамическим нагрузкам во время туристских прогулок. Хороший эффект дают дозированная ходьба, ежедневные пробежки, подвижные и спортивные игры с бегом и прыжками.

3.  Работа с педагогами.

*   Подборка необходимого информационного материала для родителей.

*           Обследование места проведения туристского похода, разработка схемы маршрута.

*   Составление конспекта проведения туристского похода.

*   Подготовка спортивного оборудования.

*  Проведение консультаций для воспитателей групп, идущих в поход.

  • Основной этап включает в себя непосредственное проведение пеших прогулок-походов и предполагает проведение следующих мероприятий:

*  согласование с участниками туристского похода даты и места проведения;

*          ознакомление всех участников с содержанием похода;

*          обсуждение снаряжения и спортивного инвентаря, которое необходимо взять с собой;

*          совместный сбор и отправление к месту проведения туристского похода, собственное воплощение сценария проведения.

  • Заключительный этап:

*          анализ работы по организации и проведению туристических походов;

*          дальнейшее планирование проведения туристских походов.

  • Не многим детям удаётся испытать прелесть большого путешествия: разве только мама с папой у них завзятые туристы и отправляются в поход с малышом в рюкзаке. Но предоставить детям возможность поиграть в путешествие можно. Тем более что продолжительная прогулка в соседнем лесу или парке, полная приключений и неожиданных находок, вполне воспринимается ими как самое настоящее событие. Тут и клад можно искать, и спасать сказочных персонажей, и добывать для себя волшебную силу или украшения для праздника — можно много разного придумать. Главное, чтобы педагогу хватило фантазии. Ну, а подготовка к путешествию — даже однодневному — дело серьёзное. Здесь нужны и физическая выносливость, и туристские навыки, и умение ориентироваться на местности. Не говоря уж о необходимости взаимопомощи и поддержки: без неё настоящим путешественникам никак не обойтись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Организация семейных прогулок-походов"

В консультации даны рекомендации родителям, как можно организовать семейный досуг....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "Организация семейных прогулок - походов"

Недостаточная двигательная активность - ГИПОДИНАМИЯ – отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей.Поэтому одним из средств физического воспитания являются прогулки - пох...

Экскурсии и походы как формы работы с семьями воспитанников

     Для того, чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребёнок в детском саду, но и непосредственно участвовать в совместной с ними деятельности, а также...

«Осенняя экскурсия». Прогулка – поход в осеннее время года со старшими дошкольниками

laquo;Осенняя экскурсия». Прогулка – поход в осеннее время года со старшими дошкольниками...